Цель: расширить представления учащихся о живых организмах и о ценности ненасилия. Задачи: - формировать у воспитанников понятие о взаимосвязи людей и всех организмов в растительном организме; - продолжать формировать понятие о взаимосвязи растений с окружающей средой; - воспитать учащихся заботиться об окружающей среде. | Ресурсы: (материалы, источники) 1.Аудиозаписи «Живительная влага» муз. О. Сачков; «Хрустальная грусть», муз. В. Д. Биберган; песня «Горная лаванда». Слова и музыка С. Ротару,комнатные растения, живые цветы,таблица «Строение цветка» |
1.Орг. момент. Звучит музыка «Живительная влага» Олега Сачкова. Дети входят в класс. Приветствие. Проверка отсутствующих. Ход урока: Внешняя интеграция (использование методических приемов урока самопознания) Позитивный настрой. Концентрация на Свет. Учитель: Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Как легко и спокойно нам и какое ощущение счастья. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и бросьте вокруг еще один взгляд. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь! Вопросы: 1.Опишите, пожалуйста, своё состояние. 2.Что особенного произошло с вами? 3.Какие чувства вы испытали? | 1.Аудиозапись «Живительная влага» муз. О. Сачков; 2. Аудиозапись «Хрустальная грусть», муз. В. Д. Биберган; |
Внутренняя интеграция (интеграция общечеловеческих ценностей в содержание урока) 3.Позитивное высказывание (цитата). «Имеющий в руках цветы плохого совершить не может» Владимир Солоухин Учитель зачитывает цитату с доски, затем предлагает прочитать ее нескольким учащимся. Вопросы: Какие это люди? Как называют человека, который любит, ценит свой край, природу, Родину? Как вы можете проявить свою любовь к Родине и природе? Учащимся важно разъяснить смысл изречения автора. Корректируя ответы на вопрос к цитате, учитель обращает их внимание на то, что цветы учат понимать прекрасное. Эту мысль хорошо выразил поэт В.Солоухин. Общение с природой поднимает физические и нравственные силы человека, внушает лобовь к жизни. На этом основывает применяемые в медицине новые методы лечения эстетикотерапия, использующая красоту природы для восстановления сил человека, повышения его жизненоого тонуса. | Влади́мир Алексе́евич Солоу́хин - русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы». |
Повторение изученного материала: На предыдущих уроках мы с вами выяснили, что цветковое растение состоит из 2 видов органов – каких? – вегетативных и генеративных Какие органы называют вегетативными? – выполняющие жизненноважные функции Какие органы цветкового растения относятся в вегетативным? – корень и побег Что такое побег? – стебель с расположенными на нём листьями и почками Какие органы называют генеративными? – органы полового размножения Что такое размножение? – воспроизведение себе подобных организмов того же вида Какие виды размножения мы знаем – половое и бесполое Что называют половым размножение – воспроизведение себе подобных организмов того же вида с участием половых клеток Какие органы цветкового растения относятся к генеративным? – цветок, плод, семя. Чем обладают живые цветы? -положительным эффектом. Когда срывают живые цветы что с ними происходит? -они умирают и тянут энергию из окружающего пространства. Красочные живые цветы чем одаривает людей? -живые цветы поднимает настроение, уносит тревоги, улучшает самочувствие и дарит свой прекрасный аромат. Что означает слово «ненасилие»? -не только не причинение вреда, но и совершение действий для облегчения страданий других людей. 4.Подарок учителя. Мне хотелось бы вам показать небольшой видеоролик который называется «Цветы». Просмотр видеоролика. Вопросы: Корректируя ответы на вопрос к цитате, учитель обращает их внимание на то, что цветы обладает положительным эффектом. Живые цветы только пока растут, когда их срывают они умирают и тянут энергию из окружающего пространства. Мы любуемся красочными цветами, восторгаемся ими, а они в ответ на это поднимает нам настроение, унося тревоги, улучшая самочувствие и даря нам прекрасный аромат. | Учебник, стр. 56., схема органов цветкового растения |
5. Творческая деятельность (групповая, индивидуальная работа) Задание: Нарисуйте любимый цветок. Презентация рисунков. (после презентации дети вывешивают свои рисунки на доске) Вопросы: Почему именно этот цветок нравится тебе? Как вы думаете цветы живые? Почему вы так думаете? А знаете ли вы какую пользу приносят цветы? Как вы думаете, можно ли без надобности срывать цветы? или топтать их? Как можно уберечь красоту природы? Какое качество должен воспитывать в себе человек, чтоб не вредить природе? Ответы учащихся. Исходя из ответов учащихся педагог делает заключение: -Если мы будем хоть немного внимательны к окружающей флоре, то она обязательно поделится яркой и свежей энергий жизни, которой ее наделила сама природа. | |
6. Групповое пение. «Горная лаванда» Слова и музыка С. Ротару В нашей жизни все бывает. И под солнцем лед не тает, И теплом зима встречает – Дождь идет в декабре. Любим или нет – не знаем, Мы порой в любовь играем, А когда ее теряем, “Не судьба”, - говорим. Припев: Лаванда, горная лаванда – Наших встреч с тобой синие цветы. Лаванда, горная лаванда… Сколько лет прошло, но помним я и ты. Лето нам тепло дарило, Чайка над волной парила, Только нам луна светила Нам одним на земле. Но куда ушло все это? Не было, и нет ответа. И теперь как две планеты Мы с тобой далеки. | Аудиозапись песни «Горная лаванда». Слова и музыка С. Ротару |
8.Заключительная минута тишины. Звучит тихая музыка, на фоне этой музыки учитель говорит: «Ребята, давайте посидим в тишине и подумаем, что интересного и важного каждый из вас вынесет сегодня с нашего урока?!» | Аудиозапись САТ музыка для роста растений |