Цель: углублять, расширять знания, систематизировать, полученные на лекционных занятиях и в процессе самостоятельной работы; изучать (исследовать) новую проблему.
Задачи:
1) расширение общего научного кругозора; углубление самостоятельного изучения студентами темы «Силы в механике»; формирование навыков, умений проведения опытов научного исследования по данной теме;
2) развитие творческого профессионального мышления; развитие умений отстаивать свои мысли, доказательства, выводы, умение интерпретировать обобщать; развитие волевых усилий; совершенствование искусства устного и письменного изложения темы, проблемы опыта в соответствии с заданной целью;
3) формирование познавательного интереса к науке учебного предмета и к методам исследования;
Порядок организации семинарского занятия
1. Подготовительный этап
Студенческая группа разбивается на три подгруппы, каждая подгруппа получает задание по одной из предложенных тем семинара: «Сила трения», «Сила тяготения», «Сила упругости».
1.1. Вопросы для обсуждения
1.Раскройте понятие сила трения: трение покоя, трение скольжения, трение качения, жидкое трение;
1.1. Какую роль играет трение в природе и технике;
1.2.Проведите исследование зависимости силы трения скольжения от нагрузки и площади поверхности, используя набор грузов, динамометр и деревянный брусок. Сделайте вывод.
2.Раскройте понятие силы тяготения: сила тяжести, сила всемирного тяготения
2.1.Что такое вес тела, перегрузки, невесомость?
2.2. Какое значение имеет сила тяготения в жизни?
3.Что называется силой упругости? Сформулируйте закон Гука.
3.1. Каково значение силы упругости в природе и технике?
3.3. Экспериментально определите коэффициент жесткости пружины, имея динамометр, линейку, набор грузов, штатив.
1.2. Список литературы
1.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2010
2. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005
3. Жданов Л.С., Жданов Г.Л. Физика. Учебник для средних специальных
учебных заведений. – М.: Высшая школа, 1990
4. Пакет материалов для лабораторного практикума.
1.3. Аналитическое чтение (изучение) с целью углубления, расширения знания
1.4. Обязательное письменно-графическое оформление результатов аналитического чтения в форме краткого конспекта, презентации, отчета о практической работе, примеры решения задач по теме.
1.5. Темы сообщений:
- Сила трения;
- Сила тяготения;
- Сила упругости
1.6. Получение консультации у преподавателя.
Проведение практических работ по исследованию зависимости силы трения скольжения от нагрузки и площади поверхности и по определению коэффициента жесткости пружины группой студентов, используя пакет материалов по лабораторному практикуму в кабинете физики.
2. Основной этап – проведение семинарского занятия
2.1.Приветствие, вступительное слово, постановка задач и мотивация последующей деятельности.
2.2.Доклады и сообщения с изложением на доске полученных в ходе исследования данных; примеров решения задач на расчет сил.
2.3.Обсуждение докладов, вопросы участникам семинара, необходимые пояснения преподавателя по ходу занятия.
3. Подведение итогов семинарского занятия.
3.1. Формулировка и обоснование решения обсуждённой темы семинара (итоговый вывод). Оценочные суждения участников семинара, преподавателя.
4.Критерии оценки
- качество подготовки студента к семинарскому занятию умение отобрать существенную информацию по теме, отделить её от второстепенной; умение расположить информацию в логической последовательности; использовать различные способы подачи информации (таблицы, схемы, текст, иллюстрации; соблюдение требований оформления доклада) 0-10б.;
- качество представления доклада (умение излагать основные положения, умение аргументировать собственную позицию, опираясь на факты, мнения, исторический материал (используя цитирование) 0-5б;
-речевая грамотность (богатство языка, отсутствие грубых речевых ошибок, темп речи).
- умение отвечать на вопросы слушателей 0-3б;
-умение сформулировать продуктивный вопрос к докладчику 0-2б.
Значение показателя отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно
Max:
20 17 14 9
Min:
18 15 10 0
5. Рекомендации к проведению семинарского занятия
Одна из главных дидактических задач преподавателя на семинаре – наблюдение за ходом занятия, его педагогический анализ и систематизация знаний, выводов, подготовка заключения.
Внешне вмешательство преподавателя должно быть не слишком активным, он не должен подавлять студентов своими знаниями и авторитетом.
Задача преподавателя на семинарском занятии – направлять обсуждение рефератов, докладов на раскрытие наиболее важных и ценных в научном отношении вопросов, на выявление идей, концепций, на совместное искание правильных и неправильных идей, практических выводов. Преподаватель с учетом конкретных условий, критических ситуаций применяет необходимые методические решения. Главное в том, чтобы студенты свободно обменивались мнениями, выяснением всех возможных вопросов.
В заключительном слове преподаватель вносит поправки, уточнения, оценивает самостоятельную работу студентов, подчеркивает основные приемы, способы, средства подготовки к семинарскому занятию.
Преподаватель должен в своем заключительном слове отметить не только положительное, но и недостатки выступлений, еще важнее преподавателю сделать обобщения, неопровержимость научно-технических и практических выводов, подтвержденных примерами из выступлений. Это расширяет познавательный интерес к занятиям. Здесь же преподаватель намечает дальнейшие пути самостоятельной работы по указанной теме.
Рекомендуется после заключительного слова преподавателя выступления с оценочными суждениями самих студентов, что развивает их критическое мышление, ответственность за обобщение, выводы.