Урок- игра: «Умники и умницы»
Тема: «Класс птиц»
Цель урока: Проверить уровень теоретических знаний,вызвать познавательный интерес к предмету
Задачи урока:
1.Углубить и расширить знания о птицах, активизировать учащихся на изучение дополнительного материала.
2.Развитие памяти,мышление, сообразительности.
3.Воспитание творчества, активности. бережное отношение к природе.
Оборудование :набор рисунков, таблиц, открыток с изображением представителей разных отрядов класса птиц; ордена «умники и умницы», разноцветные дорожки.
Вступительное слово учителя: Добрый день,дорогие умники и умницы!
Я приветствую вас на игре «Умники и умницы»!
В цепи человек стал последним звеном,
И лучшее все воплощается в нем.
Как тополь вознесся он гордой главой,
Умом одаренным и речью благой,
Вместилища духа и разума он.
Весь мир бессловесных ему подчинен.
Пусть эти слова,знаменитого Фирдауси,станут эпиграфом сегодняшней встречи.
Условия игры: Игра будет проходить в три тура.Для выбора участников проводится викторина. Те, кто больше ответит на вопросы викторины,станут участниками игры.
Викторина:
1.Кого называют лесным доктором или санитаром леса? (Дятел,так как уничтожает короедов)
2.Что изучает орнитология? (птиц)
3.Что изучает семиотика? (язык животных)
4.Могут ли птицы работать почтальонами? (да. голуби)
5.Как пьют голуби воду? (сосут воду, опустив клюв)
6.Какие птицы ночуют, зарывшись в снегу? (тетерев, рябчик)
7.Кого называют пернатой кошкой? (сову)
8.Какой детеныш еще не родился, а уже отдан на воспитание? (кукушонок)
9.Что внутри птичьих костей? (воздух)
10.У какой птицы глаза сдвинуты к затылку и почему? (вальдшнеп достает пищу, втыкая клюв глубоко в землю)
11.Есть ли у птицы зубы? (у птенцов – яйцевой зуб - треугольный выступ на клюве)
12.Птица-символ мира? (голубь)
13.Самая маленькая птица? (колибри - шмель, ее вес 1,7 грамм)
14.Свяшенная птица древнего Египта? (ибис)
15.За что коллекционеры ценят яйца сладкоголосых тикаму?
(они покрыты глазурью разного цвета-желтого, серого, голубого, винно-красного, черного с блеском. Люди, увидавшие, принимают их за фарфоровые безделушки)
16.Собрание глухарей в брачный период? (ток)
Первый тур
Задания по клеточкам. Участники сами выбирают клетки
А-красная дорожка: 1.Сказка о домашней птице, которая могла бы послужить
(2-вопроса) неплохим источником доходов для бабки с дедом?
(курочка ряба)
2.Когда температура тела у воробья выше -зимой или летом?
(температура птиц постоянная)
Б-зеленая дорожка: 1.Басня о птице, так и не сумевшей сытно перекусить из-за наглости
(3 вопроса) рыжей плутовки. ( ворона и лисица)
2.Ночная,хищная птица Казахстана, дальнозоркая имеющая угол
зрения одного глаза = 160 градусам? (сова)
3.Перечислить признаки приспособления птиц к полету?
В-синяя дорожка: 1.Птица. с золотым украшением на голове, стоящая на службе у царей.
(4-вопроса) (золотой петушок - «Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкин)
2.Степная птица Казахстана, о которой один зоолог писал: «По видимому,
на них танец действует так же заразительно, как на нас смех»
(журавль-красавка)
3.В тропическом лесу Центральной Африки водится птичка, похожая на
дятла. Ее называют медовым проводником. Увидев человека, она криком
приглашает следовать за ней. Самое интересное, что эта птица не
интересуется ни пчелами, ни медом. А что ее привлекает?
(воск, он хорошо ею усваивается)
4.Какие железы расположены в коже птиц, каково их значение?
Второй тур
Викторина: Узнайте название птиц, упомянутых в литературных произведениях, песнях, пословицах.
1.На верхушке пестрый ___________,белке домик конопатил.(дятел- С.Маршак )
2.Над седой равниной моря, гордо реет______________(буревестник- М.Горький )
3.Жили у бабуси, два веселых_________.(гуся)
4.Как-то ночью к телефону _______вызвала_________(цапля-ворону С.Маршак )
5.______,_______,взлети выше солнца и степи с высот огляди.(песня «Орленок»)
6.И _________, тоже плачут. (гагары -М. Горький)
7.Той кость овладеть ________захотелось, и сверху вниз как ____налетел.(вороне-ястреб-басня)
8.Вы слыхали как поют_____ (дрозды-песня «Дрозды»)
9.Хоть боимся мы волка и______(сову-песня из фильма «Бриллиантовая рука»)
10._______,_________,не будите солдат (соловьи-соловьи-песня)
11.За что _________,хвалит __________? За то, что хвалит он______.
( кукушка-петуха-басня И.Крылова «Кукушка и петух»)
12.У дороги____, у дороги ___,он стоит, волнуется чудак. (чибис-песня)
Задания второго тура
А-красная дорожка:1Сказка о невзрачности птенца, выросший и ставший
прекрасной птицей. ( «Гадкий утенок» -Г.Х.Андерсен)
2.Птица Каспийского побережья и некоторых озер Казахстана,
Кормящая птенцов птичьим молоком и кровью.(Фламинго)
Б-зеленая дорожка: 1.Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца маленькой
девочки. (Гуси-лебеди)
2.Птица Красной книги Казахстана, питающаяся мелкими
грызунами, восприимчивая к змеиному яду,но в борьбе со змеями,
выходящая победительницей, благодаря ловкости,
придупреждающей змеиный укус. (Змееяд)
3.Температура тела птиц выше, чем у млекопитающих. Какие
преимущества это дает птицам. Какие недостатки при этом
наблюдаются? (преимущество -энергия, необходимая при
полете; недостатки-затрата большого количества энергии)
В-зеленая дорожка:1. Какие птицы могут передвигаться по суше скользя на брюхе?
(пингвины)
2. У какой птицы хвост похож на струнный музыкальный
инструмент? (лирохвост, длина хвоста до 40 см)
3.Какие птицы выкармливают своих птенцов «птичьим молоком».
(Голуби, так как у них хорошо развит зоб-расширенная часть
пищевода, в период кормления выделяется творожистое
вещество, называемое « птичьим молоком.», которым птицы
выкармливают в первые время своих птенцов. Такое
вскармливание наблюдается у фламинго, трубконосые,
пингвины и др.)
4.Какая птица может нырять и бегать по дну?(оляпка)
Третий тур
( проводится среди набравших больше всего орденов)
Викторина-загадки.
1.Только солнце луч покажет,он стоит уже на страже
Песню звонкую поет, утро в гости к нам зовет. (петух)
2.Небольшая птичка, в небесах порхает, гнездышко-кувшинчик, сверху охраняет.
Если ж она низко у земли летает, это значит птичка, дождик предвещает. (ласточка)
3.Лишь только вечер на землю спустится, все стихло вокруг, стоит тишина,
Ее нарушает песнь маленькой птахи,от звуков, которой пылает душа.(соловей)
4.Клюв его кривуля, а нога ходуля,
В розовом уборе, до колен он в море.(фламинго)
5.В речке живет, быком ревет
Наряд –то птичий, а голос –бычий. (выпь)
6.Озеро как зеркало, на солнышке блестит,
На самой серединочке, красавица сидит
Крылышки вспушенные, хвостик приподнят,
Шея величавая откинута назад. (лебедь)
Задания третьего тура.
Красная дорожка:1.Когда эти птицы взлетают в воздух, кажется, что по небу летит
розовое облако. Эти птицы строят конусообразные гнезда.
(розовый фламинго)
2.Какие вы знаете виды перьев и какова их функция?
Зеленая дорожка:1. Какая птица с пучком перьев под клювом, любит глотать кости
целиком? (бородач-ягнятник)
2.Какие птицы кормятся, поют, купаются, собирают подстилку для
гнезд, даже спят и соединяются в брачном объятии? (стрижи)
3.Где у птиц вилочка? (в поясе передней конечности)
Синяя дорожка: 1.Кто из родителей императорского пингвина высиживает яйца?
(самец -в специальной складке кожи между лапами и брюхом,
чтобы яйца не соприкасались со снегом и льдом)
2.Почему у птиц нет мочевого пузыря?(у них концентрированная моча)
3.Почему в птиц никогда не попадает молния?(пух-изолятор)
4.Почему птицы иногда дружат с крупными животными?
(рядом с ними они находят пищу)
Финал
Блиц –турнир
(вышедшим в финал задаются вопросы)
1.Какие птицы на земле наиболее многочисленны? (куры-около 3-х миллионов)
2.Какая птица устраивает в лесу кузницу. ( дятел)
3.Почему в Новой Зеландии много птиц, не умеющих летать? (у них нет врагов)
4.Какая птица умеет летать вперед и назад, не разворачиваясь?
5.Какие птицы умеренного пояса могут размножаться несколько раз в год.(воробьи)
6.Почему у грифа шея голая? (из гигиенических соображений)
7.У каких птиц на ногах не хватает пальцев? (страусы)
8.Существуют сумчатые кенгуру, медведи, волки. А существуют ли сумчатые птицы?
(В Южной Америке-водоплавающая птица -пикапаре, под каждым крылом «карман» для переноски птенцов. Карман –кожистая складка с мягкими перьями, птенец сидит в нем даже при полете.)
Подведение итогов.
9
В-синие клетки: 1.Басня, где три представителя животного мира решили сдвинуть с места
(четыре вопроса) средство передвижения? (лебедь. рак, щука)
2.Краснокеповая, водоплавающая птица Казахстана,с черной шишкой
перед лбом) (лебедь-шипун)
3.Какая кость в строении нижней конечности есть только у птиц)
(цевка)
4.Чем птицы пережевывают пищу? (желудком)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок игра "Умники и умницы" »
Урок- игра: «Умники и умницы»
Тема: «Класс птиц»
Цель урока: Проверить уровень теоретических знаний ,вызвать познавательный интерес к предмету
Задачи урока:
1.Углубить и расширить знания о птицах, активизировать учащихся на изучение дополнительного материала.
2.Развитие памяти ,мышление, сообразительности.
3.Воспитание творчества, активности. бережное отношение к природе.
Оборудование :набор рисунков, таблиц, открыток с изображением представителей разных отрядов класса птиц; ордена «умники и умницы», разноцветные дорожки.
Вступительное слово учителя: Добрый день ,дорогие умники и умницы!
Я приветствую вас на игре «Умники и умницы»!
В цепи человек стал последним звеном,
И лучшее все воплощается в нем.
Как тополь вознесся он гордой главой,
Умом одаренным и речью благой,
Вместилища духа и разума он.
Весь мир бессловесных ему подчинен.
Пусть эти слова ,знаменитого Фирдауси ,станут эпиграфом сегодняшней встречи.
Условия игры: Игра будет проходить в три тура .Для выбора участников проводится викторина. Те, кто больше ответит на вопросы викторины ,станут участниками игры.
Викторина:
1.Кого называют лесным доктором или санитаром леса? (Дятел ,так как уничтожает короедов)
2.Что изучает орнитология? (птиц)
3.Что изучает семиотика? (язык животных)
4.Могут ли птицы работать почтальонами? (да. голуби)
6.Какие птицы ночуют, зарывшись в снегу? (тетерев, рябчик)
7..Кого называют пернатой кошкой? (сову)
8.Какой детеныш еще не родился, а уже отдан на воспитание? (кукушонок)
9.Что внутри птичьих костей? (воздух)
10.У какой птицы глаза сдвинуты к затылку и почему? (вальдшнеп достает пищу, втыкая клюв глубоко в землю)
11.Есть ли у птицы зубы? (у птенцов – яйцевой зуб - треугольный выступ на клюве)
12.Птица-символ мира? (голубь)
13.Самая маленькая птица? (колибри - шмель , ее вес 1,7 грамм)
14.Свяшенная птица древнего Египта? (ибис)
15.За что коллекционеры ценят яйца сладкоголосых тикаму?
(они покрыты глазурью разного цвета-желтого, серого, голубого, винно-красного, черного с блеском. Люди, увидавшие, принимают их за фарфоровые безделушки)
16.Собрание глухарей в брачный период? (ток)
Первый тур
Задания по клеточкам. Участники сами выбирают клетки
А-красная дорожка: 1.Сказка о домашней птице, которая могла бы послужить
(2-вопроса) неплохим источником доходов для бабки с дедом?
(курочка ряба)
2.Когда температура тела у воробья выше -зимой или летом?
(температура птиц постоянная)
Б-зеленая дорожка: 1.Басня о птице, так и не сумевшей сытно перекусить из-за наглости
2.Птица Каспийского побережья и некоторых озер Казахстана,
Кормящая птенцов птичьим молоком и кровью.(Фламинго)
Б-зеленая дорожка: 1.Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца маленькой
девочки. (Гуси-лебеди)
2.Птица Красной книги Казахстана, питающаяся мелкими
грызунами, восприимчивая к змеиному яду ,но в борьбе со змеями,
выходящая победительницей , благодаря ловкости,
придупреждающей змеиный укус. (Змееяд)
3.Температура тела птиц выше, чем у млекопитающих. Какие
преимущества это дает птицам. Какие недостатки при этом
наблюдаются? (преимущество -энергия, необходимая при
полете; недостатки-затрата большого количества энергии)
В-зеленая дорожка:1. Какие птицы могут передвигаться по суше скользя на брюхе?
(пингвины)
2. У какой птицы хвост похож на струнный музыкальный
инструмент? (лирохвост, длина хвоста до 40 см)
3.Какие птицы выкармливают своих птенцов «птичьим молоком».
(Голуби, так как у них хорошо развит зоб-расширенная часть
пищевода, в период кормления выделяется творожистое
вещество, называемое « птичьим молоком.», которым птицы
выкармливают в первые время своих птенцов. Такое
вскармливание наблюдается у фламинго, трубконосые,
пингвины и др.)
4.Какая птица может нырять и бегать по дну?(оляпка)
Третий тур
( проводится среди набравших больше всего орденов)
Викторина-загадки.
1.Только солнце луч покажет ,он стоит уже на страже
Песню звонкую поет, утро в гости к нам зовет. (петух)
2.Небольшая птичка, в небесах порхает, гнездышко-кувшинчик, сверху охраняет.
Если ж она низко у земли летает, это значит птичка, дождик предвещает. (ласточка)
3.Лишь только вечер на землю спустится, все стихло вокруг, стоит тишина,
Ее нарушает песнь маленькой птахи ,от звуков, которой пылает душа.(соловей)
4.Клюв его кривуля , а нога ходуля,
В розовом уборе, до колен он в море.(фламинго)
5.В речке живет, быком ревет
Наряд –то птичий, а голос –бычий. (выпь)
6.Озеро как зеркало, на солнышке блестит,
На самой серединочке, красавица сидит
Крылышки вспушенные, хвостик приподнят,
Шея величавая откинута назад. (лебедь)
Задания третьего тура.
Красная дорожка:1.Когда эти птицы взлетают в воздух, кажется, что по небу летит
розовое облако. Эти птицы строят конусообразные гнезда.
(розовый фламинго)
2.Какие вы знаете виды перьев и какова их функция?
Зеленая дорожка:1. Какая птица с пучком перьев под клювом, любит глотать кости
целиком? (бородач-ягнятник)
2.Какие птицы кормятся, поют, купаются, собирают подстилку для
гнезд, даже спят и соединяются в брачном объятии? (стрижи)
3.Где у птиц вилочка? (в поясе передней конечности)
Синяя дорожка: 1.Кто из родителей императорского пингвина высиживает яйца?
(самец -в специальной складке кожи между лапами и брюхом,
чтобы яйца не соприкасались со снегом и льдом)
2.Почему у птиц нет мочевого пузыря?(у них концентрированная моча)
3.Почему в птиц никогда не попадает молния?(пух-изолятор)
4.Почему птицы иногда дружат с крупными животными?
(рядом с ними они находят пищу)
Финал
Блиц –турнир
(вышедшим в финал задаются вопросы)
1.Какие птицы на земле наиболее многочисленны? (куры-около 3-х миллионов)
2.Какая птица устраивает в лесу кузницу. ( дятел)
3.Почему в Новой Зеландии много птиц, не умеющих летать? (у них нет врагов)
4.Какая птица умеет летать вперед и назад, не разворачиваясь?
5.Какие птицы умеренного пояса могут размножаться несколько раз в год.(воробьи)
6.Почему у грифа шея голая? (из гигиенических соображений)
7.У каких птиц на ногах не хватает пальцев? (страусы)
8.Существуют сумчатые кенгуру , медведи, волки. А существуют ли сумчатые птицы?
(В Южной Америке-водоплавающая птица -пикапаре, под каждым крылом «карман» для переноски птенцов. Карман –кожистая складка с мягкими перьями, птенец сидит в нем даже при полете.)
Подведение итогов.
9
В-синие клетки: 1.Басня, где три представителя животного мира решили сдвинуть с места
(четыре вопроса) средство передвижения? (лебедь. рак, щука)