Методическая разработка урока психологии с элементами тренинга в медицинском колледже (с приложениями). Использовалась для проведения открытого занятия по предмету психологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
среднего профессионального образования Ставропольского края
«Пятигорский медицинский колледж»
План урока № 7
Дисциплина, МДК: ОГСЭ.05 Психология общения
Курс, группа, специальность: IV курс; 412 группа;Лечебное дело
Количество часов: 2 часа.
Место проведения: учебный кабинет.
Тема: Тренинг «Общение в конфликтной ситуации»
Цели занятия:
Образовательная: познакомить обучающихся с содержанием темы, овладеть приемами общения в конфликтной ситуации, развитие способности адекватного реагирования на конфликтные различные ситуации, развитие умения предупреждать конфликты, привить интерес к профессии медицинского работника, обучение выбору эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов, позволяющих не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей, отработка навыков "я–высказываний", способствующих разрешению конфликтных ситуаций.
Воспитательная:воспитание творческого подхода к работе, умения экспериментировать, воспитание информационной культуры, привить навыки старательности, аккуратности, самостоятельности, уважение к людям труда и будущей профессии. Настрой на комфортный психологический климат в группе.
Развивающая:развить наблюдательность и способности обучающихся, действовать в команде, формировать умения и навыки работы в нестандартной ситуации, развитие способности логически рассуждать, развитие познавательного интереса.
Связь с современностью: соответствие современным требованиям подготовки конкурентоспособного обучающегося с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки.
Интеграционные связи (внутри и межпредметные):
Внутрипредметные связи – психология общения, психология личности
Межпредметные связи – медицина, история, английский язык.
Основные этапы занятия: (с указанием хронометража времени, в соответствии с «Положением о видах учебных занятий в ГБОУ СПО СК «Пятигорский медицинский колледж» и в соответствии с «Положением о промежуточной аттестации студентов колледжа, обучающихся в соответствии с ФГОС СПО». Допускается вариативность последовательности этапов занятия.)
1.Организационный момент
2.Контроль исходного уровня знаний (с учетом проверки внеаудиторной самостоятельной работы в соответствии с рабочей программой)
3. Подведение итогов контроля
4. Объяснение нового материала
5.Закрепление нового материала.
6.Подведение итогов занятия
7.Задание на дом
Ход занятия:
1.Организационный момент (отмечается внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, цели с проведением мотивации и реализации профильности, другие приемы): проверка внешнего вида обучающихся и учебного кабинета/лаборатории, проверка отсутствующих и подготовки к занятию – 5 мин.
2. Контроль исходного уровня знаний, с использованием разнообразных форм контроля (Вопросы для контроля исходного уровня знаний и др. методический материал контролирующего характера прилагается: варианты тест – контроля, ситуационные задачи и т.д.) – 15 мин. (Приложение 1)
а) фронтальный опрос: общение
б) индивидуальный опрос: конфликт
в) иные формы контроля: выполнение теста по теме на занятии
г) проверка внеаудиторной самостоятельной работы
3. Подведение итогов контроля (с обязательным комментированием оценок и выводами о проделанной работе. В зависимости от форм контроля этот этап можно провести в конце занятия) – 5 мин.
4. Объяснение нового материала (план изложения – содержания, с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения): объяснение нового материала в форме тренинга «Общение в конфликтной ситуации» – 45 мин. (Приложение 2)
5. Закрепление материала (можно выделять отдельными этапами или проводить по ходу занятия): презентация, тест по теме – 15 мин.
7. Задание на дом (преподаватель дает четкие рекомендации по подготовке к следующему занятию, акцентируя внимание на главных вопросах с учетом дифференцированного подхода к студентам): изучение новой темы, самостоятельная работа с конспектом, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы – 3 мин.
Преподаватель_____________________________
Приложение 1
Фронтальный опрос:
Что такое общение?
Назовите средства общения.
Стуктура общения.
Содержание общения.
Виды общения
Индивидуальный опрос:
Что такое конфликт?
Назовите виды конфликтов.
Назовите причины конфликтов.
Назовите этапы конфликтных ситуаций
Что такое внутриличностный конфликт?
Что такое межличностный конфликт?
Приложение 2
Тренинг «Общение в конфликтной ситуации»
Игра "Снежный ком".
Цель игры: позитивное приветствие и сплочение участников игры.
Ведущий: участники по кругу называют свои имена следующим образом: 1-ый участник называет своё имя и придумывает на первую букву своего имени слово, характеризующее его (например, Лена - ласковая); 2-ой участник говорит имя и характеристику первого и называет свои - имя и характеристику; 3-ий называет имена и характеристики 1-го и 2-го и называет свои и т. д.
2.Игра «Существительное + глагол»
Игра проводится в кругу с мячем. Первый обучающийся кидает мяч любому и называет существительное. Второй, кому достался мяч, называет глагол к этому существительному.
3.Упражнение “На мостике”
Сейчас мы с вами сыграем в одну игру, представьте себе, что вы стоите на краю пропасти, а вам очень нужно перейти на другой берег по этому мостику, но на другом берегу стоит тоже человек, которому так же как и вам необходимо перебраться на другой берег.
Группа делится на две команды. С каждой команды выходят по 2 участника, которые расходятся в разные концы комнаты, между ними рисуется узкая дорожка.
Задача игроков – пройти как можно быстрее на другую сторону. Тот, кто заступился за дорожку, считается упавшим в пропасть.
Выполнение упражнения начинается по команде ведущего.
Обсуждение:
-Как вы себя чувствовали?
-Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?
-В реальных ситуациях, вы предпочитаете уступить или добиться определённой цели?
-Какого стиля общения придерживался каждый из участников?
Упражнение. Неоконченное предложение.
Каждый из участников, стоящих в кругу должен продолжить фразу преподавателя.
Мама пришла с работы очень усталой, начинает отчитывать тебя за беспорядок в квартире, ты...
Учитель поставил тебе заниженную оценку, ты...
На улице тубы обрызгал грязью проезжающий автомобиль, ты...
«Если меня публично обидят, я...»
«Если бы меня обсчитали в магазине, я бы...»
«Дети играли в мяч и случайно разбили мое оно. Я...»
«Я заплатил за медицинскую услугу, но ее выполнили некачественно, я...»
«Я купил сотовый телефон в салоне, но он оказался бракованным, я...»
«В стоматологическом кабинете мне занесли инфекцию,я...»
«У меня талончик к врачу, но дождавшись очереди я узнал, что врач прием закончил, я...»
Игра направлена на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.
Обучающимся предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Темы для разговора в кейсах.
Анализ упражнения:
-Легко ли тебе было объяснять жестами то, что ты хотел сказать?
-А легко ли было понять то, что изображал жестами другой?