kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

СКАЗКОТЕРАПИЯ

В СОВРЕМЕННОЙ  ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Или  «Что за прелесть эти сказки»

 А вы были когда-нибудь маленьким? Ну конечно же, были. И конечно, вы помните себя маленького в детском саду или дома с мамой, или на улице с ребятами. Конечно же, помните и свою любимую игрушку: мишку, куклу, машинку или что-то еще. И конечно же, помните свои любимые сказки, которые вам читали и рассказывали в детстве. Вот радости-то было!

А теперь у вас свои дети. Кто вы: мама, воспитатель, учитель или психолог? Один у вас ребенок или целая группа? Но это не важно. Главное, вы помните себя маленьким, и поэтому вы стремитесь, чтобы ваш ребенок вырос таким: веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим,   то есть по большому счету – счастливым. И если вы действительно этого хотите, то сами сможете стать волшебником или доброй феей и помочь своему ребенку вовремя заметить и справиться с возрастными, поведенческими или эмоциональными трудностями.

Знаменитое восклицание А.С. Пушкина: «Что за прелесть эти сказки!», который понимал неоценимое положительное воздействие сказок на жизнь каждого человека, актуально и сегодня.

Рассказывание историй – древнейший способ человеческого общения и, пожалуй, один из наиболее подходящих детям.  Так пишет  про это известный психолог и психотерапевт Д. Бретт: «Нам, взрослым следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Если мы хотим объяснить что-то сложное французу, то, разумеется, преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском языке. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются, - на языке детской фантазии и воображения».

Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В сказке «Золушка», например, говорится о соперничестве между сестрами.  В сказке о Гензеле и Гретель основная тема – боязнь быть покинутыми. «Мальчик-с-пальчик» рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами и мощью.  В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир, - очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное – они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безысходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение его и манит на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.

Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят отголоски в них собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. А еще, вечернее чтение  ребенку – одно из лучших средств примирения. Дело в том, что дети – в каком-то роде инопланетяне на нашей «взрослой» планете, прилетевшие в гости и, по воле судьбы, решившие остаться здесь навсегда. Они видят мир совершенно по-другому, чем мы. Они наблюдают взрослых, слушают их, стараются понять и стать похожими на них. Однако этого хватает не всегда. Дети постоянно сталкиваются с проблемами, схожих с которыми нет  во «взрослом» мире. Даже если они и встречаются – все равно наши способы бесполезны для них. Объяснения и увещевания отлетают «как от стенки горох» - не правда ли, знакомая картина? В результате дети, мышление которых подчас предельно однозначно («да – нет», «плохо – хорошо»), приходят к выводу, что вы им помочь не можете. Да, бывает, что взрослый, желая что-то подсказать ребенку «по-жизни» или просто выразить свои чувства, не может найти для этого подходящих слов, не знает, как можно дать понять ребенку, что он не оставлен «один на один» со своими проблемами.

Выход здесь такой – самому погрузиться в мир фантазии и волшебства, в котором ребенок чувствует себя «как рыба в воде». В мир, где возможны самые непредсказуемые сочетания событий, героев и пр., но из которого ребенок с легкостью берет информацию для жизни в реальном мире. Надо отметить еще раз – фантазия абсолютно реальна для детей. И не потому, что дети не видят настоящей жизни, просто фантазия является для них наилучшим способом анализа окружающего мира. Это их язык, который мы, взрослые, успешно забыли.

Значит, надо вспоминать, - и именно  в этом вам помогут сказочные истории. Огромную роль здесь могут сыграть самые обычные волшебные сказки, которые родители читают на ночь своему ребенку. Волшебная сказка – веками наработанная ценнейшая информация высочайшей плотности, детским языком поднимающая по–настоящему философские проблемы осмысления мира.

Однако каждый ребенок постоянно сталкивается с конкретными проблемами, подчас требующими «приземленного» и прагматичного решения, приносящего  облегчение «на месте». Тогда здесь очень пригодятся сказочные истории, написанные специально для детей и ориентированные на конкретные проблемы разных возрастов: дошкольного, младшего школьного и подросткового, ведь сказки поднимают такие важные группы проблем, как:

  1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
  2. Переживание ощущения себя человеком, у которого «что-то не так». Чувство неполноценности.
  3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
  4. Проблемы, связанные со спецификой  возраста.

Вы можете попробовать сами придумать для своего ребенка историю, где бы  акцентировалась его проблема с благополучным ее разрешением. Или обратиться за помощью к психологу. Психологами создаются специальные психотерапевтические сказки, если нужно объяснить проблему жизни и смерти, смерть близкого человека, в случае психоэмоциональной травмы, развода родителей, ревности к младшим и т п. Есть и психокоррекционные сказки, которые способны влиять на изменение поведения ребенка в случае повышенной агрессивности, застенчивости, невнимательности и других проблем.

Сказкотерапия как направление практической психологии привлекательно тем, что не имеет ограничений  по сравнению с другими подходами и не имеет возрастных границ.

Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка, достоинство сказок заключается в следующем:

  • отсутствие в сказках  дидактики, нравоучений
  • неопределенность места действия главного героя
  • образность языка, метафоричность языка, кладезь мудрости
  • победа Добра. Психологическая защищенность
  • наличие Тайны и Волшебства.

 Таким образом, можно сказать, что Цель сказкотерапии – активизация в человеке творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать  сокровища его души.  Ведь в душе каждого взрослого живет ребенок, не перестающий удивляться и верить в чудеса.

      Метод сказкотерапии, как и многие психотерапевтические методы, я использую как в индивидуальной работе, так и в групповой. В процессе каждого занятия по сказкотерапии я могу решать широкий круг задач, например, по отработке произвольного внимания, сплочения  группы, развития чувства взаимопомощи и поддержки, развития памяти, коррекции эмоционально- личностной сферы, произвольности поведения, расширения эмоционально-поведенческих реакций и многих других.   

        У нас школа-комплекс: дети в детском саду приходят к нам в 4 года и затем продолжают обучение в школе до 11 класса. Это замечательная возможность для меня как можно  раньше  начинать работу по профилактике нарушений психологического здоровья и дальнейшему его укреплению. Уже в средней группе детского сада начинается знакомство с чувствами,  отрабатываются такие темы, как «Чувства  нужно уметь распознавать»,  «Полезные чувства: радость, любовь, забота», «Какие чувства приводят к ссоре» и подобные темы. В старшей и подготовительной к школе группе эти темы более углубленно рассматриваются,  и вводятся «Трудное чувство «Дружба», «Сильный человек – это человек с сильной волей», «Школа – это трудный и радостный путь к знаниям». И специальные психологические сказки к этим темам являются основным содержанием занятий. На их основе  дальнейшая работа проходит более успешно.

     При поступлении в 1-ый класс  малыши тоже сталкиваются  с определенными трудностями. И здесь опять на помощь приходит использование метода сказкотерапии. Специальные психологические сказки вновь помогают в изучении темы «Чувства», «Чем люди отличаются друг от друга»,  «Школьные трудности»,   «Я и моя школа»,  «Я и мой учитель»,  «Я и мои родители», «Трудности в отношениях с друзьями».

     По мере взросления детям предлагаются темы «Кто я? Мои силы, мои возможности», «Я расту, я изменяюсь»,  «Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?»,   «Права и обязанности школьника».  И здесь органичное включение специальных сказочных историй является базой всех занятий и применения других методов.

    При вступлении в подростковый возраст, с 5-го класса  применение метода сказкотерапии не теряет своей актуальности. Ребятам предлагаются темы «Я имею право чувствовать и выражать свои чувства», «Я и мой внутренний мир», «Агрессия и агрессивность», «Конфликты», «Подросток и взрослый», где через обсуждение сказочных историй легче начать обсуждение  таких сложных тем и выйти на конструктивное решение проблем.

     Подростки 7-8-9 классов, и девушки и юноши выпускных классов тоже чутко реагируют на предъявление  сказочных историй, которые перекликаются с их проблемами, в основном, касающимися общения со сверстниками и со взрослыми, проблемами самоутверждения себя во взрослой жизни.

     У меня есть опыт сказкотерапии и со взрослыми, в частности с нашим педколлективом, когда на  тренингах педагоги сами сочиняли сказки. Надо сказать,  очень эмоциональный и ресурсный прием.

     Я и в дальнейшем буду работать  над своей темой самообразования «Сказкотерапия как метод активизации ресурсов личности» так как считаю: Сказкотерапия -  это кладезь неисчерпаемых  положительных  ресурсов и возможностей развития и совершенствования личности ребенка, подростка и взрослой личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СКАЗКОТЕРАПИЯ»



СКАЗКОТЕРАПИЯ

В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Или «Что за прелесть эти сказки»


А вы были когда-нибудь маленьким? Ну конечно же, были. И конечно, вы помните себя маленького в детском саду или дома с мамой, или на улице с ребятами. Конечно же, помните и свою любимую игрушку: мишку, куклу, машинку или что-то еще. И конечно же, помните свои любимые сказки, которые вам читали и рассказывали в детстве. Вот радости-то было!

А теперь у вас свои дети. Кто вы: мама, воспитатель, учитель или психолог? Один у вас ребенок или целая группа? Но это не важно. Главное, вы помните себя маленьким, и поэтому вы стремитесь, чтобы ваш ребенок вырос таким: веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим, то есть по большому счету – счастливым. И если вы действительно этого хотите, то сами сможете стать волшебником или доброй феей и помочь своему ребенку вовремя заметить и справиться с возрастными, поведенческими или эмоциональными трудностями.

Знаменитое восклицание А.С. Пушкина: «Что за прелесть эти сказки!», который понимал неоценимое положительное воздействие сказок на жизнь каждого человека, актуально и сегодня.

Рассказывание историй – древнейший способ человеческого общения и, пожалуй, один из наиболее подходящих детям. Так пишет про это известный психолог и психотерапевт Д. Бретт: «Нам, взрослым следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Если мы хотим объяснить что-то сложное французу, то, разумеется, преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском языке. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются, - на языке детской фантазии и воображения».

Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В сказке «Золушка», например, говорится о соперничестве между сестрами. В сказке о Гензеле и Гретель основная тема – боязнь быть покинутыми. «Мальчик-с-пальчик» рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами и мощью. В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир, - очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное – они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безысходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение его и манит на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.

Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят отголоски в них собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. А еще, вечернее чтение ребенку – одно из лучших средств примирения. Дело в том, что дети – в каком-то роде инопланетяне на нашей «взрослой» планете, прилетевшие в гости и, по воле судьбы, решившие остаться здесь навсегда. Они видят мир совершенно по-другому, чем мы. Они наблюдают взрослых, слушают их, стараются понять и стать похожими на них. Однако этого хватает не всегда. Дети постоянно сталкиваются с проблемами, схожих с которыми нет во «взрослом» мире. Даже если они и встречаются – все равно наши способы бесполезны для них. Объяснения и увещевания отлетают «как от стенки горох» - не правда ли, знакомая картина? В результате дети, мышление которых подчас предельно однозначно («да – нет», «плохо – хорошо»), приходят к выводу, что вы им помочь не можете. Да, бывает, что взрослый, желая что-то подсказать ребенку «по-жизни» или просто выразить свои чувства, не может найти для этого подходящих слов, не знает, как можно дать понять ребенку, что он не оставлен «один на один» со своими проблемами.

Выход здесь такой – самому погрузиться в мир фантазии и волшебства, в котором ребенок чувствует себя «как рыба в воде». В мир, где возможны самые непредсказуемые сочетания событий, героев и пр., но из которого ребенок с легкостью берет информацию для жизни в реальном мире. Надо отметить еще раз – фантазия абсолютно реальна для детей. И не потому, что дети не видят настоящей жизни, просто фантазия является для них наилучшим способом анализа окружающего мира. Это их язык, который мы, взрослые, успешно забыли.

Значит, надо вспоминать, - и именно в этом вам помогут сказочные истории. Огромную роль здесь могут сыграть самые обычные волшебные сказки, которые родители читают на ночь своему ребенку. Волшебная сказка – веками наработанная ценнейшая информация высочайшей плотности, детским языком поднимающая по–настоящему философские проблемы осмысления мира.

Однако каждый ребенок постоянно сталкивается с конкретными проблемами, подчас требующими «приземленного» и прагматичного решения, приносящего облегчение «на месте». Тогда здесь очень пригодятся сказочные истории, написанные специально для детей и ориентированные на конкретные проблемы разных возрастов: дошкольного, младшего школьного и подросткового, ведь сказки поднимают такие важные группы проблем, как:

  1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

  2. Переживание ощущения себя человеком, у которого «что-то не так». Чувство неполноценности.

  3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

  4. Проблемы, связанные со спецификой возраста.

Вы можете попробовать сами придумать для своего ребенка историю, где бы акцентировалась его проблема с благополучным ее разрешением. Или обратиться за помощью к психологу. Психологами создаются специальные психотерапевтические сказки, если нужно объяснить проблему жизни и смерти, смерть близкого человека, в случае психоэмоциональной травмы, развода родителей, ревности к младшим и т п.. Есть и психокоррекционные сказки, которые способны влиять на изменение поведения ребенка в случае повышенной агрессивности, застенчивости, невнимательности и других проблем.

Сказкотерапия как направление практической психологии привлекательно тем, что не имеет ограничений по сравнению с другими подходами и не имеет возрастных границ.

Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка, достоинство сказок заключается в следующем:

  • отсутствие в сказках дидактики, нравоучений

  • неопределенность места действия главного героя

  • образность языка, метафоричность языка, кладезь мудрости

  • победа Добра. Психологическая защищенность

  • наличие Тайны и Волшебства.

Таким образом, можно сказать, что Цель сказкотерапии – активизация в человеке творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души. Ведь в душе каждого взрослого живет ребенок, не перестающий удивляться и верить в чудеса.


Метод сказкотерапии, как и многие психотерапевтические методы, я использую как в индивидуальной работе, так и в групповой. В процессе каждого занятия по сказкотерапии я могу решать широкий круг задач, например, по отработке произвольного внимания, сплочения группы, развития чувства взаимопомощи и поддержки, развития памяти, коррекции эмоционально- личностной сферы, произвольности поведения, расширения эмоционально-поведенческих реакций и многих других.

У нас школа-комплекс: дети в детском саду приходят к нам в 4 года и затем продолжают обучение в школе до 11 класса. Это замечательная возможность для меня как можно раньше начинать работу по профилактике нарушений психологического здоровья и дальнейшему его укреплению. Уже в средней группе детского сада начинается знакомство с чувствами, отрабатываются такие темы, как «Чувства нужно уметь распознавать», «Полезные чувства: радость, любовь, забота», «Какие чувства приводят к ссоре» и подобные темы. В старшей и подготовительной к школе группе эти темы более углубленно рассматриваются, и вводятся «Трудное чувство «Дружба», «Сильный человек – это человек с сильной волей», «Школа – это трудный и радостный путь к знаниям». И специальные психологические сказки к этим темам являются основным содержанием занятий. На их основе дальнейшая работа проходит более успешно.

При поступлении в 1-ый класс малыши тоже сталкиваются с определенными трудностями. И здесь опять на помощь приходит использование метода сказкотерапии. Специальные психологические сказки вновь помогают в изучении темы «Чувства», «Чем люди отличаются друг от друга», «Школьные трудности», «Я и моя школа», «Я и мой учитель», «Я и мои родители», «Трудности в отношениях с друзьями».

По мере взросления детям предлагаются темы «Кто я? Мои силы, мои возможности», «Я расту, я изменяюсь», «Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?», «Права и обязанности школьника». И здесь органичное включение специальных сказочных историй является базой всех занятий и применения других методов.

При вступлении в подростковый возраст, с 5-го класса применение метода сказкотерапии не теряет своей актуальности. Ребятам предлагаются темы «Я имею право чувствовать и выражать свои чувства», «Я и мой внутренний мир», «Агрессия и агрессивность», «Конфликты», «Подросток и взрослый», где через обсуждение сказочных историй легче начать обсуждение таких сложных тем и выйти на конструктивное решение проблем.

Подростки 7-8-9 классов, и девушки и юноши выпускных классов тоже чутко реагируют на предъявление сказочных историй, которые перекликаются с их проблемами, в основном, касающимися общения со сверстниками и со взрослыми, проблемами самоутверждения себя во взрослой жизни.

У меня есть опыт сказкотерапии и со взрослыми, в частности с нашим педколлективом, когда на тренингах педагоги сами сочиняли сказки. Надо сказать, очень эмоциональный и ресурсный прием.

Я и в дальнейшем буду работать над своей темой самообразования «Сказкотерапия как метод активизации ресурсов личности» так как считаю: Сказкотерапия - это кладезь неисчерпаемых положительных ресурсов и возможностей развития и совершенствования личности ребенка, подростка и взрослой личности.

Психолог отделения эндокринологии Алдабергенова А.Ж




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
СКАЗКОТЕРАПИЯ

Автор: Зарипова Куаныш Серикжановна

Дата: 10.12.2015

Номер свидетельства: 264492

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "« Сказкотерапия на музыкальных занятиях и дома»"
    ["seo_title"] => string(50) "skazkotierapiia-na-muzykal-nykh-zaniatiiakh-i-doma"
    ["file_id"] => string(6) "309635"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458831484"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Опыт работы по теме: «Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников» "
    ["seo_title"] => string(99) "opyt-raboty-po-tiemie-skazkotierapiia-kak-sriedstvo-razvitiia-samosoznaniia-starshikh-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "187557"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426526795"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "Опыт работы по теме:   «Сказкотерапия как средство творческого развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» "
    ["seo_title"] => string(145) "opyt-raboty-po-tiemie-skazkotierapiia-kak-sriedstvo-tvorchieskogho-razvitiia-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-i-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "187559"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426527259"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Волшебная сила сказки или Сказкотерапия как средство развития связной речи, творческих способностей и эмоционального мира детей с речевыми патологиями"
    ["seo_title"] => string(172) "volshiebnaia-sila-skazki-ili-skazkotierapiia-kak-sriedstvo-razvitiia-sviaznoi-riechi-tvorchieskikh-sposobnostiei-i-emotsional-nogho-mira-dietiei-s-riechievymi-patologhiiami"
    ["file_id"] => string(6) "307003"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458232233"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Реферат по дисциплине "Психолого-педагогическая коррекция" на тему "Сказкотерапия""
    ["seo_title"] => string(88) "riefieratpodistsipliniepsikhologhopiedaghoghichieskaiakorriektsiianatiemuskazkotierapiia"
    ["file_id"] => string(6) "292179"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455244372"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства