Опыт работы по теме: «Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников»
Опыт работы по теме: «Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников»
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Испокон веку знания передавались из уст в уста или переписывались. Сегодня под сказкотерапией понимаются способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Поэтому для меня сказкотерапия является воспитательной системой. Предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего мира человека, развития его души.
Работая в группе детского сада воспитателем, сталкивалась с разными детьми: стеснительными, замкнутыми, агрессивными и очень активными, которых любят называть гиперактивными, требующими к себе усиленного внимания.
Причины неблагополучия детей объясняется внутренней дисгармонией ребенка. И все мероприятия помощи таким детям сводятся к общему знаменателю – достижению внутренней гармонии. Ибо гармоничный человек выступает, как и в жизни, так и в сказке созидателем, а дисгармоничный – разрушителем.
Поэтому в своей работе особое внимание уделяю сказкотерапии, которая помогает мне решать следующие задачи:
В первой задаче рассматривается видение обратной стороны проблемы (какие проблемы у ребенка, почему он такой агрессивный, подвижный или замкнутый?) Потому что под агрессивностью может скрываться миролюбие, под страхом – бесстрашие, под глупостью – ум.
Как же растить созидателя в агрессивном ребенке? В этом мне помогает сказкотерапия.
Когда я работала на подготовительной к школе группе, детям очень нравилось слушать сказку А.М. Волкова «Волшебник изумрудного города». В ней хорошо показано, как знаменитый Гудвин мог видеть обратную сторону проблемы. Он сумел дать героям сказки то, что они просили. Трусливому Льву – смелость, Страшиле – мозги, Железному Дровосеку – чуткое, любящее сердце. А ведь всеми этими качествами они обладали изначально. Гудвин лишь заставил их поверить в это.
Современные родители постоянно заняты своими проблемами, жизненными трудностями, поэтому мало общаются с детьми, мало уделяют внимание совместному детскому чтению. А через сказку пробудить веру в лучшее, веру в добро.
Поэтому вторая задача: пробуждение веры. В сказках всегда противопоставляется добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость. И не случайно в сказках, чаще всего, побеждает добро. Это пробуждает в ребенке внутреннюю веру.
А знаете ли вы, что наши предки, воспитывая детей, рассказывая им сказки, занимательные истории, не торопились наказывать провинившегося дитя. Они рассказывали ребенку похожую историю, на которой становился ясным смысл проступка, так как главным они считали – заронить в душу ребенка зерно осмысления. Этот смысл я учитываю в своей работе, отвечая сказкой, создавая сказочные ситуации. Самое главное чтоб ребенок понял смысл, осознал прочитанное.
Современная педагогика рассматривает воспитание детей посредством сказкотерапии в непрерывной связи с развитием различных сторон личности. Но современному ребенку недостаточно просто прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмыслить сказку, вместе искать и находить скрытые смыслы и жизненные уроки. В этом случае сказки никогда не уведут ребенка от реальности.
Но как осмыслить сказку, как находить в ней скрытые жизненные уроки?
С этой целью я предлагаю провести мастер-класс на примере сказки «Колобок».
Представьте что вы дети, а я воспитатель. Послушайте сказку про колобка: «Жили-были дед да баба. Говорит дед бабке: «Испекла бы ты, старая, колобок»……
Воспитатель спрашивает детей:
- Вспомните, с чего начиналась сказка? (ответ: жили-были ….);
- Как вы думаете, что же нам этим хотела сказать сказка? (ответы: жили бедно, ели не досыта …)
- Сказка учит нас делать запасы.
Первый сказочный урок – запасай впрок.
- Давайте его запомним.
- Ну что же было в сказке дальше? (ответы детей).
- Зачем бабка положила колобок на окошко, ведь они так хотели кушать, почему же медлили? Чему нас сказка учит? (ответы детей: не есть горячую пищу, чтобы не обжечься).
Второй сказочный урок – не ешь горячий пирог.
- А что было дальше? (ответы детей: спрыгнул с окошка и покатился по лесной тропинке).
- Кто же может так себя вести? (ответ: конечно, ребенок).
- Малышу скучно находиться в одиночестве, и так хочется пойти куда-то одному, без родителей, показать всем, что он взрослый и самостоятельный.
Третий сказочный урок – он родителям намёк. Бдительность всегда храните, за ребятами следите. Не оставлять детей без присмотра.
- Кого же встречает колобок на лесной тропинке? (перечисляют зверей)
- И все они хотят колобка съесть. Сказка учит преодолевать на своем пути трудности.
Вот четвертый сказочный урок – не пугаться, не теряться, из ситуаций выбираться.
- Чем сказка заканчивается? (лиса съела колобка).
- Чем она заманила колобка? (сладкими речами).
- Нельзя быть слишком доверчивыми, т.к. люди могут прятать истинные желание, говорить сладкие, ласковые речи, имея хитрые, коварные замыслы. И мы должны быть очень внимательными, чтобы вовремя разгадать их планы.
Пятый сказочный урок - быть всегда начеку, чтоб не пришла беда.
- Вот сказка закончилась. Как вы думаете, у сказки хороший конец?
- А ведь с колобком могло бы это все не произойти, если бы он знал вышеперечисленные сказочные уроки.
Шестой сказочный урок – знать и видеть в сказках толк.
- Вот видите, о каких важных вещах можно узнать из простой сказки, сколько жизненных советов мы с вами получили.
Таким образом, сказкотерапия оказывает благотворное воздействие на детей, раскрывает глубинный смысл и важность определенных знаний, формирует положительные нравственные качества и способствует гармоничному развитию личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме: «Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников» »
Опыт работы по теме:
«Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников»
Автор: Васильева Александра Петровна,
воспитатель
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Испокон веку знания передавались из уст в уста или переписывались. Сегодня под сказкотерапией понимаются способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Поэтому для меня сказкотерапия является воспитательной системой. Предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего мира человека, развития его души.
Работая в группе детского сада воспитателем, сталкивалась с разными детьми: стеснительными, замкнутыми, агрессивными и очень активными, которых любят называть гиперактивными, требующими к себе усиленного внимания.
Причины неблагополучия детей объясняется внутренней дисгармонией ребенка. И все мероприятия помощи таким детям сводятся к общему знаменателю – достижению внутренней гармонии. Ибо гармоничный человек выступает, как и в жизни, так и в сказке созидателем, а дисгармоничный – разрушителем.
Поэтому в своей работе особое внимание уделяю сказкотерапии, которая помогает мне решать следующие задачи:
В первой задаче рассматривается видение обратной стороны проблемы (какие проблемы у ребенка, почему он такой агрессивный, подвижный или замкнутый?) Потому что под агрессивностью может скрываться миролюбие, под страхом – бесстрашие, под глупостью – ум.
Как же растить созидателя в агрессивном ребенке? В этом мне помогает сказкотерапия.
Когда я работала на подготовительной к школе группе, детям очень нравилось слушать сказку А.М. Волкова «Волшебник изумрудного города». В ней хорошо показано, как знаменитый Гудвин мог видеть обратную сторону проблемы. Он сумел дать героям сказки то, что они просили. Трусливому Льву – смелость, Страшиле – мозги, Железному Дровосеку – чуткое, любящее сердце. А ведь всеми этими качествами они обладали изначально. Гудвин лишь заставил их поверить в это.
Современные родители постоянно заняты своими проблемами, жизненными трудностями, поэтому мало общаются с детьми, мало уделяют внимание совместному детскому чтению. А через сказку пробудить веру в лучшее, веру в добро.
Поэтому вторая задача: пробуждение веры. В сказках всегда противопоставляется добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость. И не случайно в сказках, чаще всего, побеждает добро. Это пробуждает в ребенке внутреннюю веру.
А знаете ли вы, что наши предки, воспитывая детей, рассказывая им сказки, занимательные истории, не торопились наказывать провинившегося дитя. Они рассказывали ребенку похожую историю, на которой становился ясным смысл проступка, так как главным они считали – заронить в душу ребенка зерно осмысления. Этот смысл я учитываю в своей работе, отвечая сказкой, создавая сказочные ситуации. Самое главное чтоб ребенок понял смысл, осознал прочитанное.
Современная педагогика рассматривает воспитание детей посредством сказкотерапии в непрерывной связи с развитием различных сторон личности. Но современному ребенку недостаточно просто прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмыслить сказку, вместе искать и находить скрытые смыслы и жизненные уроки. В этом случае сказки никогда не уведут ребенка от реальности.
Но как осмыслить сказку, как находить в ней скрытые жизненные уроки?
С этой целью я предлагаю провести мастер-класс на примере сказки «Колобок».
Представьте что вы дети, а я воспитатель. Послушайте сказку про колобка: «Жили-были дед да баба. Говорит дед бабке: «Испекла бы ты, старая, колобок»……
Воспитатель спрашивает детей:
- Вспомните, с чего начиналась сказка? (ответ: жили-были ….);
- Как вы думаете, что же нам этим хотела сказать сказка? (ответы: жили бедно, ели не досыта …)
- Сказка учит нас делать запасы.
Первый сказочный урок – запасай впрок.
- Давайте его запомним.
- Ну что же было в сказке дальше? (ответы детей).
- Зачем бабка положила колобок на окошко, ведь они так хотели кушать, почему же медлили? Чему нас сказка учит? (ответы детей: не есть горячую пищу, чтобы не обжечься).
Второй сказочный урок – не ешь горячий пирог.
- А что было дальше? (ответы детей: спрыгнул с окошка и покатился по лесной тропинке).
- Кто же может так себя вести? (ответ: конечно, ребенок).
- Малышу скучно находиться в одиночестве, и так хочется пойти куда-то одному, без родителей, показать всем, что он взрослый и самостоятельный.
Третий сказочный урок – он родителям намёк. Бдительность всегда храните, за ребятами следите. Не оставлять детей без присмотра.
- Кого же встречает колобок на лесной тропинке? (перечисляют зверей)
- И все они хотят колобка съесть. Сказка учит преодолевать на своем пути трудности.
Вот четвертый сказочный урок – не пугаться, не теряться, из ситуаций выбираться.
- Чем сказка заканчивается? (лиса съела колобка).
- Чем она заманила колобка? (сладкими речами).
- Нельзя быть слишком доверчивыми, т.к. люди могут прятать истинные желание, говорить сладкие, ласковые речи, имея хитрые, коварные замыслы. И мы должны быть очень внимательными, чтобы вовремя разгадать их планы.
Пятый сказочный урок - быть всегда начеку, чтоб не пришла беда.
- Вот сказка закончилась. Как вы думаете, у сказки хороший конец?
- А ведь с колобком могло бы это все не произойти, если бы он знал вышеперечисленные сказочные уроки.
Шестой сказочный урок – знать и видеть в сказках толк.
- Вот видите, о каких важных вещах можно узнать из простой сказки, сколько жизненных советов мы с вами получили.
Таким образом, сказкотерапия оказывает благотворное воздействие на детей, раскрывает глубинный смысл и важность определенных знаний, формирует положительные нравственные качества и способствует гармоничному развитию личности.