АРТ – терапия, как технология развития творческих способностей школьника в результате самостоятельной деятельности
АРТ – терапия, как технология развития творческих способностей школьника в результате самостоятельной деятельности
Внедрение в традиционную педагогическую школу такой инновационной дисциплины, как «арт-терапия», возникшей на границе слияния таких наук, как педагогика, психология, культуроведение и социально-культурная деятельность, находит широкое применение на практике.
Понятие «арт-терапия» ещё не имеет точного определения, исцеление искусством - означает исцеление посредством творчества с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния. Арт-терапия - это обретение гармонии, развитие личности через любую творческую деятельность, «общение» с произведениями искусства. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и педагогами. Арт-терапия это…
Творю, как чувствую!
Метод арт-терапии наиболее подходит для работы с детьми и подростками. Это превосходный метод работы с детьми с различными способностями и в группах с их смешанным уровнем, поскольку он позволяет каждому ребёнку действовать на собственном уровне и быть оцененным за свой вклад. Во всём современном мире всё более активно применяется психотерапия искусством.
Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие. Учащиеся приобретают ценный опыт позитивных изменений, происходит углублённое самопознание и самостоятельное принятие нового, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей изменений ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим.
Преимущества арт-терапии перед другими формами работы:
1. В работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных и музыкальных навыков;
2. Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения, что делает ее особенно ценной в работе с детьми младшего школьного возраста;
3. Музыка и изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей;
4. Они позволяют использовать работы ребенка для оценки его состояния;
является средством свободного самовыражения;
5. Вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию;
6. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.
Виды «арт-терапевтических» занятий:
1. Музыкальная
2. Игровая терапия.
3. Драма терапия.
4. Сказка терапия.
5. Танцевальная терапия.
6. Изобразительная терапия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«АРТ – терапия, как технология развития творческих способностей школьника в результате самостоятельной деятельности »
АРТ–терапия,как технология развития
творческих способностей школьника в результате самостоятельной деятельности
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Арт-терапия способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в человеке важные социальные навыки.
В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста.
Это не требует наличия у него способностей к творчеству.
6 стратегий «Арт-терапии»:
1.Будьте исследователем – способ открыть дорогу свежим мыслям, к новому, к открытию, созданию собственного пути.
Задавайте вопросы – ищите
ответы, будьте в поиске,
не принимайте всё за веру,
задавайте любые вопросы.
3. Нарушайте правила, ломайте
привычки – логика старых
стереотипов самый разумный
путь к самосовершенствованию.
4. Давайте работу воображению – безгранично.
5. Вынашивайте кучу идей – тренируйте ум, находите решения и воплощайте их в жизнь.
6. Наполняйте «колодец» - заботьтесь о себе, рассчитывайте на свои силы,
умейте давать себе
отдых и развлечения.
Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
Приёмы арт-терапии
Рисование в «воздухе» - учитель рисует в воздухе какую-либо фигуру, изображающую простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге .
• Выдувание соломинкой - Используется соломинка для коктейля. На сухую бумагу наносится жидкая лужица. Соломинку следует держать в нескольких сантиметрах от поверхности и дуть через нее на лист бумаги. Таким образом, можно получить неожиданные образы.
• Графическая музыка - Ребенку предлагают под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.).
• Пальцеваяживопись - Педагог предлагает детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна гуашью или акварельными красками пальчиком. Можно нарисовать не весь предмет, а только его контур.
• Моё настроение - Педагог предлагает ребенку выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент.
• Рисунок по кругу - Участники рассаживаются в круг. Придумывают, что будут рисовать и пишут на своём листе. Через каждую минуту участники передают по кругу свои работы и так столько раз, пока рисунок не вернется к своему хозяину. Сравним, что получилось с тем, что хотели нарисовать.
Солнце - Каждый участник получает полоску бумаги и произвольно ее раскрашивает или выполняет аппликацию. Полосы наклеиваются на большой бумажный круг. Нужно подписать рядом с каждым лучом имя ребёнка.
Ладошка – учащиеся обводят ладони на бумаге, раскрашивают пальчики в яркие и насыщенные цвета, рисуют цветовые линии,
пятна, круги, узоры,
своего настроения.
• Манный диск - диск смазать клеем ПВА, посыпать манкой, после высыхания нарисовать рисунок.
• Рисунки магического воздействия - предметы оставляют разные следы:
Положите под лист любой плоский предмет и мелком или карандашом нанесите штрихи, пока не появится чёткое изображение.
2. Обмакните предмет в краску и
оставляйте на бумаге следы.
Изображение представленного -
Музыку можно слушать как с закрытыми, так и с открытыми глазами. Если дети захотят рассказать то, что они увидели во время звучания - пусть они это сделают. Возможно, сначала они захотят нарисовать свои ощущения. Иногда это могут быть абстрактные очертания и образы. В завершение предоставить детям возможность высказаться.
Чудо-аппликация - Берем картон. Рисуем эскиз без мелких деталей. Можно взять глянцевые журналы или промокательную бумагу. Отрываем от бумаги или журнала клочки размером не более 1х1см нужного цвета и наклеиваем на основу с рисунком так, чтобы в итоге залепить всю картонку.
Сияющий предмет – на лист прикладывается шаблон, кистью в разные стороны от шаблона накладываются мазки кисти, краску лучше выбрать – гуашь. Переставляя его, ребёнок создаёт композицию.
Портрет - закрасьте контур человека красками или фломастерами, обклейте бумагой, или лоскутками ткани, представьте – это ваш внутренний мир.
Подарок группе - На бумаге изобразите рисунок в круге. От него стрелками обозначьте людей, которые вам симпатичны