Качества: Умение искать истину в себе, говорить правду, стремление к знаниям, ответственность за свои мысли, поступки, слова.
9 класс
Цель: расширение представлений учащихся о духовном мире человека через понятие «труд души». Задачи:
- содействовать совершенствованию духовного мира;
- развить ценностные ориентации и убеждения через осмысление понятия «труд души»;
- воспитывать стремление обогащать, развивать свой духовный мир.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "Человек трудолюбивой души". »
Урок по самопознанию в 9-х классах на тему :
«ЧЕЛОВЕК ТРУДОЛЮБИВОЙ ДУШИ»
Психологи: Овчарова Л.С. Кенесбаева М.К.
Тема урока: "Человек трудолюбивой души".
Урок №1
Ценность: истина
Качества: Умение искать истину в себе, говорить правду, стремление к знаниям, ответственность за свои мысли, поступки, слова.
Педагог: Овчарова Л.С.
9 класс
____ учащихся.
Цель: расширение представлений учащихся о духовном мире человека через понятие «труд души». Задачи: - содействовать совершенствованию духовного мира; - развить ценностные ориентации и убеждения через осмысление понятия «труд души»; - воспитывать стремление обогащать, развивать свой духовный мир.
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой под музыку "Хрустальная печаль"текст путешествие в подводное царство.
Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправимся в путешествие на дно моря.
Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек.
Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, что бы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя в безопасности и удобно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих как радуга туда- сюда. Опускаясь в глубь моря, смотрите, как меняетсявсе вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь посмотрите вон туда...это огромный осьминог. До чего увлекательный и забавный мир под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая и полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир.
Посмотрите как следует вокруг. Рассмотрите как следует эти удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой.
Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас с собой в такое интересное путешествие. Возвратитесь в класс и вернитесь на свое место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
Вопросы для обсуждения:
Что вы ощущали, когда мысленно находились в подводном царстве?
Было ли вам спокойно? Как вы думаете, почему?
Подарок от учителя: Учитель приглашает учащихся в круг и прослушать стихотворение Абая, на какие мысли оно вас настроило, какую основную цель жизни называет Абай. Стремление к познанию, является ли оно, действительно целью жизни человека. Является ли стремление к познанию одной из составляющих жизни каждого человека.
***
Пока не знаешь- молчи,
Пока блуждаешь – молчи.
В бесцельных днях и в ночи
Пустых забав не ищи.
Чтоб человеком ты был,
Ты пятерых побори
И пятерых избери.
Злословье, ложь, хвастовство,
Безделье и мотовство –
Вот пять врагов твоих, знай.
А разум и доброта,
Упорство, скромность и труд- Вот пять друзей согласись.
Увидев зло – отвернись,
К беде пороки ведут.
Добро, увидев о нем
Ты помни ночью и днем.
Коль с детства книги читать-
Ученым можешь ты стать.
Не унывай, маловер! Бери с великих пример.
Не говори: «Я не тот!»
Учись – и знанье придет.
Беседа
Чему должен учиться человек?
Что является главным в человеке?
К чему Вы стремитесь?
Что наполняет вашу жизнь смыслом?
Первый вопрос беседы напрямую связан со стихотворением Абая, в котором есть строки:
Чтоб человеком ты был
И вровень с веком ты был…
Идея, заключенная в этих строках,- нужно быть человеком! – напоминает о хорошо известной каждому изучающему предмет самопознание истине. Важно, чтобы она уже в начале учебного года задала тон всему курсу. Рассуждая над вторым вопросом, учащиеся выскажут свою позицию о том, что значит для них быть человеком, а отвечая на второй и третий вопросы, обратятся к своему жизненному опыту. Задача учителя- дать возможность высказаться всем желающим и обобщить сказанное, подведя девятиклассников к важнейшей мысли о том, что постижение себя и окружающего происходит всю жизнь и является смыслом существования человека на Земле.
Чтение
Текст рекомендуется прочитать учителю. В отрывке из статьи К.Канаевой раскрываются грани ценности «человек». Размышления учащихся над вопросом помогут им осмыслить содержание статьи, наиболее значимые отрывки которой целесообразно зачитать еще раз уже самим учащимся. Выделенные нами фрагменты считаем достойными особого внимания как раскрывающие смысл выражения «человек трудолюбивой души».
(Дети читают отрывок «Человек трудолюбивой души» в учебниках на стр. 8 )
Анализ проводится по вопросу
Как вы понимаете выражение «человек трудолюбивой души».
Упражнение
В данном высказывании ценность «доброта» рассматривается как показатель здорового общества. Задача учителя – подвести учащихся к мысли о том, что учение- это не только усвоение предметных знаний, но и воспитание себя, выстраивание отношений с окружающими людьми.
Прослушайте высказывание известного писателя, актера и режиссера XX века Василия Шукшина. Согласны ли Вы с его мнение? Помогает ли вам школа быть и образованным, и добрым? Расскажите об этом.
Если мы в чем- нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке. Образованность, воспитание, начитанность- это дела наживные, как говорят. Я представляю себе общество, где все грамотны, все очень много знают и все изнурительно учтивы. Это хорошо. Но общество, где все добры друг к другу,- это прекрасно. Еще более прекрасно, наверно, когда все и добры, и образованны. Но это – впереди.
Василий Шукшин
Задание
Дайте определение понятию «человек трудолюбивой души». Раскройте его через описание характера, образа жизни такого человека. Приходилось ли вам встречаться с людьми, которые обладают «трудолюбивой душой»? Расскажите об этом, подтверждая ход ваших рассуждений примерами.
Анализируя определения учащихся, учитель может пояснить, что главное качество человека трудолюбивой души – быть неравнодушным к событиям окружающей жизни.
Задание
Задание, обозначенное в учебнике, выполняется в тетради. Результат его выполнения – показатель глубины понимания учащимися смысла указанных понятий.
Перед вами перечень нравственных ценностей человека. Есть ли среди них такие, без которых, на ваш взгляд, в могли бы обойтись в жизни.? Обоснуйте ответ. Дополните данный перечень важнейшими для вас ценностями, которые не вошли в него. – Здоровье, мир, семья, дружба, добро, труд, искусство, Родина, дети, природа, красота, творчество.
Учебная информация
Текст, представленный в рубрике «Узнаем новое», предлагается с целью упорядочения полученных учащимися знаний о том, что такое труд души. Важно отметить мысль о значимости прихода в мир каждого человека.
(Текст информации дети читают в учебниках на стр.9)
Цитата урока
Слова Абая, представленные в рубрике, помогут учащимся осмыслить роль знаний в жизни человека через созданный потом образ:
Лишь знаньем жив человек,
Лишь знаньем движется век.
Лишь знанье – светоч сердец.
Абай
Чтение
Данный текст является отрывком из рассказа Алибека Аскарова «Мона Лиза». На примере героя рассказа Толеужана показано стремление человека к познанию, которое можно рассматривать как иллюстрацию к понятию «труд души».
(Дети читают текст в учебниках на стр.10)
Анализ проводится по вопросам
Можно ли сказать, что Толеужан – человек трудолюбивой дущи? Почему?
Есть ли среди ваших знгакомых похожие на Толеужана люди? Расскажите о них?
Как потребность в познании влияет на человека?
Все вопросы ориентированы на личный опыт учащихся, которые смогут сопоставить его с активной жизненной позицией Толеужана. Комментируя ответы, учителю следует подчеркнуть, что стремление к знаниям, превышающим объем обязательной учебной программы, открывает человеку новые горизонты деятельности, окрыляет на новые свершения.
Резюме.
Обобщая тему урока, учителю важно подчеркнуть , что истины открываются человеку через стремление узнать больше, прочувствовать глубже, попробовать новое самому.
Опережающее домашнее задание :
Как вы понимает слова Абая «…и вровень с веком ты был…»? Перечислите требования, которые, на ваш взгляд, предъявляет к человеку XXI век. И ответьте на вопрос главное в моём ровестнике?
От сердца к сердцу
Приглашая учащихся в круг, учитель читает им стихотворение Е. Лавреньевой, где говорится о переживаниях человеческой души, которые воплощаются в мысли человека и его слова.