Организационный этап Цель: подготовка обучающихся к работе на уроке. Этап постановки цели, задач урока Цель: осознание студентами значимости изучаемой темы для самопознания и будущей профессиональной деятельности. Этап актуализации опорных знаний Цель: обобщение, систематизация знаний по теме: «Темперамент», подготовка к выполнению практических заданий . Методы и приемы: Эвристическая беседа Форма организации – фронтальная (опрос); групповая (выполнение практических упражнений). Этап эксперимен- тального исследова-ния особенностей Цель: изучить особенности своего темперамента Метод: тестирование. Форма обучения: групповая Этап применения знаний. А).Просмотр и анализ видеоролика мультфильма «Винни-Пух» Цель: развивать способность связы-вать теоретический материал с практическим. Метод: наглядный – просмотр видеосюжетов. Форма организации – групповая. Б).Самостоятельная работа обучающихся Цель: проверить осознанность усвоения пройденной темы Метод: практический-решение психологических задач. Приложение А Форма организации - индивидуальная в). Выполнение тренингового упра-жнения «Мой – самый лучший» Цель: развивать умение находить достоинства своего темперамента и темперамента других обучающихся. Метод: рассказ Форма организации деятельности- индивидуальная Этап разъяснения домашнего задания Цель:обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Методы и приемы: объяснение, уточнение, вопросы Форма организации деятельности - групповая Этап рефлексии и подведение итогов Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом Методы и приемы: беседа, вопросы. Форма организация деятельности: фронтальная | Приветствие, проверка готовности студентов к учебному занятию, создание положительной атмосферы в группе. Сообщение темы, целей и задач урока, привлечение студентов к определению важности изучения данной темы для самопознания и самосовершенствования, а также для будущей профессии с целью обеспечения индивидуального подхода к учащимся. «Возьмите из папки рисунок Бидструпа «Четыре темперамента. Объясните разную реакцию людей на одно и то же явление». Пример ситуации из практики обучения и воспитания. «Антон и Саша – ученики 3 класса. Антон любит оживленную суету вокруг себя, очень общителен, предпочитает быть в центре внимания; Саша, напротив, предпочитает тишину и уединение. С трудом знакомится с новыми людьми. Слишком большое внимание его смущает». Вопрос: «Почему дети такие разные? Какого индивидуального подхода к себе требует каждый из детей?» Преподаватель проводит эвристическую беседу. 1. Почему говорят, что темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность? 2. Какая связь между типом ВНД и темераментом? 3. Почему люди такие разные по проявлениям эмоциональности, подвижности и активности? Выполнение упражнения: «Ранжирование». Цель: показать на практике отличие людей по типологическим особенностям. Инструкция: «Расставьте группу студентов (5-6 человек) по степени их активности (эмоциональности, подвижности): от самых активных в начале шеренги до пассивных – в конце.. 4.Почему не бывает «хороших» и «плохих» темпераментов? 6.Как вы думаете, определяет ли темперамент социальную значимость человека? Обоснуйте свой ответ. Преподаватель предлагает студентам изучить особенно-сти своего темперамента, используя диагностическую методику «Формула темпера-мента (авторы-составители А.В.Тимченко, В.Б.Шапарь). Инструкция: «Отметьте в каждом из четырех блоков знаком «+» только те качества в паспорте темперамента, которые характерны для вас. Затем по каждому из блоков подсчитайте сумму плюсов и выведите формулу вашего темперамента: число плюсов в каждой колонке разделить на общее количество плюсов во всех колонках и умножить на100%. 0% и выше – данный тип темперамента доминирует; от 30до 39% - черты данного темперамента выражены ярко; от 20 до 29% - средне; от 10 до 19% - выражены слабо; от 0 до 9% - черты не присущи. Преподаватель предлагает посмотреть и проанализировать поведение героев известного мультфильма и определить тип темперамента каждого из них. Преподаватель предлагает самостоятельную работу на 15 минут, связанную с решением задач на определение типа ВНД и типа темперамента. Преподаватель дает инструкцию к выполнению тренингового упражнения: «По очереди каждый из вас должен похвалить свой темперамент, подчеркивая его выигрышные стороны. Далее холерики хвалят сангвиников и флегматиков, сангвиники- холериков и флегматиков и т.д.» «Дома в рабочих тетрадях выполнить по теме два задания: 1. Сделать таблицу «Рекомендации по учету темперамента в деятельности». Таблица будет включать в себя 4 графы с названиями типов темперамента и конкретных рекомендаций. Например, для холерика не рекомендуется однообразная монотонная работа. Для меланхолика – работа, требующая большого напряжения, особенно в нестандартных и стрессовых ситуациях». 2.«Составить кроссворд по теме: «Темперамент» не менее 6 заданий по вертикали и горизонтали. Схема кроссворда, вопросы и ответы на задания выполнять на отдельных листах. Будет проведен конкурс кроссвордов, выставлены оценки, а лучшие работы будут использованы для практических занятий. Преподаватель предлагает сформулировать студентам те результаты, которые были достигнуты на уроке. «Что мы сегодня узнали, и чему конкретно научились? Благодаря каким видам деятельности мы достигли этого? | Подготовка к занятию, активизация внимания, направленность на взаимодействие и сотрудничество с преподавателем и однокурсниками. Анализ рисунка Х.Бидструпа «Четыре темперамента» Активное участие студентов в обсуждении значимости темы для личностного развития и профессиональной деятельности. Возможные ответы по анализу рисунка Х.Бидструпа «Четыре темперамента» (все люди разные по динамическим особенностям поведения. Они разного темперамента, отсюда – разные реакции людей на одни и те же обстоятельства). Анализ практической ситуа-ции доказательства необходи-мости учета типа темперамента детей в учебно-воспитательном процессе школы. «Дети разные по темпераменту. Антон – сангвиник, а Саша –меланхолик. Отсюда разный подход к детям, например на уроке. Зная, что внимание сангвиника отличается подвижностью, учитель с первых минут урока должен стараться держать такого ученика в поле зрения и направлять его сосредоточен -ность на учебную работу. На парте не должно быть ничего постороннего. Для детей меланхолического темперамента показательно медленное сосредоточение внимания в начале урока. Устный опрос, контрольная работа, новый вид занятий– являются для них сильными раздражителями, вызывающи-ми повышенное переживание. Зная это, учитель должен стремиться отвлечь внимание школьника от его эмоционального состояния и направить его на учебную работу, чему будет способствовать создание в классе спокойной обстановки. Лучше давать работу не у доски, а на месте, за партой. Ответы студентов на поставленные вопросы, выполнение практических заданий. Выводы студентов по итогам проведения практических упражнений: темперамент относится к индивидуально-типологическим особенностям личности. Он характеризует динамическую сферу поведения человека. Все люди отличаются по уровню активности, эмоциональности и моторному компоненту. Каждый темперамент имеет свои плюсы и минусы. Полностью изменить темперамент нельзя, т.к. он имеет биологическую основу: в основе темперамента лежит тип ВНД; быть полезным обществу можно при любом темпераменте (примеры из истории). «Чистых» темпераментов не бывает, у человека есть черты всех 4-х (редко-3-х) темпераментов. Выполнение диагностической методики. Анализ результатов. Вопросы к преподавателю, совместное обсуждение результатов. Примерные вопросы студентов: «А если в процентах получается одинаковое число, например, по холерическому и сангвиническому темперамен-ту, о чем это говорит?» Студенты анализируют видеосюжеты, в ходе совместного обсуждения определяют тип темперамента каждого из увиденных героев мультфильма: медвежонка, совы, поросенка, ослика. Активное участие студентов в выполнении заданий. Взаимопроверка заданий, выставление оценок самими обучающимися. Студенты выполняют упражнение. Группа подсказывая плюсы данного темперамента. Студенты записывают требования к выполнению домашнего задания, уточняют непонятные моменты. Студенты высказывают свои впечатления от урока, приводят примеры тех моментов, которые помогли им закрепить знания и сформировать новые умения и навыки. | Полная готов-ность группы и оборудования к работе, органи-зация внимания всех студентов, быстрое включе-ние в единую деятельность. Осознание студентами практической значимости темы для себя и будущей профессиональной деятельности; наличие мотивации к активной деятельности на уроке. Знание основных дидактических единиц урока; способность грамотно анализировать конкретные ситуации, доказывать примерами объективность своей точки зре-ния,связывать тео-ретический мате-риал с практикой. Получение результатов диагностики, эксериментальное подтверждение особенностей темперамента каждого студента. Удовлетворенность обучающихся самопознанием своих личностных особенностей. Способность связывать теоретический материал с практикой, в том числе, и с педагогическим процессом начальной школы. Опорные знания, умения и навыки. Практические умения и навыки Понимание целей, содержания и способов выполнения домашнего задания. Решение на занятии всех поставленных задач. | ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК. 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК. 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК. 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК. 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |