Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учимся жить вместе" »
Рабочая программа
по правам человека «Учимся жить вместе»
г. Томск – 2015 г.
Содержание:
Введение ……………………………………………………………….
Пояснительная записка ………………………………………………..
Учебно-тематический план…………………………………………….
Содержание программы………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………….
Введение
В настоящее время активно ведутся дискуссии как в общественно-политических, так и в научно-образовательных кругах об участии граждан в решении социально-экономических проблем в стране, в реформировании различных сфер жизнедеятельности российского общества. В этой ситуации особенно актуальной видится проблема участия детей, подростков и молодежи в этих процессах. Поэтому, нужно сейчас воспитывать у младших школьников толерантное отношение друг к другу, развивать и приобщать к патриотическим ценностям, формировать гражданские, правовые навыки подростков и молодежи, обращать их внимание на социальные проблемы, возникающие в современном обществе и обучать эффективным способам решения проблем.
Актуальность данной программы - в новом подходе воспитания нравственных ценностей через освоения принципов толерантности и прав человека. Перемены, происходящие в политической, экономической, социальной и духовой сферах жизни общества отражаются на состоянии воспитания школьников. Очень важно, в наше время демократических преобразований и развития гражданского общества привить обучающимся не только знания, умения и навыки в области права и прав человека в частности, но и способствовать формированию гражданских и социальных компетенций. В зависимости от воспитания школьников, необходимо формировать у одних и способствовать развитию у других. Проводить же это необходимо в ненавязчивой форме, через игру, беседу и практические занятия у младших школьников.
Пояснительная записка:
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ВОСПИТАНИЕ рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.
Важнейшие задачи воспитания:
«формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной жизни на рынке труда».
Работая классным руководителем в начальной школе, сталкиваясь с проблемами поведенческого характера и конфликтными отношениями детей, понимаешь актуальность и целесообразность формирования в ученическом коллективе межличностных отношений, взаимопомощи, взаимопонимания, доброжелательного отношения друг к другу, чувства коллективизма.
В начальных классах необходимо начинать формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, ориентируя их на воспитательные ценности:
- Демократического общества;
- Нравственные общечеловеческие приоритеты (семья, отечество, культура, мироне сосуществование народов разных стран, межэтническое, экологическое благополучие);
- Гармонизацию взаимоотношений учащихся с окружающим социумом, природой, самим собой;
- Формирование готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности;
- Формирование уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, к старшим поколениям и к родителям;
- Формирование толерантности, ответственности за будущее своей страны и современной цивилизации в целом.
Предлагаемая программа предусматривает обучение лицеистов не только тому, что представляют собой права человека, но и тому, что надо делать в интересах человека, а также о равноправии людей любой национальности.
В основе содержательной структуры программы лежат принципы: ответственность, равенство, безопасность, справедливость, терпимость, индивидуальность, свобода, солидарность, мир.
Цель программы:
Развитие нравственных общечеловеческих ценностей у обучающихся, путём освоения основных принципов прав человека через организацию внеклассной работы.
Задачи:
- повысить информированность и компетентность младших школьников в области прав человека через освоение понятий «толерантность», «достоинство», «дискриминация», «равенство», «ответственность», «справедливость» и др.;
- вызвать интерес у школьников к изучению прав человека через подготовку и выполнение конкурсных работ городской программы «Учимся жить вместе»
- развивать умения и навыки реализации прав человека;
1. Навыки позитивного отношения к себе и понимания других – способность адекватно оценивать себя, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть. Эти навыки позволяют правильно вести себя в ситуации общения и взаимодействия с другими людьми. Они являются базой для формирования чувства собственного достоинства.
2. Навыки позитивного общения – способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения с людьми, добрые отношения в семье.
3. Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями – осознание качества эмоций в нас самих и других, знание того, что эмоции влияют на поведение. Способность адекватно реагировать на собственные эмоции.
4. Навыки продуктивного взаимодействия – способность конструктивно выстраивать отношения с другими людьми. Эти навыки позволяют при минимальном уровне эмоциональных затрат достигать в процессе общения значимых результатов.
5. Навык самостоятельного принятия решений – способность принимать решения.
6. Навык решения проблемных ситуаций – помогает справиться с проблемами. Владение этим навыком даёт человеку возможность грамотно и уверенно вести себя в жизненных ситуациях.
7. Навыки работы с информацией – способность анализировать и использовать информацию. Эти навыки позволяют человеку ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.
8. Навыки решать практические задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой собственный опыт и знания, а также информацию об опыте, знаниях других людей.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: обучающиеся 3-го класса.
Сроки реализации программы: 1 год. Периодичность занятий – 1 часа внеделю. Количество предполагаемых занятий – 34. Программой предусматриваются практические занятия, занятия-тренинги, беседы, самостоятельная работа обучающихся, посещение музеев и библиотек лицея, города, а также выступления на этапах и итоговом мероприятии «Форуме дружбы» городской программы «Учимся жить вместе».
Занятия ориентированы на последовательную выработку у школьников не только знаний и умений, но и ценностных установок, которые будут им необходимы, чтобы создать справедливый мир, свободный от нарушений прав человека.
Методика предусматривает активное участие и взаимодействие обучающихся, полное включение их в процесс познания. Они становятся активными исследователями окружающего их мира вместе с учителем, а не просто пассивно перенимают опыт взрослого человека.
Ожидаемые результаты:
- Освоение лицеистами системы правовых знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; освоение основных понятий: дружба, друг, правила, права, желания, потребности;
- Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к чтению, формирование желания и умения учиться, приобретать новые знания; формирование дружеского отношения с младшими по возрасту детьми и сверстниками;
- Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру; уважительного отношения к людям других национальностей;
- Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка.
- Умение выстраивать отношения в коллективе сверстников.
Проверка полученных результатов предполагается в участии на этапах и итоговом мероприятии городской программы по правам человека «Учимся жить вместе»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Форма проведения
Кол-во часов
Дата
Раздел № 1 «Чего себе не хочешь, того и другому не делай»
1 .
«Будьте вежливы»
беседа
1 ч
02.09.-04.09.
2.
Игры на контактность: «Определи на ощупь», «Мешочек», «Зоопарк», «Торопись обрадовать»
практическое занятие
1 ч
07.09.-11.09.
3.
«Давайте дружить!»
театрализованная игра
1 ч
14.09.-18.09.
4.
«Как заводить себе друзей»
практическое занятие
1 ч
21.09.-25.09.
5.
Итоговое занятие: составление коллективного кроссворда, связанного с общением и взаимодействием детей
практическое занятие
1 ч
28.09.-02.10.
Раздел № 2 «Все мы люди – все мы человеки»
6.
Посещение библиотеки лицея № 7,для знакомства с литературой, рассказывающей о народах России
практическое занятие
1ч
05.10.-09.10.
7.
Игровая программа «Вместе весело шагать» Кругосветка
выезд в МБОУ ДОД ДДиЮ «Факел»
1 ч
12.10.-16.10.
8.
Подготовка к конференции
подбор материала для творческого выступления
1 ч
19.10.-23.10.
9.
Подготовка к конференции
презентация
1 ч
9.11.-13.11.
10.
Подготовка к конференции
презентация
1 ч
16.11.-20.11.
11.
Научно-практическая конференция «Культура и традиции народов России»
(творческий проект)
выезд в МБОУ ДОД ДДиЮ «Факел»
1 ч
23.11.-27.11.
12.
Подготовка кконкурсу художественного и декоративно-прикладного творчества«Сотворение»
подбор материала к объёмной творческой работе
1 ч
30.11.-04.12
13.
Подготовка кконкурсу художественного и декоративно-прикладного творчества«Сотворение»
выбор техники прикладного искусства
1 ч
07.12-11.12
14.
Подготовка кконкурсу художественного и декоративно-прикладного творчества«Сотворение»
творческая работа
1 ч
14.12.-18.12
15.
Подготовка кконкурсу художественного и декоративно-прикладного творчества«Сотворение»
изготовление творческой работы
1 ч
21.12.-25.12
16.
Конкурс художественного и декоративно-прикладного творчества «Сотворение»
выезд в центр «Альтернатива»
1 ч
11.01-15.01
17.
«Что мы знаем о народах России?»
практическое занятие
1 ч
18.01-22.01
18.
Подготовка к конкурсу «Народная мозаика»
обсуждение творческого номера
1 ч
25.01-29.01
19.
Подготовка к конкурсу «Народная мозаика»
подбор костюмов
1 ч
01.02-05.02
20.
Подготовка к конкурсу «Народная мозаика»
подбор музыкального сопровождения
1 ч
08.02-12.02
21.
Подготовка к конкурсу «Народная мозаика»
репетиция номера
1 ч
15.02-19.02
22.
Конкурс театрализованных миниатюр «Народная мозаика»
выезд в МБОУ ДОД ДДиЮ «Факел»
1 ч
22.02-26.02
23.
Народ России - татары
презентация
1 ч
29.02-04.03
24.
Народ России - башкиры
беседа
1 ч
07.03.-11.03.
25.
Народ России - якуты
творческая работа
1 ч
14.03.-18.03.
26.
Рисуем рисунки на тему «Народы России»
практическое занятие
1 ч
28.03.-01.04.
27.
Игры народов России
практическое занятие
1 ч
04.04.-08.04.
28.
Традиции народов России
групповая работа
презентации
1 ч
11.04.-15.04.
29.
Форум Дружбы – итоговое мероприятие
выезд на награждение победителей
1 ч
18.04.-22.04.
Раздел № 3 «Знакомимся с Правами человека и Правами ребёнка»»
30.
Всеобщая декларация прав человека
занятие-тренинг
1 ч
25.04.-29.04.
31.
Знакомство с Конвенцией прав ребёнка
беседа
1 ч
02.05.-06.05.
32.
Знакомство с Конвенцией прав ребёнка
занятие-тренинг
09.05.-13.05.
33.
Рисуем рисунки к статьям Конвенции прав ребёнка
практическое занятие
1 ч
16.05.-20.05.
34.
Рисуем рисунки и подводим итоги участия в городской программе «Учимся жить вместе»
практическое занятие
1 ч
23.05.-24.05.
Содержание программы.
Образовательная деятельность по программе, позволяет решать задачи гражданско-правового воспитания детей, через конкретные занятия, беседы, практические занятия, занятия-тренинги и творческие мероприятия.
Занятия проводятся с группой обучающихся по разработанной и представленной выше тематике,
Программа разработана как целостная система введения в мир толерантности и прав человека и включает в себя следующие виды деятельности:
Теоретические основы знаний по правам человека и толерантности.
Теоретические основы знаний по правам человека и толерантности разработаны и подаются обучающимся с учетом возрастных особенностей детей. Возрастные особенности младших школьников требуют особого подхода, как в форме проведения занятий, так и к их содержанию. В основном все занятия строятся на основе игры или игровых моментов и творческих идей, с учетом дифференциации знаний.
Практические занятия.
Практические занятие включают в себя такие формы и методы проведения мероприятий, при которых обучающиеся выполняют конкретные задания и по окончании предлагают конечный продукт, как результат своей деятельности.
Изобразительное искусство очень важно применять в занятиях с младшими школьниками, так как изобразительная деятельность помогает развивать образное мышление. Рисунки, плакаты, как результат деятельности, показывают отношение детей к той или иной изучаемой теме.
При проведении ролевых игр лицеисты учатся решать конкретные ситуации, возникающие в жизни и как результат можно обозначить – формирование определенных навыков, закрепляемых в поведении учащихся при проведении игры.
В общем, все практические занятия включают в себя отработку ранее полученных теоретических знаний.
Организационно-массовая работа.
Организационно-массовая работа представляет собой разработку, организацию и проведение основных мероприятий программы, проходящих согласно городскому графику мероприятий на базе МОУДОД Дома детства и юношества «Факел» Команды школьников, участвующие в мероприятиях, набирают баллы и по итогам года определяются победители по возрастным группам, которые награждаются грамотами департамента образования администрации г. Томска.
Список использованной литературы:
«Всеобщая декларация прав человека» «Сокращённый вариант Всеобщей декларации прав человека»
«Конвенция о правах ребёнка», «Резюме прав, определённых Конвенцией о правах ребёнка»
«Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых» (перевод с английского) – М.: «Ангстрем», 1992г.
«Первые шаги». Начальный курс обучения правам человека. «Международная Амнистия», М.: «Права человека» 2003г.
«Родом из детства» (методическое пособие по обучению правам человека в детских приютах) – Томск. – Комиссия по правам человека в Томской области, 2003г.
«Права на всякий случай» Авторы: Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. – М.: «Вита-Пресс», 1995г.
«Внеклассная работа по правам человека». – Томск: Томский областной антифашистский комитет, 2001г.
«Внеклассные мероприятия: 3 класс» (сценарии праздников) Авторы: Яровая Л. Н., Жиренко О. Е., и др. – М.: «ВАКО», 2007г.
«Тематические классные часы в начальной школе» Автор: Павлова О. В. – Волгоград «Учитель» 2006г.
«Словарь русских пословиц и поговорок» Составитель: Жуков В. П. – М.: «Русский знак» 1993г.
«Приключения маленького человечка» Автор: Усачёв А. А. – М.: РИО «Самовар» 1994г.
«Инсценированные классные часы в начальной школе» Автор: Белоножкина О. В. – Волгоград «Учитель» 2006г.
«Игротека. Лидер 21 века» Составитель: Побережная Л. А. - Нижний Новгород «Педагогические технологии» 2006г.
«Мир народной культуры» Составитель: Ватаман В. П. – Волгоград «Учитель» 2009г.
«Страны и народы» (научно-популярное географо-этнографическое издание) Гл. редактор: Бромлей Ю. В. – М,: «Мысль» 1978г.
«Народы мира» (историко-этнографический словарь) Гл. редактор: Бромлей Ю. В. – М.: «Советская энциклопедия» 1988г.
«Демографический энциклопедический словарь» Гл. редактор: Валентей Д. И. – М.: «Советская энциклопедия» 1985г.