kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психология общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой прорамму по дисцилине "Психология общения" для студентов СПО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психология общения»

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПО ОБРАЗОВАНИЮ, НАУКЕ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ

Сафоновский филиал областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

«Смоленский промышленно-экономический колледж»

(Сафоновский филиал ОГБОУ СПО

«Смоленский промышленно - экономический колледж»)

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.06 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230115 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ

(БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА)

               

2013г.

Программа учебной дисциплины входит в состав вариативной части основной профессиональной образовательной программы  и предназначена для реализаций требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования  по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах.


Разработчик________А.С. Малуева, преподаватель Сафоновского филиала ОГБОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж»


Согласовано с Методическим объединением педагогов-психологов г. Сафоново


Утверждена научно - методическим советом ОГБОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж»

Протокол №__ от «__» ___________ 20__г.


Рассмотрена методическим советом Сафоновского филиала ОГБОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж»

Протокол №___ от «___» __________ 20__г.

Начальник службы ОД и НМС ______Е.А.Киселёва


Одобрена цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин

Протокол №___ от «___» _________ 20___г.

Председатель _____И.Л.Карпова


Рецензент_________Балакина Н.Н.,

преподаватель Сафоновского филиала ОГБОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж»


Рецензент_____________Байдакова В.А.,

руководитель МО педагогов-психологов


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ 

5

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации  учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Психология общения

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины предназначена для реализации общеобразовательной подготовки в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) социально-экономического профиля.

Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина является вариативной и входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-взаимосвязь общения и деятельности, цели, функции, виды и уровни общения;

-роли и ролевые ожидания в общении;

-виды социальных взаимодействий;

-механизмы взаимопонимания в общении;

-техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

-этические принципы общения;

-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часа.

2. ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 ПК 5.1

Производить инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем.

ПК 5.2

Осуществлять выбор методов и средств измерения эксплуатационных характеристик объектов профессиональной деятельности.

ПК 5.3

Выполнять работы по модификации отдельных компонент программного обеспечения.

ПК 5.4

Обеспечивать защиту программного обеспечения компьютерных систем.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов/зачетных единиц

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

Самостоятельная работа студента (всего)

24

в том числе:


 подготовка и написание сообщений и докладов

решение ситуационных задач

подготовка к деловым играм

подготовка и участие в дискуссиях

анализ производственных ситуаций

12

2

2

4

4

Итоговая аттестация в форме  зачета с использованием контрольных материалов в виде набора заданий тестового типа


3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в учебную дисциплину




3



Содержание учебного материала

2



Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Основные понятия. Требования к изучаемой дисциплине. Роль общения в профессиональной деятельности человека.




2


Самостоятельная работа обучающихся №1:

Используя профессиограмму своей специальности, опишите роль и место общения в структуре деятельности.

1


Раздел 2.

Социальное общение


49


Тема 2.1.

Общение – основа человеческого бытия

Содержание учебного материала

10



1.Общение  в  системе  межличностных  и  общественных  отношений.

Социальная роль.



2

2

2



2


2. Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения




3. Единство общения и деятельности




Самостоятельная работа обучающихся №2:

Подготовка докладов и выступлений по теме: «Общение – основа человеческого бытия»




4


Тема 2.2

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

Содержание учебного материала

11



1. Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажение в процессе восприятия.

2



2



2


2. Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека.






Практическое занятие № 1, 2

Самодиагностика по теме «Общение»

Диагностический инструментарий:

«Коммуникативные и организаторские способности».

«Ваш стиль делового общения».

«Ваши эмпатические способности».

Самоанализ результатов тестирования

Составление плана действий по коррекции результатов, мешающих эффективному общению.

4



Самостоятельная работа обучающихся №3:

Подготовка выступлений на темы: «Значение стереотипа в профессиональной деятельности», «Роль восприятия в развитии межличностного общения», «Влияние внешнего вида человека на успех в профессиональной деятельности»



3




Тема 2.3

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Содержание учебного материала

6



1. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль.



2

2



2


2. Взаимодействие как организация совместной деятельности




Самостоятельная работа обучающихся №4:

- Разработка сценариев взаимодействия и определение их роли в межличностном общении.

- Определение практической значимости трансактного анализа Э. Берна



2


Тема 2.4

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

Содержание учебного материала

13



1. Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры.

2



2

3

2


2. Невербальная коммуникация.




3. Методы развития коммуникативных способностей. Виды, правила и техники слушания. Толерантность как средство повышения эффективности общения.




Контрольная работа по теме «Психологические аспекты общения»

1



Самостоятельная работа обучающихся №5:

Самодиагностика: «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения» Анализ самодиагностики.

Самодиагностика «Коммуникативная толерантность» Анализ диагностики.

5


Тема 2.5

Формы делового общения и их характеристики

Содержание учебного материала

9



1. Деловая беседа. Формы постановки вопросов.

2

4



2


2. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений. Аргументация.




Самостоятельная работа обучающихся №6:

Подготовка самопрезентации.

3


Раздел 3.

Конфликты и способы их предупреждения и разрешения




12


Тема 3.1

Конфликт: его сущность и основные характеристики

Содержание учебного материала

6



1. Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения конфликтов

2





2

2


Практическое занятие №3

Самодиагностика по теме «Конфликт»

Диагностический инструментарий:

«Твоя конфликтность»

«Стратегия поведения в конфликтах» К. Томаса.

Анализ своего поведения на основании результатов диагностики.  




Самостоятельная работа обучающихся №7:

Проанализировать художественные произведения, в которых рассматриваются различные стратегии поведения в конфликтах.

2




Тема 3.2

Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляции

Содержание учебного материала

6



1. Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия. Разрядка эмоций.



2



2



2


2. Правила поведения в конфликтах. Влияние толерантности на разрешение конфликтной ситуации.




Самостоятельная работа обучающихся №8:

Сообщение на тему: «Роль руководителя в разрешении конфликтов».



2


Раздел 4. Этические формы общения


8


Тема 4.1 Общие сведения об этической культуре

Содержание учебного материала

8



  1. Понятие: этика и мораль. Категория этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения

2



2

3


2. Деловой этикет в профессиональной деятельности. Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений.




Практическое занятие №4 «Разработка этических норм своей профессиональной деятельности»

2



Самостоятельная работа обучающихся №9:

Сформулировать принципы делового этикета и определить их значение в профессиональной сфере

2


                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                        Всего



72



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

4. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия

 учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

1. Документационное обеспечение:

паспорт кабинета; ФГОС СПО специальности; план работы учебного кабинета; план работы СНО; журнал по технике безопасности.

2. Учебно-методическое обеспечение:

- планы практических и семинарских занятий по дисциплине «Психология общения»;

- раздаточный дидактический материал по учебной дисциплине «Психология общения»;

- банк оценочных материалов по дисциплине «Психология общения» в форме разноуровневых тестовых заданий, ситуационных задач;

- методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов по дисциплине «Психология общения»;

- слайд – лекции к дисциплине «Психология общения».

Технические средства обучения:

-учебные рабочие места оснащенные ПВМ;

-Интернет ресурс;

-интерактивная доска;

-мультимедийный проектор;

-программные средства обучения.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Андреева Г. М. «Социальная  психология». - М. : Аспект – пресс,  2009.

  2. Андреенко Е. В. «Социальная  психология» - М.: Академия, 2009.

  3.  Соснин В. А., Красникова Е. А. Социальная психология. Учебник для ССУЗов (изд:2). – М., 2009.

Дополнительные источники:

1)  Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: 2007.

2)  Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: 2006.

3)  Бороздина Г.В. Психология делового общения. –М.: 2006..

4)  Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: 2008.

5)  Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: 2007.

6) Панфилова А.П. Деловая коммуникация и профессиональной деятельности. Учебное пособие. – СПб.: 2005.

7)  Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: 2007.

8)  Социальная психология./ Авторы – составители Р.И. Мокшанцев, 

А.В. Мокшанцева. – М.: Новосибирск, 2010.

Интернет-источники:

1)    Портал психологии - "Psychology.ru": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychology.ru

2) Журнал "Psychologies": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychologies.ru

3)  Электронная библиотека учебников: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studentam.net/

4) Библиотека Гумер - гуманитарные науки: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.info/

5) PSYLIB: Психологическая библиотека "Самопознание и саморазвитие": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psylib.kiev.ua/

5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических  и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:


-применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

Практическая работа: анализ производственных ситуаций.

-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

Практическая работа: анализ производственных ситуаций (деловая игра).

Усвоенные знания:


-взаимосвязь общения и деятельности, цели, функции, виды и уровни общения;

Тестовый контроль

-роли и ролевые ожидания в общении;

-виды социальных взаимодействий;

-механизмы взаимопонимания в общении;

Тестовый контроль

-техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

-этические принципы общения

Индивидуальные задания.

-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

Анализ проблемных ситуаций.

        

Примерный вариант контрольно-оценочных средств для проведения итоговой аттестации в форме зачета с использованием контрольных материалов в виде набора заданий тестового типа

1. Какого рода контакт возникает в процессе общения двух попутчиков в поездке?

  1. Опосредованный

  2. Продолжительные и не случайный

  3. Непосредственный, случайный непродолжительный.

2. Какого рода контакт возникает в процессе общения людей через интернет?

  1. Непосредственный, продолжительный

  2. Опосредованный

  3. Случайный продолжительный

3. Что изучает психология общения и межличностного взаимодействия?

  1. различные виды и средства коммуникаций между людьми

  2. типы взаимодействия людей

  3. различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), механизмы этих коммуникаций, типы взаимодействия людей - от кооперации до конфликта

4. Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на:

1. методы исследования и методы воздействия

2. методы сбора информации и методы ее обработки

5. При использовании какого метода социально-психологического исследования важнейшую роль играет способность к пониманию текста?

1. изучение документов

2. наблюдение

3. эксперимент

6. Представьте ситуацию: вы работник кадрового агентства и вам необходимо подобрать персонал для определенной фирмы. Какие методы социально-психологического исследования вы бы использовали в своей работе?

1. наблюдение, опросы

2. интервьюирование

3. эксперимент

7.Ответ да/нет. Требует ли продуктивное общение от человека высокой психологической культуры, а также постоянного изучения и учета эмоциональной стороны отношений?

Ответ: да

8.Чувства – это:

1. своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и самому себе

2. отношение человека к окружающей действительности

3. отношение человека к самому себе

9. Что включает в себя микросреда общения:

1. Наука, культура, идеология, законы

2. Группа, семья, школа, улица, производство

10. Что включает в себя макросреда общения:

1. Наука, культура, идеология, законы

2. Группа, семья, школа, улица, производство

11. Вставьте пропущенное слово. Всевозможные связи и контакты незнакомых людей в обществе – это …. общение.

Ответ: массовое

12. Как называется обычное общение людей, каждый из которых отличается своими уникальными качествами?

1. Межличностное

2. Ролевое

3. Межперсональное




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Психология общения

Автор: Шрайбер Наталия Михайловна

Дата: 26.11.2016

Номер свидетельства: 362774

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Программа "Психология общения" для 8 класса "
    ["seo_title"] => string(51) "proghramma-psikhologhiia-obshchieniia-dlia-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "231763"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442610679"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа по курсу внеурочных занятий "Психология общения" "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-po-kursu-vnieurochnykh-zaniatii-psikhologhiia-obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "231468"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442506343"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ УСВОЕНИЮ  ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ  ПО  ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» "
    ["seo_title"] => string(139) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-studientov-po-effiektivnomu-usvoieniiu-poniatii-i-tierminov-po-distsiplinie-psikhologiia-obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "244383"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445931766"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Психология общения. Межличностные и конфликтные отношения"
    ["seo_title"] => string(72) "psikhologhiia_obshchieniia_miezhlichnostnyie_i_konfliktnyie_otnoshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "382421"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485094452"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Элективный курс "Психология общения" для 8-х классов"
    ["seo_title"] => string(61) "eliektivnyi_kurs_psikhologhiia_obshchieniia_dlia_8_kh_klassov"
    ["file_id"] => string(6) "345788"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474808183"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства