kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образы помещиков в поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Цели урока:

  1. Мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”; формировать умение вчитываться, вдумываться в текст;
  2. Развитие полученных ЗУН по анализу образов, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы;
  3. Воспитывать любовь к русской классической литературе, прививать интерес к изучению творчества Н.В.Гоголя.

Оформление:

Портреты Чичикова и помещиков.

Текст поэмы “Мёртвые души”.

Презентация “Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души”.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (приветствие). Учащиеся сидят за круглыми столами по группам - 5 групп.

Слайд 1. Презентация

Сообщение темы урока, целеполагание.

II. Вступительное слово учителя.              Слайд 2

Я посчитала необходимым уместным выбор эпиграфа к сегодняшнему уроку слова А. И. Герцена: «…угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие жизнь и кровь народа с той же естественностью и простодушием, с каким ребенок сосет грудь своей матери»   

Крупным планом в поэме “Мёртвые души” нарисованы образы помещиков, этих “хозяев жизни”, отвечающих за её экономическое и культурное состояние, за судьбу народа.

Какие же они, хозяева жизни? Для анализа образов помещиков предлагается план.         Слайд 3

III. Анализ образа Манилова.

- Кого из помещиков Чичиков навещает первым?       Слайд 4

Задание: используя план-памятку, расскажите о Манилове.

Выступление 1-й группы учащихся.

- Какая деталь в описании героя является преобладающей?

Тема сахара и сладости, автор своими сравнениями добивается того, что у читателя появляется чувство, близкое к физическому отвращению

- Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя?

Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость.

- С помощью, каких деталей Гоголь придаёт комическую окраску образам своих персонажей?

Составной частью гоголевского портретного рисунка являются позы, одежда, движения, жесты, мимика. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывает подлинную сущность героя. Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.

- Какова отличительная черта Манилова?

Главная его психологическая черта – желание всем и всегда нравиться.

Вывод.     Слайд 5

Вместо настоящего чувства - у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”.

IV. Анализ образа Коробочки.     Слайд 6

- Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?

Выступление 2-й группы учащихся.

- Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвые души”.

- Каково положение крестьян у Коробочки?

Деревенька – источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами.

- Что сделало Коробочку такой?

Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все стороны жизни, не связанные с накопительством, остались для неё недоступными.

Вывод: Слайд 7

“Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.

V. Анализ образа Ноздрёва.

Слайд 8

Авторская характеристика Ноздрёва.  Выступление 3-й группы учащихся

- Как разоблачается желание Ноздрёва приврать?

В кабинете Ноздрёва показаны турецкие кинжалы, на одном из которых было вырезано: мастер Савелий Сибиряков.

- Какова речь героя?

Речь бранная: фетюк, свинтус, подлец, дрянь. И в этом обнаруживается не только личная, но и социальная черта. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать – ведь он помещик, дворянин, хозяин жизни.

- Каковы жизненные цели Ноздрёва?

Ноздрёву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль приобретателя. Им владеет жажда удовольствий – таких, которые доступны его пакостной душе. И ближнему Ноздрёв пакостит с удовольствием, без всяких злобных намерений, даже добродушно, так как ближний для него – только средство или источник удовольствий. Отказано в удовольствии или оно не состоялось: “фетюк”, “подлец”, “дрянь”

Вывод. Слайд 9.

В целом Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют.

Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

VI. Анализ образа Собакевича.

Слайд 10   Расскажите о Собакевиче. Выступление 4-й группы учащихся

- Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1-й и 5-й главах?

В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек “неуклюжий на взгляд”. Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе: он похож “на средней величины медведя”. Автор настойчиво обыгрывает слово “медведь”: фрак медвежьего цвета, звали его Михайлом Семёновичем.

Словами Чичикова автор высказывает своё заключение: “Родился ли ты уж так медведем или омедведила тебя захолустная жизнь…”

- Что поражает в портрете Собакевича?

В портрете бросается в глаза прежде всего цвет лица: “.каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке”;

“Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза…”

“Чичиков ещё раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! Совершенный медведь!”

- Почему Чичиков в разговоре с Собакевичем осторожен: не назвал души умершими, а только несуществующими?

Собакевич сразу “учуял”, что предложенная сделка – жульническая. Но даже глазом не моргнул.

“Вам нужно мёртвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе”.

Вывод: Слайд 11

Автор подчёркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности.

Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя и воспитали его по моде. Да вышло бы ещё хуже: “попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку.

Собакевич, как и Коробочка, по-хозяйски умён и практичен: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире всё продаётся и покупается.

VII. Анализ образа Плюшкина.

Слайд 12

Слово учителя: Тема нравственного падения, духовной смерти “хозяев жизни” завершается главой, посвящённой Плюшкину.

Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке.

- Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечество”? Выступление 5-ой группы учащихся.

- Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?

- Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?

Гоголь обращается у прошлому героя, так как нравственное уродство те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, сто происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.

Слово учителя:  Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь отразил эти качества. Найдите в тексте художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина.

Ветхость на всех строениях, бревно на избах было темно и старо, крыши сквозили, как решето, ограда изломанная…

Вывод. Слайд 13

- Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?

Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества. В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен. Гоголь с горечью восклицал: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком”.

VIII. Сходство Чичикова и помещиков.

Слайд 14

Помещик, его отличительная черта

Как эта черта проявляется у Чичикова

Манилов – слащавость, приторность, неопределённость

Все жители города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях

Коробочка – мелочная скаредность

В шкатулке всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны

Ноздрёв - самовлюблённость

Желание и умение всем нравиться

Собакевич – грубая прижимистость и цинизм

Нет “…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич”

Плюшкин – собирание ненужных вещей и тщательное их хранение

Во время осмотра города оторвал афишу, прочитал, свернул и положил в ларчик

Вывод делает учитель: Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.

X. Метод арт- технологии.

Ребята, перед вами листы А-3 нарисуйте свои ассоциации к данным образам.

Выступление учащихся с рисунками в 2-3 словах.

XI. Домашнее задание.

 Написать сочинение – миниатюру “Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности?”


 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«образы помещиков в поэме Н.Гоголя "Мертвые души" »

Тема урока: Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Цели урока:

  1. Мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”; формировать умение вчитываться, вдумываться в текст;

  2. Развитие полученных ЗУН по анализу образов, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы;

  3. Воспитывать любовь к русской классической литературе, прививать интерес к изучению творчества Н.В.Гоголя.

Оформление:

Портреты Чичикова и помещиков.

Текст поэмы “Мёртвые души”.

Презентация “Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души”.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (приветствие). Учащиеся сидят за круглыми столами по группам - 5 групп.

Слайд 1. Презентация

Сообщение темы урока, целеполагание.

II. Вступительное слово учителя. Слайд 2

Я посчитала необходимым уместным выбор эпиграфа к сегодняшнему уроку слова А. И. Герцена: «…угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие жизнь и кровь народа с той же естественностью и простодушием, с каким ребенок сосет грудь своей матери»

Крупным планом в поэме “Мёртвые души” нарисованы образы помещиков, этих “хозяев жизни”, отвечающих за её экономическое и культурное состояние, за судьбу народа.

Какие же они, хозяева жизни? Для анализа образов помещиков предлагается план.  Слайд 3

III. Анализ образа Манилова.

- Кого из помещиков Чичиков навещает первым?  Слайд 4

Задание: используя план-памятку, расскажите о Манилове.

Выступление 1-й группы учащихся.

- Какая деталь в описании героя является преобладающей?

Тема сахара и сладости, автор своими сравнениями добивается того, что у читателя появляется чувство, близкое к физическому отвращению

- Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя?

Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость.

- С помощью, каких деталей Гоголь придаёт комическую окраску образам своих персонажей?

Составной частью гоголевского портретного рисунка являются позы, одежда, движения, жесты, мимика. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывает подлинную сущность героя. Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.

- Какова отличительная черта Манилова?

Главная его психологическая черта – желание всем и всегда нравиться.

Вывод.  Слайд 5

Вместо настоящего чувства - у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”.

IV. Анализ образа Коробочки. Слайд 6

- Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?

Выступление 2-й группы учащихся.

- Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвые души”.

- Каково положение крестьян у Коробочки?

Деревенька – источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами.

- Что сделало Коробочку такой?

Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все стороны жизни, не связанные с накопительством, остались для неё недоступными.

Вывод: Слайд 7

Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.

V. Анализ образа Ноздрёва.

Слайд 8

Авторская характеристика Ноздрёва. Выступление 3-й группы учащихся

- Как разоблачается желание Ноздрёва приврать?

В кабинете Ноздрёва показаны турецкие кинжалы, на одном из которых было вырезано: мастер Савелий Сибиряков.

- Какова речь героя?

Речь бранная: фетюк, свинтус, подлец, дрянь. И в этом обнаруживается не только личная, но и социальная черта. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать – ведь он помещик, дворянин, хозяин жизни.

- Каковы жизненные цели Ноздрёва?

Ноздрёву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль приобретателя. Им владеет жажда удовольствий – таких, которые доступны его пакостной душе. И ближнему Ноздрёв пакостит с удовольствием, без всяких злобных намерений, даже добродушно, так как ближний для него – только средство или источник удовольствий. Отказано в удовольствии или оно не состоялось: “фетюк”, “подлец”, “дрянь”

Вывод. Слайд 9.

В целом Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют.

Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

VI. Анализ образа Собакевича.

Слайд 10 Расскажите о Собакевиче. Выступление 4-й группы учащихся

- Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1-й и 5-й главах?

В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек “неуклюжий на взгляд”. Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе: он похож “на средней величины медведя”. Автор настойчиво обыгрывает слово “медведь”: фрак медвежьего цвета, звали его Михайлом Семёновичем.

Словами Чичикова автор высказывает своё заключение: “Родился ли ты уж так медведем или омедведила тебя захолустная жизнь…”

- Что поражает в портрете Собакевича?

В портрете бросается в глаза прежде всего цвет лица: “..каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке”;

Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза…”

Чичиков ещё раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! Совершенный медведь!”

- Почему Чичиков в разговоре с Собакевичем осторожен: не назвал души умершими, а только несуществующими?

Собакевич сразу “учуял”, что предложенная сделка – жульническая. Но даже глазом не моргнул.

Вам нужно мёртвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе”.

Вывод: Слайд 11

Автор подчёркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности.

Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя и воспитали его по моде. Да вышло бы ещё хуже: “попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку.

Собакевич, как и Коробочка, по-хозяйски умён и практичен: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире всё продаётся и покупается.

VII. Анализ образа Плюшкина.

Слайд 12

Слово учителя: Тема нравственного падения, духовной смерти “хозяев жизни” завершается главой, посвящённой Плюшкину.

Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке.

- Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечество”? Выступление 5-ой группы учащихся.

- Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?

- Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?

Гоголь обращается у прошлому героя, так как нравственное уродство те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, сто происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.

Слово учителя: Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь отразил эти качества. Найдите в тексте художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина.

Ветхость на всех строениях, бревно на избах было темно и старо, крыши сквозили, как решето, ограда изломанная…

Вывод. Слайд 13

- Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?

Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества. В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен. Гоголь с горечью восклицал: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком”.

VIII. Сходство Чичикова и помещиков.

Слайд 14

Помещик, его отличительная черта

Как эта черта проявляется у Чичикова

Манилов – слащавость, приторность, неопределённость

Все жители города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях

Коробочка – мелочная скаредность

В шкатулке всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны

Ноздрёв - самовлюблённость

Желание и умение всем нравиться

Собакевич – грубая прижимистость и цинизм

Нет “…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич”

Плюшкин – собирание ненужных вещей и тщательное их хранение

Во время осмотра города оторвал афишу, прочитал, свернул и положил в ларчик

Вывод делает учитель: Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.

X. Метод арт- технологии.

Ребята, перед вами листы А-3 нарисуйте свои ассоциации к данным образам.

Выступление учащихся с рисунками в 2-3 словах.

XI. Домашнее задание.

Написать сочинение – миниатюру “Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности?”





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
образы помещиков в поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

Автор: Козбакова Райхан Кабкеновна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175256


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства