Содержание занятия по теме "Способности " продумано и составлено в соответствии с общеобязательными стандартами технического и профессионального образования типовой программой по психологии, утвержденной Республиканским научно-методическим центром технического и профессионального образования. Использовать содержание рекомендуется для студентов колледжей педагогических специальностей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель занятия: Ознакомить студентов с понятием : способности
Негізгі ұғымдар:
Основные понятия: способности, задатки, одаренность, талант, гениальность
Сабақтың әдістемелік жағынан қамтамасыз етілуі:
Методическое обеспечение: раздаточный материал
Сабақтың типі:
Тип занятия: комбинированный урок
Сабақтың әдіс-тәсілдері:
Методы и приемы: репродуктивные методы
1.Ұйымдастыру кезеңі
Организационный момент.
Психологический настрой на урок.
2.Оқушылардың білімдерін тексеру
Проверка знаний учащихся.
Фронтальный опрос по пройденной теме
3.Жаңа материалды оқыту
Изучение нового материала.
Тема: Способности
План.
Понятие способности
Структура и виды способностей
Концепции способностей
4. Задатки и способности.
Заполнить таблицу. Обсуждение результатов.
Что знал
Что узнал
Что хочу узнать
1.
2.
3.
1. Понятие способности.
Всякая деятельность требует от человека обладания специфических качеств, определяющим его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения.
Б.М.Теплов под способностями понимал определенные индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющимся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают легкость и быстроту их приобретения.
Таким образом, можно сказать, что способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, и также то, как это деятельность выполняется. Б.М.Теплов выделил 3 основных признака понятия « способности»:
Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой- либо деятельности.
В-третьих, понятие «способность» не сводиться к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека.
Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой - либо деятельности.
Т.о. Способности – это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием ее успешного выполнения.
Как отмечает А.В.Петровский, по отношению к навыкам, умениям и знаниям человека способности выступают как некоторая возможность. Способности - лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Так, например, выявившиеся у ребенка математические способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок станет великим математиком. Без соответствующих условий (специальное обучение, подбор педагогов, возможности семьи), способности затухнут, так и не развились. Не известно, сколько гениев так и не было признано обществом.
Однако знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере ее освоения личностью, способности развиваются дальше, формируя в деятельности свою структуру и своеобразие; математические способности человека никак не обнаружатся, если он никогда не учил математики, их можно установить только в процессе усвоения им чисел, решений задач и т.п.
Рассматривая соотношение способностей и деятельности, следует отметить, что если человек не справляется с требованиями, которые ему предъявляет деятельность, то это не означает полное отсутствие у него способностей. Вполне вероятно, что данному индивиду потребуется больше времени на усвоение знаний, умений и навыков. Кроме того способности человека могут развиться в другом виде деятельности.
Необходимо отметить, что не всякая деятельность развивает способности личности. Существуют виды деятельностей, неразвивающих, а наоборот отвлекающих и даже тормозящих развитие его основных способностей.
Например: человек имеющие музыкальные или изобретательные наклонности, вынужден по тем или иным обстоятельствам заниматься физическим трудом, вряд ли эта деятельность будет развивать заложенные в нем способности.
Структура и виды способностей.
Для способностей характерна заменяемость. Больше компенсаторные возможности. В этом плане обычно различают:
общие способности (такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в осуществлении различных видов деятельностей)
специальные способности (система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой либо области деятельности).
Также способности можно разделить на:
актуальные
потенциальные;
Потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.
К актуальным, реализованным способностям относятся не только те, которые реализуются и развиваются в тех или иных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельности. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей.
Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.Так, например, ведущими свойствами в литературных способностях являются:
особенности творческого воображения и мышления;
яркие и наглядные образы памяти;
развитие эстетических чувств, чувство языка
В педагогических знаниях и умениях:
педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний.
Специфичны и пути развития специальных способностей, так например: обычно ранее других начинают проявляться способности в области музыки, довольно рано выявляются способности в области математики.
Выделяют следующие уровни способностей:
репродуктивный (обеспечивает повышение умения усваивать знания, овладевать деятельностью),
творческий (обеспечивает создание нового, оригинального)
Различают также теоретические и практические способности. Они различаются тем, что впервые предполагали склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, к конкретным, практическим действиям: часто они не сочетаются друг с другом.
Одна и та же способность может быть разной по степени развития:
Одаренность - своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешно выполнять какую-либо деятельность. Талант - высокий уровень развития способности, обеспечивающий выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.
Гениальность - высший уровень развития способностей, делающий его выдающийся личностью в соответствующей сфере деятельности.
У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительна, чем другие. С другой стороны, у различных людей наблюдаться одни и те же способности, но различающие между собой по уровню развития.
Успешность в овладении, какой либо деятельностью, может достигаться различными путями: недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от которых зависит успешное выполнение той же самой деятельности.
Задатки и способности.
Задатки многозначны, они обуславливают:
влияют на уровень достижения, быстроту развития,
разные пути формирования способностей;
Однако жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствует. Что нельзя отрицать природных предпосылок способностей. Не признавая врожденности способностей, психологи не отрицают врожденность особенностей строения мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности. Эти врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга составляет природную основу развития способностей, называют задатками. Природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Так, как задатки являются лишь предпосылкой развития способностей, то между одними и другими лежит весь путь становления личности.
( например задатки интеллектуальных способностей проявляются прежде всего в функциональной деятельности мозга- его большей или меньшей, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей, то что И.П. Павлов назвал генотипом.)
Значение задатков для различных способностей неодинаково. Т, оно отчетливо обнаруживается в музыкальных способностях, существенной предпосылкой которых является тонкий слух. Но строение периферического ( слухового) и центрального нервного аппарата- это именно задатки для их развития .
Развитие задатков - социально обусловленный процесс, и если возникла потребность в таких профессиях, где нужен именно музыкальный слух, и если конкретный человек имеет соответствующие врожденные задатки, то ему легче, чем кому - либо развить соответствующие способности. Задатки не специфичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны; на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Так, человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, танцором, певцом.
Таким образом, можно сказать, что задатки многозначны, т. е. На их основе могут быть сформированы различные способности. В качестве задатков общих и специальных способностей могут выступать:
типологические свойства нервной системы;
индивидуальные особенности строения анализаторов,
Формирование и развитие способности человека невозможно без овладения им продуктами человеческой культуры, без усвоения способностей многих поколений.
Рассматривая условия успешного развития способностей нам как будущим педагогам необходимо выделить в качестве основного раннее начало. Ранний счет, гимнастика, чтение дают толчок к развитию способностей.
Необходимо учитывать в развитии ребенка сензитивные периоды в которых он наиболее чувствителен к тем или иным воздействиям, и где могут быть обнаружены способности. Важно знать, что также при неправильном обращении в воспитательном процессе с мотивацией. Например; излишнее принуждение, могут погасить спонтанную активность ребенка и затушить способности.
Вопросы на закрепление
Что вы понимаете под способностями?
Кто одним из первых выделил 3 основных признака понятия способность?
Что важно для развития способностей?
В чем развиваются способности?
Назовите основные ступени развития способностей?
Назовите концепции изучавшие проблемы способностей?
Д/З Составить кластер по теме. Подготовиться к опросу по данной теме. Продумать приемы демонстрации собственных способностей.