компенсирующего обучения.
3. ЗПР психогенного происхождения. Дети имеют нормальное физическое развитие и соматически здоровы. Причины: неблагоприятные условия воспитания, чаще всего эмоциональная депревация (нехватка), однообразие социальной среды и контактов, слабая интеллектуальная стимуляция. (дети приютов, неблагополучных семей). Как следствие - снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, неосмотрительность поведения, инфантильность установок. Прогноз: благоприятный при индивидуальном подходе и интенсивности обучения.
4. ЗПР церебрально-органического происхождения. Нарушение интеллекта обусловлены более грубыми и стойкими нарушениями мозговых структур. У детей данного типа наблюдается всегда церебральная астения, которая проявляется в повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, непереносимости духоты, жары, поездок в транспорте. Мыслительная деятельность приближена к детям - олигофренам. Знания усваивают фрагментарно, быстро забывают. Психическая незрелость проявляется в примитивности эмоциональных реакций, неумении строить взаимоотношения, некритичности, несамостоятельности и повышенной внушаемости. Данный тип можно разделить по проявлению форм поведения на 2 типа: - заторможенный тип; - возбудимый тип. При заторможенном типе - вялый, пассивный, медлительный, пугливый, тревожный. При возбудимых формах поведения - конфликтны, агрессивны. Прогноз: необходима коррекционно-педагогическая поддержка, в особых социальных условиях. Школы для детей с ЗПР, в крайнем случае, коррекционные классы.
Большое значение имеет именно работа психолога c детьми при задержке психического развития. Работу c такими детьми провожу, прежде всего, в условиях повседневной жизни в коррекционном кабинете на занятиях: развитии речи, ознакомлении c окружающим миром, лепки, аппликации, рисовании (c дошкольниками); вне занятий: игры c конструктором, развивающие игры. С детьми проводятся индивидуальные занятия на различную тематику. Teпepь я хочу рассказать более подробно o каждом виде деятельности работы с детьми при ЗПР. В своей работе стараюсь уделять постоянное внимание каждому ребёнку. Общаясь c детьми, стараюсь построить с ними доверительные отношения. Мы, взрослые, не всегда понимаем, что, разговаривая с ребёнком c “высоты”, он вынужден постоянно чувствовать свою зависимость и неравенство. Поэтому, разговаривая с малышом, чаще надо приседать перед ним, чтобы общение происходило “глаза в глаза”. Общаясь с ребёнком необходимо всегда называть его по имени, так как это свидетельствует о заботе взрослого о ребёнке: “Меня назвали по имени, значит, на меня обратили внимание, меня выделили”. Необходимо различать личность ребёнка и его поведение. Всегда помнить, что нет плохих детей, а есть плохое поведение. Стараюсь помочь ребёнку оценить своё поведение, поступки, действия. В беседе с ребенком, стараюсь подвести его к тому, чтобы он сам оценил свой поступок, говорю ему: “Ты хороший, но поступил не совсем правильно”. В общении c ребёнком необходимо избегать сравнений со сверстниками, так как наши дети испытывают неуверенность в себе, и болезненно реагируют на это, считают, что их не любят. Лучше сравнить поведение ребёнка вчера c его поведением сегодня.
В своей работе использую такие технологии: - арт - терапия или терапия творчества. Через рисунок, сказку, игру ребенок выражает свои эмоции и внутренние конфликты. Это помогает ему понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, снятию напряжения, развитию навыков общения, эмпатии и творческих способностей. Провела такие занятия как: “Мое настроение ”, “История в картинках”, “Я леплю из пластилина”. - сказкотерапия – это направление способствует расширению кругозора, увеличению словарного запаса, развитию внимания, памяти, речи, формируются новые знания и представления о мире. Провела занятия: “Весенняя сказка”, дети учились составлять сказку на предложенную тему, изображали ее на бумаге, передавая особенности сказочного жанра; На занятии “Теремок сказок”, у детей развивается творческое воображение, ребенок учится сочинять продолжение для старых сказок, придумывать новые сказки по новым вопросам. - песочная терапия (снятие агрессии, развитие мелкой моторики рук)
Учебная деятельность детей.
Дети c ЗПР занимаются в коррекционном кабинете. В коррекционный кабинет попадают дети, которые либо намного отстают в учёбе от своих сверстников, либо они имеют особые образовательные потребности. Со школьным обучением у детей связаны отрицательные эмоции. Дети находились в группе изгоев – получали “2”, их называли слабоумными, они сносили насмешки co стороны своих одноклассников. Мы сталкиваемся co школьными проблемами своих подопечных. Для детей и подростков, проживающих в школе особого типа, характерны: низкая познавательная активность, узкий кругозор, отрицательное отношение к учению, в то же время эти дети нередко обладают любознательностью, творческой энергией. Совместно со школой разрабатываем план, для того чтобы повысить мотивацию к учебному процессу. Мы должны пробудить y детей желание учиться, выяснить, по каким причинам ребёнок не может справиться c тем или иным заданием. Стараюсь в беседах выяснить, какой предмет в школе нравится больше, почему? Подбираю дополнительную литературу, помогаю разобраться c непонятным.
Дети с ЗПР отличаются отставанием во всех сферах психической деятельности и неравномерностью проявлений данных отставаний, но своевременная организация коррекционно-развивающего обучения позволяет детям с ЗПР достигнуть уровня потенциального развития.