I Организационный момент Круг радости II Новая тема Беседа Чтение Задание Задание Учебная информация Чтение Цитата урока III Закрепление Домашнее задание IV Итог урока Круг от сердца к сердцу | Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие учащихся. Стихотворение Абая Пока не знаешь - молчи, Пока блуждаешь - молчи. В бесцельных днях и в ночи Пустых забав не ищи. Чтоб человеком ты был И вровень с веком ты был, Ты пятерых побори И пятерых избери. Злословье, ложь, хвастовство, Безделье и мотовство – Вот пять врагов твоих, знай. А разум и доброта, Упорство, скромность и труд – Вот пять друзей, согласись. Увидев зло - отвернись, К беде пороки ведут. Добро увидев, о нем Ты помни ночью и днем. Коль с детства книги читать – Ученым можешь ты стать. Не унывай, маловер! Бери с великих пример. Не говори: «Я не тот!» Учись - и знанье придет. Человек трудолюбивой души. Чему должен учиться человек? Что является главным в человеке? К чему вы стремитесь? Что наполняет вашу жизнь смыслом? Первый вопрос беседы напрямую связан со стихотворением Абая, в котором есть строки: Чтоб человеком ты был И вровень с веком ты был... Идея, заключенная в этих строках, - нужно быть человеком! - напоминает о хорошо известной каждому изучающему предмет самопознание истине. Важно, чтобы она уже в начале учебного года задала тон всему курсу. Рассуждая над вторым вопросом, учащиеся выскажут свою позицию о том, что значит для них быть человеком, а отвечая на второй и третий вопросы, обратятся к своему жизненному опыту. Что постижение сущности человека, постижение себя и окружающего происходит всю жизнь и является смыслом существования человека на Земле. (Отрывок) Кира Канаева – Человек трудолюбивой души. Анализ проводится по вопросу. • Как вы понимаете выражение «человек трудолюбивой души»? Прочитайте высказывание известного писателя, актера и режиссера XX века Василия Шукшина. Согласны ли вы с его мнением? Помогает ли вам школа быть и образованным, и добрым? Расскажите об этом. Если мы в чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке. Образованность, воспитание, начитанность - это дела наживные, как говорят. Я представляю себе общество, где все грамотны, все очень много знают и все изнурительно учтивы. Это хорошо. Но общество, где все добры друг к другу, - это прекрасно. Ещё более прекрасно, наверно, когда все и добры, и образованны. Но это - впереди. Василий Шукшин Учение - это не только усвоение предметных знаний, но и воспитание себя, выстраивание отношений с окружающими людьми.
Перед вами перечень нравственных ценностей человека. Есть ли среди них такие, без которых, на ваш взгляд, вы могли бы обойтись в жизни? Обоснуйте ответ. Дополните данный перечень важнейшими для вас ценностями, которые не вошли в него. Здоровье, мир, семья, знание, дружба, добро, труд, искусство, Родина, дети, природа, красота, творчество. Быть человеком — это быть личностью, которая заботится о развитии своих духовных сил и творческих способностей. Но есть глубинный, чаще всего скрытый от внешнего взора, «труд души». Это связь человека с миром, окружающими людьми, то есть активное, заинтересованное отношение к тому, что происходит вокруг, стремление улучшить действительность. С при¬ходом каждого человека мир меняется, важно, чтобы это изменение вбирало талант, добрый труд человека и его стремление выполнить свое высокое предназначение. Рассказ Алибека Аскарова «Монна Лиза». Анализ проводится по вопросам -Можно ли сказать, что Толеужан — человек трудолюбивой души? Почему? -Есть ли среди ваших знакомых похожие на Толеужана люди? Расскажите о них. -Как потребность в познании влияет на человека? Стремление к знаниям, превышающим объем обязательной учебной программы, открывает человеку новые горизонты деятельности, окрыляет на новые свершения. Лишь знаньем жив человек, Лишь знаньем движется век. Лишь знанье — светоч сердец. Абай Истины открываются человеку через стремление узнать больше, прочувствовать глубже, попробовать новое самому.
1. Как вы понимаете слова Абая «...и вровень с веком ты был...»? Перечислите требования, которые, на ваш взгляд, предъявляет к человеку XXI век. 2. Прочитайте и ответьте на вопросы. Задание 2 в рабочей тетради.
Учитель подводит итог урока.
Стихотворение Елены Лаврентьевой. Ну что ты никак не даешься? Ведь ты зародилась во мне! Опять ускользаешь и вьешься И слышишься где-то извне. И вновь возвращаешься в душу, Где тесно тебе и темно. Так птица в жестокую стужу Стучится снаружи в окно. Ты - звук, что бывает до слова, Ты - стук, что до ритма возник. Ты - чувство, которое ново, И этого чувства двойник. Никак мне с тобою не сладить, Никак тебя в плоть не облечь. Ты - мысль несказанная, ради тебя так волнуется речь. | Учитель читает стихотворение. Дети слушают. Учитель объявляет тему урока. Совместное обсуждение вопросов. Учитель обобщает сказанное. Учитель читает отрывок и задает вопрос. Дети слушают и отвечают. Дети читают, отвечают на вопросы. Учитель подводит детей к выводу. Дети выполняют задание в тетради. Учитель проверяет выполнение задания. Совместное обсуждение. Дети читают и запоминают текст. Дети самостоятельно читают текст. Совместное обсуждение по вопросам. Совместное обсуждение цитаты. Учитель обобщает тему урока. 1. Задание выполняется на листах А4. Задание в рабочей тетради стр. 8-9. Рассказ учителя. Дети встают в круг. Учитель читает стихотворение и благодарит детей за урок. |