- формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо-моторную координацию;
- закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов;
- стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие зрительной координации. Материалы и оборудование: напольные тактильные дорожки; система «Мелодичный звон»сухой бассейн; мячики-веселки; квадратики из ткани; мягкое напольное покрытие; аудиозапись «Шум воды», «Голоса птиц», мягкие модули, прозрачная ткань, цветы, массажные мячики, сундучок, кубики.
I. Организационный момент.
Приветствие.
Психолог:- Здравствуй …… Я приглашаю тебя отправиться со мной в путешествие в волшебную комнату. Для того чтобы в нее попасть, нужно открыть эту волшебную дверь. А чтобы дверь открылась, нужно позвонить в волшебный звоночек (перед ребенком висит система «Мелодичный звон»). К сожалению, руками его трогать нельзя. Что же нужно сделать, чтобы он зазвенел?
Ребенок: — Надо на него подуть.
Психолог:- Правильно! Молодец! Я тебе сейчас расскажу, как это сделать правильно. Представь, что у тебя в животике воздушный шарик. Какого он цвета? Чтобы надуть шарик, нужно сделать глубокий вдох через нос. А чтобы сдуть — медленно делаем выдох через рот. (ребенок выполняет.)
- Здорово! А теперь каждый из нас по очереди должен три раза подуть на звоночек. Делаем глубокий вдох через нос, набираем воздух в животик, выдыхаем через рот. Молодец! Наша дверь открылась.
II.Основная часть.
1.Упражнение «У водопада». Начнется наше путешествие вот с этого большого водопада. Посмотри, как падает вода с вершины горы, как сверкает она и рассыпается на разноцветные брызги. Подойди к нему поближе и послушай, как журчит вода, сбегая по уступам горы. (Слушает шум воды.) При этом необходимо закрыть глазки и включить воображение, для того чтобы оказаться на красивом острове у водопада. Представить, какой водопад, войти в него, поплескаться, почувствовать, какая вода, и пр. А какие маленькие яркие птички тут живут, как звонко они щебечут! (Звучит аудиозаnись «Голоса птиц».). По окончании упражнения проводится обсуждение: удалось ли представить водопад? Рассказать, что видел ребенок, смог ли почувствовать воду.
2. Упражнение «Лесная лужайка».
Психолог: А сейчас мы пойдем на лесную полянку (лужайку)по волшебной тропинке. Ребенок идет по сенсорной тропе. Общаясь с ребенком, психолог говорит: «Почувствуй ножками, какая кочка под ними. Она мягкая, ножкам приятно, а следующая кочка какая? А на этой «кочке» приятно потопать ножками, шарики под ногами перекатываются. Устали ножки? Давайте присядем на дорожке, выберем самую «удобную», можно повторить упражнение (ребенок стоит на коленях на одном из элементов сенсорной тропы). Вот и дошли. Куда мы пришли? ( на волшебную полянку (лужайку)). Давай возьмем шифоновую, прозрачную ткань зеленого цвета и разложим на ней красивые лесные цветы.
Летом Е. Трутнева Луг, совсем как ситцевый (Ребенок ходит по кругу на носочках, руки на поясе). Всех цветов платок (Бежит, взмахивая как крыльями) Не поймешь, где бабочка ( Приседают, поднимая и смыкая руки над головой). Где живой цветок ( Встают, разводят руки в стороны.) Лес и поле в зелени ( Покачивают руками, изображая волны). Синяя река, Белые, пушистые В небе облака. Что на поляне растет? (Цветы). Педагог-психолог предлагает присесть на полянку и рассмотреть красивые цветочки.
3. Упражнение с «Массажными мячиками».Посмотри, мы с тобой оказались перед необычным бассейном (сухой бассейн), на дне которого для тебя спрятаны «секретики». Ныряй в него и ищи предметы. (ребенок достает массажные мячики.)
- Молодец, какая ты ловкая. Присаживайся. Давай посмотрим, что же за секретики ты нашла?
Ребенок:- Это разноцветные мячики.
Психолог:- А для чего они нужны?
Ребенок: — Для массажа.
Психолог: - Верно.
- «Печем пирожки». Мяч перекладываем из ладошки в ладошку.
- «Подкидывание мяча». Мяч подкидываем вверх и ловим.
-«Подкидывание мяча с хлопками». Мяч подкидываем вверх, хлопаем в ладоши и ловим.
-«Машина едет».Ладони с мячом держим параллельно друг другу. Выполняем вращательные движения, перекатывая мяч.
- «Перекатывание мяча». Вытянуть левую руку в перед. Положить на ладонь массажный мяч. Правой рукой перекатывать мяч с ладони вверх до плеча, затем по шее на правую руку. Сменить руку и перекатывать мяч по правой руке до ладони левой рукой. Приятно делать массаж? Замечательно, давай сложим мячики в корзинку.
4. Игра «Что изменилось ?»
Перед ребенком на полу выложены кубики, мягкие модули. Он смотрит на них, запоминает и отворачивается. В это время педагог перекладывает модули или убирает один из них. Ребенок должен определить. Что изменилось, или чего не стало. Предложить ребенку составить из букв слово мама, составить и решить пример.
5.Упражнение «Красивые бабочки».
Психолог: Смотри, вот сундучок! Давай посмотрим, что в нем находятся. (Открывает.)
- Что это?
- Правильно, это квадратики из разной ткани. Выбирай, какая тебе нравится. Подбрось свои платочек как можно выше; понаблюдай, как они падают вниз.
- А сейчас надо не просто подбросить платочки, но и постараться, чтобы они подольше не опускались на пол. Для этого надо дуть на них - вот так! (Показ.)
(Далее педагог предлагает подбросить платочки несколько раз. Включает прибор динамической заливки.)
III. Итоговая часть.
Целый день мы путешествовали с тобой по волшебному комнате! Наступает ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайся на ней (мягкое наnольное покрытие).
Упражнение «Звездочеты»
Для игры используется звездное панно.
Ребенка просят зрительно подсчитать количество звезд на панно – это способствует развитию зрительной координации, зрительному удержанию объекта, тренирует зоркость.
- Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Ты чувствуешь себя абсолютно спокойной и счастливой. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все твое тело: лоб, лицо, шею, живот, спину, руки, ноги... Ты чувствуешь, как тело становится легким, теплым, послушным.
Дышится легко и свободно.
Ты спокойно отдыхаешь,
Сном волшебным засыпаешь.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Дышится легко, ровно, глубоко.
- Ветерок обдувает твое тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным.
Потянуться, улыбнуться, открыть глаза и встать!
Мы полны сил и энергии. Постарайся сохранить это ощущение на весь день.