Доклад на тему «Приемы педагогической техники» / из опыта работы /
Доклад на тему «Приемы педагогической техники» / из опыта работы /
Школу делает школьный учитель.
Учителя разные – ведь они вырастают из учеников.
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды, приемы…
Вот учитель – мастер, виртуоз. Как по нотам играет он свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока.
Приемы педагогической техники – сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.
А теперь познакомимся с основными принципами педтехники. Их всего пять. Это немного, но на то они и принципы. Зато каждый из них реализуется с помощью гаммы конкретных приемов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Приемы педагогической техники» / из опыта работы /»
Доклад на тему
«Приемы педагогической техники»
/ из опыта работы /
Подготовила
учитель русского языка и литературы
ГУ СШ Кызылжарского
сельского округа города Аксу
Тайлакова Айгуль Дайкеновна
Содержание
Принципы педагогической техники
Дидактика
- Повышение интереса к учебному материалу.
- Повторение пройденного на уроке.
- Уровни и виды домашнего задания.
3. Игровая учебная деятельность.
Список использованной литературы.
Школу делает школьный учитель.
Учителя разные – ведь они вырастают из учеников.
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды, приемы…
Вот учитель – мастер, виртуоз. Как по нотам играет он свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока.
Приемы педагогической техники – сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.
А теперь познакомимся с основными принципами педтехники. Их всего пять. Это немного, но на то они и принципы. Зато каждый из них реализуется с помощью гаммы конкретных приемов.
ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА
Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвертые… Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека,- свобода! Никто из нас не любит навязанных действий, чуждых решений, отсутствия выбора. И особенно не любят этого дети.
Формулировка: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!
Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Вот только некоторые примеры свободного выбора: « В.Ф. Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у С.Н. Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске; И.П. Волков дает ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить и из какого материала».
ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ
« Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрый грек.
« Я хорошо знаю химию, литературу и историю»,- звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник не знает главного. ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня школьник / и даже студент / границы своей информированности и уж совсем в тумане – границы познания наук. Откуда ж тогда взяться любознательности, без которой всякое обучение – лишь воспитание исполнителей!
Формулировка: не только давать знания – но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
Нет, не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов – главное достояние школьника! Единственно оправданный и симпатичный вид жадности – жадность к познанию и саморазвитию. Вот его настоящее достояние! Ибо « образование не достигает точки насыщения».
И еще один момент. Какие задачи решают в школе? Так называемые « закрытые» задачи, то есть имеющие точное условие / из пункта А в пункт Б…/, строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие / как найти себе работу? спутника жизни? как увеличить прибыль предприятия? уменьшить вероятность аварии?../, разные пути решения, набор вероятных ответов. В этом зазор – между задачами школярски – закрытыми и жизненными, открытыми – зачастую проваливаются интерес учеников и , соответственно, наши образовательные усилия.
Формулировка: использовать в обучении открытые задачи. Нельзя птицу учить летать в клетке. Нельзя выращивать « творческий мускул», не вылетев на простор заданий « открытых» - допускающих разные подходы к решению, разную ступень углубления в существо проблемы, разные варианты ответов.
Давайте представим себе такую ситуацию. Вы хотите есть. На столе перед вами хлеб. Как быть?
Конечно, ответ очевиден, задачи пока нет. Но вот появляется дополнительное условие: возле стола – голодный лев. Он тоже –вы угадали – хочет есть. И ждет, когда за хлебом явитесь вы. Как быть? А вот это уже – изобретательская задача…
Итак, изобретательская задача ставит перед решателем вопрос: как быть, когда дополнительные условия делают очевидные решения невозможными, когда грамотного применения традиционных знаний / умений, навыков…/ недостаточно?
ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Напичканный знаниями», но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», - говорил академик Александр Львович Минц. А Бернард Шоу утверждал: « Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».
Доказательства? Да вспомним хотя бы выпускника педвуза, впервые пришедшего в класс. Его знания по дидактике, методике не были пропущены через деятельность, отлиты в рабочие приемы педтехники. И результат такой подготовки известен.
Формулировка: освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.
Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ – пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холостом режиме.
Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах…
ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Формулировка: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, - тем больше в ней механизмов обратной связи. Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет немыслим. Успешный урок тоже. Только учитель на уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания… Учитель не имеет « термометра настроения» или « высотомера понимания», но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.
ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ
Идеальность – одно из ключевых понятий теории решения изобретательских задач / ТРИЗ /. Психоаналитикам знаком принцип удовольствия, экономистам – принцип рентабельности, инженерам – принцип повышения коэффициента полезного действия / КПД /. Суть всех этих принципов едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами – затратами сил, нервов, времени, денег… Идеальность действия тем выше, чем больше польза и чем меньше затраты. В применении к педагогической технике это означает, что некоторые приемы и технологии были отброшены, несмотря на их полезность. Отброшены из-за низкой идеальности, то есть либо слишком много сил учителя они требовали для своего воплощения, либо слишком редких качеств. Наш идеал – чтобы учитель не уставал, не вырабатывался при самой высокой эффективности своего труда! Наверное, наш идеал, как и всякий другой идеал, недостижим. Но стремиться к нему полезно.
Формулировка: максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят ее подкрепить. А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга.
Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету: изменить значение любого параметра, который обычно остается постоянным или имеет вполне определенное значение; придумать фантастическое растение / животное и рассмотреть его в реальном биоценозе; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека…
Пример. Литература
- Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Разыграйте беседу в ролях.
Б) ЛОВИ ОШИБКУ! – объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать « опасные места» интонацией или жестом. Научите школьников мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Приучайте детей мгновенно реагировать на ошибки. Поощряйте внимание и готовность вмешаться!
В) ПРАКТИЧНОСТЬ ТЕОРИИ – введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
Говорят, « язык до Киева доведет». Да, язык может привести к успеху – если им правильно пользоваться. И здесь нет ничего полезней, чем умение задать нужный вопрос в нужное время, то есть сильный вопрос – такой, который избавит от необходимости задавать многие другие вопросы.
Попутно или в конце урока обсудите с ребятами, насколько удачными были их вопросы и полностью ли раскрыта тема. Противопоказано только одно – ругать за неудачный вопрос.
Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его.
Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного.
Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания.
Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.
Д) ВОПРОС К ТЕКСТУ – перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.
Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3 репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих. В целом технология применения этого приема та же, что и предыдущего.
И еще одна важная мысль, имеющая отношение ко всем приемам повышения интереса к учебному материалу: хороший учитель не только дает прочные знания – он еще и показывает их границы. Пусть на ваших уроках найдется место ОТКРЫТЫМ ПРОБЛЕМАМ: вот это, дети, мы изучили, а вот это и это осталось за пределами нашей программы; вот этого я не знаю сам; а вот этого пока не знает никто… природная любознательность выживает только на открытом пространстве знаний.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО НА УРОКЕ
Самый непродуктивный, утомительный и – увы! – распространенный способ повторения – традиционно – репродуктивный. Когда высшей учебной доблестью становится дословное повторение вслед за учителем или книгой.
Мы будем говорить о другом повторении – активном и развивающем. Главный принцип такого повторения – переход от репродукции к деятельности по применению и изменению полученного знания.
А) СВОЯ ОПОРА – ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.
Конечно, этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развернутого плана ответа.
Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.
Вариант: ученики обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по опорному конспекту соседа.
Б) ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ – ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
Затем одни ученики задают свои вопросы, другие по вызову учителя или спрашивающего одноклассника на них отвечают. Постепенно приучайте учеников к тому, чтобы система вопросов полностью перекрывала учебный материал.
Вариант: ученики попарно отвечают на вопросы друг друга.
В) СВОИ ПРИМЕРЫ – ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.
Г) ОПРОС – ИТОГ – в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока.
Например: что на уроке было главным? Что было интересным? / следует различать главное и интересное./ Что нового сегодня узнали? Чему научились?
На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек. Мнения, возможно, и не совпадут. Важно: учитель не должен добиваться « административными мерами», чтобы главным назвали именно то, что считает таковым он. Другое дело ө он может наравне со всеми высказать и свое мнение.
Д) ОБСУЖДАЕМ Д/З / домашнее задание / - учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?
При этом, естественно, изученный материал еще раз просматривается. Сильный учитель не даст манипулировать собой при таком обсуждении, но всегда учтет и мнение учеников. Прием при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания.
Прием особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно дает учитель, достаточно разнообразны. Поэтому далее мы рассмотрим группу приемов организации домашнего задания.
УРОВНИ И ВИДЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Вредный и достаточно распространенный педагогический прием – наказание домашним заданием повышенного объема или сложности. Психологическое основание его в том, что иные взрослые подсознательно / если не сознательно / убеждены: школьное образование – необходимый, но тяжелый и безрадостный труд. Поэтому много копий сломано по поводу домашнего задания на страницах педагогической литературы, особенно зарубежной. Задавать или нет? Каковы допустимые объемы и время на домашнее задание? Как оно влияет на успеваемость?
Не будем вдаваться в не слишком убедительные теоретические рассуждения. Мы уверены в одном: если уж задавать, то с максимальной пользой!
А) ТРИ УРОВНЯ Д/З – учитель одновременно задает д/з двух или трех уровней.
Первый уровень – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и ПОСИЛЬНО любому ученику, за обучение которого вы беретесь.
Я хочу выделить слова « за обучение которого вы беретесь», потому что вполне возможна ситуация, когда честнее всего сказать себе самому: этого ученика я обучить не смогу – и, соответственно, не мучиться самому и не мучить его.
Второй уровень задания – ТРЕНИРОВОЧНЫЙ. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.
Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.
Диапазон творческих заданий широк. Однако среди них можно выделить некоторые типовые группы. Например, ученикам предлагается разработать:
- частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам;
- чайнворды, кроссворды и т.п.;
- тематические сборники интересных фактов, примеров и задач;
- сборники аннотаций на статьи по выбранной теме;
- учебные комиксы;
- плакаты – опорные сигналы;
- мнемонические формулировки, стихи и др…
Б) ЗАДАНИЕ МАССИВОМ – любой из уровней д/з учитель может задавать массивом.
Например, учитель дает 10 задач / или скажем, стихов /, из которых ученик должен сам выбрать и решить / выучить / не менее заранее оговоренного минимального объема задания. Хочу подчеркнуть плюсы при задании массивом. Первый плюс – происходит самосогласование ребенка и уровня задач, которые он решает. Второй – дети делают разные упражнения. Третий – выбирая свои задания. Ученик волей – неволей читает остальные. Таким образом, его учебный кругозор становится гораздо шире, то есть он знает гораздо больше, чем ему дают, а также учится с первого взгляда оценивать сложность задачи.
В) ОСОБОЕ ЗАДАНИЕ – в классе есть ребята, которым вы уделяете особое внимание. Например, это ваш « олимпийский резерв». Раз особое внимание – то и особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания.
Выполняется оно в специальной тетради. Включает в себя тренировочные и творческие задачи повышенной трудности.
ИНСТРУКЦИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОСОБОГО ЗАДАНИЯ:
Выбор категории сложности осуществляйте самостоятельно.
Задание аккуратно оформляется и сдается к строго оговоренному сроку.
В конце выполненной работы заполните анкету: РЛ / указываются номера упражнений, выполненных легко /; РТ / указываются номера упражнений, выполненных с трудом, с подсказкой /; НР / указываются номера невыполненных упражнений /.
Задание проверяется в течение недели. Оценки ниже «4» не выставляются. Оценка «4» переносится в журнал только по желанию выполнившего работу.
При заполнении анкеты попробуйте быть справедливыми по отношению к себе.
В конце выполненного задания ДРУГИМ ЦВЕТОМ напишите: работа прочитана, ошибки исправлены, задачи сверены с ответом. Желаю успеха! С уважением к Вашему труду – А.Д. Тайлакова
ИГРОВАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
А) ИГРЫ – ТРЕНИНГИ – эти игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия…
Схема 1. ИГРОВАЯ ЦЕПЬ – если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цепи.
Пример. ГРАММАТИКА
Возможность создать ситуацию игры дает любой учебный предмет, даже такой сухой, как грамматика. Например: представь себе, что ты редактор и отвечаешь за выпуск очередного номера газеты, а в текст вкрались ошибки, - найди их и исправь. Или: ученые по скелетам давно вымерших животных восстанавливают их облик, а можешь ли ты по схеме предложения воссоздать его облик / т.е. сказать, простое оно или сложное, сложносочиненное, сложноподчиненное или сложносочиненное с подчинением, сколько в нем главных, сколько придаточных и т.д. /?
Схема2. ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА – ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
Играют двое или больше участников, это может быть отдельный ученик или команда. Вспомните всем известную игру в города. Это типовой пример. Если участник -1 называет Новгород, то участник -2 должен назвать город на букву Д и т.д. То есть суть игры по такой схеме заключается в том, что задается некоторый формально – логический признак, в соответствии с которым каждый последующий игрок делает свой ход. Например, в « городах» таким признаком является последняя буква предыдущего слова.
Б) ИГРЫ В СЛУЧАЙНОСТЬ - учитель вводит в урок элементы случайного выбора.
Там, где правит бал случай, - там азарт. Попробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача. Тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик… Кроме рулетки используют игральные кости, подбрасывают вверх монетку / орел или решка /, тянут жребий, запускают бумажный самолетик – в кого попадет…
В) ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ – знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны. Разыгрывается сценка на учебную тему.
Пример. ЛИТЕРАТУРА
Предложить своим ученикам вообразить себя актерами или режиссерами. Каждый актер сам выбирает себе роль – Катерины, Варвары, Дикого, Кудряша; каждый режиссер самостоятельно выбирает сцену для постановки. После этого каждый проделывает подготовительную работу, которая необходима актеру, чтобы войти в роль, режиссеру – чтобы понять пьесу. Вместо обычных школьных сочинений актеры пишут, как они представляют себе день из жизни своего героя, режиссеры – как должна играться выбранная ими сцена. Несмотря на то, что каждый ученик вживается только в один образ, он неминуемо должен « прочувствовать» всю пьесу. Ведь чтобы понять, как играть Катерину, надо до тонкостей знать и Кабаниху, и Бориса, и Тихона. Для того чтобы поставить одну сцену в пьесе, надо постигнуть смысл как предыдущих, так и последующих сцен.
Г) « Да – нетка», или Универсальная игра для всех – она способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию.
« Да – нетка» учит:
- связывать разрозненные факты в единую картину;
- систематизировать уже имеющуюся информацию;
- слушать и слышать соучеников.
Уважаемые участники августовской конференции, учителя русского языка и литературы! Разрешите Вас поздравить с началом нового учебного года и пожелать успехов в Вашем нелегком педагогическом труде. Пусть каждый из Вас будет мастером, виртуозом своего урока. Самосовершенствования Вам и высот!
Список использованной литературы:
Ш.А. Амонашвили. В добрый путь, ребята! / Ш.А. Амонашвили. Единство цели. – М.: просвещение, 1987. – с.82
Анатолий Гин. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. 5-е издание.- Москва. 2003.
Основы педагогического мастерства / Под редакцией И.А.Зязюна. – М.: просвещение, 1989. – с. 211.
Слова, высеченные на камне у входа в Центр подготовки кадров компании IBM, штат Нью – Йорк.