kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Типы темперамента и их характеристика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока познакомить обучающихся  с понятием «темперамент», типами темперамента

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Типы темперамента и их характеристика"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока

на тему

«Типы темперамента и их характеристика»



Дисциплина ОП.02 Основы этики и психологии профессиональной деятельности

Профессия: 43.01.02 Парикмахер

Г руппа 102






Разработала: преподаватель общепрофессионального и профессионального циклов

Пинчук Е.А.



Луганск, 2020

Тема: «Типы темперамента и их характеристика»

Цель: познакомить с понятием «темперамент»

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «темперамент», типами темперамента

  2. Составить сводную таблицу типов темперамента

  3. Разработать рекомендации по учету особенностей типов темперамента в учебном процессе

  4. Обобщить представления об учете темперамента в общении и деятельности



План

  1. Понятие о темпераменте

  2. Учения о темпераменте

  3. Физиологические основы темперамента

  4. Психологическая характеристика типов темперамента

Ход урока

  1. Организация начала урока

  2. Проверка домашнего задания

На слайдах вопросы:

  1. Дайте определение понятиям «индивид», «личность», «индивидуальность»

  2. Может ли существовать индивид, не являющийся личностью?

  3. Может ли существовать личность, которая не будет являться индивидом?

  4. В чём проявляется индивидуальность?

  1. Сегодня мы и поговорим об одной из индивидуально-психологических особенностей – темпераменте.

Что вам уже известно о темпераменте?

Что хотелось бы узнать?



  1. Понятие о темпераменте

Известный отечественный психолог B.C. Мерлин дает образное сравнение роли темперамента в динамике психической деятельности: “Представьте себе 2 реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены...

Темперамент относится к числу таких психологических понятий, о которых «все знают». Давая характеристику своим знакомым, мы то и дело употребляем названия различных темпераментов — одного именуем «типичным холериком», другого «сангвиником», «флегматиком» или «меланхоликом».

Ещё в глубокой древности учёные, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия: одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны; другие медлительны, спокойны, невозмутимы; одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны; другие замкнуты, скрытны.

Такие индивидуальные особенности были названы темпераментом.

Темперамент – индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. (Крутецкий В.А.)

Поведение человека зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз обусловлен биологической организацией индивида, Поэтому и обнаруживается довольно рано и чётко у детей в игре, общении, на занятиях. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида.

От темперамента зависит:

  • Скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);

  • Темп и ритм деятельности и поведения;

  • Интенсивность психических процессов.

Но от темперамента не зависят:

  • Интересы и увлечения;

  • Социальные установки;

  • Моральная воспитанность личности.



  1. Учения о темпераменте

  1. Гиппократ

Деление людей на темпераменты возникло еще в античные времена. Первое упоминание о темпераментах мы встретим в Древней Греции. Замечательный древнегреческий врач Гиппократ (5–4 век до нашей эры) говорил, что у людей есть четыре главных сока: кровь, лимфа, желтая и черная желчь. У разных людей они смешаны по-разному: верное сочетание соков приносит здоровье, а неверное — болезнь.

На слайд вынести слова Гиппократа «…Люди различаются соотношением четырёх основных соков организма – крови, флегмы, жёлтой желчи и чёрной желчи».

Само понятие темперамент, в переводе с древнего латинского языка, значит «соразмерность», правильная мера. При нормальном, не чрезмерном слияние соков, считали древние, любой темперамент хорош и здоров.

  1. Клавдий Гален



Опираясь па учение Гиппократа, другой знаменитый врач античности Клавдий Гален (ок. 130-ок. 200 гг.) разработал типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате « De temperamentum ». Согласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены 13 типов темперамента, но затем они были сведены до четырех. Эти четыре названия типов темперамента вам хорошо известны:

сангвиник (от лат. sanguis — кровь),

флегматик (от греч. phlegma — слизь, мокрота),

холерик (от греч. chole — желчь) и

меланхолик (от греч. melas chole — черная желчь). Эта концепция имеет огромное влияние на ученых па протяжении уже многих столетий. Подтверждением этого является тот факт, что до настоящего времени предложенные Галеном названия типов темперамента являются самыми распространенными.

3. Физиологические основы темперамента

И. П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затихания. Это обстоятельство дало возможность выдвинуть гипотезу о том, что указанные различия не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов. По мнению Павлова, к этим свойствам относятся сила возбуждения, торможения, их уравновешенность и подвижность.

Павлов различал силу возбуждения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы.

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т. е. в способности нервной системы выдерживать длительное (или кратковременное, но сильное) возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.

Сила торможения понимается как работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Человек является неуравновешенным, когда сила одного из этих процессов превосходит силу другого.

Четвертое свойство нервной системы — подвижностьнервных процессов — проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Это свойство проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот, противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Принято считать, что нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

Выделенные Павловым свойства нервных процессов могут образовывать определенные комбинации, которые определяют так называемый тин нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Этот тип складывается из характерной для индивида совокупности основных свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности, соотношения процессов возбуждения и торможения. По мнению Павлова, существует четыре основных типа нервной системы, которые близки к типам темперамента, выделенным Гиппократом. Из-за различий в проявлении силы нервных процессов различаются сильные и слабые типы, которые, в свою очередь, могут подразделяться на уравновешенные и неуравновешенные. При этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. И наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные.




Выделенные Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента: сильный, уравновешенный, подвижный тип — сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный тип — флегматик; сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик; слабый тип — меланхолик.

Таким образомпод типом нервной системы Павлов понимал врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства нервной системы. Эти свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы.

Каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявления которого, т. е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально-психологических различий, проявляющихся в деятельности.

Ролик

Я думаю, что вам непременно захотелось узнать свой тип темперамента.

Тест на выявление типа темперамента (Приложение №1)

4. Психологическая характеристика типов темперамента

Заполнить таблицу

Психологическая характеристика типов темперамента

Линии сравнения

Х

С

Ф

М

1.Физиологическая основа (тип нервной системы)

2.Познавательная деятельность

3.Движения и речь

4.Эмоции и чувства


5.Учёт темперамента детей в учебно-воспитательном процессе



Учет особенностей темперамента в педагогической деятельности.

1. Выбирается секретарь в каждой группе (который будет все записывать), и ведущий (который будет руководить процессом)

2. В режиме «мозгового штурма» группа отвечает на вопросы 1. , 2 (ниже)

3. Выбираются наиболее подходящие ответы, корректируются.

4. Презентация итогов работы каждой группы по этим вопросам

Вопросы:

1. По каким внешним признакам – вербальным и невербальным можно определить представителя данного темперамента среди учащихся в школе.

2. Как учесть особенности проявлений темперамента в учебном процессе и воспитании детей. Приложение №3

  1. Фаза рефлексии.

Сделать коллаж-стенгазету, в котором отражены существенные характеристики данного темперамента - отразить и положительные и отрицательные стороны. Подготовить презентацию творческой работы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка урока "Типы темперамента и их характеристика"

Автор: Елена Алексеевна Пинчук

Дата: 11.01.2020

Номер свидетельства: 535288

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства