Просмотр содержимого документа
«Психология общения»
ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ОБРАЗОВАНИЮ, НАУКЕ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ
Сафоновский филиал областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования
«Смоленский промышленно-экономический колледж»
(Сафоновский филиал ОГБОУ СПО
«Смоленский промышленно - экономический колледж»)
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.06 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230115 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ
(БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА)
2013г.
Программа учебной дисциплины входит в состав вариативной части основной профессиональной образовательной программы и предназначена для реализаций требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах.
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология общения
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины предназначена для реализации общеобразовательной подготовки в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) социально-экономического профиля.
Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина является вариативной и входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-взаимосвязь общения и деятельности, цели, функции, виды и уровни общения;
-роли и ролевые ожидания в общении;
-виды социальных взаимодействий;
-механизмы взаимопонимания в общении;
-техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
-этические принципы общения;
-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 5.1
Производить инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем.
ПК 5.2
Осуществлять выбор методов и средств измерения эксплуатационных характеристик объектов профессиональной деятельности.
ПК 5.3
Выполнять работы по модификации отдельных компонент программного обеспечения.
ПК 5.4
Обеспечивать защиту программного обеспечения компьютерных систем.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов/зачетных единиц
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
Самостоятельная работа студента (всего)
24
в том числе:
подготовка и написание сообщений и докладов
решение ситуационных задач
подготовка к деловым играм
подготовка и участие в дискуссиях
анализ производственных ситуаций
12
2
2
4
4
Итоговая аттестация в форме зачета с использованием контрольных материалов в виде набора заданий тестового типа
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Введение в учебную дисциплину
3
Содержание учебного материала
2
Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Основные понятия. Требования к изучаемой дисциплине. Роль общения в профессиональной деятельности человека.
2
Самостоятельная работа обучающихся №1:
Используя профессиограмму своей специальности, опишите роль и место общения в структуре деятельности.
1
Раздел 2.
Социальное общение
49
Тема 2.1.
Общение – основа человеческого бытия
Содержание учебного материала
10
1.Общение в системе межличностных и общественных отношений.
Социальная роль.
2
2
2
2
2. Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения
3. Единство общения и деятельности
Самостоятельная работа обучающихся №2:
Подготовка докладов и выступлений по теме: «Общение – основа человеческого бытия»
4
Тема 2.2
Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Содержание учебного материала
11
1. Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажение в процессе восприятия.
2
2
2
2. Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека.
Практическое занятие № 1, 2
Самодиагностика по теме «Общение»
Диагностический инструментарий:
«Коммуникативные и организаторские способности».
«Ваш стиль делового общения».
«Ваши эмпатические способности».
Самоанализ результатов тестирования
Составление плана действий по коррекции результатов, мешающих эффективному общению.
4
Самостоятельная работа обучающихся №3:
Подготовка выступлений на темы: «Значение стереотипа в профессиональной деятельности», «Роль восприятия в развитии межличностного общения», «Влияние внешнего вида человека на успех в профессиональной деятельности»
3
Тема 2.3
Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Содержание учебного материала
6
1. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль.
2
2
2
2. Взаимодействие как организация совместной деятельности
Самостоятельная работа обучающихся №4:
- Разработка сценариев взаимодействия и определение их роли в межличностном общении.
- Определение практической значимости трансактного анализа Э. Берна
2
Тема 2.4
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
Содержание учебного материала
13
1. Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры.
2
2
3
2
2. Невербальная коммуникация.
3. Методы развития коммуникативных способностей. Виды, правила и техники слушания. Толерантность как средство повышения эффективности общения.
Контрольная работа по теме «Психологические аспекты общения»
1
Самостоятельная работа обучающихся №5:
Самодиагностика: «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения» Анализ самодиагностики.
Самодиагностика «Коммуникативная толерантность» Анализ диагностики.
5
Тема 2.5
Формы делового общения и их характеристики
Содержание учебного материала
9
1. Деловая беседа. Формы постановки вопросов.
2
4
2
2. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений. Аргументация.
Самостоятельная работа обучающихся №6:
Подготовка самопрезентации.
3
Раздел 3.
Конфликты и способы их предупреждения и разрешения
12
Тема 3.1
Конфликт: его сущность и основные характеристики
Содержание учебного материала
6
1. Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения конфликтов
2
2
2
Практическое занятие №3
Самодиагностика по теме «Конфликт»
Диагностический инструментарий:
«Твоя конфликтность»
«Стратегия поведения в конфликтах» К. Томаса.
Анализ своего поведения на основании результатов диагностики.
Самостоятельная работа обучающихся №7:
Проанализировать художественные произведения, в которых рассматриваются различные стратегии поведения в конфликтах.
2
Тема 3.2
Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляции
Содержание учебного материала
6
1. Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия. Разрядка эмоций.
2
2
2
2. Правила поведения в конфликтах. Влияние толерантности на разрешение конфликтной ситуации.
Самостоятельная работа обучающихся №8:
Сообщение на тему: «Роль руководителя в разрешении конфликтов».
2
Раздел 4. Этические формы общения
8
Тема 4.1 Общие сведения об этической культуре
Содержание учебного материала
8
Понятие: этика и мораль. Категория этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения
2
2
3
2. Деловой этикет в профессиональной деятельности. Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений.
Практическое занятие №4 «Разработка этических норм своей профессиональной деятельности»
2
Самостоятельная работа обучающихся №9:
Сформулировать принципы делового этикета и определить их значение в профессиональной сфере
2
Всего
72
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия
учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
1. Документационное обеспечение:
паспорт кабинета; ФГОС СПО специальности; план работы учебного кабинета; план работы СНО; журнал по технике безопасности.
2. Учебно-методическое обеспечение:
- планы практических и семинарских занятий по дисциплине «Психология общения»;
- раздаточный дидактический материал по учебной дисциплине «Психология общения»;
- банк оценочных материалов по дисциплине «Психология общения» в форме разноуровневых тестовых заданий, ситуационных задач;
- методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов по дисциплине «Психология общения»;
- слайд – лекции к дисциплине «Психология общения».
Технические средства обучения:
-учебные рабочие места оснащенные ПВМ;
-Интернет ресурс;
-интерактивная доска;
-мультимедийный проектор;
-программные средства обучения.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Андреева Г. М. «Социальная психология». - М. : Аспект – пресс, 2009.
Андреенко Е. В. «Социальная психология» - М.: Академия, 2009.
Соснин В. А., Красникова Е. А. Социальная психология. Учебник для ССУЗов (изд:2). – М., 2009.
Дополнительные источники:
1) Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: 2007.
2) Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: 2006.
2) Журнал "Psychologies": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychologies.ru
3) Электронная библиотека учебников: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studentam.net/
4) Библиотека Гумер - гуманитарные науки: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.info/
5) PSYLIB: Психологическая библиотека "Самопознание и саморазвитие": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psylib.kiev.ua/
5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения:
-применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
Практическая работа: анализ производственных ситуаций.
-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
Практическая работа: анализ производственных ситуаций (деловая игра).
Усвоенные знания:
-взаимосвязь общения и деятельности, цели, функции, виды и уровни общения;
Тестовый контроль
-роли и ролевые ожидания в общении;
-виды социальных взаимодействий;
-механизмы взаимопонимания в общении;
Тестовый контроль
-техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
-этические принципы общения
Индивидуальные задания.
-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
Анализ проблемных ситуаций.
Примерный вариант контрольно-оценочных средств для проведения итоговой аттестации в форме зачета с использованием контрольных материалов в виде набора заданий тестового типа
1. Какого рода контакт возникает в процессе общения двух попутчиков в поездке?
Опосредованный
Продолжительные и не случайный
Непосредственный, случайный непродолжительный.
2. Какого рода контакт возникает в процессе общения людей через интернет?
Непосредственный, продолжительный
Опосредованный
Случайный продолжительный
3. Что изучает психология общения и межличностного взаимодействия?
различные виды и средства коммуникаций между людьми
типы взаимодействия людей
различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), механизмы этих коммуникаций, типы взаимодействия людей - от кооперации до конфликта
4. Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на:
1. методы исследования и методы воздействия
2. методы сбора информации и методы ее обработки
5. При использовании какого метода социально-психологического исследования важнейшую роль играет способность к пониманию текста?
1. изучение документов
2. наблюдение
3. эксперимент
6. Представьте ситуацию: вы работник кадрового агентства и вам необходимо подобрать персонал для определенной фирмы. Какие методы социально-психологического исследования вы бы использовали в своей работе?
1. наблюдение, опросы
2. интервьюирование
3. эксперимент
7.Ответ да/нет. Требует ли продуктивное общение от человека высокой психологической культуры, а также постоянного изучения и учета эмоциональной стороны отношений?
Ответ: да
8.Чувства – это:
1. своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и самому себе
2. отношение человека к окружающей действительности
3. отношение человека к самому себе
9. Что включает в себя микросреда общения:
1. Наука, культура, идеология, законы
2. Группа, семья, школа, улица, производство
10. Что включает в себя макросреда общения:
1. Наука, культура, идеология, законы
2. Группа, семья, школа, улица, производство
11. Вставьте пропущенное слово. Всевозможные связи и контакты незнакомых людей в обществе – это …. общение.
Ответ: массовое
12. Как называется обычное общение людей, каждый из которых отличается своими уникальными качествами?