kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по теме "Правила общения с пациентами (их родственниками/ законными представителями)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования знаний по   теме: Правила общения с пациентами (их родственниками/ законными представителями)

Используются следующие формы работы: словесный ( вербальный) метод обучения.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.

Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования знаний по   теме: Правила общения с пациентами (их родственниками/ законными представителями)

Используются следующие формы работы: словесный ( вербальный) метод обучения.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Правила общения с пациентами (их родственниками/ законными представителями)"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»








Методическая разработка

ЛЕКЦИИ №5

ПМ 04. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

МДК: 04.01. ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Раздел 1. Оказание медицинских услуг по уходу

Тема 1.1. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ПАЦИЕНТАМИ

(ИХ РОДСТВЕННИКАМИ\ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)

Специальность: 34. 02. 01. Сестринское дело Курс 2

(базовый уровень)























Купино

2018



РАССМОТРЕНО

ПЦМК по профессиональному модулю

ГАПОУ НСО «КМТ»

протокол от__________ №












Автор - составитель: преподаватель ПМ. 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными высшей квалификационной категории Гладкова Людмила Михайловна




















Пояснительная записка


к методической разработке ПМ. 04. ПМ. 07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным по теме: Правила общения с пациентами (их родственниками/ законными представителями)

Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования знаний по теме: Правила общения с пациентами (их родственниками/ законными представителями)

Используются следующие формы работы: словесный ( вербальный) метод обучения.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен

знать:

- правила общения с пациентами ( их родственниками/ законными представителями)

Формируемые компетенции:

  • П.К. 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

  • П.К. 4. 2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

- П.К. 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и само ухода.

- П.К. 4. 5. Оформлять медицинскую документацию.


ОК 1 – 5.

Методы и формы, используемые на занятии:

Содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала.

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний» (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2), «Физкультминутка» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№4), Подведение итогов (приложение №5)









УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ


Тема занятия: Правила общения с пациентами ( их родственниками/ законными представителями)

Место проведения кабинет.

Продолжительность проведения занятия 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного

материала при изучении профессиональных модулей ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.

Цели занятия:

1.Образовательная: После изучение темы студент должен знать: Сущность общения. Содержание, цель общения. Средства и способы общения. Функции и типы общения. Структура и уровни общения. Двухуровневая передача информации. Влияние различных факторов на процесс общения. Техника общения. Правила слушания. Значение обратной связи в процессе общения. Нормы, технологии профессионального общения и бесконфликтного сотрудничества в лечебно-профилактическом учреждении здравоохра­нения. Психологические типы собеседника. Критерии эффективности общения.

2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.

3. Развивающая Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК8). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).


Требования ФГОС к уровню подготовки студента:


Знать:


-правила общения с пациентами (их родственниками/ законными представителями);

- технологии выполнения медицинских услуг;


  • П.К. 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

  • П.К. 4. 2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

- П.К. 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и само ухода.

- П.К. 4. 5. Оформлять медицинскую документацию.


Междисциплинарная интеграция: ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.

Внутри дисциплинарная интеграция: Теоретические основы сестринского дела, как способ реализации сестринского ухода, Сестринский процесс, как способ реализации сестринского ухода.

Методическое обеспечение занятия: Содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала.

Внеаудиторная работа: Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». 16-е издание Ростов- на Дону, «Феникс» 2011. стр.64 -82Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2011. Стр. 63-77

- Оформление глоссария

- Заполнение схем:«Стили общения», «Элементы эффективного общения», «Каналы общения», «Зоны комфорта при общении».

Основные источники:

Учебники (основная литература)

Т. П. Обуховец., О.В. Чернова. Основы сестринского дела 16 – издание Ростов – на – Дону «Феникс» 2011 стр. 5-64. Л.И. Кулешова, Е. В. Путоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону. 2011.

Дополнительные источники:

1.Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. -2-е изд., исп. и доп.-М.: ГЭОТАР -Медиа, 2008.

2.Обуховец Т.П., Склярова Т.А.Чернова О.В. Основы сестринского дела. –Ростов – на Дону е/д.: Феникс, 2002. - (Медицина для вас)

3. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008



















Ход занятия






Основные этапы

занятия.

Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа.

Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1) ОК.4.

Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию

15мин.

Использование активных форм опроса с указанием цели:

- тестовый контроль


3.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. ОК 1.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

4.

Изложение нового материала (приложение №2)

Цель: сформировать знания

50 мин.

Словесный, (вербальный) метод обучения.





5

Физкультминутка (приложение №3) ОК. 13.Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

3 мин.

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

6.

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК.2.

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы

3 мин.

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы:

7.

Осмысление и систематизация полученных знаний

(приложение №4)

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания

10 мин.

Закрепление материала.

Решение тестовых заданий

8.

Подведение итогов (приложение №5)

2 мин.

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.

9.

Задание на дом

  1. мин.

Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». 16-е издание Ростов- на Дону, «Феникс» 2011. стр.64 -82

Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2011. Стр. 63-77

- Оформление глоссария

- Заполнение схем: «Стили общения», «Элементы эффективного общения», «Каналы общения», «Зоны комфорта при общении».


Всего

90 мин.












Приложение№1

Теоретическое осмысление учебного материала

Текст задания: Перечислите этапы сестринского процесса при реализации сестринского ухода путём решения тестовых заданий.

Установите последовательность:

1. Установите последовательность этапов сестринского процесса

а) реализация

б) оценка

в) планирование

г) диагностика

д) обследование

Выберите один правильный ответ:

2.Третий этап сестринского процесса называется

а) диагностика

б) обследование

в) реализация

г) планирование

д) оценка

3. Реализация сестринских вмешательств включает в себя

а) оказание помощи пациенту

б) оценку реакций пациента на вмешательства

в) обучение, консультирование, советы пациентам и семье

г) сбор информации

д) оценку достижения целей

4. Четвертый этап сестринского процесса называется

а) диагностика

б) обследование

в) реализация

г) планирование

д) оценка

5. Пятый этап сестринского процесса называется

а) диагностика

б) оценка эффективности ухода

в) планирование

г) оценка реакций

6. На 1 этапе сестринского процесса м/с собирает информацию о

а) болезни пациента

б) его самочувствии

в) самочувствии родственников

г) удовлетворении пациентом ЖВП

д)болезни родственников


Выберите правильный, наиболее полный ответ.

7. Первый этап сестринского процесса - это:

А) оценка состояния пациента методом сестринского обследования;

Б) определение проблем пациента;

В) планирование ухода;

Г) реализация плана.

8. Физиологическая потребность человека по Маслоу:

А) избегать опасности;                        Б) работать;

В)есть;                                        Г)общаться.

9. Сестринский диагноз определяет:

А) болезнь;

Б) реакцию организма в связи с болезнью;

В) психосоциальные отклонения в состоянии здоровья пациента;

Г) эмоциональные реакции.

10. Основные методы сестринской диагностики:

А) сестринское вмешательство;                Б) наблюдения, беседа, анализ;

В) оценка оказанной помощи;                Г) обсуждение, убеждения.

11. Сестринский диагноз может:

А) изменяться в зависимости от заболевания;

Б) оставаться неизменным в течение всей болезни;

В) изменяется ежедневно, ежечасно;

Г) оставаться неизменным в течение всей жизни.

12. Постановка целей ухода необходима для определения:

А) направленности вмешательства и определение его эффективности;

Б) условий реализации плана вмешательств (с помощью кого или чего);

В) конечного срока сестринского вмешательства;

Г) действий медсестры.

13. Каждая цель включает компоненты:

А) действие, время;        

Б) действие, критерии, условие;

В) с помощью кого осуществляется уход;

Г) критерии (дата, время, расстояние), условие (с помощью кого или чего),

14. Требования к постановке целей:

А) должны быть реальными, достижимыми;

Б) иметь конкретные сроки;

В) участие пациента, реальность, достижимость, сроки;

Г) участие пациента в обсуждении цели, сроки.

15. Действия медсестры, выполняемые под наблюдением врача, называются:

А) независимыми;                                Б) зависимыми;

В) сотрудничество, консультирование;                Г) взаимозависимыми.






Приложение№2

(Изложение нового материала)



Общение – это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной) информации.

В последние годы в науке используется вместо слова «общение» термин «коммуникация».

Вербальная информация отражается в высказываниях или написанных (письмо) чувствах, мыслях, наблюдениях. Невербальная информация отражает поступки или поведение того, кто передает информацию без использования речи или написания (письма).

Основой для коммуникации служат такие факторы, как сопереживание, уважение и искренность, облегчающие взаимное общение. Целью процесса понимания для медсестер гуманистического склада является изучение тайны, которой остается пациент. В результате такого изучения, а не «разгадки» можно больше узнать одновременно обо всех, кто окружает пациента, и о самом себе.

Общение в сестринском деле – это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации(приспособления) к изменениям в жизни в связи с изменениями состояния здоровья.

Навыки общения в сестринском деле требуют специальных знаний и умений, потому что медицинской сестре необходимо учитывать состояние здоровья пациента, его физическое и психическое состояние.

Для оказания максимальной помощи и поддержки пациента медсестре необходимы коммуникативные и профессиональные знания, умение слушать, задавать вопросы, сопереживать, проявлять внимание и заботу.

Общение с пациентом и всеми, кто участвует в уходе, требует понимания, уважения и веры в выздоровление. Уникальность сестринского общения в том, что пациент должен верить в доброту и силу, способность медсестры руководить процессом адаптации.



Психология чаще всего выделяет три уровня общения.

Внутриличностное - когда слова не произносятся вслух, а человек мысленно общается с самим собой.

Межличностное - общение между людьми с определенной целью, когда коммуникация приобретает открыто взаимный характер, где она представляет собой взаимную передачу и принятие информации: общение на определенную тему по решению общей задачи.

Общественное-общение одного человека с аудиторией. Общение на этом уровне требует соблюдения определенных правил, традиций, принятых норм.



К вербальным средствам общения относится речь, которая одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Не следует забывать слова древнего поэта Саади: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал». Медицинская сестра должна уметь разбираться в манере говорить и оценивать ее. Манера говорить может отражать индивидуальные особенности пациента, его темперамент. Речь громкая должна нацелить медсестру на мысли о нарушенном слухе пациента. Медицинская сестра должна знать, что манера говорить может зависеть от патологии сознания, мышления, Рече соматических и психоневрологических заболеваний. Например, при одышке пациент говорит обрывками, тяжело, при патологии сознания (галлюцинациях, сопоре, коме), некоторых соматических заболеваниях пациент не отвечает на поставленные вопросы (неадекватная реакция пациента).

Различают речь:

1) быструю;

2) медленную;

3) запинающуюся;

4) эмоциональную;

5) монотонную;

6) громкую;

7) шепотную;

8) невнятную;

9) с обеднением словарного запаса.

В норме считается, что манера говорить должна быть плавной, спокойной, размеренной.

Речь человека раскрывает направленность личности – ее интересы, потребности,

убеждения, и относится к явлениям его духовной культуры. Речь является сильнейшим средством общения, средством воздействия на человека. «Слово лечит – слово ранит». С помощью речи медсестра дает советы и инструкции, воздействует на эмоциональное состояние пациента, а через него на деятельность внутренних органов.

Чтобы пользоваться словом, надо знать психологию речи, помнить о разящей и исцеляющей силе слова, не забывать о самоконтроле.

Используя речь как терапевтическое средство общения, медсестра применяет элементы психотерапии: разъяснение, убеждение и т. д.

Практически в каждой беседе с пациентом медсестра пытается исправить ошибочное суждение пациента, порожденное неправильной оценкой своего болезненного состояния. Цель таких бесед можно считать достигнутой, если пациент приобрел уверенность в себе, веру в выздоровление.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 %, звуки и интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53 %.

К невербальным средствам общения относятся внешние проявления человеческих чувств и эмоций.

Неречевое общение. Слова, которыми мы пользуемся, произносятся на фоне невербальных средств коммуникации. Это знаки и символы, придающие значение словам, которые мы слышим. Таким образом передаются настроение, характер и отношение. «Важно не только то, что ты говоришь, а как ты говоришь».

Зрительный контакт, выражение лица, поза и положение в значительной степени показывают наши мысли и чувства. Считается, что невербальная коммуникация в четыре раза сильнее, чем вербальная.

Думая о невербальной коммуникации, всегда полезно помнить одно правило: что-то всегда происходит.

Невербальные сигналы говорят больше, чем слова. Медсестра должна следить, не расходятся ли слова с этими сигналами.

Мимика – движения мышц лица.

 Жестика – моторика всего тела, которая проявляется в изменениях поз, походки, осанки, своеобразных движений рук, а также других невербальных средств общения, таких как прикосновения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и др.

Мимика отражает внутреннее эмоциональное состояние и несет более 70 % информации о том, что переживает человек.

Жесты позволяют лучше разбираться в людях.

Выражение лица отражает психическое состояние человека. Наблюдая за внешним видом пациента, медсестра описывает выражение лица: злобное, испуганное, апатичное, растерянное и др. В норме выражение лица без особенностей, уравновешенное.

Через мимику, жесты, зрительный контакт, тон голоса, позу, движения и выражение лица медсестра должна уметь расшифровывать информацию о мыслях, чувствах, отношении пациента к окружению, поддерживать связь с пациентами, не способными к вербальному общению.



Десять “да” терапевтического общения

1. Обращайтесь к пациенту по имени-отчеству и на «вы».

2. Начинайте беседу с указания вашего имени-отчества и должности.

3. Смотрите пациенту в глаза на одном уровне, улыбайтесь; если пациент лежит, присядьте на стул, стоящий рядом.

4. Обеспечьте конфиденциальность вашей беседы. Помните, что конфиденциальность является условием создания доверительных отношений с пациентом.

5. Поощряйте вопросы вашего пациента.

6. Говорите неторопливо, доходчиво, пользуйтесь исключительно положительной интонацией вашего голоса.

7. Соблюдайте принципы эффективного умения слушать.

8. Проявляйте мастерство общения медицинской сестры с пациентом.

9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологического микроклимата при общении с пациентом.

10. Будьте естественны при разговоре, создайте атмосферу взаимопонимания и доверия.



Факторы, способствующие общению.

К личным качествам медсестры, оказывающей помощь, относятся: сопереживание, искренность, проявление заботы, уважение. Обладая этими качествами, медсестра должна установить доверительные взаимоотношения. К ним относятся: целенаправленная беседа, доверие и контакт, создание условий для самовыражения. 
Целенаправленная беседа ориентирована на определенную цель. Она считается критерием умелого общения, помогает пациенту освободиться от напряжения и волнения. Доверие и контакт- это очень важные элементы. Они возникают, если пациент убежден в искренности намерений медсестры, её теплом и непредвзятом отношении к одну. Создание условий для самовыражения: медсестра с помощью целенаправленной беседы предоставляет пациенту возможность самовыражения. Необходимо создать такие условия, которые позволят пациенту мыслить, чувствовать или решать свои проблемы как бы самостоятельно, помочь пациенту выразить себя и сохранить инициативу. К факторам, способствующим общению, относятся и навыки по оказанию помощи, которые могут помочь пациенту разобраться в своих проблемах и рассказать о них.
Рассмотрим наиболее существенные из них :

1. Навыки общения

2. Навыки реагирования постановки вопросов

3. Навыки планирования целей

4. Навыки моделирования, демонстрации с целью обучения пациента

5. Консультирование, практические занятия с целью овладения новыми навыками.

К другим полезным навыкам, которые помогут пациенту разобраться в своих проблемах и рассказать о них относятся:

1. Конфронтация (например, когда пациент думает, что он никому не нужен, а медсестра, установив хорошие отношения с родственниками, проявляющими заботу о пациенте , убеждает пациента в обратном) 
2. Поддержка(например, серьезные проблемы, осложнившие состояние пациента, но, когда он убеждается, что вины врача в этом нет, его чувства могут прийти в полное смятение, и здесь очень важную роль играет медсестра, проявляющая сопереживание, понимание и поддержку)

3. Молчание (например, смерть близкого человека вызывает у пациента сильные эмоции, слезы.В этом случае часто лучше помолчать и просто

4. Прикосновение (например, задержать руку на плече пациента, когда ему трудно, показывая, что медсестра понимает всю трудность ситуации и оказывает ему поддержку). 


Факторы препятствующие общению.


1. Советы пациенту или высказывания своего мнения медсестрой могут отрицательно повлиять на принятие решения пациента.

2. Резкая смена предмета разговора может прервать нить взаимопонимания. 3. Защита людей, которых критикует пациент.

4. Преуменьшение чувств пациента.

5. Обещания пациенту.
6.Поспешные заключения могут вызвать противодействие со стороны пациента. Будьте мудрыми, проверьте факты.

7.Культурные отличия: язык, нормы общения. Различия культур влияют на то, как могут быть поняты вербальные и невербальные средства общения.

8.Стили общения. На словесное и бессловесное общение влияет культура и воспитание, традиции и нормы.

9.Различия в возрасте. Возраст человека может влиять на способ ведения беседы, особенно если между собеседниками имеются большие различия в возрасте. Для ребенка до 6 лет обычно необходима беседа с родителями или опекуном, хотя учитывается и поведение самого ребенка. С детьми старше 6 лет беседуют непосредственно. Не обращайтесь с ними как с малышами, не говорите с высока. Беседуйте с ними так же, как и со взрослыми. Если присутствуют родители, наблюдайте за внутрисемейными отношениями. Избегайте повышать голос, даже если у пациента проблемы со слухом. Громкие слова могут быть раздражающими и даже обидными. У пожилых людей с потерей слуха обычно не воспринимаются звуки высокой тональности, и повышение вашего голоса обычно повышает высоту звука. Убедитесь перед началом беседы, что у пациента нет проблем со слухом. Если пациент плохо слышит, то сядьте напротив пациента, говорите медленно и чисто. Лучшие взаимоотношения обеспечат вам хорошее освещение, отсутствие посторонних звуков(радио, телевизор). Для беседы с пожилыми людьми одной беседы недостаточно- уделяйте им больше времени. Установление доверия, взаимопонимания, уважение возраста- единственный путь к преодолению препятствий в общение.



Двухуровневая передача информации



Двухуровневая передача информации осуществляется на вербальном и невербальном уровнях.

На вербальном уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь, естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающая два принципа:

лексический и синтаксический. При помощи речи осуществляется кодирование (коммуникатором) и декодирование (реципиентом) информации.

Существуют характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи. Например, выделяют три типа его позиции во время общения:

1) открытая — коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения и оценивает различные факты для ее подтверждения;

2) отстраненная — коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключает ориентации на одну из них, но не заявляет об этом открыто;

3) закрытая — коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже иногда специально скрывает ее.

Эффективность вербального воздействия определяется умением профессионально использовать слово: осторожно, доброжелательно с учетом психологических особенностей личности пациента,

его состояния, заболевания. Убедительное слово медицинского работника снимает напряженность и тревогу пациента, внушает уверенность в собственные силы. Сила словесного убеждения порой не может сравниться с действием самых сильных лекарств.

Невербальный уровень передачи информации является важным дополнением речевой коммуникации, он помогает участникам общения выявить намерения друг друга, делая тем самым

процесс коммуникации более открытым. Совокупность средств этого уровня призвана выполнять такие функции, как дополнение речи, ее замещение, репрезентация эмоциональных состояний

собеседников.


Техника общения - это способ пред настройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы - предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.

Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера соответствующее, благоприятное или неблагоприятное, впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.

На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определенного выражение лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания, движения и жестов, привлекающих внимание партнера действий, направленных на его преднастройку, на определенное восприятие сообщаемого (передаваемой информации).

Выражение лица должно соответствовать трем моментам: цели сообщения, желаемому результату общения и демонстрируемому отношению к партнеру. Занимаемая поза так же служит средством демонстрации определенного отношения или к партнеру по общению, или к содержанию того, что сообщается. Заметим, что поза и выражение лица могут контролироваться сознательно и складываться бессознательно и помимо воли и желания самого человека демонстрировать его отношение к содержанию разговора или собеседнику.

Выбор начальных слов и тона так же оказывает определенное впечатление на партнера. Той же цели служит подчеркнутое обращение на «Вы» к знакомому человеку. Напротив, изначальное обращение на «ты» и переход к дружескому, неофициальному тону общения являются признаком доброжелательного отношения, готовности партнера пойти на установления неофициальных личных взаимоотношений. Примерно о том же свидетельствует присутствие или отсутствие на лице доброжелательной улыбки и в начальный момент общения.

В процессе общения применяются виды техники и приемы разговора основанные на использовании так называемой обратной связи. Под не й в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения.

Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакции, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытный собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют ее использовать.

Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий партнера. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.

Коммуникативные способности - это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как правило, положительно коррелирует с разностью у него коммуникативных способностей. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общении определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий.

Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличается от общения молодых.

Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают и оно становится более взвешенным. Совершенствуется и обратная связь.

Правила эффективного (внимательного) слушания.

Основные из них таковы:

1. Примите позу внимательного слушателя.

2. Смотрите на собеседника.

3. Не перебивайте. Перебив человека, который не все сказал, мы пробуждаем у него досаду, и она не позволит ему согласиться с нашими возражениями. Разрядившись, он будет слушать гораздо охотнее.

4. Не давайте воли эмоциям. Когда почувствуете, что не контролируете их, поставьте себя на место собеседника.

5. Не давайте негативных оценок услышан­ного по ходу слушания. Пусть собеседник выговорится до конца.

6. Не будьте молчуном, время от времени подавайте собеседнику сигналы, что вы слушаете и у вас есть определенное отношение к сказанному. Сопровождайте речь собеседника собственными поддерживающими репликами типа: “Да!”, “Понимаю вас...”, “Это интересно...”, “Приятно это слышать...” и т.д.

7. Никаких побочных мыслей. Поскольку скорость мышления намного выше скорости речи, используйте “свободное время” на критический анализ и выводы из того, что непосред­ственно слышите.

8. Пока вы слушаете, нельзя обдумывать последующий вопрос, а тем более готовить контраргументы.

9. Побуждайте собеседника объяснять вам свои положения: “Пожалуйста, уточните это...”, “Не повторите ли еще раз?”, “Не объясните ли вы это?”.

10. Повторяйте слова собеседника своими словами: “Как я понял вас...”, “Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь...”, “Другими словами, вы считаете...” и т.д.

Выделяют два основных метода слушания: активное и пассивное. Пассивное еще называют нерефлексивным (не сопровождающимся размышлением, обдумыванием), активное - рефлексивным (размышляющим). Каждый из этих способов слушания уместен при определенных об­стоятельствах.

При активном слушании устанавливается активная обратная связь с говорящим. Оно позволяет устранить искажения информации в процессе общения, точнее понять смысл высказываний.

Деловое слушание – это активное слушание в условиях делового общения.

Активное слушание стимулируется специальными приемами. Выделяют 4 основных приема стимуляции активного слушания.



Правила бесконфликтного общения:

В своей речи следите за словами, которые могут вызвать обиду или негативную реакцию сотрудника и спровоцировать конфликтную ситуации в коллективе. Эти слова или фразы называют конфликтогенами, так как они направлены на провоцирование такого же общения, с взаимодействующей с Вами стороны. Конфликтогены распространяют конфликтную ситуацию на всех участников взаимодействия. Никогда не употребляйте конфликтогенов в общении с коллегами и руководством;

если Вы услышали в обращении к Вам коллеги слова – конфликтогены, не отвечайте ему тем же, чтобы не позволить распространиться конфликтной ситуации. Поверьте, игнорирование подобных слов не означает Вашу слабость и подчинение, а напротив подчеркивает Вашу силу, как специалиста. Для коллеги направляющего против Вас конфликтогены Ваша подобная неожиданная реакция сделает его слова бессмысленными. Конфликтогены, направленные на Вас, потеряют свою силу и значимость;

при взаимодействии и обсуждении непонятного Вам вопроса или вопроса, с которым Вы не согласны, попытайтесь поставить себя на место Вашего собеседника и понять его точку зрения и чувства, движимые в этом случае им. Демонстрируйте уважение к мнению коллеги. Создавайте дружеский настрой при любом взаимодействии;

подходите к любому сотруднику с позиций гуманистического отношения: доброжелательно, сочувственно, уважительно. Добро и дружеское участие есть в каждом коллеге, если Вы изначально предполагаете эти качества у него. Относитесь благожелательно к любому человеку в Вашем трудовом коллективе;

старайтесь быть уравновешенными, спокойными и уверенными в общении с коллегами. Помните, что уверенность и высокомерие не тождественные понятия;

при агрессии и конфликтогенах, направленных против Вас, смените на некоторое время тему разговора.;

не скрывайте своих негативных чувств, вызванных обсуждением от Вашего собеседника. Спокойно, и в правильной форме демонстрируйте их, как лично Ваши переживания и сомнения;

не ущемляйте права человека, с которым взаимодействуете. Не задевайте его чувств, говоря о качествах его личности. Лучше апеллируйте к их внешнему проявлению в поведении;

всегда своевременно разъясняйте возникшие в ходе обсуждения недоразумения, задавая уточняющие вопросы;

специалист не может никогда не ошибаться. Уверенные в себе люди и хорошие специалисты умеют признавать свои ошибки, так как это делает их сильнее. Свободно и своевременно извиняйтесь, если знаете о своей ошибке. Умейте признавать свою неправоту.


Психологические типы собеседника



1. Доминантный собеседник— человека не особенно инте­ресуют вопросы такта, своевременности, уместности обра­щения к собеседнику или вопросы взаимопонимания при об­щении, он настроен, прежде всего, на влияние и воздействие на собеседника, его желание — оставить впечатление своего превосходства — физического, психического или интеллек­туального. Это можно почувствовать по его мимике, осан­ке, взгляду.

2. Недоминантный собеседник— полная противополож­ность доминантного типа собеседника. Обычно такой человек довольно застенчив, чувствует неловкость при обращении к другим людям. Деликатный, тактичный человек, предупре­дительный, чуткий по отношению к доминантному партнё­ру, уступчив и часто теряется при психологическом давлении на него, даже при условии, что он прав, а не собеседник. Он не позволит себе перебить партнера, терпеливо переносит лю­бые попытки перебить его самого. Любая ссора и конфликт тяготят такого человека.

3. Мобильный собеседник— человек легко переключается с любого вида деятельности на процесс общения и на собесед­ника. Но затем он так же легко может отвлечься от беседы и переключиться на какую-либо деятельность. В процессе об­щения живо участвует мимикой, жестами, интонациями, речь его, как правило, быстра и тороплива, непроизвольно торо­пит с ответом и своего партнёра по общению.

4. Ригидный собеседник— данному типу необходимо опре­делённое время для коммуникации. Основателен в общении, слушает партнёра внимательно, реагирует вдумчиво, объяс­няет свои мысли подробно, может обидеться, если его торо­пят с ответом. Трудно переключается с одного дела на дру­гое, долго «прокручивает» в сознании все детали и нюансы беседы.

5. Экстравертивный собеседник— человек направлен на объект, на «другого». Он коммуникабелен и оценивает других людей по коммуникабельности. В общении — внимателен, дружелюбен, жаждет получить то же и от других, незлопамя­тен, в случае ссоры «не держит камень за пазухой». Особое восприятие мира. На свое здоровье мало обращает внимания. Большой круг знакомых, его собственное «я» и «я» другого человека идентичны, поэтому, ему легко среди людей.

6. Интровертивный собеседник - не склонен к внешним кон­тактам, общению. Собственные ценности выше ценностей объекта, обращает внимание не на людей, а на свои чувства.



































Приложение№3

Физкультминутка

И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.





































Приложение№4

Осмысление и систематизация полученных знаний


Текст задания: Перечислите правила общения с пациентами ( их родственниками/ законными представителями) путем решения тестовых заданий.

Вставьте пропущенное слово

1……….. это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящие с помощью передачи словесной и бессловесной информации.

Выберите 3 правильных ответа:

2.Назовите функции общения:

А) Контактная

Б)Бесконтактная

В)Информационная

Г)Координационная

Выберите 2 правильных ответа

3) Перечислите уровни общения

А) Общественная

Б) Внутриличностное

В) Не общественное

4) К вербальным средствам общения относятся:

А) Речь

Б) Мимика

В) Жесты

5) Эффективность общения зависит от:

А) места

Б) времени

В) шума

Вставьте попущенное слово:

6)……… движение мышц лица, которые отражают внутреннее эмоциональное состояние человека и несут более 70% информации о том, что переживает человек.









Приложение№5


(Подведение итогов)



Текст задания: Перечислите этапы сестринского процесса при реализации сестринского ухода путём решения тестовых заданий.

Установите последовательность:

1. Установите последовательность этапов сестринского процесса

а)реализация

б) оценка

в) планирование

г) диагностика

д) обследование

Выберите один правильный ответ:

2.Третий этап сестринского процесса называется

а) диагностика

б) обследование

в) реализация

г) планирование

д) оценка

3. Реализация сестринских вмешательств включает в себя

а) оказание помощи пациенту

б) оценку реакций пациента на вмешательства

в) обучение, консультирование, советы пациентам и семье

г) сбор информации

д) оценку достижения целей

4. Четвертый этап сестринского процесса называется

а) диагностика

б) обследование

в) реализация

г) планирование

д) оценка

5. Пятый этап сестринского процесса называется

а) диагностика

б) оценка эффективности ухода

в) планирование

г) оценка реакций

6. На 1 этапе сестринского процесса м/с собирает информацию о

а) болезни пациента

б) его самочувствии

в) самочувствии родственников

г) удовлетворении пациентом ЖВП

д)болезни родственников

Выберите правильный, наиболее полный ответ.

7. Первый этап сестринского процесса - это:

А) оценка состояния пациента методом сестринского обследования;

Б) определение проблем пациента;

В) планирование ухода;

Г) реализация плана.

8. Физиологическая потребность человека по Маслоу:

А) избегать опасности;                        Б) работать;

В)есть;                                        Г)общаться.

9. Сестринский диагноз определяет:

А) болезнь;

Б) реакцию организма в связи с болезнью;

В) психосоциальные отклонения в состоянии здоровья пациента;

Г) эмоциональные реакции.

10. Основные методы сестринской диагностики:

А) сестринское вмешательство;                Б) наблюдения, беседа, анализ;

В) оценка оказанной помощи;                Г) обсуждение, убеждения.

11. Сестринский диагноз может:

А) изменяться в зависимости от заболевания;

Б) оставаться неизменным в течение всей болезни;

В) изменяется ежедневно, ежечасно;

Г) оставаться неизменным в течение всей жизни.

12. Постановка целей ухода необходима для определения:

А) направленности вмешательства и определение его эффективности;

Б) условий реализации плана вмешательств (с помощью кого или чего);

В) конечного срока сестринского вмешательства;

Г) действий медсестры.

13. Каждая цель включает компоненты:

А) действие, время;        

Б) действие, критерии, условие;

В) с помощью кого осуществляется уход;

Г) критерии (дата, время, расстояние), условие (с помощью кого или чего),

14. Требования к постановке целей:

А) должны быть реальными, достижимыми;

Б) иметь конкретные сроки;

В) участие пациента, реальность, достижимость, сроки;

Г) участие пациента в обсуждении цели, сроки.

15. Действия медсестры, выполняемые под наблюдением врача, называются:

А) независимыми;                                Б) зависимыми;

В) сотрудничество, консультирование;                Г) взаимозависимыми.

Эталон ответа к теоретическому осмыслению пройденной темы


Критерии оценивания


Для оценки теоретических знаний применяется дихотомическая система.

При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:

За правильное решение, (соответствующее эталонному показателю )выставляется 1 балл, за неправильное решение,(несоответствующее показателю) - выставляется 0 баллов.


Система оценивания.

«5»- не менее 14-15 правильных ответов

«4»- не менее 11-13 правильных ответов

«3»- не менее 8-10 правильных ответов

«2»- не менее менее 8 правильных ответов

Условия выполнения задания:

1. Место проведения: кабинет дифференциальной диагностики и оказания неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе. Сестринского дела. Лечения пациентов терапевтического профиля.

2. Максимальное время выполнения задания: _15 _мин./час.

3. При подготовке нельзя пользоваться конспектами, учебной литературой, словарем, мобильными телефонами.

Эталон ответов

1-д,в,г,а,б

2-г

3-а,в

4-в

5-б, г

6-г

7.-А

8.-В

9.-Б

10.-Б

11.-В

12.-А

13.-Б

14.-В

15.-Г

Разработчик Бережная В.В.

Эталон ответов к тестовым заданиям

Критерии оценивания

Для оценки теоретических заданий применяется дихотомическая система.

При дихотомической системе оценивания критериям оценки выступает правило:

За правильное решение (соответствующее эталонному показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение, ( несоответствующее показателю) – выставляется 0 баллов.


Система оценивания.

«5»- не менее 6 правильных ответов

«4»- не менее 5 правильных ответов

«3»- не менее 4 правильных ответов

«2»- не менее 3 правильных ответов

Эталон ответов


1- Общение

2- А, в, г

3- А, в

4- А

5- А, б

6- Мимика



























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гладкова Людмила Михайловна

Дата: 19.12.2018

Номер свидетельства: 491589

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Методическая разработка по теме "Правила общения с пациентами ( их родственниками/ законными представителями)""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_po_teme_pravila_obshcheniia_s_patsientami_ikh_rodstven"
    ["file_id"] => string(6) "481566"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1540178391"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Методическая разработка по теме "Правила общения с пациентами ( их родственниками/ законными представителями)""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_po_teme_pravila_obshcheniia_s_patsientami_ikh_rodstv_2"
    ["file_id"] => string(6) "511311"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1558325944"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства