??
Урок - размышление по роману Ч. Айтматова « И дольше века длится день».
11 класс.
Тема урока: Урок - размышление по роману Ч. Айтматова « И дольше века длится день».
Цели урока: раскрыть значение образа главного героя как человека - труженика, борца, на котором, как говорится, земля держится;
Показать ответственность каждого человека за то, что происходит на земле. Формировать у обучающихся интерес к произведениям художественной литературы.
Оборудование: портрет Ч. Айтматова, выставка книг по его творчеству. Художественные зарисовки учащихся к роману, музыкальное оформление. Презентация к уроку, подготовленная обучающимися.
Эпиграф: « Мы сами, а не наши потомки, должны ответить, кто мы такие, люди 21 века»
« Я хочу, чтобы сарозекские метафоры моего романа напомнили еще раз трудящемуся человеку о его ответственности за судьбу нашей земли». Ч. Айтматов.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
2. Объявление темы и цели урока.
Ребята. Хорошая книга вызывает чувство благодарности к тому, кто ее написал. По –видимому, так бывает всегда, когда соприкасаешься с истинной гармонией,- в природе ли, в человеке или в искусстве. Это соприкосновение приносит ощущение духовной освобожденности и надолго, если не навсегда, оставляет след в душе, может быть и потому, что тебе кажется, будто ты тоже помогал творить чудо красоты.
Сегодняшний урок я предлагаю провести как урок –размышление по роману киргизского писателя Ч. Айтматова « И дольше века длится день» или « Буранный полустанок».
Цель урока: читая роман, размышляя над его страницами понять и почувствовать его суть - освобождение истинно человеческого в человеке. Эпиграфы к уроку помогут сформулировать проблему более конкретно (зачитываю эпиграф).
3. Пушкинская проповедь перед уроком.
(Звучит мелодия» Аве, Мария»)
Дорогие ребята. Есть вопрос. Он существует на земле много-много лет, который разделяет людей на две части.
И вы сейчас для себя решите, к какой половине человечества вы принадлежите.
Нет, речь идет не о мужчинах и женщинах: о суровой и прекрасной половине человечества, речь совсем о другом.
Так вот: люди разделяются на две половины: на тех, кто живет, проживая свой день так, как получится, а иногда даже не зная, как и чем его занять.
И на тех, кто хоть иногда задумывается, а что же он оставит после себя, какой след.
В чем смысл жизни? На этот вопрос существует множество ответов. Потому что и вопрос этот существует не первую тысячу лет.
Смысл жизни в одиночку не ищут, он находится не внутри нас, а вне.
И самый простой ответ на него состоит в том, чтобы оставить после себя добрый след. Это не тот след, который оставляет за собой моторная лодка или большой корабль. Это реальный след навсегда. Самое страшное - жизнь, прожитая бесследно.
Все эти мысли навеяны одной пушкинской строкой. Семнадцатилетний поэт в стихотворении «Элегия» написал:
Покину скоро я друзей,
И жизни горестной моей
Никто следов уж не приметит;
Последний взор моих очей
Луча бессмертия не встретит,
И погасающий светильник юных дней
Ничтожества спокойный мрак осветит.
Вот что страшило: спокойный мрак невежества. Жизнь, прожитая бесследно.
В чем задача жизни?
Перейти в ту половину человечества, которая не просто живет, а думает о следе своей жизни. Так просто. Об этом и роман Ч. Айтматова.
4. Краткий обзор творчества писателя с привлечением материала выставки.)
Дипломат, общественный деятель, талантливый писатель, Ч. Айтматов говорил: « От искусства, от литературы зависит очень многое: тревожить, будить в человеке совесть, мужество, гуманизм, раскрывать перед ним весь мир, чтобы он не забыл, что он - человек, что его духовное самочувствие - один из главных факторов достойной жизни на нашей планете»
5. Беседа по прочитанному произведению.
-Какое впечатление произвел роман?
-Что оказалось трудным, непонятным?
-Где происходит действие в романе?
-Как живут здесь люди? Нарисуйте картину жизни этого поселка.
(После ответов учащихся обобщающее слово учителя. Айтматову был всегда свойствен демократизм в выборе главных героев, и сводил он нас с ними, как правило, вдали от «большаков истории. Вот и теперь прописаны они в крохотном - в несколько домов - поселке Боранлы - Буранном, что притулился в бескрайней сарозекской степи к железнодорожной магистрали. Только перестук колес поездов, идущих из края в край державы, каждодневно напоминает жителям разъезда о напряженном пульсе народной жизни. Боранлинцы - это затерянный в степи островок человеческого братства, где спешат на помощь по первому сигналу чьей-то беды, где радость соседа становится твоей радостью, где о чужих детях заботятся как о своих.)
- Почему роман называется « И дольше века длится день?»
-Молодые смеются: «Старые дураки, жизнь свою гробили, ради чего? Может, это привычка к изнурительному труду? Похож ли Едигей на героев Некрасова?
-Каждого ли человека можно назвать личностью?
(Писатель перечисляет признаки личности:
- наличие убеждений, идеала; чувство собственного достоинства, стремление к внутренней свободе, совесть как внутренний стимул и внутренний тормоз. С этой точки зрения личностью является Едигей. Расскажите о нем.)
(После ответов учащихся обобщающее слово учителя. Есть такая порода людей - духовно прочных и надежных,- а наш герой из их числа,- которые впитывают в себя чувство долга словно бы с материнским молоком, на них, умеющих думать об общем, как о своем, о других, как о себе. На них стояла и стоять будет наша земля.
Едигей дорог писателю «как человек трудолюбивой души», задающийся сложными вопросами бытия, напряженно ищущий на них ответы. Эмоционально открытый для поэзии и красоты жизни, внутренне глубоко сродненный с миром природы, он способен не только сострадать всему живому, но и бороться за попранную справедливость.)
-Сравните старого Едигея с молодым Сабитжаном. Кого из них вы назовете более современным?
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
СОВРЕМЕННЫЙ-1 -относящийся к одному времени, к одной эпохе;
2 -теперешний;
3 -стоящий на уровне своего века, не отсталый.
- Какое из этих значений относится к Едигею?
- (Звучит мелодия 2. «Апассионата»)
- Расскажите о трагедии Абуталиба и помощи ему Едигея…
(После ответов учащихся обобщающее слово учителя. Трагедия Абуталиба, мытарства его семьи - струна, натянутая до предела. Случившееся с Абуталибом, которого « с живым мясом оторвали от живого, от самого дорогого для него, от детей» - потрясение не только для его ближних. В романе немало свидетельств того, как оно « больно аукнулось в Едигее». Да только ли в нем! Казнится от соприкосновения с чужим несчастьем Едигеева жена Укубала. Страшно ей встречаться с глазами двух малышей, исходящих при виде поездов в крике: « Папа, папика! Где наш папика? ((Зачитываю текст на фоне мелодии « Аве, Мария»). Писатель тут пользуется полной мерой, пожалуй. Самое сильное и безотказно действующее средство, чтобы вызвать в нас протест против несправедливости, учиненной над Абуталибом, словно бы растворившемся в своей любви к сыновьям, в заботах об их достойном звания человека будущем).
- Кто такой Сабиджан?
- Как получилось, что у такого человека, как Казангап, вырос такой сын?
-Как называет Едигей Казангапа?
- Кто такие манкурты?
Зачем эта легенда введена в роман? В чем ее смысл? ( После ответов учащихся обобщающее слово учителя. Человек, потерявший связь с близкими, с народом, перестает быть человеком. Эта легенда - нервный узел романа. Слово «манкурт» станет нарицательным, как «самодур», «нигилист». Кто такой манкурт? Это послушный исполнитель чужой воли, забывший свою Родину)
«Человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем»,- говорит Ч. Айтматов.
«Вне памяти, вне традиции истории и культуры, на мой взгляд, нет личности. Память формирует духовную крепость человека»,- утверждает В. Белов.
- Что общего в этих высказываниях? В чем видят значение памяти эти такие разные писатели?
- Из чего же складывается память? О ком надо помнить в первую очередь?
- Кого же вы можете назвать современным манкуртом? (Следователя Тыксынбаева, людей, разрушающих кладбище, лейтенанта, Сабитжана)
Весь роман - страстный протест против манкуртов. Он заставляет задумываться о человеке. Не теряем ли мы человека в себе? Не теряем ли человека, находящегося рядом с нами?
«Буранный полустанок»- философский роман. Размышляя о композиции романа, отметим, что в нем переплетается прошлое, настоящее и будущее. Это роман - метафора.
- Что такое метафора?
Метафоричен и космический план романа.
- Показалась ли вам убедительной фантастическая линия в романе? Какое впечатление произвела судьба паритет - космонавтов? Что хотел сказать автор? В чем смысл космической метафоры?
( « Мы все сегодня в одной лодке, а за бортом – космическая бесконечность» Ч. Айтматов.
- Почему в романе в различных местах вводится космический сюжет? С какой целью делает это автор? ( Это звучит как напоминание о том, как тревожно в нашем мире.)
- Какие строки напоминают об этом? ( Обучающиеся зачитывают рефрен « Поезда идут…)
( Звучит мелодия. Бетховен. « К Элизе»)
Мир зависит от твоего дома. Наше поколение - это звено в цепи предыдущих и последующих поколений. Надо, чтобы эта цепь не оборвалась.
( Легенда о птице. Зачитываю выразительно на фоне мелодии).
Заканчивая наш урок-размышление, я возвращаюсь к его проблеме: что же нужно делать каждому из нас, чтобы « не погубить человеческое в человеке?» Я уверена, что каждый из вас ответит по- своему.
Просмотр презентации, подготовленной группой уч-ся.
Благодарю за работу на уроке. Выставляю оценки.
Урок окончен.
Сообщаю обучающимся заранее, что через две недели мы начнем разговор о произведении Ч. Айтматова « Плаха».