kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие по развитию памяти

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие напрвлено на формирование представления о памяти и ее видах.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по развитию памяти»

Тема: Волшебство Памяти.

Цель: Развитие у учащихся памяти, внимания, наблюдательности и критического мышления.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать у учащихся представление о процессах памяти и ее видах.

Развивающие:

  • развивать познавательную сферу и познавательную активность;

  • развивать коммуникативные навыки;

  • развивать кругозор.

Воспитательные:

  • воспитывать информационную культуру у учащихся, внимательность, наблюдательность, толерантность.

Возраст участников: учащиеся младших классов.

Хронометраж: 45 минут.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята!

-Выберите понравившийся вам смайлик. Прошу вас занять места за столами, соответствующие выбранным смайликам, после того как мы поиграем.

II. Психологический настрой.

III. Актуализация темы.

-Ребята, сейчас посмотрите фрагмента мультфильма «Лунтик и его друзья».

- О чем эта серия мультфильма «Лунтик и его друзья»?

- О потере памяти.

-Правильно. Ребята, а какое значение в жизни человека играет память?

- Как вы уже догадались, наш сегодняшний разговор будет о памяти. Мы окунемся в мир информации о волшебстве памяти.

IV. Основная часть.

Прием «Мозговой штурм».

- Ребята, попробуйте дать определение «Что такое память?»

«Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью».

4. «Сказка про человеческую память» А.Карпов.

Давным-давно появилась в мире человеческая память. Она возникла постепенно. Трудно точно понять, когда именно она зародилась. Может быть, это произошло миллион лет назад. А может, пять миллионов лет прошло с тех пор. А может быть, наша память появилась лишь сто тысяч лет тому назад…

С тех пор, как память появилась, она стала общей. Каждый человек, каждое поколение, каждый народ, каждая эпоха… – все они вносили свой вклад в нашу общую память. И она делалась все более и более обширной, глубокой и многоярусной.

В разные века разные люди задумывались об общечеловеческой памяти. Шаманы и мудрецы, святые и прорицатели, поэты и психологи, правители и купцы, воины и моряки… – все находили какие-то свои способы понять то, что хранится в заповедных тайниках души каждого из нас. И у тех, кто особенно старательно искал такого понимания, обычно в какой-то момент возникало ощущение, что у человечества одна общая душа и одна общая память.

А память наблюдала все эти попытки понять ее, и впитывала их тоже, наполняясь и достижениями людей в ее осознании.

Но вот наступил момент, когда наша общая память переполнилась. Места в ней стало не хватать. И стал множиться беспорядок. Ибо новая поступающая информация уже не укладывалась спокойно на свободные места, а сталкивалась с тем, что хранилось в памяти ранее. Начали возникать напряжения, завихрения, блокировочные кольца, ступоры, глобальные заторы, гниющие болота, безнадежно запутанные лабиринты и прочие проблемы.

Людям делалось все сложнее ориентироваться в собственной памяти. А еще к тому же в ней стали сами собой зарождаться монстры, чудовища и психопатические существа. В конце концов, абсолютное большинство человечества прониклось недоверием к собственной памяти. Все больше и больше людей стало бояться вспоминать то, что хранится в глубине души каждого из нас.

Конечно, память загрустила. Ей ведь было грустно, когда о ней не вспоминали. И ей было совсем не интересно наполняться страхом и галлюцинациями, тоской и безысходностью.

И начала память искать выход. Она пересматривала саму себя, она размышляла о будущем, она пыталась сама в себе навести порядок, она даже пробовала планомерно строить иллюзии. Но ничего не помогало. Ситуация делалась все хуже и хуже.

И вдруг память вспомнила: в самой ее глубине хранится волшебный камушек счастья. Когда-то в незапамятные времена его в нее спрятал один человек – он нашел волшебный камушек в поле, но не счел возможным использовать для собственного счастья, а решил оставить для других людей. С тех пор этот камушек так и затерялся в глубинах памяти человечества. И вот теперь память о нем вспомнила.

И тут же все люди сделались доверчивее к своей памяти. Ведь каждый теперь стал чувствовать в ее глубине абсолютную уверенность в возможности счастья – для себя, для своих близких, для всех людей, для всех существ, для всей Вселенной.

И тут же память человечества начала освобождаться от всех своих проблем, начала безгранично расширяться, начала делаться все более и более светлой и радостной. Галлюцинации рассеивались. Монстры и чудовища превращались в симпатичных и доброжелательных чудиков. Психопатии тормозились и разваливались, как карточные домики. Запутанные лабиринты и болота видоизменялись в прекрасные места для прогулок. Проходы расчищались от заторов и завалов. Напряжения снимались сами собой.

Волшебный камушек счастья стал помогать людям. Он просто давал каждому человеку возможность стать счастливым. А каждый ставший счастливым автоматически помогал обрести счастье тысячам других людей. Кто знает, как сложилась бы судьба человечества, если бы в те незапамятные времена нашедший волшебный камушек человек воспользовался бы им и стал счастливым? Но что теперь гадать.

А память человечества теперь наполняется еще и энергиями человеческого счастья. Наша общая память делается все более и более счастливой. Конечно, ей это нравится. И она никак не может понять, почему же так долго не вспоминала про волшебный камушек. Но что теперь говорить. Человеческая память просто радуется нашему общему счастью.

5. Работа в парах.

Прием «Знаю-хочу узнать - узнал».

Заполнение таблицы начинается с активизации того, что дети уже знали.

-Сейчас вы в парах прочитаете текст «Память», пытаясь найти ответы на поставленные вами вопросы.

Память.

Память – основа всей психической деятельности, она является важнейшей познавательной функцией, лежит в основе развития и обучения. 
«Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами на мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом». 

Основные виды памяти

Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями.

Все виды памяти можно условно разделить на три группы:

1. Что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, словесно-логическую и образную память;

2. Как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память;

3.Как долго сохраняется запомненное. Это кратковременная, долговременная и оперативная память.

Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни взрослого человека они не исчезают, а обогащаются, взаимодействуют между собой.

Память бывает:1. зрительная 2. слуховая 3. моторная

Зрительная память хранит ту информацию, которую мы получили путем наблюдений, то есть запомнили увиденное.

Слуховая память отвечает за все звуковые ощущения, когда-либо испытанные нашим организмом.

Моторная память особая. Это своеобразный способ учиться на своих ошибках: когда наш организм делает что-то, он автоматически запоминает этот процесс. Так мы учились ходить, есть, так мы пишем буквы.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение.

Чтобы лучше запоминать информацию, важно знать ее законы.

-Сравните, что вы знали раньше, с информацией, полученной из текста. При этом желательно излагать  сведения, понятия или факты  только своими словами, не цитируя текст, с которым работали.

6. Релаксация «Улыбка».

7. Задания, игры и упражнения для развития памяти и внимания.

- Память человека устроена, как сосуд, но количество входящей и выходящей информации ограничено. Количество воспроизведенных слов составляет наиболее усвоенные знания, следовательно, увеличение их количества будет повышать ваш уровень успешности обучения.

- Сейчас мы будем выполнять упражнения, которые способствуют развитию памяти.

  • Упражнение на тренировку зрительной памяти и внимания.

«Метод Цицерона».

- Вы воображаете, что идете по своей комнате и ставите запоминаемые образы по местам. Предварительно запоминаете, где стоят ваши вещи в комнате (я думаю на это время и не нужно, вы и так прекрасно знаете, где у вас стоит стол, кровать, кресло и т.д.). Позже, вспоминая предметы в своей комнате, вы с легкостью воспроизводите все образы.

  • Упражнение «Наблюдательность».

Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

- По памяти подробно опишите школьный двор, путь из дома в школу - то, что вы видели сотни раз. (Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали).

  • Упражнение «Десять слов» для развития слуховой памяти.

Учащиеся запоминают слова, затем их записывают на листах.

Слова: дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, свеча, стол.

V. Заключительная часть.

Рекомендации по развитию памяти.

Памятка «Как улучшить память?»

  1. В день заучивай хотя бы одно четверостишье;

  2. Заучивай с желанием знать и помнить;

  3. Короткие стихи учи целиком, а длинные разбивай на отрывки.

  4. Один из способов запомнить факт – это ассоциировать его с каким-либо другим фактом.

  5. Правильно питайся!

VI. Рефлексия.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Занятие по развитию памяти

Автор: Сахиева Светлана Владимировна

Дата: 06.05.2016

Номер свидетельства: 324509

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Развитие памяти "
    ["seo_title"] => string(17) "razvitiie-pamiati"
    ["file_id"] => string(6) "203758"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429540526"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Разработка коррекционно-развивающего занятия для учащихся первых классов с ОВЗ на тему: «Развитие памяти» "
    ["seo_title"] => string(124) "razrabotka-korriektsionno-razvivaiushchiegho-zaniatiia-dlia-uchashchikhsia-piervykh-klassov-s-ovz-na-tiemu-razvitiie-pamiati"
    ["file_id"] => string(6) "177187"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424598775"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Коррекционно-развивающее занятие на тему: «Путешествие в страну Играучка» "
    ["seo_title"] => string(87) "korriektsionno-razvivaiushchieie-zaniatiie-na-tiemu-putieshiestviie-v-stranu-ighrauchka"
    ["file_id"] => string(6) "217504"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433365820"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Развитие памяти и повышение грамотности на уроках русского языка."
    ["seo_title"] => string(65) "razvitiiepamiatiipovyshieniieghramotnostinaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "273960"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452315280"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Развитие памяти, внимания и мышления на занятиях по математике"
    ["seo_title"] => string(72) "razvitiie_pamiati_vnimaniia_i_myshlieniia_na_zaniatiiakh_po_matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "466201"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1523768906"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства