kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социальные роли человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: способствовать адаптации обучающихся в социуме

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социальные роли человека»

ГАПОУ СО «Кировградский техникум ПТС»















Социальные роли человека















Разработала: преподаватель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Крашенинникова Л.А.















Цель урока: способствовать адаптации обучающихся в социуме



Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран





Ход урока:

Ведущий: Весь мир – театр.

В нем – женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Вильям Шекспир.

Поразмышляем над словами Шекспира. Почему он считает, что «весь мир – театр, а люди в нем актеры»?

В социальной психологии понятие «роль» служит для описания поведения личности в различных социальных функциях.

Социальная роль – это выработанная обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах. В этом она похожа на театральную. Приняв на себя определенную функцию, человек начинает действовать по заданной программе.

Какие жизненные роли вам приходилось исполнять?

Обучающиеся: роль сына, дочери, обучающегося, брата, сестры.

В магазине – покупателя; в автобусе, поезде – пассажира, в библиотеке – читателя; в кинотеатре, театре – зрителя; в больнице – пациента.

Ведущий: Ролей в жизни много. Попробуем записать основные жизненные роли в порядке их ценности. Ну что, сложно? Сразу несколько жизненных ролей претендуют на первое место. Часто бывает, чем малоценнее роль, тем мы ее лучше исполняем, и тем сквернее, чем выше ценность.

Так в отношениях с родителями я хочу оставаться любящей дочерью или сыном, но тем самым снова вхожу в роль младшего, обязанного слушать нравоучения. И моего любящего сына, дочери хватает не на долго. Роль жены и матери заставляет входить в роль домработницы.

Задумывались ли вы над тем, какие из жизненных ролей гармонируют, помогают друг другу, а какие несовместимы? Какие хочется исполнять, но не получается? Почему?

Может быть, оставаясь сыном или дочерью, освободить себя от роли опекаемого ребенка – хотя бы внутренне?

Как мир меняется,

И как я сам меняюсь,

Лишь именем одним я называюсь,

На самом деле то, что именуют мной,

Не я один. Нас много. Я – живой.

Главное не в какой роли вы находитесь, а как вы ее исполняете, умеете ли вести себя достойно, дарите ли людям добро. Исполните, пожалуйста, роль достойного обучающегося, ведите себя порядочно.

Как сложно найти добрые слова и как легко слетают с уст слова плохие. Скажите своей маме после ужина, обеда: «Спасибо. Позволь мне вымыть посуду. Спокойной ночи, мамочка. Я тебя очень люблю!»

Оучающийся: Ничего не откладывай –

Жизнь коротка,

Ты наивно считаешь,

Что она – как река,

А она - как ручей,

После таянья льдов –

Протечет, не оставя следов.



Не откладывай –

Другу помочь поспеши,

Не обкрадывай душу –

Лишишься души,

Пусть в расчете с мерзавцем

Не дрогнет рука,

Не откладывай –

Жизнь коротка.

Не успел, не сумел…

Ну, а ведь – навсегда.

Н. Новиков.

Ведущий: Чем же отличается роль сценическая от роли жизненной?

Заполним таблицу. Я буду заполнять первый столбик – сценические роли, а вы второй – жизненные.

Сценические роли

Жизненные роли

Исполняются для зрителей. Могут выбираться.

Исполняются для «зрителей» и для себя. Не выбираются, даются судьбой

Четко определены и ограничены друг от друга

Совмещаются и переходят друг в друга (отец, супруг, сын, ученик и т.д.)

Один человек – одна роль

Один человек – много ролей

Текст задан

Задан только контекст – общий смысл ролевых действий

Встречные роли партнеров известны наперед

Встречные роли полны неожиданностей



А сейчас тренинг «Турнир оратора»

На блюдечке лежит яблоко. Я раздам карточки с названием социальных ролей, профессий. Нужно описать яблоко, чтобы все поняли, какую социальную роль вы играете. При оценке выступления буду обращать внимание на логику выступления, художественную речь, общение с публикой, этичность, умение демонстрировать наглядный материал.

Обучающийся 1: Для приготовления сладких блюд подойдут свежие яблоки. Вот возьмем это яблоко (показывает). Оно на вид сочное, по вкусу кисло-сладкое. Из него можно приготовить печеное яблоко.

Яблоки промывают, удаляют семенные гнезда, в образовавшуюся полость насыпают сахар. Подготовленные яблоки укладывают на противень, добавляют небольшое количество воды и помещают в духовку на 10-15 минут.

Обучающийся 2: Особое значение яблоки имеют как источник витаминов, в частности витамина С. Пищевая ценность данного яблока определяется также богатым содержанием железа. Яблоки имеют диетическое и лечебное значение. Употребляются как противоцинговое средство, способствуют повышению содержания гемоглобина в крови.

Обучающийся 3: Данное яблоко относится к сорту «Осенняя радость». Форма округлая, окраска зеленовато-желтая, красный румянец на большей части. Мякоть сочная, нежная. Яблоко ароматное. Плоды созревают в середине сентября, хранятся около трех месяцев. Урожай богатый. Яблони хорошо растут на Урале и в Сибири.

Обучающийся 4: Данную деталь выточить очень сложно. Для этого потребуется специальный резец и другие приспособления (молоток, зубило).



Ведущий: Все правильно определили социальные роли. А сейчас давайте послушаем песню «Пожелание друзьям» Б. Окуджавы.

Рефлексия: Не напрасно ли мы прожили 45 минут?







Список литературы

  1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М.: Новое знание, 2002.

  2. Шеламова Г.М. Деловая культура взаимодействия. – М.: ИЦ «Академия», 2008.

  3. Шеламова Г.М. Психология и этика профессиональной деятельности. – М.: ИЦ «Академия», 2008.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Социальные роли человека

Автор: Крашенинникова Людмила Анатольевна

Дата: 22.04.2018

Номер свидетельства: 467169

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "«Социальные  роли  личности» "
    ["seo_title"] => string(27) "sotsial-nyie-roli-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "185867"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426247923"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Дополнительная общеразвивающая программа "Обществознание для всех""
    ["seo_title"] => string(80) "dopolnitiel_naia_obshchierazvivaiushchaia_proghramma_obshchiestvoznaniie_dlia_vs"
    ["file_id"] => string(6) "411178"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493015119"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Рабочая программа по обществознанию 11 класс. Авторы учебника: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И."
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaiaproghrammapoobshchiestvoznaniiu11klassavtoryuchiebnikabogholiubovlngorodietskaiani"
    ["file_id"] => string(6) "274320"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452359308"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине ОДБ.05 Обществознание (включая экономику и право) по теме: "Социальные нормы и конфликты". "
    ["seo_title"] => string(167) "mietodichieskiie-ukazaniia-k-samostoiatiel-noi-rabotie-po-distsiplinie-odb-05-obshchiestvoznaniie-vkliuchaia-ekonomiku-i-pravo-po-tiemie-sotsial-nyie-normy-i-konflikty"
    ["file_id"] => string(6) "127088"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415270911"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Тест по теме "Социальные отношения". Профильный уровень "
    ["seo_title"] => string(60) "tiest-po-tiemie-sotsial-nyie-otnoshieniia-profil-nyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "165042"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1422731047"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства