kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока. Общие основы психологии. Тема: «Темперамент»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока. Общие основы психологии.Тема: "Темперамент" 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. Общие основы психологии. Тема: «Темперамент»»

Рашиева Ларшин Бекмухамедовна, преподаватель,

магистр экономических наук

Экибастузский Колледж Инновационного Евразийского Университета,

г.Экибастуз, Павлодарская область, Республика Казахстан


Технологическая  карта урока

Учебная дисциплина: Психология

Раздел 1. Общие основы психологии

Тема: «Темперамент»

Тип урока: практический

Оборудование: папки с практическим материалом для урока  на  каждого студента (задачи разных вариантов на определение типа ВНД, типа темперамента, рисунок Х.Бидструпа «Четыре темперамента», психологические задачи, практические ситуации, диагностическая методика «Формула темперамента»). Мультимедийный проектор, экран для показа  видеоролика   с выдержками из мультфильма «Винни-Пух» для определения типов темперамента героев мультфильма.

Цель: формирование теоретических и практических учебных действий, необходимых в последующей учебной и профессиональной деятельности.

Задачи:

Образовательные:  обеспечить закрепление основных понятий  темы: «темперамент», «тип ВНД», «холерик», «флегматик», «сангвиник», «меланхолик», «интроверт», «экстраверт», «амбоверт», «активность», «реактивность», «сензитивность», «пластичность  и ригидность», «экстраверсия и интроверсия», «темп реакций».

Развивающие: развивать профессиональную компетентность: уметь выявлять сущностные характеристики  темперамента,  проявлять аналитические знания при  анализе проблемных ситуаций, видеосюжетов, результатов самодиагностики; применять теоретические знания для решения  практических задач, развивать проектировочные способности при выполнении домашнего задания  по составлению кроссвордов по теме урока  и таблицы о связи темперамента с деятельностью человека.

Воспитательные: воспитывать познавательную активность, интерес к изучению курса психологии, самостоятельность, культуру диалога.

Планируемые результаты:

Предметные: Уметь решать теоретические и практические  учебные задачи. Знать сущностные характеристики темперамента и его значимость для личностного и профессионального развития.

Личностные:  уметь определять особенности своего темперамента.

Метапредметные: уметь анализировать свою работу на уроке, использовать полученные знания и умения для характеристики своих свойств личности и темперамента других людей.

Основные понятия Темперамент, Тип ВНД, сила, уравновешенность, подвижность, реактивность, темп реакций, интроверсия экстраверсия,чувствительность(сензитивность),пластичность-ригидность, холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник. Теории  темперамента: Гиппократа, Э.Кречмера, К.Юнга, И.П.Павлова , Я.Стреляу ,                 В.С. Мерлина, В.М.Русалова.

Межпредметные связи: Анатомия, физиология и гигиена человека

Формы урока Ф - фронтальная, И- индивидуальная, Г- групповая

Технология Системно-деятельностное обучение.

Список использованной литературы при подготовке к занятию:

1. Общая психология. / сост. А. Маклаков, СПб: Питер, 2003 г.

2. Березовин Н.А., Чепиков В.Т. , Чеховских М.И., Основы психологии и педагогики, 2-е издание, учебное пособие, Минск, 2008 г., 336 стр.

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 5-е изд., доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.



Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность  преподавателя

Деятельность обучающегося

Результаты

Общие              компетенции

Организационный этап

Цель: подготовка обучающихся к работе на уроке.

Этап постановки цели, задач урока

Цель:  осознание студентами  значимости  изучаемой темы  для самопознания и будущей профессиональной деятельности.

Этап актуализации опорных знаний

Цель: обобщение, систематизация знаний  по теме: «Темперамент», подготовка к выполнению практических заданий .

Методы и приемы:

Эвристическая беседа

Форма организации – фронтальная            (опрос);  

групповая

(выполнение практических упражнений).

Этап эксперимен- тального исследова-ния  особенностей Цель: изучить особенности своего темперамента

Метод: тестирование.

Форма обучения: групповая

Этап применения знаний.

А).Просмотр  и анализ видеоролика мультфильма «Винни-Пух»

Цель: развивать способность  связы-вать теоретический материал с практическим.

Метод: наглядный – просмотр видеосюжетов.

Форма организации – групповая.


Б).Самостоятельная работа  обучающихся

Цель: проверить осознанность усвоения  пройденной темы

Метод: практический-решение психологических задач.

Приложение А

Форма организации  - индивидуальная

в). Выполнение тренингового упра-жнения «Мой – самый лучший»

Цель: развивать умение находить достоинства своего темперамента и темперамента других обучающихся.

Метод:  рассказ

Форма организации деятельности- индивидуальная

Этап разъяснения домашнего  задания

Цель:обеспечить  понимание  цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Методы и приемы: объяснение, уточнение, вопросы

Форма организации деятельности - групповая

Этап рефлексии и подведение итогов

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом

Методы и приемы: беседа, вопросы.

Форма организация деятельности: фронтальная

Приветствие, проверка  готовности студентов к учебному занятию, создание положительной атмосферы в  группе.

Сообщение темы, целей и задач урока, привлечение студентов к определению важности изучения данной темы для самопознания и самосовершенствования, а также для будущей профессии с целью обеспечения индивидуального подхода к учащимся.

«Возьмите из папки рисунок Бидструпа «Четыре темперамента. Объясните разную реакцию людей на одно и то же явление».

Пример  ситуации из практики обучения и воспитания.

«Антон  и Саша – ученики 3 класса. Антон любит оживленную суету вокруг себя, очень общителен, предпочитает быть в центре внимания; Саша, напротив, предпочитает тишину и уединение. С трудом знакомится с новыми людьми. Слишком большое внимание его смущает». Вопрос: «Почему дети такие разные? Какого индивидуального подхода  к себе требует каждый из детей?»

Преподаватель проводит эвристическую беседу.

1. Почему говорят, что  темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность?

2. Какая связь между типом ВНД и темераментом?

3. Почему люди такие разные по  проявлениям эмоциональности, подвижности и активности? Выполнение упражнения: «Ранжирование».

Цель: показать на практике  отличие людей по типологическим  особенностям. Инструкция: «Расставьте группу студентов (5-6 человек) по степени их активности                              (эмоциональности, подвижности): от самых активных  в начале шеренги до пассивных – в конце..

4.Почему не бывает  «хороших» и «плохих» темпераментов?

6.Как вы думаете,  определяет ли темперамент социальную значимость человека? Обоснуйте свой ответ.

Преподаватель предлагает студентам изучить особенно-сти своего темперамента,  используя диагностическую методику «Формула темпера-мента       (авторы-составители А.В.Тимченко, В.Б.Шапарь). Инструкция: «Отметьте в каждом из четырех блоков знаком «+» только те качества в паспорте темперамента, которые характерны для вас. Затем по каждому из блоков подсчитайте сумму плюсов и выведите формулу вашего темперамента: число плюсов в каждой колонке разделить на общее количество плюсов во всех колонках и умножить на100%. 0% и выше – данный тип темперамента доминирует; от 30до 39% - черты данного темперамента выражены ярко; от 20 до 29% - средне; от 10 до 19% - выражены слабо; от 0 до 9% - черты не присущи.

Преподаватель предлагает посмотреть и  проанализировать поведение героев известного мультфильма  и определить тип темперамента  каждого из них.

Преподаватель предлагает самостоятельную работу на 15 минут, связанную с решением задач на определение типа ВНД и типа темперамента.

Преподаватель дает инструкцию к выполнению тренингового упражнения: «По очереди каждый из вас должен похвалить свой темперамент, подчеркивая его выигрышные стороны. Далее холерики хвалят сангвиников и флегматиков, сангвиники- холериков и флегматиков и т.д.»

«Дома  в рабочих тетрадях выполнить по теме два задания: 1. Сделать таблицу «Рекомендации по учету темперамента в деятельности». Таблица будет включать в себя 4 графы с названиями типов темперамента и конкретных рекомендаций. Например, для холерика не рекомендуется однообразная монотонная работа. Для меланхолика – работа, требующая большого напряжения, особенно в нестандартных и стрессовых ситуациях».

2.«Составить кроссворд по теме: «Темперамент» не менее  6  заданий по вертикали и горизонтали.  Схема кроссворда, вопросы и ответы на задания выполнять на отдельных листах. Будет проведен конкурс кроссвордов, выставлены оценки, а  лучшие работы будут использованы для практических  занятий.

Преподаватель предлагает сформулировать студентам те результаты, которые  были достигнуты на уроке. «Что мы сегодня узнали, и чему конкретно   научились? Благодаря каким видам деятельности мы достигли этого?

Подготовка к занятию, активизация внимания, направленность на взаимодействие и сотрудничество  с преподавателем и однокурсниками.

Анализ рисунка Х.Бидструпа «Четыре темперамента»

Активное участие студентов

в обсуждении значимости темы для личностного развития и профессиональной деятельности.

Возможные ответы по  анализу рисунка Х.Бидструпа «Четыре темперамента»

(все люди разные по динамическим особенностям поведения. Они разного темперамента, отсюда – разные реакции людей на одни и те же обстоятельства).

Анализ практической  ситуа-ции доказательства необходи-мости учета  типа темперамента детей  в учебно-воспитательном процессе школы.

«Дети разные по темпераменту.  Антон – сангвиник, а Саша –меланхолик. Отсюда разный подход к детям, например на уроке. Зная, что внимание сангвиника отличается подвижностью, учитель с первых минут урока должен стараться держать такого ученика в поле зрения и направлять его сосредоточен -ность на учебную работу. На парте не должно быть ничего постороннего. Для  детей меланхолического темперамента показательно медленное сосредоточение внимания в начале урока. Устный опрос, контрольная

работа, новый вид занятий– являются для них сильными раздражителями, вызывающи-ми повышенное переживание. Зная это, учитель должен стремиться отвлечь внимание школьника от его эмоционального состояния и направить его на учебную работу, чему будет способствовать создание в классе спокойной обстановки. Лучше давать работу не у доски, а  на месте, за партой.

Ответы студентов на поставленные вопросы, выполнение практических заданий. Выводы студентов по итогам проведения практических упражнений:  темперамент относится к индивидуально-типологическим особенностям личности.

Он характеризует динамическую сферу поведения человека. Все люди отличаются  по уровню активности, эмоциональности и моторному компоненту.

Каждый темперамент имеет свои плюсы и минусы. Полностью изменить темперамент нельзя,  т.к. он имеет биологическую основу: в основе темперамента лежит тип ВНД;                    быть полезным обществу можно при любом темпераменте (примеры из истории).

«Чистых» темпераментов не бывает, у человека есть черты всех 4-х                         (редко-3-х) темпераментов.

Выполнение  диагностической методики. Анализ результатов. Вопросы к преподавателю, совместное обсуждение результатов. Примерные вопросы студентов: «А если  в процентах получается одинаковое число, например, по холерическому и   сангвиническому темперамен-ту, о чем это говорит?»

Студенты анализируют видеосюжеты, в ходе совместного обсуждения определяют тип темперамента каждого из увиденных героев мультфильма: медвежонка, совы, поросенка, ослика.

Активное участие студентов в выполнении  заданий.

Взаимопроверка заданий, выставление оценок самими обучающимися.

Студенты выполняют упражнение. Группа  подсказывая плюсы данного темперамента.

Студенты записывают требования  к выполнению домашнего задания, уточняют  непонятные моменты.

Студенты высказывают свои впечатления от урока, приводят примеры тех моментов, которые помогли им закрепить знания и сформировать новые умения и навыки.

Полная готов-ность группы и оборудования к работе, органи-зация внимания всех студентов, быстрое включе-ние в единую  деятельность.

Осознание студентами практической значимости темы для себя и будущей профессиональной деятельности; наличие мотивации к активной деятельности на уроке.

Знание основных дидактических единиц урока;

способность  грамотно анализировать конкретные ситуации,  доказывать примерами  объективность

своей точки зре-ния,связывать тео-ретический мате-риал с практикой.

Получение результатов диагностики, эксериментальное подтверждение особенностей  темперамента каждого студента. Удовлетворенность обучающихся самопознанием своих личностных особенностей.

Способность связывать теоретический материал с практикой, в том числе,  и  с педагогическим процессом начальной школы.


Опорные знания, умения и навыки.

Практические умения и навыки

Понимание целей, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Решение на  занятии  всех поставленных  задач.

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК. 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК. 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК. 4. Осуществлять

поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК. 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока. Общие основы психологии. Тема: «Темперамент»

Автор: Рашиева Ларшин Бекмухамедовна

Дата: 21.05.2020

Номер свидетельства: 550824

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методические рекомендации по теме:"Современные образовательные технологии на уроках вокала" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-na-urokakh-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "237652"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444364006"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства