Просмотр содержимого документа
«Тема занятия: «Общение».»
План–конспект нетрадиционного занятия по психологии на тему "Общение"
Тема занятия: «Общение».
Вид занятия: урок-путешествие.
Задачи:
знакомство с видами общения: вербальное и невербальное общение;
знакомство с понятиями «эмпатия» и «этические нормы»;
развитие личностной и групповой активности;
повышение познавательной активности;
воспитание позитивного отношения в общении.
Оборудование: музыкальное сопровождение «Звуки моря», макет карты страны «Общение», «проездной билет» – памятка-алгоритм нашего путешествия, бескозырка, колокольчик, мяч, клей, маркер, скотч.
План занятия:
1. Организационная часть – 3 мин. 2. Основная часть – 24 мин. 3. Завершение занятия – 3 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Здравствуйте! Вначале давайте познакомимся. Меня зовут Галина Александровна. Ребята, напишите, пожалуйста, разборчиво своё имя на листе бумаги, сложенном пополам и поставьте визитку на стол, перед собой. Спасибо! Вы уже все знакомы друг с другом, но мне бы хотелось узнать насколько. Для этого закройте глаза и, используя правило «Хочешь говорить – подними руку», ответьте мне на следующие вопросы. Скажите, у кого сосед со светлыми волосами? Поднимаем руку. Открываем глаза и проверяем себя. Опять закрываем глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимаем руку. Открываем глаза и проверяем себя. Молодцы! Спасибо. Тема нашей сегодняшней встречи «ОБЩЕНИЕ». ЦЕЛЬ – знакомство с приёмами позитивного общения между людьми через путешествие по сказочной стране «Общение». Вы познакомитесь с видами общения, новыми словами. Как вы считаете, актуальна ли эта тема для вас? Ребята, а вы любите путешествовать? Я предлагаю совершить виртуальное путешествие. Устройтесь удобнее. Закройте глаза и расслабьтесь. Внимание ваше растёт, вы как разведчики, всё замечаете и запоминаете. Голова мыслит ясно. Вы готовы отправиться в путь. Откройте ваши глаза.
Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие по необыкновенной стране «ОБЩЕНИЕ», которой нет ни на одной карте мира, но у каждого из вас эта страна своя индивидуальная и неповторимая. Обратите внимание. Перед вами карта страны нашего путешествия. Как на любой карте есть острова, горы, озера, так и на нашей карте они появятся. И все это мы сделаем с вами, по мере того, как мы посетим острова «Вежливости», «Дружбы» и «Понимания». В целях экономии времени каждому из вас даётся «проездной билет» - алгоритм нашего путешествия. Наше путешествие будет проходить по морю знаний и команда должна быть готова к различным испытаниям. Команда есть. Давайте выберем капитана. Кто первый отгадает загадку, тот и капитан.
Загадки:
1. Кто носит шляпу на ноге? У него одна нога, да и та без башмака. (Гриб)
2. Не король, а в короне, Не гусар, а при шпорах. На часы не глядит, А время знает. (Петух)
Молодец, наш капитан! Твое место на командном мостике, ты будешь помогать мне в оформлении карты. Мы подплываем к волшебному острову «Вежливости», на нем очень много озер. Я предлагаю вам вспомнить вежливые слова, которые вы используете в своей речи и нанести их на карту нашего острова, это и будут наши озера. А для этого мы поиграем. Я бросаю мячик, а вы, поймав его, должны назвать вежливое слово, вернуть мяч мне, а капитан нанесет это слово на нашу карту. Не забывайте, что вежливые слова произносят доброжелательно, глядя прямо в глаза. Ребята, посмотрите в свой проездной билет. Под цифрой один стихотворение. Давайте прочитаем его все вместе.
СЛОВА «ДО СВИДАНИЯ», «СПАСИБО», «ПРОСТИТЕ», «ПОЖАЛУЙСТА», «ЗДРАВСТВУЙТЕ» – ЩЕДРО ДАРИТЕ, БЕЗ НИХ НЕ ВОЗМОЖНО ПРОЖИТЬ. СЛОВА ЭТИ НУЖНО С УЛЫБКОЙ ДАРИТЬ.
Какие вежливые слова вы услышали в этом стихотворении? Все ли они есть на нашем острове? Вы справились с заданием, и теперь этот остров преобразился. Нравиться он вам? Есть что-то, что вы хотели добавить? А теперь в путь, к следующим победам! В вашем проездном билете под цифрой 2 есть таблицы, в которых зашифрована фраза. Вам необходимо расшифровать ее по принципу соответствия букв цифрам. Например, найдите цифру 1 в первой таблице – ей соответствует буква (Д), а цифре 2?
развернуть таблицу
развернуть таблицу
2
18
6
19
20
12
7
4
10
8
1
14
15
5
16
9
13
17
3
11
развернуть таблицу
развернуть таблицу
Р
Е
Я
Д
Е
Ю
П
З
Н
О
Д
С
Я
Ь
В
З
Т
Б
У
А
развернуть таблицу
развернуть таблицу
Напишите полученную фразу (Друзья познаются в беде).
Мы расшифровали фразу и оказались на острове «ДРУЖБА». Обратите внимание, в проездном билете под цифрой 3 перечислены качества, важные для нашего с вами общения. Давайте сейчас мы вместе будем внимательно читать их, а капитан наносить на карту причалы «ДРУЖБЫ». Один из секретов успешного общения – это ЭМПАТИЯ, умение понять и почувствовать другого человека, взглянуть на ситуацию его глазами. Это значит то, как мы чувствуем и понимаем другого человека. Например, вы приходите домой грустные, может быть вы получили двойку, а ваша мама посмотрев на вас сразу поняла, как вам плохо. Она обнимет вас, поговорит и сразу становится веселее. Кто ещё может привести пример. Всем понятно, что такое эмпатия?
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ – способность не только чувствовать, но и показать друзьям свое хорошее отношение к ним. Вы добро желаете своим друзьям. Вам понятно? ТАКТИЧНОСТЬ – соблюдение этических норм при общении. Какое слово вам не знакомо? Наверное, этические нормы – это правила, которые нам помогают общаться и не обижать друг друга. (Не толкаться, не обзываться). Всем понятно? ОТКРЫТОСТЬ – способность открывать другим свой внутренний мир. Быть искренним в обсуждаемом вопросе, т.е. не обманывать. УМЕНИЕ СЛУШАТЬ – способность каждого из нас переключиться на другого человека, показывая ему свою заинтересованность.
Вот и остров «Дружбы» стал другим. Нравиться он вам?
Психогимнастика:
Ребята, посмотрите, какие роскошные вокруг деревья. Все встали, потянулись. Мы с вами деревья. Выросли высоко-высоко. Подул ветер, пошел дождь (дети качаются), Выглянуло солнышко, стряхнули с листьев капли. Спокойно сели.
Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к острову «Понимания».
В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнёра по общению. Традиционно все средства общения делятся на: вербальные и невербальные. Обратите внимание на свой проездной билет, под цифрой 4. К вербальным средствам относятся слова, которые мы произносим в процессе общения. К невербальным средствам – жесты, мимика, позы и дистанция. Команда делиться на две группы. По правому борту группа при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажите профессию повара, зубного врача и окулиста. А группа по левому борту покажет при помощи пантомимы – зайца, медведя, воздушный шарик. У вас все получилось. Скажите, как вы выполняли это задание: при помощи слов или жестов и мимики. Наш капитан уже наносит горы на карту острова «Понимания». Ребята, посмотрите, какая замечательная получилась у нас страна Общения! Весь путь наш был направлен на понимание общения. Давайте прочитаем в проездном билете, что такое общение. А капитан закончит оформлять нашу карту путешествия.
Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми.
Карта готова, я надеюсь, что знания, полученные, на сегодняшнем занятии вы будете применять в своей жизни. Проездной билет остается у вас и вы можете им пользоваться. Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Что больше всего запомнилось? Почему? На какой остров вам хотелось вернуться? Почему? Где было трудно вам, а где было легко? О чём ещё вам хотелось узнать?
Журнал «Школьный психолог» №24 (406), с46, статья «Приключения на затерянном острове».
Отзыв о занятии педагога-психолога Ибрагимовой Сакинат Алиевны.
Данное занятие –изучения нового материала и по типу являлся комбинированным.
Учебное помещение к занятию полностью готово, а именно учащимися подготовлены учебные места, на доске написаны число и тема занятия.
Оргмомент и вытекающая из него речевая зарядки помогает наладить контакт с классом, создать в классе творческую и доброжелательную атмосферу.
Введение нового материала происходит в необычной форме.
Основными формами классной работы является фронтальная, работа в парах, индивидуальная. В течение занятия используются разнообразные средства учета, контроля и оценки овладения учащимися иноязычной речи – вопросно-ответная форма работа, выполнение упражнений и заданий.
Задание к следующему уроку дается заблаговременно, мотивированного, проконтролировано понимание задания, даны рекомендации к его выполнению.
На этапе рефлексии детям следует ответить на вопрос, понравился ли им урок, что дает возможность высказать свое мнение, оценить занятие и работу педагога-психолога.
На заключительном этапе урока подводятся его итоги, выставляются оценки за работу каждого учащегося, оценивается работа всего класса в целом.
Также хотелось бы отметить, что в целом, распределение времени занятия является целесообразным, соответствующим плану. Для достижения целей занятия также необходимо обращать внимание на индивидуальные особенности детей.
В целом, по моему мнению, урок соответствует современным требованиям к организации занятия. Поставленные цели и задачи достигнуты.
Учитель физической культуры ______ Магомедалиев Р.М.
Отзыв о занятии педагога-психолога Ибрагимовой Сакинат Алиевны.
Каждый этап занятия ( оргмомент, основная часть, домашнее задание, подведение итогов) выдержан и логически завершен. В основной части материала – от простого к сложному. Занятие построено на таких принципах, как принцип доступности, сознательности, активности, наглядности, последовательности и др.
Соответствие урока требованиям ФГОС:
Педагог ориентирует учащихся на новые образовательные стандарты урока. Обговаривают с детьми их нацеленность деятельности. На занятии используются современные технологии: проектная, исследовательская, ИКТ.
Организационный момент удачно «переключает» учащихся на предмет , учитель беседует с ними на тему нервная система, темперамент волевые качества , обращаясь к ним с вопросами, интересуясь готовностью класса к работе, сообщая о характере (плане) работы на данном занятии. План занятия ориентирует учащихся на достижение практических (коммуникативных, познавательных), воспитательных, общеобразовательных целей. В ходе оргмомента и вытекающей из него речевой зарядки учитель устанавливает контакт с классом (группой). Для этого он использует микробеседы с учащимися.
Учитель в ходе речевой разминки использует материалы по учебной теме урока и ориентирует речевую разминку на достижение целей занятии.
В целом, распределение времени урока представляется целесообразным, соответствующим плану занятия.
Педагог старался на данном занятии использовать оптимальный набор форм и средств обучения, с помощью которого комплексно решала поставленные цели.
В целом, можно отметить, что цели и задачи урока достигнуты, уч-ся остались довольны работой на занятии, что также немаловажно.
Учитель иностранного языка _______ Магомедова Раисат Магомедовна.