kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Уровни развития способностей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уровни развития способностей.

     В психологии встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Л.С. Выгодский писал: «Каждая наша способность  работает на самом деле в таком сложном целом, что, взятая сама по себе, она не дает и приблизительного представления о настоящих возможностях ее действия…»

Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой – либо деятельности, называется одаренностью [8, с.542].

Теплов Б. М. рассматривал одаренность как компонент природных способностей, проявляющихся в количественных и качественных характеристиках основных психических процессов [5, с.128].

В целом, в психологии одаренность определяют как систему, включающую следующие компоненты:

– биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;

 –сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;

–   интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;

– эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;

–   высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других [8, с.541].

     Однако  одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки. Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Одни люди, например, останавливаются на математике, другие - на истории, третьи - на общественной работе.  Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности [8, с.542].

Следующий уровень развития способностей человека — талант (от греч talanton — «вес, мера»). Слово «талант» встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка «зарыть свой талант в землю»). В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.).

     По мнению Крутецкого В.А., талант – это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней – с другой, большого трудолюбия и настойчивости – с третьей. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства         [7, с. 245].

Следующее определение дает Чудновский В.Э.: «Высокая степень одаренности, являющаяся предпосылкой выдающихся достижений в деятельности, называют талантом».

По Рубинштейну С.Л. талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто.

Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным социумом.

     Высший уровень развития способностей называют гениальностью            [7, с. 246]. Гениальность рассматривается со времен И. Канта как высшая степень творческой одаренности (таланта). Ш. Рише отмечает, что «гений – это человек, который может сделать больше, лучше и иначе, чем его современники. Это, следовательно, существо анормальное, исключение… А между тем природа не любит исключений. Она стремится искоренить их».  Он   полагал, что в основе дифференции людей лежат две «психологические силы»: созидательная – проявляющаяся в смелых и неожиданных ассоциациях, и критическая – умеряющая и исправляющая ассоциации. Эти две силы у людей проявляются по-разному. У «безумцев» господствует первая, но нет второй; есть импульс к действию, но отсутствует способность сдерживания его. У «обывателей», наоборот, преобладает критическая сила, сдерживающая созидательную силу, творчество. И лишь у гениев эти силы взаимодействуют. Отсюда: признаками гения являются воображение, «умственный кругозор», ясный и широкий ум, упорство и настойчивость    [5, с.133]. 

     Поскольку уже несколько столетий философы не могут дать определение слову «гениальность», В. Гирш приходит к выводу, что этим словом вообще нельзя пользоваться как научно-психологическим понятием.

По мнению В. Гирша «Одинаковые психические склонности могут в одном случае привести к оригинальности, а в другом – нет, так как это в немалой степени зависит от внешних обстоятельств и условий». «Источник гения ищут уже не в нем самом, а во впечатлительности других. Но от этого гениальность теряет всякое значение как психологическое понятие, потому что таковое должно быть неизменным и не зависеть от внешних явлений»

Действительно, при оценке гениальности (впрочем, как и таланта) учитываются внешние критерии – значимость творческого продукта для общества, его новизна, но не потенции творческого ума [5, с.134]. 

     В. Гирш на том основании, что все психические процессы есть у каждого человека, утверждает, что со словом «гениальность» нельзя связать определенное психологическое понятие и что «никто не мог бы сказать, где лежит граница обыденного и начинается гениальность.». «Гениальная деятельность вообще по свойству никогда не бывает отличной от деятельности обыкновенного человека, а дело идет всегда лишь о различных степенях интенсивности общих психологических процессов». Следовательно, между обыденным и гениальным различия не качественные, а лишь количественные.

     В. Оствальд  (1910) уделил внимание такому вопросу, как способность гения реализовать свое дарование. Он пишет, что одаренных рождается гораздо больше, чем тех, кто смог развить свои способности. Поэтому общество должно быть заинтересовано в изучении условий формирования гения. Он  создал психобиографию как метод исследования одаренности и гениальности, включающий анализ биографий, личных высказываний, частных разговоров и писем великих людей.

В. Н. Дружинин (1999) дает следующую «формулу гения» [5, с.135]:

Гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) х активность психики. Поскольку креативность, – пишет он, – преобладает над интеллектом, то и активность бессознательного преобладает над сознанием.     Возможно, что действие разных факторов может привести к одному и тому же эффекту – гиперактивности головного мозга, что в сочетании с креативностью и интеллектом дает феномен гениальности, которая выражается в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, открывает новую эпоху в своей области деятельности.

По Рубинштейну С.Л., гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах [9,с.543].    Психические особенности гениальности проявляются в высокоразвитом интеллекте, не стандартности мышления, в его комбинаторных качествах, мощной интуиции. Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, стремление к наивысшим достижениям в различных сферах общественной культуры. Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием. Развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты личности.

Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова. Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче [8, с. 544].

Таким образом, способности  -  это  не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие определяется деятельностью, а также знаниями  и навыками. Способности могут различаться не только по своему качеству или направленности, но и по своему уровню развития: способность, одаренность, талант, гениальность.

Библиографический список

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.- СПб.: Питер, 2009.-416с.
  2. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. - М.: Академия, 1996.- 468 с.
  3. Голубева, Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. – Дубна: Феникс+, 2005.-512с.
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб.: Питер, 2003.- 
  5.  

5. Ильин Е.П. Психология творчества,  креативности, одаренности. - СПб.; 2009.- 434с.

6. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий.- СПб.: Питер, 2004.- 703с.

7. Крутецкий В.А. Психология. 2-е изд. – М.:1986, - 336 с.

8. Маклаков  А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. -  583 с.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 4-е изд. - СПб.:  2000.- с. 712

10. Шадриков.  Ментальное развитие человека.- М.: 2007.- с. 329

11. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека.- М.:-352с.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Уровни развития способностей"»

Уровни развития способностей.

В психологии встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Л.С. Выгодский писал: «Каждая наша способность работает на самом деле в таком сложном целом, что, взятая сама по себе, она не дает и приблизительного представления о настоящих возможностях ее действия…»

Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой – либо деятельности, называется одаренностью [8, с.542].

Теплов Б. М. рассматривал одаренность как компонент природных способностей, проявляющихся в количественных и качественных характеристиках основных психических процессов [5, с.128].

В целом, в психологии одаренность определяют как систему, включающую следующие компоненты:

– биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;

–сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;

– интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;

– эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;

– высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других [8, с.541].

Однако одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки. Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Одни люди, например, останавливаются на математике, другие - на истории, третьи - на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности [8, с.542].

Следующий уровень развития способностей человека — талант (от греч talanton — «вес, мера»). Слово «талант» встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка «зарыть свой талант в землю»). В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.).

По мнению Крутецкого В.А., талант – это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней – с другой, большого трудолюбия и настойчивости – с третьей. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства [7, с. 245].

Следующее определение дает Чудновский В.Э.: «Высокая степень одаренности, являющаяся предпосылкой выдающихся достижений в деятельности, называют талантом».

По Рубинштейну С.Л. талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто.

Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным социумом.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью [7, с. 246]. Гениальность рассматривается со времен И. Канта как высшая степень творческой одаренности (таланта). Ш. Рише отмечает, что «гений – это человек, который может сделать больше, лучше и иначе, чем его современники. Это, следовательно, существо анормальное, исключение… А между тем природа не любит исключений. Она стремится искоренить их». Он полагал, что в основе дифференции людей лежат две «психологические силы»: созидательная – проявляющаяся в смелых и неожиданных ассоциациях, и критическая – умеряющая и исправляющая ассоциации. Эти две силы у людей проявляются по-разному. У «безумцев» господствует первая, но нет второй; есть импульс к действию, но отсутствует способность сдерживания его. У «обывателей», наоборот, преобладает критическая сила, сдерживающая созидательную силу, творчество. И лишь у гениев эти силы взаимодействуют. Отсюда: признаками гения являются воображение, «умственный кругозор», ясный и широкий ум, упорство и настойчивость [5, с.133].

Поскольку уже несколько столетий философы не могут дать определение слову «гениальность», В. Гирш приходит к выводу, что этим словом вообще нельзя пользоваться как научно-психологическим понятием.

По мнению В. Гирша «Одинаковые психические склонности могут в одном случае привести к оригинальности, а в другом – нет, так как это в немалой степени зависит от внешних обстоятельств и условий». «Источник гения ищут уже не в нем самом, а во впечатлительности других. Но от этого гениальность теряет всякое значение как психологическое понятие, потому что таковое должно быть неизменным и не зависеть от внешних явлений»

Действительно, при оценке гениальности (впрочем, как и таланта) учитываются внешние критерии – значимость творческого продукта для общества, его новизна, но не потенции творческого ума [5, с.134].

В. Гирш на том основании, что все психические процессы есть у каждого человека, утверждает, что со словом «гениальность» нельзя связать определенное психологическое понятие и что «никто не мог бы сказать, где лежит граница обыденного и начинается гениальность...». «Гениальная деятельность вообще по свойству никогда не бывает отличной от деятельности обыкновенного человека, а дело идет всегда лишь о различных степенях интенсивности общих психологических процессов». Следовательно, между обыденным и гениальным различия не качественные, а лишь количественные.

В. Оствальд (1910) уделил внимание такому вопросу, как способность гения реализовать свое дарование. Он пишет, что одаренных рождается гораздо больше, чем тех, кто смог развить свои способности. Поэтому общество должно быть заинтересовано в изучении условий формирования гения. Он создал психобиографию как метод исследования одаренности и гениальности, включающий анализ биографий, личных высказываний, частных разговоров и писем великих людей.

В. Н. Дружинин (1999) дает следующую «формулу гения» [5, с.135]:

Гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) х активность психики. Поскольку креативность, – пишет он, – преобладает над интеллектом, то и активность бессознательного преобладает над сознанием. Возможно, что действие разных факторов может привести к одному и тому же эффекту – гиперактивности головного мозга, что в сочетании с креативностью и интеллектом дает феномен гениальности, которая выражается в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, открывает новую эпоху в своей области деятельности.

По Рубинштейну С.Л. , гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах [9,с.543]. Психические особенности гениальности проявляются в высокоразвитом интеллекте, не стандартности мышления, в его комбинаторных качествах, мощной интуиции. Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, стремление к наивысшим достижениям в различных сферах общественной культуры. Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием. Развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты личности.

Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова. Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче [8, с. 544].

Таким образом, способности - это не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие определяется деятельностью, а также знаниями и навыками. Способности могут различаться не только по своему качеству или направленности, но и по своему уровню развития: способность, одаренность, талант, гениальность.

Библиографический список

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.- СПб.: Питер, 2009.-416с.

  2. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. - М.: Академия, 1996.- 468 с.

  3. Голубева, Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. – Дубна: Феникс+, 2005.-512с.

  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб.: Питер, 2003.-

368с.

5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.; 2009.- 434с.

6. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий.- СПб.: Питер, 2004.- 703с.

7. Крутецкий В.А. Психология. 2-е изд. – М.:1986, - 336 с.

8. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. - 583 с.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 4-е изд. - СПб.: 2000.- с. 712

10. Шадриков. Ментальное развитие человека.- М.: 2007.- с. 329

11. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека.- М.:-352с.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья "Уровни развития способностей"

Автор: Пудеева Екатерина Алексеевна

Дата: 17.12.2015

Номер свидетельства: 267538

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "статья "Особенности развития метапредметных универсальных учебных действий младших школьников в контексте ФГОС второго поколения" "
    ["seo_title"] => string(148) "stat-ia-osobiennosti-razvitiia-mietapriedmietnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-mladshikh-shkol-nikov-v-kontiekstie-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102816"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402553838"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Регулятивные  универсальные учебные действия. Уровни развития контроля. "
    ["seo_title"] => string(81) "rieghuliativnyie-univiersal-nyie-uchiebnyie-dieistviia-urovni-razvitiia-kontrolia"
    ["file_id"] => string(6) "111686"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407774950"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Психологическая характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста (6-7 лет) "
    ["seo_title"] => string(104) "psikhologhichieskaia-kharaktieristika-vozrastnykh-osobiennostiei-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-6-7-liet"
    ["file_id"] => string(6) "114361"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411463002"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(112) "ispol-zovaniie-fol-klora-kak-effiektivnogo-sriedstva-povyshieniia-urovnia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132767"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406235"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Статья «Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_dietskogho_tvorchiestva_sriedstvami_izobrazitiel_noi_dieiatiel"
    ["file_id"] => string(6) "356074"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478474991"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства