kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реферат по дисциплине "Психолого-педагогическая коррекция" на тему "Сказкотерапия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Есть еще немало людей, у которых термин "сказкотерапия" вызывает улыбку и отношение как к "детскому" методу, но, познакомившись со сказкотерапией поближе, изменяют свое мнение. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых в современной научной практике. Целью данной работы явилась потребность выявить наиболее характерные черты понятия "сказкотерапия"; используя исследования учёных и педагогов, определить роль сказки в психодиагностике и психокоррекции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реферат по дисциплине "Психолого-педагогическая коррекция" на тему "Сказкотерапия"»

21














РЕФЕРАТ

по дисциплине: Психолого-педагогическая коррекция

на тему: Сказкотерапия



























ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….………3

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СКАЗКОТЕРАПИЯ» .………4

    1. Типология сказок ………………………………………………….……..4

    2. Функции психотерапевтических сказок ………………………….…….5

    3. Диагностические возможности сказки …………………………………6

    4. Сказка как инструмент психокоррекции ……………………………….8

ГЛАВА2 . ТЕОРИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ ………………………………….12

2.1. Достоинства сказок ………………………………………………….…….12

2.2. Разнообразие сказочных форм ……………………………………………13

2.3. Практика сказкотерапии …………………………………………………..17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….………19

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………….………..21































ВВЕДЕНИЕ


Есть еще немало людей, у которых термин "сказкотерапия" вызывает улыбку и отношение как к "детскому" методу, но, познакомившись со сказкотерапией поближе, изменяют свое мнение. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых в современной научной практике.

Первые научные теории, посвященные проблеме сказок, относятся к XVIII веку. Речь идет не только о собирательстве фольклорных сказок, предпринятом братьями Гримм, но и о попытках интерпретаций их содержания (И.И. Винкельман, И.Г. Гаман, И.Г. Гердер, К.Ф. Моритц и др.). Сказку, как отражение глубинной психики человека исследовали такие психологи, как Фромм, Берн, Беттельхейн, Юнг и др. Это направление разрабатывалось отечественными педагогами и психологами Выгодским, Элькониным, Осориной, Проппом, Гнездиловым и др. Свое окончательное оформление в виде психолого-педагогической технологии "Комплексная сказкотерапия" получила в работе Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой - доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии.

Столь значительный интерес к сказкотерапии и количество трудов говорит об актуальности выбранной темы: "Сказка - инструмент диагностики и коррекции".

Целью данной работы явилась потребность выявить наиболее характерные черты понятия "сказкотерапия"; используя исследования учёных и педагогов, определить роль сказки в психодиагностике и психокоррекции.

Исходя из целей работы определяем задачи:

. уточнить понятие "сказкотерапия";

. рассмотреть типологии, функции сказок;

. рассмотреть психодиагностику с помощью сказок;

. рассмотреть коррекцию с помощью сказок.


ГЛАВА1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СКАЗКОТЕРАПИЯ»
    1. Типология сказок

Сказкотерапия - это активно развивающееся направление в психотерапии. По словам Станислава Раевского, "сказка помогает психотерапевту и его клиенту разговаривать на одном языке, дает общую систему символов. Иногда очень многое можно понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка" [10]

В информационных источниках определение "сказкотерапия" используют в разных контекстах, т.к. сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

Дадим несколько определений понятию "сказкотерапия" в зависимости от области использования.

Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта "из уст в уста". Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума [12]. Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его [4]. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.

Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия - это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур [6].

В связи с этим ею выделяются четыре этапа в развитии сказкотерапии (в историческом контексте):

1 этап - устное народное творчество;

2 этап - собирание и исследование сказок и мифов (К.Г. Юнг, М. - Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др.);

3 этап - психотехнический (применение сказки как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности);

4 этап - интегративный, связанный с "формированием концепции Комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков" [11].

Как справедливо указывает сама Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, художественные сказки имеют и дидактический, и психокорреционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. [7]

Сказкотерапия - это молодое, современное и перспективное направление в практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

    1. Функции психотерапевтических сказок

Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.

Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Инструкции, которые предъявляются ребенку в данном случае такие: "Сочини сказку о мальчике пяти лет", "Сочини любую сказку". Затем психолог проводит анализ сказки [1]. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух. Например, проверить отношение ребенка-дошкольника к разводу родителей.

Терапевтическая сказка - сказка, благодаря которой собственно происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка.

Коррекционные сказки используются для того, чтобы помочь ребёнку увидеть, осознать его собственные старые, возможно разрушающие его психику и здоровье действия, и самостоятельно смоделировать новые, наиболее подходящие ему самому в данный период времени, гармонично встраивающиеся в его развитие.

В том случае, когда диагностируется потенциальное развитие событий, можно говорить о прогностической функции диагностической сказки. В этих сказках, будто матрешка в матрешке, раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека.

Итак, функции терапевтических сказок:

Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией.

Сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории.

Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.

Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним.

Сказка является символическим "буфером" между клиентом и сказкотерапевтом. Благодаря этому сопротивление клиента сглаживается и энергия направляется на размышление.

Сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций.

Сказка формирует Веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания).

Сказка имеет древнейшие корни в человеческой истории и культуре. В ее сюжетах обычно собиралась вся мудрость и опыт того или иного народа, в мифах или притчах можно увидеть не только фиксирование какой-то проблемы, но и ее решение. [7]

    1. Диагностические возможности сказки

Сказкотворчество дает редкую возможность подступиться к индивидуальной жизни души. Это верно во всех случаях, однако докопаться до этого смысла практически очень трудно. Это требует не только большого опыта и такта, но и знания.

Основные способы психодиагностики с помощью сказки, применяемые в работе психолога:

- Рассказываем сказку и отслеживаем его реакции. Для этого необходимо погрузить клиента в сказку, ввести в состояние, подобное легкому трансу. Это достигается многочисленными повторами, распевами и ровностью голоса, использованием красочных речевых оборотов, затейливых присказок и концовок, приемами НЛП.

Психолог должен наблюдать, как клиент реагирует на те или иные поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи; отследить позы ребенка, движения, мимику. Кроме комментариев клиента необходимо истолковывать невербальные сигналы, чтобы выявить наиболее значимые места.

Необходимо обращать внимание на шутки и смех, на тревогу, на те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания, на комментарии по ходу рассказа. Следует отметить, с кем из героев сказки себя идентифицировал человек; догадаться об этом нетрудно по личностным реакциям, то есть проявляемым эмоциям.

- Просим рассказать любимую сказку или рассказ, или наиболее запомнившуюся. В данном случае мы исходили из положения, что сказки, прочно закрепившиеся в душе человека, являются плодами родительских предписаний и лежат в основе жизненных сценариев.

Любимая сказка, чаще всего, представляет собой грубо упрощенный жизненный сценарий и, выявив, с кем из героев - Героем или Неудачником - идентифицирует себя клиент, можно определить его "программу" на всю сознательную жизнь.

При работе с клиентом психолог исходит из необходимости искать именно тот мир, или ту волшебную сказку, которым следует пациент. И чем более мы к ним приближаемся, тем лучше для клиента. Однако когда к психотерапевту обращается взрослый человек, его жизненный сценарий достаточно трудно переделать. Поэтому диагностическую и коррекционную работу начинать желательно как можно раньше (еще с ребенком): когда ребенок только усвоил мифы и сказки, и делает "первые в них шаги". К тому же работа с ребенком легче для психолога еще и потому, что его психологические защиты не стали "закостенелыми", а выражение своих чувств и эмоций не столь сильно сдерживает "родительский контроль", поэтому проекция является более пропорциональной и, следовательно, менее искаженной. Тем не менее использование сказки в психотерапии взрослых не теряет своей эффективности, но соответственно претерпевает некоторые изменения по сравнению с детской сказкотерапией [3].

Мысль о том, что человеческая жизнь порой следует образцам, которые мы находим в мифах, легендах и волшебных сказках, основана на идеях Юнга и Фрейда [9]. Трансакционные аналитики (Берн Э. и др.) не проповедают мысль о том, что человеческие жизненные планы конструицируются наподобие мифов или волшебных сказок [9]. Они видят, что чаще всего детские решения, а не сознательное планирование в зрелом возрасте определяют судьбу человека. Чтобы люди ни думали или ни говорили о своей жизни, нередко создается впечатление, будто какое-то мощное влечение заставляет их куда-то стремиться, очень часто совсем не в соответствии с тем, что пишется в их автобиографиях или трудовых книжках. Эти противоречия существуют с самого возникновения человеческого рода.

- Просим клиента придумать и рассказать историю, сказку. Именно этот способ работы со сказкой дает самый богатый материал для диагностики [3].

Тут психологу следует не только отслеживать реакции клиента, но и сделать полный анализ продукта творчества - сказки, которую можно условно отнести к художественному произведению, автор которого комбинирует образы не случайно, как во время сновидения или бессмысленного мечтания. Напротив, сказка следует внутренней логике развиваемых образов, а внутренняя логика обусловлена той связью, которую устанавливает произведение между своим миром и миром внимания.

Этот способ диагностики, как и другие, основан на принципе проекции.

Проекция может быть искажена по нескольким причинам. Во-первых, это рамки и шаблоны мышления и чувствования, из которых необходимо "вырвать" человека, то есть избавиться от ограничений, и в этом должен помочь ребенку психолог в процессе работы. Во-вторых, внутри полученной проекции из-за индивидуальных особенностей опыта могут происходить процессы замещения, переноса, слияния и т.д.

    1. Сказка как инструмент психокоррекции

Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней. С одной стороны, в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности клиента, в-третьих, клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет клиент, какие у него основные переживания. И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому слою уделять на сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно клиенту.

Сказкотерапевт может по-разному предлагать клиенту, как именно работать со сказкой [8]. Самые распространенные способы это:

1) обсуждение уже существующей сказки;

2) самостоятельное написание клиентом сказки, так называемая клиентская сказка;

3) инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр);

4) арттерапевтическая работа по мотивам сказки;

и др.

Почему именно сказка обладает таким мощным психотерапевтическим воздействием? В сказочном сюжете зашифрованы большинство основных проблем и жизненных ситуаций, которые переживает каждый человек. Часто мы замыкаемся на какой-то своей проблеме и не способны выйти за ее пределы, осмыслить ситуацию под другим, более общим углом. Сказка в силу своей многовековой мудрости глубоко проникает в бессознательное человека и активизирует потенциальные части нашей личности, которые помогают найти свой собственный выход из проблемного состояния.

Сказочная среда (неопределенность места действия, имен героев, собирательность образов) с одной стороны уводит от конкретной, тупиковой на данном этапе проблемы, с другой - дает возможность идентифицировать себя с героями сказок, тем самым усиливая потенциальные возможности человека помогает преодолеть то, что на данном этапе тормозит его развитие.

Для ребенка, помимо вышесказанного, сказочная история является проводником во "взрослую" жизнь с ее, порой жесткими, нравственными законамии; сказочные события становятся первой "школой жизни", а поступки героев - мерой добра и зла [8]. Таким образом, сказкотерапия основана на трех принципах - осмысленность, множественность и взаимодействие с реальностью.

Рассмотрим некоторые методы работы со сказкой, используемые педагогом-психологом [4].

I. Анализ сказки. Использование данного метода учит думать, разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов, дает возможность высказаться и быть услышанным. Метод заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить ее сюжет по заданным вопросам.

Формула для составления вопросов следующая:

1) что и почему происходит? О чем эта сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? и т.д.

2) что было бы, если? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? и т.д.

3) Что в этой сказке похоже на нашу жизнь?

II. Сказочные задачи. Сказочные задачи дают возможность рассмотреть явление со множества сторон, служат для нахождения нескольких решений внутренних проблем и разрешений различных жизненных ситуаций. Сказочные задачи можно придумать самим или предложить уже готовые, например: в сказке царевна-несмеяна ставится задача - почему царевна не хотела смеяться и что надо сделать, чтобы ее рассмешить. Ребенок высказывает свою проблему, а придумывая способ как рассмешить, находит выход для себя. Таким образом, процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка и адаптирует к ситуации, а учителю позволяет диагностировать и корректировать психологические проблемы.

III. Рассказывание сказки. Решаются задачи: выявление актуальной проблематики ребенка; развитие речи, памяти, внимания, фантазии, воображения, умения слушать другого. Метод основан на том, что либо рассказчик сознательно расставляет акценты с целью развития сознания, либо рассказчик бессознательно снижает акценты в сказочных ситуациях, что помогает понять причины своих затруднений, осознать проблему. Рассказывание сказок может быть:

  • рассказчик педагог от 3 лица - группе детей

  • рассказчик педагог - одному ребенку

  • рассказывание известной сказки группой детей по кругу

  • рассказывание известной и придумывание к ней продолжения

  • рассказчик педагог от первого лица - группе детей

  • рассказывание сказки от 1 лица детьми

  • рассказывание сказки от имени различных персонажей.

IV. Сочинение сказки. Сочинение волшебной сказки помогает рассмотреть одно и то же явление с разных сторон, проиграть многие модели поведения и найти выход, может корректировать неадекватное поведение детей. Сказка может сочиняться устно, с использованием игрушки, быть нарисованной отдельно каждым ребенком или в группе. Художественные сказки бывают с полным и неполным сюжетом. Полный сюжет включает 7 этапов, которые в "полной волшебной сказке" тесно связаны со становлением личности человека. Кроме того, в каждой конкретной ситуации человек может находиться на любом из сказочных этапов, которые соответствуют степени решения данной проблемы.

сказочных этапов (алгоритм построения сюжета):

  • Происхождение главного героя, его жизнь в отчем доме

  • расставание с родительским домом

  • Выбор пути, проверка на доброе сердце

  • Борьба и победа

  • Возвращение домой, трудности обратного пути

  • Прибытие домой

  • Свадьба, коронование.

Для воспитательных целей используются разные виды сказок, в зависимости от выбранной цели. Психотерапевтическими сказками должны заниматься только специалисты. Все остальные сказки можно смело использовать для развития обучения и воспитания ребёнка родителями.

На ночь, перед сном лучше всего читать медитативные сказки, которые нет необходимости обсуждать, успокаивающие возбуждённую психику ребёнка.

Для познавательных и развивающих целей лучше всего использовать любые народные художественные сказки с ярким сюжетом и большим количеством событий, формирующие у ребёнка представление о мире, о моделях поведения, о взаимодействии человека с другими людьми и окружающим миром.

Для обучения используются дидактические сказки. Сюжет этих сказок определён достаточно узкой тематикой, ограничен количеством персонажей, но насыщен игровыми моментами со специальными заданиями для ребёнка. Лучше всего в эти сказки играть, используя соответствующую атрибутику или в песочнице.

Итак, пересказывание и интерпретация сказок позволяет максимально освободить творческое начало в человеке, осознать свой прошлый опыт, обогатить его восприятие, получить новые знания.












ГЛАВА 2 . ТЕОРИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ

2.1. Достоинства сказок

Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка, достоинство сказок заключаются в следующем:

- Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

- Неопределенность места действия главного героя.

- Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.

- Победа Добра. Психологическая защищенность.

- Наличие Тайны и Волшебства.

Самое большое, что может "позволить себе" жанр сказки – это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В этом смысле противоположностью сказки является басня. В сказке никто не учит ребенка "жить правильно". События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.

"В некотором царстве, в некотором государстве"… Нам как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю.

Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был. Детям легче перенести себя за тридевять земель, чем, скажем, в город Брянск.

Главный герой в сказке – собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом – все это "закодировано" в образах сказки.

Например, часто в сказках главный герой оказывается на Распутье. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого – что выбрать из одежды, до жизненно важного – как жить дальше. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека. [6]

Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, читая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может понять по-разному… Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.

Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство окружающего Мира, у него возникает множество вопросов ко взрослым. Многие детские вопросы ставят родителей в тупик. Не так-то просто объяснить ребенку, почему все происходит так, как происходит, и "что такое хорошо, а что такое плохо". Наблюдая за судьбами героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину Мира, и в зависимости от этого ребенок будет воспринимать разные ситуации и действовать различным образом.

Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе. [6]

Ореол тайны и волшебства – это качество, свойственное волшебным сказкам. Волшебная сказка как живой организм – в нем все дышит, в любой момент может ожить и заговорить даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок "вживается" в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка децентрироваться, вставать на место другого. Ведь именно эта способность человека почувствовать нечто, что отличается от него самого, позволяет ему ощутить многогранность Мира и свое Единство с ним. Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

2.2. Разнообразие сказочных форм

Сказка несет в себе культуру, а также мировоззрение своего народа. Африканские сказки не похожи на русские или французские, восточные сказки отличаются от европейских сказок. Через сказки разных народов ребенок имеет возможность познать жизнь и взгляд на Мир в разных уголках Земли. Причем, в сказках обычно передается самое сокровенное и характерное для нации. Поэтому ребенок может проникнуть во внутренний мир человека, живущего в другой части света. Это, в свою очередь, может помочь ребенку научиться понимать людей, живущих в других странах.

Сказки других народов – это замечательное средство для того, чтобы ребенок мог постигнуть внутренний мир и образ мыслей человека из другой страны. Все сказки делятся на коллективные (народные сказки) и индивидуальные (авторские сказки).

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки. В настоящее время исследованием сказок-страшилок и детской субкультуры занимается психолог М. Осорина. Сказки-страшилки и "сказки про нечисть" могут быть полезны при работе над детскими страхами. [5]

В развитии сказочного сюжета волшебной сказки есть определенные закономерности. Можно найти семь этапов развития сказочного сюжета, которые перекликаются с этапами формирования личности человека.

Первый этап – это этап развития в отчем доме. Его проходит не только сказочный герой (царевич, солдат, крестьянин, купец), но и каждый человек. На протяжении этого периода своей жизни человек перенимает, "впитывает", познает родительский опыт и формирует мировоззрение; он накапливает информацию о явлениях Мира; аккумулирует в себе энергию родительской любви, которая в его самостоятельной жизни послужит ему опорой. Этот период длится от рождения и примерно до 11-14 лет. Это период накопления доверия к миру и веры в свои силы.

В каждой сказке главный герой рано или поздно покидает родительский дом. Задача второго этапа – определение от родительского дома, выделение себя как отдельной самостоятельной личности. В период примерно с 11 до 18 лет человеку очень важно психологически отделиться от родителей, выработать свой собственный взгляд на Мир. Часто подростки создают большое количество проблем своим родителям, и это неудивительно – ведь процесс выделения себя из семьи очень болезнен. Однако отделиться – это не значит порвать с родителями, обесценивать их жизненный опыт и метод воспитания. Отделиться – это значит, принять своих родителей такими, какие они есть, и найти свое собственное место в жизни. Сказка учит нас тому, что процесс психологического расставания ребенка с родителями естественен и необходим. Отделяясь от родителей, лишаясь их поддержки, сказочный герой, так же как и человек, может рассчитывать только на самого себя.

На предыдущем этапе герой принял первое важное решение в своей жизни – действовать самостоятельно. Теперь, когда он один, перед ним встает еще более сложная и глубокая задача, – какой выбрать путь (третий этап). Часто в сказке главный герой выбирает самый трудный (на первый взгляд) путь, но именно он приводит героя к успеху. Здесь происходит проверка на силу духа и искушение.

Герой идет по дороге, и здесь он встречается с разными существами, нуждающимися в его помощи. Эти ситуации – проверка на "доброе сердце". Каждое доброе дело, сделанное от чистого сердца, приносит герою новых друзей и помощников. Сказка учит – как ты относишься к Миру, так и он к тебе. Герой выходит из ситуации неопределенности, выбирает свой путь и приобретает себе верных помощников. Они появляются в самый нужный момент – тогда, когда герой не сможет справиться с ситуацией сам.

В жизни человека – это этап осознания смысла существования и поиска своего места в жизни. Обычно этот период начинается перед окончанием школы. После окончания школы меняется его окружение. В техникумах, институтах, на работе появляются новые друзья, планы. Меняется его стиль жизни. С этим периодом жизни связаны три важные психологические задачи, которые сознательно или бессознательно решает для себя молодой человек:

1. Принятие самого себя – "я такой, какой я есть".

2. Принятие своего пути – "я совершаю свой собственный путь, который я для себя выбрал".

3. Принятие ответственности за свои выбор и действия – "я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной". [6]

На этом этапе развития личности человека встает вопрос о доверии самому себе, доверии тому, что человек считает правильным для себя – вопрос о Совести, о том стержне, внутреннем голосе, индикаторе, который позволяет совершать или не совершать те или иные поступки.

Борьба и победа – это кульминация сказки. Герой достигает цели своего пути и вступает в борьбу с персонифицированным злом (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Колдунья, Ворон Воронович и др.). Бывает, что герой не с первого раза побеждает противника; иногда он прибегает к хитрости или к помощи других персонажей сказки. Так или иначе, сказочный герой побеждает зло. Герой, побеждая зло, изменяется внутренне, приобретает новые возможности и опыт. "Борьбу со злом" можно найти в реальной жизни человека (четвертый этап). Борьба со злом может быть и внешней. Нередко человеку приходится противостоять ситуациям, где он оказывается в положении сказочного героя, борющегося с драконом. Побеждая физически или духовно, человек становится сильнее и мудрее.

Оказывается, что победа над злом не означает полной победы и конца испытаний. На пятом этапе герой сталкивается с задачами, решать которые он должен уже с позиции нового опыта. Сказка учит: будь бдительным – основное зло не открыто, а скрыто; оно появляется тогда, когда ты расслаблен и меньше всего его ожидаешь. Мудрость сказки заключается в том, что на примере главного героя нам дают понять, что достигнутая цель, результат – еще не конец пути, а только указание на то, что мы движемся в правильном направлении. Основной задачей оказывается не победа над злом, не новые знания и опыт, а умение все это правильно и вовремя применить в изменившейся для человека жизни.

И вот, наконец, все трудности позади (шестой этап), на пригорке показался отчий дом. Герой так давно ждал этого момента. Однако дома многое изменилось: героя, по навету братьев, считают подлецом или погибшим; невеста героя собирается замуж за другого. Но герой уже сталкивался со скрытым злом на предыдущем этапе, теперь он мудр и осторожен. Он, используя весь опыт пройденного пути, проходит необходимые испытания и восстанавливает справедливость. Так происходит утверждение себя, как зрелой самостоятельной личности в родном доме, где раньше он считался маленьким или ни на что не способным. И самое главное на этом этапе – своевременное применение приобретенных возможностей.

Нередко в жизни человека бывают ситуации, когда он вынужден доказывать своим родным и близким свое право на самостоятельную жизнь и решения. Человек уже давно имеет свою семью, а родители до сих пор считают его маленьким и не способным к самостоятельным действиям. И в этой ситуации человеку приходится приложить немало душевных сил для того, чтобы самому себе и родным доказать свою зрелость.

Седьмой этап – это этап, когда та искра, "королевское начало" героя, получает предметное воплощение: он становится "королем". Так же и человек, реализуя себя, становится на ступень выше в своем развитии. Часто сказка заканчивается свадьбой. Свадьба может быть рассмотрена как символ завершенности какого-либо процесса, воссоединения, восстановления целостности. Однако сказка имеет свой конец, а жизнь нет. Поэтому человеку неоднократно приходится проходить эти этапы в течение своей жизни.

2.3. Практика сказкотерапии

Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает "сказочные законы" – нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама "сказочная жизнь" побуждает действовать ребенка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Путешествуя по Сказочной стране, ребенок чувствует, что если он не будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем-то ссориться, производить вокруг себя разрушения – сказка исчезнет, а вместе с ней могут погибнуть и добрые, полюбившиеся ему сказочные существа, живущие в ней. Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст и по воле взрослого.

В русле нашего исследования нами проводится работа с детьми дошкольного возраста в школе-интернате г.Артема. Мы выбрали несколько человек, у которых заметили проявление агрессии или тревожности. Выбор детей основывался на их рисунках, беседах с ними и их родителями, а также с воспитателями. Мы наблюдали за детьми, следили за их движением, манерой обращения со своими ровесниками. Вместе с тем, среди агрессивных детей встречаются и дети с неярко выраженной агрессией. Было отобрано несколько спокойных детей для помощи ведущему. Они сглаживают агрессивные вспышки исследуемых детей.

Динамика занятий строго соответствует предъявляемым в сказкотерапии требованиям. В течение каждого занятия мы наблюдаем за динамикой эмоционального состояния детей. В конце каждого занятия проводится тест "Раскрась свои чувства". Постоянно поддерживаем контакт с воспитателями и родителями. На сегодняшний день можно сказать о положительной динамике у шести наблюдаемых детей. Наша работа еще продолжается, и мы надеемся на хорошие результаты.

Для того чтобы ребенок лучше "воспринимал" то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал вхождения в Волшебную Страну. Одним из элементов такого ритуала может стать "превращение" ребенка в любого сказочного героя (по его выбору). Для этого можно организовать Место превращения.

Этап знакомства с персонажами, в которых превратились дети, очень важен. Обычно дети перевоплощаются в тех героев, характер и способ поведения которых для них наиболее значим в данный момент. Ребенок, познавая Мир, примеряет на себя многие модели поведения. Чем больше моделей поведения "освоит", проиграет ребенок, тем гибче и разнообразнее впоследствии будут его взаимоотношения с окружающими. Многие дети каждое новое занятие придумывают разных героев для превращения. Важно узнать у ребенка характер и предпочтения его героя. Потому что иногда дети выбирают для превращения таких персонажей, образ которых для взрослых может быть двусмысленным. Тот образ, который ребенок выбирает для превращения, расскажет нам, какие внутренние вопросы решает для себя ребенок в данный момент. Если ребенок из занятия в занятие выбирает для превращения один и тот же образ – значит, он по каким-либо причинам очень значим для ребенка. Может быть, таким образом ребенок тренирует важную для него манеру поведения, а может, с помощью этого образа ребенок бессознательно сигнализирует мудрому взрослому о какой-то проблеме.

В процессе каждого занятия по сказкотерапии мы можем решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания, или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки. Или развитие памяти, коррекции личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций и др. Дети должны почувствовать, что они не просто играют в "сказку" или выполняют упражнения, а исследуют пока незнакомый им Мир. В ходе курса сказкотерапии мы комбинировали способы "введения" в сказку в зависимости от целей занятия. Важно, чтобы ребенок вышел из сказки после окончания занятия тем же способом, что и вошел.[7]

Каждый педагог, воспитатель, психолог, родитель имеет свои ценности, взгляды на мир и на стиль воспитания ребенка. Поэтому, строя свою работу с детьми, каждый будет придумывать свой собственный сценарий путешествия по сказке.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В общении и работе с людьми существует огромный простор для творчества. Самое уникальное и многогранное творение не Земле – Человек. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействия с окружающим Миром. Основной принцип этого метода – духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его Душе. Забота о Душе (в переводе с греческого) – и есть терапия. Так как мы используем простую и понятную ребенку форму Сказки, то этот метод называется Сказкотерапия.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях – это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм). Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать… То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими [2]. Сказки бывают: художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

Сказка выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.

Диагностическая сказка с успехом используется психологами, предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения.

Ведущими идеями сказкотерапии являются:

1) осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;

2) понимание причинно-следственных связей событий и поступков;

3) познание разных стилей мироощущения;

4) осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;

5) внутреннее ощущение силы и гармонии.

Как и в любом направлении, возможности комплексной сказкотерапия изучены не достаточно полно, открываются новые перспективы, появляются новые методы, дорабатываются уже имеющиеся приемы.

Сказкотерапия - перспективное направление практической психологии.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Вачков И.В., Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст] / И.В. Вачков - М.: Просвещение, 1997. - 178 с.

  2. Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика [Текст] / С.Ю. Головин. - М.: АСТ, 2001. - 345с.

  3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Практикум по креативной терапии [Текст] / Т.М. Грабенко., Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: Речь, 2003. - 400с.

  4. Защиринская О.В., Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия [Текст] / О.В. Защиринская - М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2003. - 123с.

  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. С-Пб 2000.

  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии

СПб.: Речь, 2000.

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб 1998.

  2. Иванов, В.Д. Основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов, преподавателей, научных работников, исследовательские проблемы человекознания [Текст] / В.Д. Иванов, Б.З. Вульфов. - М: УРАО, 1999. - 616 с.

  3. Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д, Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии [Текст] /Д.Б. Кудзилов., Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: Речь, 2003. - 146с.

  4. Марцинковская, Т.Д. История психологии [Текст]: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марушнковская. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 544 с.

  5. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия [Текст] /Д.Ю. Соколов - М.: Эксмо-пресс, 2001; 2005. - 224с.

  6. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л.Б. Фесюкова - Харьков, 1996 год. - 126с.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Реферат по дисциплине "Психолого-педагогическая коррекция" на тему "Сказкотерапия"

Автор: Сурганова Татьяна Александровна

Дата: 12.02.2016

Номер свидетельства: 292179


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства