kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ УСВОЕНИЮ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для студентов по эффективному усвоению понятий  и терминов по дисциплине «Психология общения» Усвоение понятийного аппарата психологии, как и любой другой науки, является необходимым условием профессионального становления специалиста. Основы психологических знаний требуют глубокого усвоения понятийного аппарата, который состоит из большого количества терминов. Однако при усвоении базовых понятий студенты сталкиваются с трудностями, связанными с тем, что термины необходимо не просто запомнить, но и осознать их психологическое содержание.

  Внешняя узнаваемость многих психологических понятий, широко употребляемых в повседневной жизни, и, казалось бы, вполне понятных – например, воображение, мышление, личность, воля, тревожность и пр. – вызывает у студентов ощущение, что они им известны. Но интуитивно схваченные смыслы часто оказываются далекими от содержания, которое нормативно презентует соответствующим бытовым понятиям психология как наука. Отсюда возникает еще одна трудность – необходимость преодоления сопротивления более глубокому изучению сущности научных понятий. Цель данной работы – разрешить указанное противоречие и показать возможность повышения эффективности усвоения научных психологических понятий.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ УСВОЕНИЮ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» »

ГОУ СПО

«Самарский медико- социальный колледж»










МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ЭФФЕКТИВНОМУ УСВОЕНИЮ

ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»







Разработано преподавателем психологии:

Неженцевой Ю.А.
















2010 г.

Внутренняя рецензия

на методические рекомендации для студентов по эффективному усвоению понятий и терминов по дисциплине «Психология общения».

Методические рекомендации по дисциплине «Психология общения» составлен преподавателем Неженцевой Ю.А. в соответствии с требованиями ГОС СПО по специальностям:

060108.51 «Фармация»,

060109.51 «Сестринское дело».

Методические рекомендации для студентов по эффективному усвоению понятий и терминов по дисциплине «Психология общения» содержат:

Способы усвоения базовых понятий. Ассоциативный метод по усвоению понятий. Алгоритм работы с понятием.

Методические рекомендации ставят целью оптимизацию использования учебного времени на занятиях по дисциплине «Психология общения», расширение социокультурного кругозора студентов. Цели обучения формулируются грамотно. Созданы условия для укрепления мотивации самостоятельного изучения и дальнейшего совершенствования в области психологии общения и дальнейшей профессиональной деятельности.

Методические рекомендации правильно структурированы и могут использоваться только преподавателями психологии при подготовке к теоретическому занятию, способствуя формированию таких ключевых профессиональных компетенций как социально-коммуникативная (готовность эффективно взаимодействовать с другими людьми в процессе совместной профессиональной деятельности) и информационная (готовность осуществить информационный поиск, обрабатывать и представлять полученную информацию).




Рецензент: зам.директора по НМР _____________________ Павлова Т.Н.

Методические рекомендации для студентов по эффективному усвоению понятий и терминов по дисциплине «Психология общения» Усвоение понятийного аппарата психологии, как и любой другой науки, является необходимым условием профессионального становления специалиста. Основы психологических знаний требуют глубокого усвоения понятийного аппарата, который состоит из большого количества терминов. Однако при усвоении базовых понятий студенты сталкиваются с трудностями, связанными с тем, что термины необходимо не просто запомнить, но и осознать их психологическое содержание.

  Внешняя узнаваемость многих психологических понятий, широко употребляемых в повседневной жизни, и, казалось бы, вполне понятных – например, воображение, мышление, личность, воля, тревожность и пр. – вызывает у студентов ощущение, что они им известны. Но интуитивно схваченные смыслы часто оказываются далекими от содержания, которое нормативно презентует соответствующим бытовым понятиям психология как наука. Отсюда возникает еще одна трудность – необходимость преодоления сопротивления более глубокому изучению сущности научных понятий. Цель данной работы – разрешить указанное противоречие и показать возможность повышения эффективности усвоения научных психологических понятий.

  В научных понятиях отражаются логические связи и отношения наиболее устойчивые, существенные, постоянно закрепленные за объектами, многократно повторенные и отобранные практикой для усвоения. Для научного определения понятия необходимо указать, что это понятие обозначает, какие признаки являются общими для объединенных данным понятием предметов, а по каким признакам они различаются, каковы связи и зависимости между ними. Таким образом, определение должно, во-первых, раскрыть сущность предметов (явлений) и, во-вторых, отличать данный предмет ( явление) от всех остальных. В связи с тем, что студентам необходимо выявить признаки и связи по существу новых для них объектов, данная деятельность по формулированию определений понятий является для студентов интеллектуальной творческой деятельностью.

Чтобы связать жизненный опыт студентов с раскрытием смысла изучаемого понятия как психологического термина и вывести их на уровень самооценки понимания ими этого смысла, предлагается алгоритм работы с понятием. При этом предлагаемый алгоритм учитывает ту специфическую особенность психологических знаний, что они не поддаются жесткой формализации.

  Для раскрытия личностного смысла понятий, то есть того индивидуального содержания, которое вкладывает в данное понятие конкретный человек, используется метод генерирования ассоциаций. Процесс генерирования ассоциаций, которые отражают личный опыт и знания учащегося, выявляет его представление о связи данного понятия с окружающим миром и позволяет ему глубже познать сущность этого понятия. Социальный опыт каждого человека уникален и определяет индивидуальное понимание понятий, не имеющих однозначного определения. Этот опыт выражается в «активном» языке личности. Для раскрытия содержания понятий с вовлечением в этот процесс активных знаний студентов по алгоритму предлагается выполнить следующие действия:
  1. Запишите понятие, которому необходимо дать определение.
  2. Используя метод генерирования ассоциаций, запишите в столбик 5 – 10 ассоциаций – имен существительных, связанных для вас с определяемым понятием (обычно на время, 2-3 мин.).
  3. Из полученного списка выберите те 2-4 ассоциации, которые, по вашему мнению, наиболее точно отражают суть определяемого понятия.
  4. Используя выбранные слова в качестве ключевых, сформулируйте определение выбранного понятия.
  При формулировке определения психологического термина постарайтесь определить, к какому психическому явлению (процесс, свойство, состояние или пр.) относится определяемый вами термин, чтобы использовать это явление как более общее (родовое) понятие.
  5. При групповой работе, на основе обсужденных определений каждого участника, сформулируйте синтезированное определение понятия.
  6.Сравните полученное определение со словарным (словарными) вариантом (вариантами), выявите, есть ли между ними отличия. Есть ли в словарном определении признак, который у вас отсутствует?

  Именно выявление таких признаков способствует более глубокому осмыслению содержания понятия. При групповой работе обсудите несколько формулировок, данных другими учащимися, акцентируя внимание на существенных и несущественных признаках определяемого пон






Список использованной литературы:



  1. А.С. Козлов «Система понятий в психологии». Журнал «Прикладная психология», № 4. Москва - 2000г.

  2. Шкуренко. Д.А. Общая и медицинская психология. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Неженцева Юлия Александровна

Дата: 27.10.2015

Номер свидетельства: 244383


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства