Общество и его дети постоянно меняются. Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества в тот или иной исторический период. В истории человечества сменились культурно-исторические эпохи, в соответствии с требованиями которых менялась система образования: аграрная, индустриальная. Сейчас мир переходит в третью, информационную, или постиндустриальную, культуру, которая предъявляет другие требования к выпускнику школы. Обучение в школе, строго ограниченное рамками определенного объема знаний, — это устаревшая концепция в наш век информации, где общий объем технологических знаний удваивается каждые несколько лет.
В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в школе.
Происходящие изменения в обществе не могли не сказаться на «портрете» ребёнка, пришедшего в школу. Можно следующим образом сформулировать важнейшие особенности, характеризующего современного школьника:
• Резко возросла информированность детей, они перегружены информацией (СМИ, Интернет, реклама), зачастую ненужной и даже вредной;
• Уменьшился интерес к чтению, что привело к определённому эмоциональному голоду;
Поэтому необходимо, постоянно искать формы и методы преподавания предмета, которые в данный момент могут быть более эффективными. Концепцией, на мой взгляд, педагогической деятельности должно быть совершенствование методики преподавания истории и обществознания, адаптированной к новым формам сдачи экзаменов, направленной на развитие самостоятельности учащихся как основного средства формирования компетентностей”.
Преподавание в современной школе требует постоянного поиска ответов на разные вопросы. Но иногда в погоне за инновационными технологиями мы забываем о ребенке, об особенностях восприятия им программного материала. Часто ли мы, учителя, учитываем психологические особенности детей, знаем ли мы особенности их развития.
Когда мы учим, используя видение, слышание, прикосновение, класс в целом получает информацию по одному или нескольким каналам восприятия. Необходимо, наблюдая за поведением учащихся, определить учеников разных модальностей.
Эти знания помогут правильно выбрать методы обучения в школе.
Определение ведущей модальности учащихся
Как определить учеников разных модальностей. Это можно сделать, наблюдая за поведением учащихся.
Примеры:
Визуальная ученица. Всегда смотрит вверх, когда говорит учитель, будто видит то, что он рассказывает. Когда учитель, читает учебник, всегда читает сама, не полагаясь на чтение со стороны. Ее тетрадь по предмету — самая аккуратная во всем классе. Каждая часть пронумерована и отделена. Придает большое значение своему внешнему виду и порядку на парте. В рабочих таблицах отмечает то, что важно ей.
Аудиальный ученик. Инициалы. читает текст, он приговаривает, пришептывает про себя. Гораздо чаще отвлекается, чем его более способные визуальные соседи — прекрасный имитатор. Он способен повторить все слово в слово (даже когда он, казалось бы, не слушал). У него затруднения с запоминанием дат, поскольку при этом требуется удерживать отдельные события в уме. Он часто садится в классе на последнюю парту в углу класса, если ему предстоит серьезная работа, так как он легко отвлекается даже на шепот. Письменные работы намного хуже. Он расскажет свое лучше, чем напишет.
Кинестетический ученик. Он обычно вскакивает, чтобы по моей просьбе раздать детям материалы. Когда учитель ходит по классу, помогая ученикам, никогда не поднимет руку, а ждет моего приближения и старается дотянуться до учителя, схватить за запястье, рубашку. Когда учитель читает инструкции, он смотрит в книгу и водит пальцем по строчкам. Этот ребенок не может выучить, пока учитель не придумает для него “алгоритм запоминания”, или нарисует схему, таблицу. Он постоянно тянется к тому, что перед ним, над головой, над партой. Прикасается к другим детям. Если ему повезет, и его сосед окажется также кинестетиком, то у них будет минимум две потасовки за урок.
Обработка визуальной информации – это способность видеть различия между вещами, запоминать детали, подробности внешнего вида, зрительного образа вещи, дополнять отсутствующие части общей картины, помнить общие характеристики, соотносить свои движения с тем, что видишь (визуально-моторная координация), зрительно представлять себе образы, воображать, организовывать пространство в своей комнате, на столе и т. п., заниматься изобразительным искусством
Конкретные проблемы могут быть такими:
чтение: низкая скорость, плохое понимание,
общие навыки: плохая организация/трудности с планированием/неаккуратность, трудности с перепроверкой своей письменной работы, трудно учиться, глядя на демонстрацию чего-либо, трудно воспринимать учебные фильмы по видео.
Обработка аудиальной (слуховой) информации – это то, насколько хорошо ты понимаешь на слух. Можешь ли ты улавливать все сказанное, когда люди говорят быстро? Легко ли ты различаешь голоса (даже по телефону)? Можешь ли представить себе мысленно звучание голосов знакомых людей? Запоминаешь ли информацию, которую слышишь?
Обработка слуховой информации подразумевает: понимание разницы между звуками и голосами, запоминание конкретных слов или цифр, запоминание общей звуковой последовательности, понимание даже в том случае, когда нескольких звуков не хватает.
Люди с общими трудностями в обработке слуховой информации, чаще всего испытывают наибольшие трудности с чтением (пониманием и выражением своих мыслей).
Если конкретно, трудности могут быть такими:
чтение: плохое распознавание новых слов плохое понимание,
общение: трудности с выражением мыслей и передачей информации вслух плохое восприятие языка,
общие навыки: трудно выполнять устные указания, трудно учиться лекционным способом.
Учет этих особенностей позволит сделать урок эффективным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современный урок истории »
Юдина Т.В.
Современный урок истории и обществознания.
Общество и его дети постоянно меняются. Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества в тот или иной исторический период. В истории человечества сменились культурно-исторические эпохи, в соответствии с требованиями которых менялась система образования: аграрная, индустриальная. Сейчас мир переходит в третью, информационную, или постиндустриальную, культуру, которая предъявляет другие требования к выпускнику школы. Обучение в школе, строго ограниченное рамками определенного объема знаний, — это устаревшая концепция в наш век информации, где общий объем технологических знаний удваивается каждые несколько лет.
В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в школе.
Происходящие изменения в обществе не могли не сказаться на «портрете» ребёнка, пришедшего в школу. Можно следующим образом сформулировать важнейшие особенности, характеризующего современного школьника:
• Резко возросла информированность детей, они перегружены информацией (СМИ, Интернет, реклама), зачастую ненужной и даже вредной;
• Уменьшился интерес к чтению, что привело к определённому эмоциональному голоду;
Поэтому необходимо, постоянно искать формы и методы преподавания предмета, которые в данный момент могут быть более эффективными. Концепцией, на мой взгляд, педагогической деятельности должно быть совершенствование методики преподавания истории и обществознания, адаптированной к новым формам сдачи экзаменов, направленной на развитие самостоятельности учащихся как основного средства формирования компетентностей”.
Преподавание в современной школе требует постоянного поиска ответов на разные вопросы. Но иногда в погоне за инновационными технологиями мы забываем о ребенке, об особенностях восприятия им программного материала. Часто ли мы, учителя, учитываем психологические особенности детей, знаем ли мы особенности их развития.
Когда мы учим, используя видение, слышание, прикосновение, класс в целом получает информацию по одному или нескольким каналам восприятия. Необходимо, наблюдая за поведением учащихся, определить учеников разных модальностей.
Эти знания помогут правильно выбрать методы обучения в школе.
Определение ведущей модальности учащихся
Как определить учеников разных модальностей. Это можно сделать, наблюдая за поведением учащихся.
Примеры:
Визуальная ученица. Всегда смотрит вверх, когда говорит учитель, будто видит то, что он рассказывает. Когда учитель, читает учебник, всегда читает сама, не полагаясь на чтение со стороны. Ее тетрадь по предмету — самая аккуратная во всем классе. Каждая часть пронумерована и отделена. Придает большое значение своему внешнему виду и порядку на парте. В рабочих таблицах отмечает то, что важно ей.
Аудиальный ученик. Инициалы. читает текст, он приговаривает, пришептывает про себя. Гораздо чаще отвлекается, чем его более способные визуальные соседи — прекрасный имитатор. Он способен повторить все слово в слово (даже когда он, казалось бы, не слушал). У него затруднения с запоминанием дат, поскольку при этом требуется удерживать отдельные события в уме. Он часто садится в классе на последнюю парту в углу класса, если ему предстоит серьезная работа, так как он легко отвлекается даже на шепот. Письменные работы намного хуже. Он расскажет свое лучше, чем напишет.
Кинестетический ученик. Он обычно вскакивает, чтобы по моей просьбе раздать детям материалы. Когда учитель ходит по классу, помогая ученикам, никогда не поднимет руку, а ждет моего приближения и старается дотянуться до учителя, схватить за запястье, рубашку. Когда учитель читает инструкции, он смотрит в книгу и водит пальцем по строчкам. Этот ребенок не может выучить, пока учитель не придумает для него “алгоритм запоминания”, или нарисует схему, таблицу. Он постоянно тянется к тому, что перед ним, над головой, над партой. Прикасается к другим детям. Если ему повезет, и его сосед окажется также кинестетиком, то у них будет минимум две потасовки за урок.
Обработка визуальной информации – это способность видеть различия между вещами, запоминать детали, подробности внешнего вида, зрительного образа вещи, дополнять отсутствующие части общей картины, помнить общие характеристики, соотносить свои движения с тем, что видишь (визуально-моторная координация), зрительно представлять себе образы, воображать, организовывать пространство в своей комнате, на столе и т. п., заниматься изобразительным искусством
Конкретные проблемы могут быть такими:
чтение: низкая скорость, плохое понимание,
общие навыки: плохая организация/трудности с планированием/неаккуратность, трудности с перепроверкой своей письменной работы, трудно учиться, глядя на демонстрацию чего-либо, трудно воспринимать учебные фильмы по видео.
Обработка аудиальной (слуховой) информации – это то, насколько хорошо ты понимаешь на слух. Можешь ли ты улавливать все сказанное, когда люди говорят быстро? Легко ли ты различаешь голоса (даже по телефону)? Можешь ли представить себе мысленно звучание голосов знакомых людей? Запоминаешь ли информацию, которую слышишь?
Обработка слуховой информации подразумевает: понимание разницы между звуками и голосами, запоминание конкретных слов или цифр, запоминание общей звуковой последовательности, понимание даже в том случае, когда нескольких звуков не хватает.
Люди с общими трудностями в обработке слуховой информации, чаще всего испытывают наибольшие трудности с чтением (пониманием и выражением своих мыслей).
Если конкретно, трудности могут быть такими:
чтение: плохое распознавание новых слов плохое понимание,
общение: трудности с выражением мыслей и передачей информации вслух плохое восприятие языка,
общие навыки: трудно выполнять устные указания, трудно учиться лекционным способом.
Учет этих особенностей позволит сделать урок эффективным.