kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Темперамент. Разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке раскрывается тема темперамента. Предлагается новая методика для исследования темперамента.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Темперамент. Разработка урока»

Показать взаимосвязь темперамента и поведения человека.

Все люди очень разные... Даже близнецы с самого рождение ведут себя по-разному, хотя воспитываются в одинаковых условиях.


Одни от природы спокойны и медлительны. Другие энергичны и самостоятельны. Третьи несдержанны, раздражительны, их решительность не всегда обдуманна. Четвертые нерешительны и не уверены в себе. Одни на замечания реагируют криком, другие плачем, третьи замыкаются в себе, а четвёртые просто не обращают на них никакого внимания. В чём причина таких различий? А причина действительно есть, и название ей - темперамент. Попробуем разобраться в том, что это такое.

Сегодня на занятии мы постараемся выработать умение правильно вести себя с каждым участником нашего коллектива в соответствии с особенностями его темперамента.

Для этого мы узнаем, какие существуют типы темперамента, что свойственно тому или иному типу темперамента, и попробуем найти свое место и место одноклассников в этой сложной нервной системе.

Так что же такое темперамент?

Темпераментом называют врожденные особенности личности, которые проявляются в поведении человека, его отношении к себе и к миру вокруг.

Известный психолог Мерлин Вольф Соломонович писал: "Представьте себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй - полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены". Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей.

В основе этих проявлений лежат свойства нервной системы, которые имеют наследственную природу и являются стабильными характеристиками личности. С ними нельзя не считаться, так как они непосредственно влияют на учебную и трудовую деятельность.

Учение о темпераменте возникло еще в древности. Слово «темперамент» в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей»; равное ему по значению греческое слово «красис» ввел древнегреческий врач Гиппократ (Y-IY вв. н.э.). Он впервые дал определение понятия «темперамент» и более или менее подробно описал темпераменты. Академик И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Трудно точно ответить, какой тип темперамента у того или иного человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость.

Настала время определить к какому же типу темперамента относится каждый из нас и какого темперамента больше в нашей группе. (предлагаю тест)


Тест на определение темперамента.

Тест поможет вам определить тип вашего темперамента.

Возьмите лист бумаги. Напишите цифры вопросов от 1 до 20, напротив них отмечайте букву ответа («а», «б», «в», или «г»).

Из четырех утверждений вам необходимо выбрать одно, наиболее подходящее для вас.

1.а) суетливы и неусидчивы;

б) жизнерадостны и веселы;

в) хладнокровны и спокойны;

г) застенчивы и стеснительны.

2.а) вспыльчивы и невыдержанны;

б) деловиты и энергичны;

в) обстоятельны и последовательны;

г) в новой обстановке теряетесь.

3.а) прямолинейны и резки по отношению к другим людям;

б) склонны себя переоценивать;

в) умеете ждать;

г) сомневаетесь в свои силах.

4.а) незлопамятны;

б) если что-то перестает интересовать, быстро остываете;

в) строго придерживаетесь системы в работе и распорядка дня;

г) приспосабливаетесь невольно к характеру собеседника.

5.а) вы обладатель порывистых, резких движений;

б) быстро засыпаете;

в) вам тяжело приспособиться к новой обстановке;

г) покорны.

6.а) к недостаткам нетерпимы;

б) работоспособны, выносливы;

в) в своих интересы постоянны;

г) легко ранимы, чувствительны.

7.а) нетерпеливы;

б) бросаете начатые дела;

в) рассудительны и осторожны;

г) трудно устанавливаете контакт с новыми людьми.

8.а) у вас выразительная мимика;

б) быстрая, громкая речь с живыми жестами;

в) медленно включаетесь в работу;

г) очень обидчивы.

9.а) у вас быстрая, страстная речь;

б) в новую работу включаетесь быстро;

в) порыв сдерживаете легко;

г) очень впечатлительны.

10.а) работаете рывками;

б) за любое новое дело беретесь с увлечением;

в) попусту сил не растрачиваете;

г) у вас тихая, слабая речь.

11.а) вам присуща несобранность;

б) настойчивы в достижении цели;

в) вялы, малоподвижны;

г) ищите сочувствия других.

12.а) быстро решаете и действуете;

б) в сложной обстановке сохраняете самообладание;

в) ровные отношения со всеми;

г) необщительны.

13.а) инициативны и решительны;

б) быстро схватываете новое;

в) не любите попусту болтать, молчаливы;

г) одиночество переносите легко.

14.а) стремитесь к новому;

б) у вас всегда бодрое настроение;

в) любите аккуратность;

г) робки, малоактивны.

15.а) упрямы;

б) в интересах и склонностях не постоянны;

в) у вас спокойная, ровная речь с остановками;

г) при неудачах чувствуете растерянность и подавленность.

16.а) имеете склонность к горячности;

б) тяготитесь однообразной кропотливой работой;

в) мало восприимчивы к порицанию и одобрению;

г) у вас высокие требования к окружающим и себе.

17.а) склонность к риску;

б) к разным обстоятельствам приспосабливаетесь легко;

в) начатое дело доводите до конца;

г) у вас быстрая утомляемость.

18.а) резкие смены настроения;

б) склонны отвлекаться;

в) обладаете выдержкой;

г) слишком восприимчивы к порицанию и одобрению.

19.а) бываете агрессивным, задирой;

б) отзывчивы и общительны;

в) незлобивы;

г) мнительны, подозрительны.

20.а) в споре находчивы;

б) неудачи переживаете легко;

в) терпеливы и сдержанны;

г) имеете склонность уходить в себя.

Подсчитайте, сколько раз вы выбрали ответ «а», сколько «б», сколько «в» и сколько «г». Теперь каждую из полученных 4 цифр умножьте на 5. Вы получите процентное содержание ответов.

Например:

«а» — 7 раз * 5 = 35%

«б» — 10 раз * 5 = 50%

«в» — 2 раза * 5= 10%

«г» — 1 раз * 5 = 5%

Четыре вида ответов соответствуют 4 типам темперамента.

«а» — тип холерика

«б» — тип сангвиника

«в» — тип флегматика

«г» — тип меланхолика.

В нашем примере доминирует тип «б» — сангвиник (50%). Определите свой доминантный тип.

Типы темперамента.

Холерик.

Неуравновешенный тип. Бурные эмоции, вспышки. Речь неровная, сбивчивая. Резкая смена настроений. С людьми неуживчив, прямолинеен. Не умеет ждать, нетерпелив. Стремится к новому постоянно, неустойчив в интересах. Тип работы: подходит работа, требующая, большой затраты энергии, связанная с напряжением. Любит трудности и препятствия, способен их преодолевать. Быстро включается в работу. Свои планы приводит в действие, работу доводит до конца. Склонен переоценивать свои возможности. Стремится к самостоятельности и плохо подчиняется власти. Напорист, но недостаточно настойчив. Рекомендуемые профессии:

Рекомендуемые профессии:

электрик, артист, строитель, электросварщик, слесарь, менеджер, хирург, тренер, повар, текстильщица, художник, телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель и др. Обладает вербальными способностями. Избирает задачи, позволяющие ему проявить свою энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям.

Избирает задачи, позволяющие ему проявить свою энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям.

Сангвиник.

«Живой», общителен, сохраняет самообладание в сложной обстановке. Легко входит в новый коллектив, не скован. Быстро переключается с одной работы на другую. В решениях часто не собран. Речь четкая, громкая, быстрая. Тип работы: высокая работоспособность, легко сосредотачивает внимание, может параллельно выполнять несколько дел. Легко загорается интересом к новой работе, но быстро угасает, загорается новым видом работы. Проявляет организаторские способности. Хорошие работники на ответственных и опасных местах. Не способен вникать в детали и не переносит однообразия и монотонности. Быстро может осваивать новую специальность. Чтобы подчиненный-сангвиник хорошо работал, надо перед ним непрерывно ставить новые и интересные задачи, при этом желательно систематический контроль и проверку. Его можно заинтересовать материальными условиями труда и перспективой. Сангвиник сам знает себе цену и не ищет подтверждения своей значимости у начальства.

Рекомендуемые профессии:

менеджер, учитель, врач, м/с общего профиля, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и др

Флегматик.

Уравновешенный. Рассудителен, осторожен, общителен в меру. Малоподвижен, инертен. Устойчив в интересах. Придерживается строгого распорядка на рабочем месте. Медленно переключается с одной работы на другую. Тип работы: нетороплив в учебе и работе. Достигает успеха за счет упорства и терпеливости. Склонен выполнять монотонную работу. Неохотно берет на себя обязанности лидера, неинициативен. При изменении условий работы у них резко снижается производительность труда. Из них получаются высококлассные экономисты, бухгалтеры, делопроизводители. Способность флегматиков неторопливо и без паники проанализировать положение делает их незаменимыми в стрессовых ситуациях.

Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше. Не подойдет деятельность, связанная с необходимостью быстрого переключения: если это медицина, то они, скорее, будут хорошими терапевтами, чем хирургами; если это экономика – то роль главного бухгалтера получится значительно лучше, чем менеджера.

Рекомендуемые профессии:

машинопись, бухгалтерия, экономика, механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик.

Меланхолик.

Малоподвижный, неуравновешенный. Все эмоции внутри. Нерешителен, не верит в себя, очень чувствителен. Замкнут, склонен к одиночеству. Устойчив в интересах. На контакты идет тяжело.

Тип работы: их работоспособность зависит от настроения: периодически то высокая, то – низкая. Они могут быстро уставать. Противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями. Трудно приспосабливается в новом коллективе. В работе меланхоликам необходимы постоянная поддержка и регулярный отдых. Меланхолики – тонкие и наблюдательные люди, что можно использовать в профессиональной деятельности.

Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для них подходит больше. Нежелательно работать водителем на общественном транспорте.

Рекомендуемые профессии:

педагоги, деятели искусства, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, геолог, ветеринарный врач, агроном, зоотехник, бухгалтер, токарь, машинопись, автослесарь, слесарь, радиомеханик.

Склонность к творчеству, практическому труду, наблюдательности. Следует отметить, что по одному тесту делать окончательные выводы о типе темперамента не стоит. А сейчас, вспомните, в какой позе вы обычно засыпаете? Есть такая поговорка: "На спине спят короли, на боку мудрецы, на животе богачи".

Оказывается, по позе спящего человека можно определить его темперамент.

Самюэл Данкелл в своей книге "Язык спящего тела" указывает на то, что позиция во время сна отражает дневную деятельность человека. А в 1914 году Альфред Адлер в одной из своих статей отметил: "Тщательное исследование, основанное на обширных данных, наверняка покажет, что позы сна данного человека могут служить индикатором линии его поведения". Таким образом, для каждого типа темперамента характерны определенные позы при засыпании.

Например, для холерика характерны позы на спине.

• Для сангвиника - позы на животе.

• Для флегматика - полузародышевые позы на боку.

• Для меланхолика - зародышевые позы на боку.

Следует учесть, что темпераменты в "чистом" виде встречаются очень редко. Гораздо чаще в людях сочетаются черты разных темпераментов. Нет "плохих" и "хороших" темпераментов.

Вильгельм Вунд сказал: « В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком, и, наконец, в исполнении решений – флегматиком».

Для того, чтобы закрепить полученные знания о психологических особенностях основных типов темперамента я предлагаю вам выполнить следующие задания.

Здание 1

К какому типу темперамента относятся следующие характеристики:

• Замкнут, трудно сближается с людьми

• Говорит быстро, многословен, общителен

• Движения экономны

• Тихая неуверенная речь

• Быстро и легко переключает внимание

• Берется за дело быстро, энергично

• Осторожные робкие движения

• Много лишних движений

Задание 2.

Угадайте, какому типу темперамента посвящено стихотворение.

Очень радостно живет

Вечно песенки поет.

Всем поможет, всех простит,

И на праздник пригласит

Добрый, ласковый, смешной

И немного озорной (сангвиник).


Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явился ты,

Как реактивное явленье,

Стремлений полный красоты (холерик).


Спокойствие главный мой козырь,

Мне хочется лишь одного:

Уверенно, четко работать.

И верить, и помнить, и ждать (флегматик).


Я хочу себя сдержать:

Не заплакать, не стонать.

Но любое сообщенье,

Вызывает огорченье:

Ведь натура у меня очень хрупкая, о да:(меланхолик)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Темперамент. Разработка урока

Автор: Смирнова Валентина Анатольевна

Дата: 29.01.2018

Номер свидетельства: 453311

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Разработка урока. Общие основы психологии. Тема: «Темперамент»"
    ["seo_title"] => string(61) "razrabotka_uroka_obshchie_osnovy_psikhologii_tema_temperament"
    ["file_id"] => string(6) "550824"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590079227"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Методическая разработка урока "Типы темперамента и их характеристика""
    ["seo_title"] => string(71) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_tipy_temperamenta_i_ikh_kharakteristika"
    ["file_id"] => string(6) "535288"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1578768209"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе"
    ["seo_title"] => string(62) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_russkogho_iazyka_v_5_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "360618"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479637972"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Методическая разработка урока по английскому языку для разноуровневых групп"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_po_angliiskomu_iazyku_dlia_raznourovnevykh_grupp"
    ["file_id"] => string(6) "500166"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1550417665"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Урок-обобщение(интегрированный) для 4 класса Невероятные приключения Алисы.Алисы. Алисы. "
    ["seo_title"] => string(101) "urok-obobshchieniie-intieghrirovannyi-dlia-4-klassa-nievieroiatnyie-prikliuchieniia-alisy-alisy-alisy"
    ["file_id"] => string(6) "103707"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402603889"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства