Саба?ты? жоспары/ Поурочный план/ The plan of the lesson
Урок №____
К?ні/ Дата/ Date:
Сынып/ Класс/ Class: 3
П?н/ Предмет/ Subject: Самопознание
Саба?ты? та?ырыбы/ Тема занятия/ Theme: «Культура общения»
Ма?саты/ Цели занятия/ Objectives :
1.білімдік / образовательная/ educational: раскрытие значения понятия «общение», «культура общения»;
2.дамытушылы?/ развивающая/ developing:развивать способность видеть в каждом человеке хорошие качества;
3.т?рбиелік/ воспитательная / bringing-up: воспитание вежливости в отношениях с людьми.
К?рнекі ??ралдар/ Оборудование/ Resources: ИКТ(презентация), наглядный и раздаточный материалы, музыка, «ящик ощущений» ,рабочая тетрадь, учебник.
Саба?ты? барысы/ План занятия/ Plan:
1.Орг.момент
Круг радости
2.Основная часть
Чтение
Беседа
Цитата урока
Рассказ учителя
Упражнение «Мудрость пословиц»
Упражнение
Работа с учебником
3.Итог
Обобщение
Домашнее задание
Круг «От сердца к сердцу»
1.Орг. момент.
- С?леметсіздер ме балалар! Отыры?ыздар!
(Учитель приветствует учащихся четверостишием)
Мы с вами снова вместе!
Я рада, рады вы.
Приветствуем друг друга
Объятьем дружбы мы.
(Дети в кругу обнимают друг друга.)
Круг радости.
-Дорогие дети, я приглашаю вас в круг, «Круг вежливых слов».
Тот у кого в руках окажется этот красивое солнышко скажет вежливое слово, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову. (Дети по очереди произносят вежливые слова) Замечательно, вы знаете очень много вежливых слов, возьмитесь за руки и скажем вместе: «Добрые слова не лень, говорить нам целый день!»
2.Основная часть.
Чтение
- Молодцы, ребята! Садитесь. А сейчас давайте послушаем замечательное стихотворение Е. Долматовского « Земной вам поклон».(читает ученик)
Киваем небрежно друг с другом встречаясь,
А то и проходим, не сделав кивка.
« Приветик- салютик», фальшивое « чао»,
Бесстрастное « Будь» и пустое « пока».
А сколько приветствий простых и прекрасных,
Бытуют на нашей земле испокон:
« Счастливо!» и «Доброе утро!», и «Здравствуй»,
« Бывайте здоровы», « Земной вам поклон»!
- Сегодня мы с вами поговорим о культуре общения, и составим правила общения.
- Как вы думаете, дети, для чего всем людям нужно знать вежливые слова?
( Ответы учащихся)
— вежливые слова помогают найти друзей: мы можем подойти и сказать: «Здравствуй, давай с тобой дружить!»
— Вежливые слова помогают мирить, если мы обидели друга и хотим помириться, мы можем сказать «Прости, пожалуйста»
— Вежливые слова помогают быть гостеприимными, когда к нам приходят гости мы всегда здороваемся с ними, говорим им «Проходите пожалуйста»
- Как вы здороваетесь с разными людьми?
- Что вы чувствуете, когда вас ругают, говорят неприятные слова?
( Ответы учащихся)
- Скажите, где дети могут учиться вежливым словам?
(Ответы учащихся)
— Дома учат родители. По телевизору идут интересные передачи, о том, как нужно вести себя .Мультфильмы. Сказки . Книги.
Цитата урока
Уважение к людям есть уважение к самому себе.
Джон Голсуорси, английский писатель.
- Как вы понимаете эту цитату?
-Какого человека можно назвать культурным?
Рассказ учителя
Учитель пересказывает содержание притчи.
Мудрость Эзопа
В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки? На это Эзоп отвечал: «Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди общаются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви». Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.
В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил.... языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: «Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушить города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.
• Как вы думаете, почему язык можно назвать другом и врагом?
(Рассуждения учащихся).
- Язык - это средство общения. Очень важно, что мы говорим друг другу, как мы произносим слова. Прежде чем сказать,
нужно хорошо подумать, взвесить каждое слово.
• Что вы чувствуете, когда вас ругают, говорят вам неприятные слова?
• Что вы испытываете, когда вас хвалят, подбадривают?
(Ответы учащихся).
- Наше настроение во многом зависит от доброго взгляда и слова собеседника. И наоборот, небрежно оброненное, злое слово больно ранит нас.
Упражнение «Мудрость пословиц»
– Прочитайте пословицы. Объясните, как вы их понимаете.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Худое слово и сладким мёдом не запьёшь.
Слово, сказанное в гневе, – острейший меч.
(Ответы учащихся)
Упражнение.
- Откройте свои тетради на стр 23. Выполните задание 2. Рассмотрите рисунки, раскрасьте тот, на котором художник изобразил вежливых людей. Придумайте небольшой рассказ по рисункам.
( Дети выполняют задание)
Правила общения.
- Культурный человек придерживается определенных правил при общении с людьми. Запомоните их:
• Здоровайтесь со всеми.
• Обращайтесь к человеку по имени.
• Будьте доброжелательными.
• С уважением относитесь к мнению вашего собеседника.
• Спокойно высказывайте своё мнение.
• Умейте выслушать собеседника.
• Стремитесь к взаимопониманию в общении.
- А сейчас послушайте ребят, они подготовили для нас стихотворения о вежливости.
(Выступление учащихся)
-Чтобы что-то попросить, нужно вежливыми быть.
Мы « пожалуйста» добавим- Будем все довольны сами!
- Если вы на именины друга Петю пригласили,
Он принес цветок красивый- Скажем мы ему « Спасибо»!
- « Добрый вечер», « добрый день» говорить нам всем не лень!
« Утро доброе» мы скажем, поутру проснувшись маме.
- Если ты сломал игрушку другу иль своей подружке,
Ты скажи им « извини» и свои им предложи.
-Кошечка чихнула снова, скажем мы ей « Будь здорова!»
Выздоравливай скорей, больше киска не болей!
- Если испечем печенье, всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им « Не стесняйтесь, на здоровье угощайтесь!»
Работа с учебником
Стр.34-35. Что значит быть культурным человеком. Д.Лихачев.
- Как академик Лихачев раскрывает понятие «культурный человек»?
3.Итог.
Обобщение.
- Культура общения - неотъемлемая часть нашей жизни,ведь человек постоянно находится среди людей: в транспорте, в библиотеке, в кинотеатре, в магазине, в поликлинике. Оттого как каждый из нас взаимодействует с людьми в общественных местах, зависит и его настроение, и настроение окружающих.
Культура общения - это соблюдение несложных правил, основанных на уважении к человеку, создании комфортных условий для его жизни и деятельности.
Домашнее задание
- Попробуйте представить себе встречу с незнакомым человеком. Напишите, как произошла эта встреча, как развивалось общение, о чем шел разговор, чем встреча закончилась. (стр.24, задание 2)
Круг «От сердца к сердцу»
Встаньте дети, пожалуйста, в круг и повторяйте за мной слова:
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: „Доброе утро!“
Доброе утро — солнцу и птицам!
Доброе утро — улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро — длится»