Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Вместе весело шагать"»
«Вместе весело шагать» - тренинг развития преодоления школьной тревожности для учащихся первых классов
Наблюдая первоклассников видно, что проблемы адаптации и коммуникативных навыков чрезвычайно значимы. Обязательно в каждом классе присутствуют дети с высоким уровнем тревожности при низком уровне коммуникации.
Именно для таких детей была разработана данная программа. Это десять занятий с использованием изо- и сказкотерапии. Проводятся они во второй четверти по два занятия в неделю. Продолжительность занятия - 40 минут.
Когда ребенок работает в группе в непринужденной обстановке, сочиняя сказки о своих трудностях и рисуя их он становится более общительным, преодолевает тревогу и застенчивость.
ЗАНЯТИЕ 1
1. Упражнение «Добрый клубок»
Цель: повышение работоспособности детей, создание позитивного настроения, повышение сплоченности группы.
Дети встают в круг и передают по кругу клубок ниток, произнося при этом свое имя и слова приветствия ребенку, стоящему слева.
2. Упражнение «Какая рука у соседа»
Цель: установление контакта между участниками группы, развитие тактильных ощущений.
Дети стоят в круге, держась за руки. Участник, поворачиваясь к соседу справа, говорит тому, какая у него рука (мягкая, теплая, нежная).
3. Установление правил
Цель: регламентирование работы на основе добровольного принятия обязательств. Совместно вырабатываются правила поведения на занятии:
говорить по одному
не перебивать того, кто говорит
не применять физическую силу
никого не оскорблять, не дразнить.
Правила в виде пиктограмм записываются на листе ватмана, который постоянно висит на доске во время всех последующих занятий.
4. Упражнение «Аппликация»
Цель: развитие навыков эффективного общения.
Ребятам предлагается набор геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги. Коробка с ними ставится посреди круга. Каждому нужно выбрать по несколько заготовок и составить из них какую-то картинку. Фигурка выкладывается на парте. Ее можно наклеить на лист обоев, предварительно договорившись о том, где что наклеивается, «чтобы было красиво». Аппликация остается в помещении группы.
5. Рефлексия
Дети встают в круг. По очереди говорят ,что им понравилось на занятии и что не понравилось и почему.
2.
ЗАНЯТИЕ 2.
Упражнение «Сделай как я»
Цель: создание положительного настроения, повышение сплоченности группы.
Дети встают в шеренгу. Ведущий, показывает несложные движения, которые остальные участники повторяют. В роли ведущего попеременно выступают все участники.
Упражнение «Перечисли правила»
Цель: закрепление правил и принятие детьми ответственности за их соблюдение. Каждый участник получает листок бумаги. Задача - пиктографически изобразить правила работы группы, принятые на прошлом занятии. По завершении каждый представляет результаты своей работы. Правила комментируются детьми по принципу объяснения их целесообразности. Некоторым детям может понадобиться помощь ведущего.
З.Упражнение «Мне нравится...»
Цель: создание атмосферы принятия, понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии. Дети садятся в круг. В центр круга садится кто-либо по желанию. Каждый по очереди называет, что ему нравится в этом ребенке. Таким образом, в кругу должны побывать все желающие.
4.Прощание
Дети благодарят друг друга за совместную работу. Прощаются , подбирая для этого самые теплые слова для