Поразмышляем над словами Шекспира. Почему он считает, что «весь мир – театр, а люди в нем актеры»?
В социальной психологии понятие «роль» служит для описания поведения личности в различных социальных функциях.
Социальная роль – это выработанная обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах. В этом она похожа на театральную. Приняв на себя определенную функцию, человек начинает действовать по заданной программе.
Какие жизненные роли вам приходилось исполнять?
Обучающиеся: роль сына, дочери, обучающегося, брата, сестры.
В магазине – покупателя; в автобусе, поезде – пассажира, в библиотеке – читателя; в кинотеатре, театре – зрителя; в больнице – пациента.
Ведущий: Ролей в жизни много. Попробуем записать основные жизненные роли в порядке их ценности. Ну что, сложно? Сразу несколько жизненных ролей претендуют на первое место. Часто бывает, чем малоценнее роль, тем мы ее лучше исполняем, и тем сквернее, чем выше ценность.
Так в отношениях с родителями я хочу оставаться любящей дочерью или сыном, но тем самым снова вхожу в роль младшего, обязанного слушать нравоучения. И моего любящего сына, дочери хватает не на долго. Роль жены и матери заставляет входить в роль домработницы.
Задумывались ли вы над тем, какие из жизненных ролей гармонируют, помогают друг другу, а какие несовместимы? Какие хочется исполнять, но не получается? Почему?
Может быть, оставаясь сыном или дочерью, освободить себя от роли опекаемого ребенка – хотя бы внутренне?
Как мир меняется,
И как я сам меняюсь,
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной,
Не я один. Нас много. Я – живой.
Главное не в какой роли вы находитесь, а как вы ее исполняете, умеете ли вести себя достойно, дарите ли людям добро. Исполните, пожалуйста, роль достойного обучающегося, ведите себя порядочно.
Как сложно найти добрые слова и как легко слетают с уст слова плохие. Скажите своей маме после ужина, обеда: «Спасибо. Позволь мне вымыть посуду. Спокойной ночи, мамочка. Я тебя очень люблю!»
Оучающийся: Ничего не откладывай –
Жизнь коротка,
Ты наивно считаешь,
Что она – как река,
А она - как ручей,
После таянья льдов –
Протечет, не оставя следов.
Не откладывай –
Другу помочь поспеши,
Не обкрадывай душу –
Лишишься души,
Пусть в расчете с мерзавцем
Не дрогнет рука,
Не откладывай –
Жизнь коротка.
Не успел, не сумел…
Ну, а ведь – навсегда.
Н. Новиков.
Ведущий: Чем же отличается роль сценическая от роли жизненной?
Заполним таблицу. Я буду заполнять первый столбик – сценические роли, а вы второй – жизненные.
Сценические роли
Жизненные роли
Исполняются для зрителей. Могут выбираться.
Исполняются для «зрителей» и для себя. Не выбираются, даются судьбой
Четко определены и ограничены друг от друга
Совмещаются и переходят друг в друга (отец, супруг, сын, ученик и т.д.)
Один человек – одна роль
Один человек – много ролей
Текст задан
Задан только контекст – общий смысл ролевых действий
Встречные роли партнеров известны наперед
Встречные роли полны неожиданностей
А сейчас тренинг «Турнир оратора»
На блюдечке лежит яблоко. Я раздам карточки с названием социальных ролей, профессий. Нужно описать яблоко, чтобы все поняли, какую социальную роль вы играете. При оценке выступления буду обращать внимание на логику выступления, художественную речь, общение с публикой, этичность, умение демонстрировать наглядный материал.
Обучающийся 1: Для приготовления сладких блюд подойдут свежие яблоки. Вот возьмем это яблоко (показывает). Оно на вид сочное, по вкусу кисло-сладкое. Из него можно приготовить печеное яблоко.
Яблоки промывают, удаляют семенные гнезда, в образовавшуюся полость насыпают сахар. Подготовленные яблоки укладывают на противень, добавляют небольшое количество воды и помещают в духовку на 10-15 минут.
Обучающийся 2: Особое значение яблоки имеют как источник витаминов, в частности витамина С. Пищевая ценность данного яблока определяется также богатым содержанием железа. Яблоки имеют диетическое и лечебное значение. Употребляются как противоцинговое средство, способствуют повышению содержания гемоглобина в крови.
Обучающийся 3: Данное яблоко относится к сорту «Осенняя радость». Форма округлая, окраска зеленовато-желтая, красный румянец на большей части. Мякоть сочная, нежная. Яблоко ароматное. Плоды созревают в середине сентября, хранятся около трех месяцев. Урожай богатый. Яблони хорошо растут на Урале и в Сибири.
Обучающийся 4: Данную деталь выточить очень сложно. Для этого потребуется специальный резец и другие приспособления (молоток, зубило).
Ведущий: Все правильно определили социальные роли. А сейчас давайте послушаем песню «Пожелание друзьям» Б. Окуджавы.
Рефлексия: Не напрасно ли мы прожили 45 минут?
Список литературы
Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М.: Новое знание, 2002.
Шеламова Г.М. Деловая культура взаимодействия. – М.: ИЦ «Академия», 2008.
Шеламова Г.М. Психология и этика профессиональной деятельности. – М.: ИЦ «Академия», 2008.