kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учет ведущих каналов восприятия в общении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока авторского факультативного курса "Психология межличностных отношений" для обучающихся 11 классов поможет педагогам-психологам наладить тесное взаимодействие учащихся с информационным центром образовательного учреждения, а также посодействует в получении старшеклассниками навыков эффективного общения.

Просмотр содержимого документа
«Учет ведущих каналов восприятия в общении»

Использование ведущих каналов восприятия информации в разных ситуациях межличностного взаимодействия

Урок практического психолога Барановой Н.П. с обучающимися 11 класса


Цель: формирование навыков конструктивного общения; определение путей устранения причин, которые препятствуют эффективному взаимодействию обучающихся с информационным центром образовательной организации.

Задачи:

Дидактические

  • познакомить обучающихся с типами восприятия информации человеком, объяснить понятие модальность;

  • актуализировать опыт сотрудничества обучающихся с библиотекой учреждения;

  • найти пути решения проблемы эффективного взаимодействия учащихся и библиотеки;

  • обосновать значение приобретенных знаний для конструктивного общения;

  • содействовать привлечению учащихся к дистанционному образованию с помощью компьютерных программ Microsoft: Word, Power Point;

Развивающие

  • развивать навыки консультирования партнера по заданной проблеме;

  • развивать умения в общении использовать активные словари всех модальностей;

Воспитывающие

Воспитывать интерес к самопознанию и познанию других людей.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, компьютер с программным обеспечением: MS Word, Power Point, таблица базового словаря визуала, аудиала, кинестетика в электронном виде, “опросные листы ” (по количеству учащихся), ручки, книга.

На протяжении занятия работает ассистент по техническом обеспечению.

Тип урока: бинарный.

Ход занятия

Организационный момент. Мотивация обучающихся. Эмоциональный настрой.

Психолог. Известно, что человек больше и лучше усваивает информацию, если у него преобладают положительные эмоции. Поэтому сейчас повернитесь друг к другу, посмотрите прямо в глаза партнеру и искренне улыбнитесь. Теперь, я вижу, как заметно у всех поднялось настроение.

Наше занятие будет посвящено формированию навыков эффективного общения с помощью знаний ведущих каналов восприятия человеком информации и определению путей решения проблемы сотрудничества учащихся с информационным центром школы.

Информационное сообщение.

Говорят, что человеку для изложения мыслей и чувств достаточно 4000 слов. Среди них всегда можно выделить базовый словарный запас, то есть слова, которыми человек пользуется чаще всего. Используя тезаурус собеседника, можно очень эффективно установить с ним контакт. Это один из простейших и самых действенных способов сделать так, чтобы другой человек четко понял, что вы хотите ему сказать.

Великолепно выражает сущность этого выражение: “Карта – это не территория”. Представьте, если мы с вами будем находиться в одном помещении с сотней других людей (например, в фойе театра) – и нас всех вдруг попросят выйти из него, а потом описать помещение, то никого не удивится, если это описание будет сугубо индивидуальным. Кто-то отметит, как выглядело помещение, кто-то – какое оно оказало впечатление, а для кого-то – главным будут акустические особенности фойе и звуки, наполнявшие его.

Итак, каждый из нас воспринимает мир по-своему. Если мы, внимательно прислушавшись к человеку, сумеем понять, какой “картой” он пользуется, и будем использовать в общении с ним его язык, мы добьемся того, что нас правильно поймут, установим контакт с собеседником.

Пяти основным органам восприятия отвечают пять типов базовых словарей. (Психолог просит учащихся назвать основные органы восприятия человека – зрение, слух, телесные ощущения, обоняние, вкус).

Сейчас вы ознакомитесь с особенностями поведения людей в зависимости от них ведущих каналов восприятия.

(Выходит ученик-визуал)

Ученик. Я визуал. Мои жесты в верхней части туловища отображают то, о чем речь идет. Во время рассказа мой взгляд чаще направлен вверх, я будто вижу то, о чем говорю. А еще я часто сижу на краешке стула. Мой подбородок поднят, темп речи и обработка информации – быстрые. Я в основном ориентирован на внешний вид.

Увиденное я запоминаю легко, словесную инструкцию – труднее. Мне нужна полная картина видимой цели. Я предпочитаю читать сам, а не чтобы читали мне. Читаю хорошо и быстро.

Пишу я аккуратно, каллиграфически и правильно. Во время общения отдаю предпочтение далекой дистанции. Я организованный и аккуратный, все вещи кладу “на свои места”, подбираю цвета, размеры. Я выбираю слова, которые обозначают то, что можно увидеть (цвет, форму, величину, расстояние): красиво, ярко, на переднем плане, не представляю, нарисуй, видеть, смотреть и т.п.

(На экране транслируется таблица с тезаурусом людей разной модальности)


Визуал

Аудиал

Кинестетик

Видеть

Слышать

Безопасный

Рассматривать

Слушать

Движение

Изображать

Гармония

Затрагивать

Смотреть

Шум

Удобный

Наблюдать

Звонить

Исследовать

Охватить взглядом

Слушать

Быстро

Заметить

Диссонанс

Отработать

Рассмотреть

Звучать

Поймать

Выглядеть

Звук

Ощутить

Зрелище

Звонить

Чувствовать

Иметь в виду

Быть на слуху

Подвергнуть испытанию

(Выходит ученик-аудиал)

Ученик. Я аудиал. Мои жесты будто создают ритм моей речи, когда я слушаю, моя глава наклоняется в сторону. Я могу хорошо воспроизводить голоса. Моя речь организована и ритмична.

Я легко запоминаю последовательность, повторяю услышанное, учусь слушая. У меня иногда возникают трудности в письме и математике. Когда я читаю, то шевелю губами (проговариваю).

Во время разговора отдаю предпочтение средней дистанции. Я люблю дискуссии, люблю принимать на себя роль ведущего, я склонен к подробному, последовательному описанию событий. Я предпочитаю слова, которые обозначают звуки: гремит, шуршит, тишина, звучит, мелодичный, разговаривать.

(Выходит ученик-кинестетик)

Ученик. Я кинестетик. Мои жесты ниже средней линии туловища. Взгляд часто опускается, я будто прислушаюсь к своим ощущениям. Когда я сажусь, то устраиваюсь удобнее.

Я много жестикулирую, подбородок чаще опущен вниз, имею медленный темп речи и обработки информации. Я люблю притрагиваться к другим и когда прикасаются ко мне. Я запоминаю лучше, когда действую с материалом. Во время чтения вожу пальцем, люблю книги с динамическим сюжетом, мой почерк хуже, чем почерк других людей.

Отдаю предпочтение близкой дистанции в разговоре. Я склонен бросать одно незаконченное дело ради другого. У меня очень развита интуиция, вокруг меня часто “рабочий беспорядок”. Одеваюсь удобно, но по принципу “я сам себя не вижу”. Я выбираю слова, которые обозначают вкус, запах, движение, ощущение температуры: тепло, прохладно, шершаво, схватить, ощущать, держаться, контактировать и т.п., сроки конкретного действия.

Психолог. Жесты, мимику, дистанцию, базовый словарь мы будем в дальнейшем называть предикатами, доминирующий тип восприятия информации – модальностью (запись на доске новых слов: тезаурус, предикат, модальность).

Надо вам напомнить, что каждый из нас пользуется словами из всех трех списков, однако мы всегда отдаем некоторое предпочтение одному из них.

Давайте заглянем в школьный информационный центр, где библиотекарь старается уговорить ученика взять для чтения книгу.


Случай 1. Библиотекарь не знаком с концепцией основы восприятия и базового словаря. Он визуал, а ученик – ярко выраженный кинестетик.

(Двое учеников разыгрывают сценку. На экране с помощью мультимедийного проектора в ходе диалога появляются слова в соответствующих столбиках: „Словарь визуала” и „Словарь кинестетика”)

Читатель. Чувствую, что мне пора почитать что-то новенькое.

Библиотекарь. Я понимаю, что ты имеешь ввиду.

Читатель. Мне нужна книга, от которой я получу удовольствие.

Библиотекарь. Посмотри вот эту.

Читатель. Можно мне полистать ее?

Библиотекарь. Да, представляю, как она тебя увлечет.

Читатель. Я пока что не могу принять определенное решение, мне надо еще подумать.

Библиотекарь. Конечно, я надеюсь увидеть тебя снова в нашей библиотеке.

Читатель. Я обращусь к вам, когда мне будет нужна дополнительная информация.


Психолог. Вы понимаете, что библиотекарь и ученик говорили на разных языках и потому не смогли помочь друг другу.

Давайте теперь посмотрим, как происходил бы подобный диалог, если бы библиотекарь прислушался к ученику и заговорил с ним “ на его языке”.

(Слова из базового словаря кинестетика презентуются на экране)

Случай 2. Читатель. Чувствую, что мне уже надо прочитать что-то новенькое.

Библиотекарь. (Услышав слово “чувствую”) Чудесно, очень хорошо, что ты пришел именно сюда. Мне кажется, я могу тебе помочь. Какую книгу ты хотел бы взять?

Читатель. Остро сюжетный роман, который бы сразу захватил меня.

Библиотекарь. Вот возьми, наверное, эту книгу, полистай ее, я уверена, сюжет тебя заинтересует.

Читатель. Действительно, в первых строках уже ощущается проблема, да и сюжет обещает быть захватывающим.

Библиотекарь. Тебе она, несомненно, понравится.

Читатель. Конечно, именно эту книгу я и возьму.

Психолог. Библиотекарь и ученик в данном случае говорили на одном языке (языке кинестетика) и потому поняли друг друга. Думаю, что вы будете использовать полученные знания в следующем упражнении, которое называется “Что вы мне посоветуете?”

Путем мозгового штурма определите проблемы, с которыми вы сталкиваетесь в школьной библиотеке, когда надо осуществить поисковую работу, заглянуть в Интернет, найти материал по определенной теме, заняться самообразованием. (На экране появляются напечатанные на компьютере формулировки определенных учениками проблем).

Каждый ученик получает “Лист опроса”:

Проблема

Имя консультанта

Совет консультанта

Подпись консультанта

Модальность консультанта

1.

2.

3.






Учащиеся, пользуясь списком проблем, определенных в мозговом штурме, выбирают из них сначала одну, а потом другие (по желанию) и записывают ее (их) в соответствующую графу “Листа опроса”.

Дальше, по команде психолога, каждый из участников, свободно передвигаясь по классной комнате, выбирает среди других “консультанта”, подходит к нему и предлагает ему ответить на вопрос: “ Как избежать этой проблемы?” Участник–“консультант” дает совет, содержание которого коротко записывается в графе “Совет консультанта”, а респондент потом определяет и записывает тип модальности консультанта. Участник может обратиться к нескольким консультантам за советом по поводу одного и того же вопроса, а потом и самому побывать в роле консультирующего.

Опрос продолжается 8 минут, после чего учащиеся обсуждают результаты упражнения. Психолог предлагает участникам назвать проблему и изложить содержание данных им советов. Ответы участников фиксируются на компьютере по схеме: проблема – совет.

Психолог предлагает вопросы для обсуждения:

  • Какой из советов, по вашему мнению, самый полезный? Почему?

  • Использовали ли вы знание типов модальности человека в своем интервью?

  • Что дает выполнение этого упражнения?

Психолог. И в конце урока посмотрите видеоролик „Диалог ученика с Учителем” и найдите в ответах Учителя слова, которые можно воспринимать как один из выводов нашего занятия

Подведение итогов. Рефлексия.

Участники отвечают на вопрос:

  • Какие знания и информацию вы получили?

  • Что вы ощущали при выполнении упражнений?

  • Как эти знания вы будете использовать в дальнейшей жизни?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учет ведущих каналов восприятия в общении

Автор: Баранова Наталья Петровна

Дата: 24.02.2017

Номер свидетельства: 395264

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "«Родная природа в стихотворениях А.А Блока и С. А. Есенина» "
    ["seo_title"] => string(62) "rodnaia-priroda-v-stikhotvorieniiakh-a-a-bloka-i-s-a-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "238035"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444469955"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Статья "Использование ИКТ на уроках краеведения""
    ["seo_title"] => string(46) "statiaispolzovaniieiktnaurokakhkraieviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "268840"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450704672"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Современный урок истории "
    ["seo_title"] => string(26) "sovriemiennyi-urok-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "151816"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420746867"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочие программы 4 класс УМК "Начальная школа 21 века" "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochiie-proghrammy-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "116147"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412271220"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства