Просмотр содержимого документа
«Тема: «Урок добра»»
Внеклассное занятие в начальной школе по теме: «Урок добра»
3-4 классы
Цель: дальнейшее развитие представлений обучающихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку обучающихся.
Методические приемы: дидактическая игра, активизирующая игра, беседа, опрос, работа в группах, анализ, классификация, обобщение, сравнение, техники невербального общения.
Оборудование: рисунки обучающихся, мультимедийная установка для показа презентации, раскраски, пословицы, изображение солнца на доске.
Ход урока.
Организационный момент.
Ребята, добрый день! Начинаем наше занятие. Но прежде, давайте поприветствуем друг друга. Повернитесь к соседу и поздоровайтесь; улыбнитесь и с хорошим настроением присаживайтесь. Все ли готовы? Нам сегодня понадобятся: хорошее настроение, внимание, память, смелость. Вы готовы? Тогда начнём.
Давайте разомнем и разогреем наши мозги:
А. Каждый в условленном месте стоит И называется строй ... (алфавит) Б. Учат писать «тонким перышком в тетрадь» (буквы) В. Математическое действие, происходящее с карманными деньгами, когда вы покупаете булочку в школьном буфете (вычитание) Г. Модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде (глобус) Д. На ней можно писать мелом (доска) Е. Официальное название отметки, которая стоит «колом» (единица) Ж. Досье с отметками каждого ученика (журнал) З. На кружке математики мы решаем логические (задачи) И. В споре рождается (истина) К. Лучшее время в жизни учеников и учителей (каникулы) Л. Традиционное построение учащихся для подведения итогов года (линейка) М. Белый камешек растаял, на доске следы оставил (мел) Н. Если вдруг получили «двойку», как вы идёте домой, повесив что? (нос) О. Новый год для учеников, в какое время года начинается (осенью) П. Куда мамы и папы клали учебники? (в портфель) Р. На стене висит, сколько и каких уроков говорит (расписание) С. Место в школе, где можно прыгать, бегать и скакать (спортзал) Т. Минус в русском языке (тире) У. Можно приготовить, да нельзя съесть (уроки) Ф. Школьный предмет, продолжающийся летом (физкультура) Х. Ученик, который нарушает дисциплину в школе (хулиган) Ц. Их называют арабскими (цифры) Ч. Туда макали гусиное перо (чернильница) Ш. Куда принимают неграмотных (в школу) Щ. Меньший брат, а на урок нельзя привести (щенок) Э. Испытание проходит каждый ученик, оканчивая школу (экзамен) Ю. Пользователь компьютера (юзер) Я. Он на всех жалуется (ябеда)
Сейчас я прочитаю короткое стихотворение, и вы поймете, о чем мы с вами будем сегодня говорить.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго — добро
От злого — зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.
Основная часть.
Ребята, как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? В одну корзину мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы в корзине с “добром” было карточек больше. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и положим их в корзину с “добром”.
Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Ребята, вы делали добрые поступки? Какое вы чувство испытали. Дети отвечают….
Во внутреннем мире человека доброта - это солнце.
Виктор Мари Гюго - французский писатель и поэт
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.
Толстой Л. Н.- русский писатель
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
Марк Твен- писатель
Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит доброта
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час
Добрый вечер,
Ночь добра
Было доброе вчера
И откуда спросишь ты
В доме столько доброты.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече:
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? Трудно быть добрым? Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце)
А вы можете отнести себя к добрым людям? Почему? Ответы детей….
Добрые люди совершают добрые поступки. Пословица гласит: «Не одежда красит человека, а его добрые дела».
А теперь, дорогие ребята, подумайте и скажите, какие добрые дела, поступки вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе.
Ответы детей.
Помогать родителям по дому.
Участвовать в школьных мероприятиях.
Говорить добрые слова окружающим.
Помогать старым и больным.
Помогать товарищу в учебе.
Давайте на солнечных лучиках напишем самые разные хорошие дела и поступки и посмотрим, сколько тепла и света дадут лучики этого солнышка.
Прикрепляем лучики на доску.
Молодцы!
Физминутка.
Сейчас давайте поиграем в игру «Наоборот».
Я говорю какое-либо действие. А вы- действие- наоборот:
Мы грустим? (веселимся)
Мы ссоримся? (дружим)
Мы ленимся? (трудимся)
Мы жадничаем? (делимся)
Мы плачем? (смеемся)
Мы обзываемся (делаем комплименты)
Сейчас мы с вами обсудим следующие ситуации :
1 группа: “Задача не на сложение, а на уважение”.
По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, другому – 10 лет. У первого было в руках 5 предметов: портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.
- У Вас упала книжка! – закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве? – удивился тот.
- Конечно, - объяснил мальчик. У Вас же было 3 книги, плюс один портфель, плюс один пакет – итого пять вещей, а теперь осталось четыре.
- Я вижу, ты хорошо знаешь сложение и вычитание, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книжку. – Однако есть правила, которые ты ещё не усвоил. (Обсуждение ситуации)
Какие же правила не усвоил мальчик? Как он должен был поступить? (Ответы детей)
2 группа: “Горький апельсин”.
Маша сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.
– Что это у тебя? – спросил подбежавший Илья.
– Разве не видишь? – буркнула Маша.
– Мандарин! – обрадовался Илья. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал...
– А вот и не отгадал.
– А что же?
– А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.
– А мне дашь попробовать?
– Да он невкусный, горький и кислый.
– Да ничего, дай хоть долечку.
– Говорю тебе – он поганый, – и соскочила с лавочки.
И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.
– Что же ты плачешь? Он же поганый!
(Обсуждение ситуации)
Права ли Маша? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте? (Ответы детей)
3 группа: “День рождения”.
Собираясь на день рождения к своей однокласснице Яне, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Яна открывает дверь, встречает их.
– Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.
– Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.Ребята оглянулись и пошли назад к двери.
– Подождите! Куда же вы?Но ребята ушли, не дослушав ее.
(Обсуждение ситуации)
Физминутка- «Веселые восьмерки»
Я предлагаю вам посмотреть на слайды.
Назовите сказку и что делали сказочные герои.
Сказка «Теремок» (звери дружные, приглашали жить вместе)
Сказка «Волк и семеро козлят» (волк хитрый, обманул козлят)
Сказка «Кот, дрозд и петух» (друзья выручали Петушка)
Сказка «Петушок и бобовое зернышко» (курочка помогала петушку)
И другие сказки……..
Послушайте одну притчу.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?
- Как вы думаете, что ответил мудрец? (Ответы детей)
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
Как вы думаете, какая же бабочка была в руках: живая или мёртвая? Почему? Ответы детей.
- Действительно, все в ваших руках, какие совершать поступки, а какие нет.
Дорогие ребята, предлагаю вам дать клятву добра!
Клятва
Клянемся вежливыми быть.
Всегда спасибо говорить.
Добрый день и до свидания,
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть.
Учится этикету, науку помнить эту.
Клянемся добрыми мы быть.
Подведем итог.
Добрый человек - это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает выжить им в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
Наш урок-Добра подходит к концу. Но это не значит, что на этом занятии мы закончим делать добрые дела. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро. Ведь делать добро- это здорово!