Урок будет проведен в 6 экспериментальном классе, где реализуется проект «Школа – для каждого». В классе 14 мальчиков и 14 девочек. Дети с активной жизненной позицией, умеющие говорить, доказывать свою точку зрения. Есть группа детей с низкими учебными способностями. По ведущему каналу восприятия информации класс условно можно разделить на 4 группы:10 визуалов, 5 аудиалов, 2 кинестетика, у 9-ых смешанный тип. Поэтому на уроках необходимо использовать как объяснительно- иллюстративные, словесные и практические методы. У 16 учеников школьная мотивация на высоком уровне, у 5 низкая мотивация. В классе 100% успеваемость по предмету, качество.знаний по русскому языку 68%, по литературе – 80%. На уроке учащиеся будут работать в группах, которые сформированы с учетом социально –психологической характеристики по методике «Тип мышления»: в 1 группе дети со словесно-логическим типом мышления, во 2 группе – с креативным (творческим), и в 3 группе – наглядно-образным и абстрактно-логическим. 61% учащихся данного класса имеет высокий уровень творческого мышления (креативность).
----------
Урок в 6а классе в рамках семинара по теме:
«Школьное лесничество как одна из эффективных форм экологического образования»
Тема: «Родная природа в стихотворениях А.А Блока и С. А. Есенина»
Цели:
1).Продолжить знакомство с замечательными образцами пейзажной лирики А.Блока, С.Есенина; показать роль природы в лирике поэтов.
2). Развивать навыки анализа лирического произведения.
3). Воспитывать душевную чуткость, доброту, умение видеть красоту вокруг себя и беречь ее;
Оборудование: выставка книг, портреты поэтов, презентация.
Класс делится на 3 группы: в первой группе «Мыслители» учащиеся со словесно-логическим типом мышления, во второй «Художники» дети с креативным (творческим) воображением, в третьей «Исследователи» - с наглядно-образным и абстрактно-логическим типом.
Ход урока
Организационный момент.
Основная часть.
Вступительное слово учителя. ( В сопровождении слайдов.)
Помню, в детстве, когда наступал май, тёплые дни, рано утром мама открывала окно. А сирень как будто этого и ждала, цветущие ветки оказывались в комнате. Я до сих пор чувствую свежий, сладковатый аромат сирени и мне так хочется в мой отчий дом, в мою малую родину. Куст сирени и стал напоминанием моего детства, началом любви родной природы, родного края. А что для вас, ребята, является символом природы? (Ответы учащихся)
Да. Природа необычайно хороша и своими дождями, и нежными серебристыми снегами, и яркими резными листьями, и маленькими ручейками тающей воды. Зачастую мы на это просто не обращаем внимания. В.Распутин в одной из повестей устами своего героя говорит: " Почему мы так редко поднимаем глаза вокруг себя, и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что именно в такие моменты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?" Именно в общении с природой человек в полной мере обретает такие качества, как доброта, чуткость, отзывчивость.
Мы должны помнить о том, что природа "не бездушный лик", что "в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык". Произнося эти слова, Ф.Тютчев говорит об окружающем мире, как о живом человеке. Вот и сегодня постараемся увидеть лицо природы, её поведение, внутреннее состояние. А может быть это и есть чудо! Давайте возьмём слова Тютчева эпиграфом к нашему уроку:
«Не то, что, мните вы, природа-
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.»
Вслушайтесь в слова «природа», «родина»… Не случайно в нашем языке Природа и Родина – слова одного корня.
Сегодня мы прикоснемся к поэзии А.Блока, С.Есенина, на следующем уроке к лирике А.Ахматовой, Н.Рубцова. Будем учиться анализировать лирические произведения, повторим изобразительно-выразительные средства поэтической речи. И самое главное, попробуем узнать, какую роль играла природа в жизни поэтов. А судьба и Блока, и Есенина была нелёгкой.
Александр Блок любил Родину – Россию.
Первая группа выполнила к этому уроку дом. задание. Они должны были прочитать названия стихотворений и названия разделов книг поэта. Что вы можете сказать о Блоке по прочитанным заголовкам? ( Сложный поэт, часто говорит о страшном мире, пишет о Прекрасной Даме….).
Действительно, Блок, живший в конце 19, начале 20 веков пережил многие события нашей истории: 3 революции, Первую мировую войну, Гражданскую войну. Он был прекрасно образован, воспитан, был внуком известного биолога-ботаника Бекетова, сыном профессора Варшавского университета и в своем творчестве он обращается к истории Руси, мечтает о ее будущем, верит в то, что Русь никогда не пропадет, часто ищет вопросы, которые его волнуют. В природе. Обратимся к стихотворению «Летний вечер».
Чтение стихотворения «Летний вечер»:
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.
Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!
Слов. работа: Межа - граница земельных участков, узкая полоса необработанной земли.
Вторая группа. Вы должны были внимательно прочитать стихотворение дома и нарисовать иллюстрации. (Показ работ учащихся)
Вопрос к классу: А каким настроением проникнуто стихотворение?
Стихотворение проникнуто состоянием тишины, умиротворения и покоя. Смена дня вечером и приближение ночи создают настроение покоя, отдыха после трудового дня.)
Вопрос: А какие художественно-выразительные средства языка помогают создать это удивительное настроение летнего вечера?
Третья группа. Вы должны были вспомнить художественно-выразительные средства языка. Найдите их в данном произведении? ( Эпитеты: «красный диск луны», «розовая дремота», метафоры: «дремотой объята трава», «умчись в туман и в луговые дали»)
Действительно, эпитет «розовый» вносит в душу успокоение, настраивает на мечтательный лад, а «красный диск луны» вызывает чувство тревоги и беспокойства. Блок пишет о том, что день с его заботами отошёл и уступил место спокойному настроению, а может быть, и тревоге. Ведь когда мы ложимся спать, в голову приходят все те события, которые произошли днём. Поэтому кто-то засыпает мирно, а кто-то не так легко забудет «заботы и печали», а у кого-то будет бушевать в душе буря…
Обратимся к следующему стихотворению А. Блока «О, как безумно за окном…»
Первая группа. Ребята, какие слова являются ключевыми в этом стихотворении? («Безумно, буря, тучи, дождь, ветер, ночь, холод, люди, мрак, страдальцы») А ты хотел бы оказаться там, за окном?
Обратите внимание, эпиграфом к стихотворению Блок взял слова из трагедии Шекспира «Король Лир». Король, отдав всё своё богатство дочерям, оказался выброшенным на улицу. Оплатив чёрной неблагодарностью родному отцу, они выбросили его из дворца, превратили в бездомного скитальца, которому негде спрятаться от бури и дождя.
Вопрос второй группе: Какую картину вы представили? Каким настроением проникнуто стихотворение?( Чувством сострадания к тем, кто лишён крова).
Вопрос к третьей группе: С помощью каких изобразительных средств поэт рисует картину ужасной ночи? ( Олицетворение: «Бушует буря, несутся тучи, ветер воет», аллитерация: (Ш,Р)
Вопрос к классу – В какой строке выражена основная мысль, идея? («Мне жаль людей, лишённых крова»)
Таким образом, сила сострадания, которую испытывает поэт ко всем бедным, несчастным, страдающим людям, передаётся и нам, читателям и рождает в наших душах добрые, благородные чувства.
Физкультминутка.
Так же, как и великий Блок, С,А. Есенин считал, что природа очищает души. Перед её лицом пропадает всё нечистое, всё скверное, всё мелкое и суетное.
В отличие от Блока Есенин вырос в деревне, в селе Константиново Рязанской губернии. «Моя поэзия наполнена одной большой любовью, любовью к Родине», - писал он. А природа в стихах Есенина яркая, живая. Обратимся к стихотворению «Мелколесье, Степь и дали…» Чтение стихотворения)
Задание первой группе: Попробуйте объяснить слова и выражения – «мелколесье», «неприглядная дорога», чахленькая местность»?
Вопрос классу: Почему поэт, говоря о дорогой его сердцу, любимой до слёз природе, не находит высоких, возвышенных слов, а говорит: «неприглядная дорога», «чахленькая местность»
Задание второй группе: Какую вы картину представили, прочитав стихотворение?
Задание третьей группе: Проанализируйте изобразительные средства стиха. С какой целью автор их использует? ( Метафоры: «берёзке рад поцеловать ножку», олицетворение: зарыдали бубенцы», «будет веселиться юность», эпитет: «мёрзлые осины») (Время выполнения - 2-3 минуты)
Вопрос: Каким настроением проникнуто это стихотворение? ( Чувством любви к родным местам, поэт рад «берёзке каждой» поцеловать ножку.
О каких чертах характера лирического героя стихотворения мы можем говорить?
(Скромность, любовь к отчему краю. Слава не смогла заставить поэта позабыть малую родину. Он готов забыть всё ради поездки в дорогое его сердцу Константиново: «Наплевать мне на известность/ И на то, что я поэт»).
Такая же скромная русская природа и в стихотворении «Пороша». Обратите внимание, и здесь возникает перед нами образ дороги. (Чтение стихотворения)
Вопрос первой группе: Что такое пороша? (Выпавший ночью и переставший идти к утру снег).
Вопрос второй группе: Какая картина возникла перед вашими глазами? (Дорога в зимнем лесу, убегающая лентой вдаль. Ничто не ускользает от взгляда путника: серые вороны на лугу, сосна, покрытая снегом, дятел на верхушке сосны…)
Вопрос третьей группе: Есенина называли поэтом-метафором. Какие метафоры помогают раскрыть яркую картину русской зимней природы?( «дремлет лес», «подвязалася сосна», «снег стелет шаль»). А какое сравнение присутствует? («сосна понагнулась, как старушка, оперлася на клюку»)
Вопрос классу: Какое настроение передается поэтом в этом стихотворении? (Поэт наслаждается тишиной, красотой зимней природы, радуется быстрой езде на лошади).
Природа олицетворена, одухотворена Есениным. Нельзя не согласиться со словами критика К.Л. Зелинского: «Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо. Недаром она показана не созерцательно, а в действии».
А в завершении нашей сегодняшней встречи я предлагаю послушать стихотворение К. Кулиева «Когда на меня навалилась беда…» в исполнении Тимура.
Попробуем сделать вывод. Что же такое природа и Родина для Блока, Есенина и для балкарского поэта К. Кулиева? (В природе они черпают силы для жизни, отдыхают душой….).
Вопрос к классу: А что для вас природа и Родина?
В конце мы с вами поговорим о цветописи. Какие цвета вы встретили в изученных стихотворениях Блока и Есенина? (Розовый, красный – «Летний вечер», чёрный в «О, как безумно за окном…»,белый в «Мелколесье…», белый, серый в «Пороше».
Цвет в жизни человека значит многое. Выбор цвета показывает его душевное состояние, мир его эмоций, его настроение. Какой бы вы выберете цвет, чтобы показать свое отношение к сегодняшней встрече?
– «Я еще не раз обращусь к творчеству этих поэтов».
Жёлтый – «Оказывается, поэзия это увлекательно».
Синий - «Буду знать».
Спасибо за урок. (Выставление оценок).
Домашнее задание по группам. Прочитать стихотворения А. Ахматовой и Н. Рубцова. Первая группа – подготовить биографию поэтов; вторая группа – нарисовать иллюстрации к стихотворениям; третья группа – найти художественно-выразительные средства в стихотворениях.