Просмотр содержимого документа
«Занятие по развитию памяти»
Тема: Волшебство Памяти.
Цель: Развитие у учащихся памяти, внимания, наблюдательности и критического мышления.
Задачи:
Образовательные:
формировать у учащихся представление о процессах памяти и ее видах.
Развивающие:
развивать познавательную сферу и познавательную активность;
развивать коммуникативные навыки;
развивать кругозор.
Воспитательные:
воспитывать информационную культуру у учащихся, внимательность, наблюдательность, толерантность.
Возраст участников: учащиеся младших классов.
Хронометраж: 45 минут.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
-Выберите понравившийся вам смайлик. Прошу вас занять места за столами, соответствующие выбранным смайликам, после того как мы поиграем.
II. Психологический настрой.
III. Актуализация темы.
-Ребята, сейчас посмотрите фрагмента мультфильма «Лунтик и его друзья».
- О чем эта серия мультфильма «Лунтик и его друзья»?
- О потере памяти.
-Правильно. Ребята, а какое значение в жизни человека играет память?
- Как вы уже догадались, наш сегодняшний разговор будет о памяти. Мы окунемся в мир информации о волшебстве памяти.
IV. Основная часть.
Прием «Мозговой штурм».
- Ребята, попробуйте дать определение «Что такое память?»
«Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью».
4. «Сказка про человеческую память» А.Карпов.
Давным-давно появилась в мире человеческая память. Она возникла постепенно. Трудно точно понять, когда именно она зародилась. Может быть, это произошло миллион лет назад. А может, пять миллионов лет прошло с тех пор. А может быть, наша память появилась лишь сто тысяч лет тому назад…
С тех пор, как память появилась, она стала общей. Каждый человек, каждое поколение, каждый народ, каждая эпоха… – все они вносили свой вклад в нашу общую память. И она делалась все более и более обширной, глубокой и многоярусной.
В разные века разные люди задумывались об общечеловеческой памяти. Шаманы и мудрецы, святые и прорицатели, поэты и психологи, правители и купцы, воины и моряки… – все находили какие-то свои способы понять то, что хранится в заповедных тайниках души каждого из нас. И у тех, кто особенно старательно искал такого понимания, обычно в какой-то момент возникало ощущение, что у человечества одна общая душа и одна общая память.
А память наблюдала все эти попытки понять ее, и впитывала их тоже, наполняясь и достижениями людей в ее осознании.
Но вот наступил момент, когда наша общая память переполнилась. Места в ней стало не хватать. И стал множиться беспорядок. Ибо новая поступающая информация уже не укладывалась спокойно на свободные места, а сталкивалась с тем, что хранилось в памяти ранее. Начали возникать напряжения, завихрения, блокировочные кольца, ступоры, глобальные заторы, гниющие болота, безнадежно запутанные лабиринты и прочие проблемы.
Людям делалось все сложнее ориентироваться в собственной памяти. А еще к тому же в ней стали сами собой зарождаться монстры, чудовища и психопатические существа. В конце концов, абсолютное большинство человечества прониклось недоверием к собственной памяти. Все больше и больше людей стало бояться вспоминать то, что хранится в глубине души каждого из нас.
Конечно, память загрустила. Ей ведь было грустно, когда о ней не вспоминали. И ей было совсем не интересно наполняться страхом и галлюцинациями, тоской и безысходностью.
И начала память искать выход. Она пересматривала саму себя, она размышляла о будущем, она пыталась сама в себе навести порядок, она даже пробовала планомерно строить иллюзии. Но ничего не помогало. Ситуация делалась все хуже и хуже.
И вдруг память вспомнила: в самой ее глубине хранится волшебный камушек счастья. Когда-то в незапамятные времена его в нее спрятал один человек – он нашел волшебный камушек в поле, но не счел возможным использовать для собственного счастья, а решил оставить для других людей. С тех пор этот камушек так и затерялся в глубинах памяти человечества. И вот теперь память о нем вспомнила.
И тут же все люди сделались доверчивее к своей памяти. Ведь каждый теперь стал чувствовать в ее глубине абсолютную уверенность в возможности счастья – для себя, для своих близких, для всех людей, для всех существ, для всей Вселенной.
И тут же память человечества начала освобождаться от всех своих проблем, начала безгранично расширяться, начала делаться все более и более светлой и радостной. Галлюцинации рассеивались. Монстры и чудовища превращались в симпатичных и доброжелательных чудиков. Психопатии тормозились и разваливались, как карточные домики. Запутанные лабиринты и болота видоизменялись в прекрасные места для прогулок. Проходы расчищались от заторов и завалов. Напряжения снимались сами собой.
Волшебный камушек счастья стал помогать людям. Он просто давал каждому человеку возможность стать счастливым. А каждый ставший счастливым автоматически помогал обрести счастье тысячам других людей. Кто знает, как сложилась бы судьба человечества, если бы в те незапамятные времена нашедший волшебный камушек человек воспользовался бы им и стал счастливым? Но что теперь гадать.
А память человечества теперь наполняется еще и энергиями человеческого счастья. Наша общая память делается все более и более счастливой. Конечно, ей это нравится. И она никак не может понять, почему же так долго не вспоминала про волшебный камушек. Но что теперь говорить. Человеческая память просто радуется нашему общему счастью.
5. Работа в парах.
Прием «Знаю-хочу узнать - узнал».
Заполнение таблицы начинается с активизации того, что дети уже знали.
-Сейчас вы в парах прочитаете текст «Память», пытаясь найти ответы на поставленные вами вопросы.
Память.
Память – основа всей психической деятельности, она является важнейшей познавательной функцией, лежит в основе развития и обучения. «Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами на мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом».
Основные виды памяти
Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями.
Все виды памяти можно условно разделить на три группы:
1. Что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, словесно-логическую и образную память;
2. Как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память;
3.Как долго сохраняется запомненное. Это кратковременная, долговременная и оперативная память.
Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни взрослого человека они не исчезают, а обогащаются, взаимодействуют между собой.
Память бывает:1. зрительная 2. слуховая 3. моторная
Зрительная память хранит ту информацию, которую мы получили путем наблюдений, то есть запомнили увиденное.
Слуховая память отвечает за все звуковые ощущения, когда-либо испытанные нашим организмом.
Моторная память особая. Это своеобразный способ учиться на своих ошибках: когда наш организм делает что-то, он автоматически запоминает этот процесс. Так мы учились ходить, есть, так мы пишем буквы.
Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение.
Чтобы лучше запоминать информацию, важно знать ее законы.
-Сравните, что вы знали раньше, с информацией, полученной из текста. При этом желательно излагать сведения, понятия или факты только своими словами, не цитируя текст, с которым работали.
6. Релаксация «Улыбка».
7. Задания, игры и упражнения для развития памяти и внимания.
- Память человека устроена, как сосуд, но количество входящей и выходящей информации ограничено. Количество воспроизведенных слов составляет наиболее усвоенные знания, следовательно, увеличение их количества будет повышать ваш уровень успешности обучения.
- Сейчас мы будем выполнять упражнения, которые способствуют развитию памяти.
Упражнение на тренировку зрительной памяти и внимания.
«Метод Цицерона».
- Вы воображаете, что идете по своей комнате и ставите запоминаемые образы по местам. Предварительно запоминаете, где стоят ваши вещи в комнате (я думаю на это время и не нужно, вы и так прекрасно знаете, где у вас стоит стол, кровать, кресло и т.д.). Позже, вспоминая предметы в своей комнате, вы с легкостью воспроизводите все образы.
Упражнение «Наблюдательность».
Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
- По памяти подробно опишите школьный двор, путь из дома в школу - то, что вы видели сотни раз. (Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали).
Упражнение «Десять слов» для развития слуховой памяти.
Учащиеся запоминают слова, затем их записывают на листах.