kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сказка - терапия в работе психолога

Нажмите, чтобы узнать подробности

характеристика сказка -терапии. Приминение сказка - терапии в работе с детьми начальной школы. Конспект занятия с приминением данной терапии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сказка - терапия в работе психолога»

Сказкотерапия в работе педагога-психолога

начальной школы

Сказка - имеет древнейшие корни в человеческой истории и культуре. В ее сюжетах обычно собиралась вся мудрость и опыт того или иного народа, в мифах или притчах можно увидеть не только фиксирование какой-то проблемы, но и ее решение. Само слово "сказка", "чудо", "волшебство обладают особым значением для людей и раздвигают рамки действительности.

Свое окончательное оформление в виде психолого-педагогической технологии "Комплексная сказкотерапия" получила в работе Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеева - доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии.

Актуальность и новизна комплексной сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст.

Почему именно сказка обладает таким мощным психотерапевтическим воздействием? В сказочном сюжете зашифрованы большинство основных проблем и жизненных ситуаций, которые переживает каждый человек. Часто мы замыкаемся на какой-то своей проблеме и не способны выйти за ее пределы, осмыслить ситуацию под другим, более общим углом. Сказка позволяет мягко подойти к оценке ситуации, оказывая воспитательное воздействие как на поведенческом, так и на нравственно-ценностном уровне. Для ребенка, помимо вышесказанного, сказочная история является проводником во "взрослую" жизнь с ее, порой жесткими, нравственными законами; сказочные события становятся первой "школой жизни", а поступки героев - мерой добра и зла. Для полноты картины необходимо выделить 5 видов сказок: художественные (авторские и народные), дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные.

Сказка позволяет активизировать восприятие, творчество ребенка, стимулирует способность у детей к размышлению.

Функции сказок:

  1. Функция зеркала. Содержание сказки отражает внутренний мир человека.

  2. Ф. модели. Сказка отражает конфликтные ситуации и предлагает возможные способы их решения. Указывает на последствия. Отдельных попыток. Помогает учиться при помощи модели.

  3. Ф. опосредования. Сказка выступает в качестве посредника между взрослым и ребенком, снижает сопротивление ребенка к восприятию нравственных норм.

  4. Ф. хранения опыта. После работы со сказкой она продолжает действовать в повседневной жизни ребенка.

  5. Ф. альтернативной концепции. Звучит не в заранее заданном смысле, а предлагает ему альтернативу, которую ребенок может принять, а может отвергнуть.

  6. Ф. Изменения позиций. Сказка вызывает новое переживание, позволяет изменить свои позиции.


Формы работы со сказками.

  1. Сказочные игры.

  2. Сказочные задачи.

  3. Сказочные путешествия.

  4. Сказочная диагностика.

  5. Сочинение сказок.

  6. Переписывание сказок.

  7. Изготовление кукол.

  8. Волшебное рисование.

  9. Семейные сказки.

  10. Маскотерапия.

  11. Рисование и составление сказок из цветного пятна.

  12. Цветные сказки.

  13. Раскрашивание камней.

  14. Притчи (метафоры).






























Конспект занятия с использованием элементов сказкотерапии

для обучающихся 1 – 2 классов.


Педагог психолог: Бабкина С.В.

Тема: Подводное царство

Цель: расширить представления детей об окружающем мире, о понятии добро и зло.

Задачи:

  • Формирование позитивного поведения с опорой на пример положительных

сказочных героев, формирование положительных черт характера;

  • формирование благоприятных межличностных отношений, развитие

разнообразных форм коммуникации; обогащение положительного эмоционального

опыта;

  • развитие творческих способностей, познавательного интереса, памяти, мышления, воображения, фантазии, эстетического вкуса;

  • развитие речи, обогащение активного словаря;

  • закрепление умения детей передавать в аппликации образы предметов и явлений действительности.

Оборудование:

Портрет А.С. Пушкина , музыка – шум моря, картинка из «Сказки о рыбаке и рыбке»,

музыка для релаксации, образец золотой рыбки, клей, краски, кисточки: большие и

маленькие, ватман, дары моря-ракушки.



Ход занятия:

  1. Приветствие.

Здравствуйте ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в интересное, сказочное путешествие.

2. Основное содержание занятия.

Прежде чем нам отправиться путешествовать и узнать о чем будет идти речь, послушайте произведение А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…»

Ребята, я прочитала вам произведение великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (показывает портрет). Вам хорошо знакомо его творчество. Что ещё написал этот великий поэт? (ответы детей)

Ребята, стихотворение, которое я вам прочитала, называется «У лукоморья дуб зеленый…». Само слово «лукоморье» перенесет нас в волшебную страну сказок. Вы готовы?

Давайте тогда послушаем музыку этой страны. (Звучит музыка – шум моря). Ребята, что вам напоминают эти звуки? (Ответы детей: звуки, издаваемые водой, шум морских волн и т.д.).

Действительно, это звуки моря. А знаете ли вы, кто живет в море? (Ответы детей: различные рыбы, в море растут водоросли, живут ракушки, обитают медузы, крабы, осьминоги, кальмары, киты, дельфины, морские коньки, морские звезды).

Молодцы. Вы хорошо знакомы с морскими жителями. А теперь я предлагаю вам превратиться в морских обитателей, оказаться в подводном царстве и поиграть в игру «Море волнуется раз…»

Игра «Море волнуется раз…»

(Дети выходят в центр классного кабинета, проводится игра).

Молодцы. Вы очень хорошо изобразили морских жителей. А теперь посмотрите, пожалуйста на эту картинку. Показ картины из «Сказки о рыбаке и рыбке». Что вы видите? (Ответы детей: бабку и деда, они сидят на берегу моря).

А что вам это напоминает? (Ответы детей: старик и старуха из сказки о золотой рыбке). Совершенно верно, это сцена из «Сказки о рыбаке и рыбке». А кто автор этой сказки? (Ответы детей: автор этой сказки Александр Сергеевич Пушкин).

Да, верно, эту сказку написал великий русский поэт Пушкин. Давайте мы сейчас все вместе закроем глаза и представим синее море и будем в своем воображении рисовать эту сказку. Я вам буду читать, а вы рисовать в своем воображении. Готовы?


«Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу…»


Ребята, а какими были герои сказки дед, бабка и рыбка? (Ответы детей). Ребята, а чем же закончилась сказка?(Ответы детей: Бабка осталась у разбитого корыта). Как вы думаете, почему так случилось? (Ответы детей).

Итог:

Да, печальный конец в сказке Пушкина А.С. А давайте представим себе, что жили старик со старухой всегда в мире и согласии и были счастливы. Небо над ними было голубое, море ласковое и спокойное. Навещала их золотая рыбка, и они были всегда ей очень рады.

А вы хотели бы увидеть золотую рыбку? (Ответы детей). О чем бы вы её попросили? (Ответы детей).

Мы уже так далеко убежали в сказку, мы же путешествуем. Давайте сделаем привал и немного отдохнем.

Минута отдыха. Релаксационная пауза

Звучит музыка, произносится следующий текст.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Потянуться! Улыбнуться!

И открыть глаза.

Всем понятно, что такое

Состояние покоя?

3.Творческая работа.

Ой посмотрите, кто это пожаловал к нам в гости из самой сказки? (показать рыбку). Конечно, это золотая рыбка. Теперь я предлагаю вам почувствовать себя маленькими волшебниками и создать для нашей рыбки подводное царство. Делать мы будем аппликацию. А по окончанию работы каждый из вас получит сюрприз.

(Звучит музыка, дети выполняют аппликацию, ведущий наблюдает за работой детей,

помогает при затруднении). Молодцы ребята у нас получились такие замечательные рыбки. Ну куда же рыбке без воды. Вот на столе ватман и наша задача на нем изобразить море. Я бы сказала море «Дружбы», так как рисовать мы будем все вместе.

Ну вот и готово наше море, давайте наших золотых рыбок отпустим в море «Дружбы». (Дети приклеивают золотых рыбок). А ещё ребята золотые рыбки вас благодарят за ваш труд и дарят вам морские подарки.(Детям вручаются дары моря-ракушки, звучит музыка).

Какое спокойное синее море у нас получилось. И обитатели подводного царства

спокойно передвигаются в воде среди зарослей зеленых водорослей. И оттого, что море мирное и спокойное, золотых рыбок стало много, все они такие яркие, красивые. В таком море и волны спокойные, они не спеша набегают на берег одна за другой.

4. Рефлексия.

Давайте возьмемся за руки и представим, что мы волны спокойного, тихого моря. Когда я смотрю на ваши рисунки, я чувствую, что в этой волшебной стране торжествует победу добро. Старуха, увидев красоту морского мира, стала доброй и спокойной. И у них со стариком царит мир и согласие. Старик также ловит свою рыбу, а добрая старуха прядет пряжу. И все хорошее только начинается, и вся сказка еще впереди.

Ребята, а какое у вас настроение сейчас? Что вам понравилось?

Замечательно, тогда давайте друг другу подарим аплодисменты за такое сказочное путешествие и отличное настроение.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сказка - терапия в работе психолога

Автор: Бабкина Светлана Владимировна

Дата: 18.10.2016

Номер свидетельства: 350097

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЕНКОМ, ОКАЗАВШЕГОСЯ В КОНФЛИКТНОЙ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ "
    ["seo_title"] => string(113) "iz-opyta-organizatsii-raboty-piedagoga-psikhologa-s-riebienkom-okazavshiegosia-v-konfliktnoi-siemieinoi-situatsii"
    ["file_id"] => string(6) "243036"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445609071"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "АРТ – терапия, как технология развития творческих способностей школьника в результате самостоятельной   деятельности "
    ["seo_title"] => string(130) "art-tierapiia-kak-tiekhnologhiia-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-shkol-nika-v-riezul-tatie-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "166092"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422899827"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) и основные направления коррекционно – развивающего обучения."
    ["seo_title"] => string(80) "psikhologhiia_dietiei_s_zadierzhkoi_psikhichieskogho_razvitiia_zpr_i_osnovnyie_n"
    ["file_id"] => string(6) "456704"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1518426415"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Консультация для педагогов «Песочная терапия - ведет к успеху»"
    ["seo_title"] => string(64) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_pesochnaia_terapiia_vedet_k_uspekhu"
    ["file_id"] => string(6) "568692"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1609079214"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья на тему: "Использование двигательно- речевой и телесно- ориентированной практики в здоровьеформирующей работе с детьми дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(141) "statianatiemuispolzovaniiedvighatielnoriechievoiitieliesnooriientirovannoipraktikivzdorovieformiruiushchieirabotiesdietmidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "312673"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459364769"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства