Программа "Психология общения" разработана для учащихся 8-ых классов. Актуальность данного психологического курса обусловлена тем, что возраст 12 -14 лет является сензитивным для развития рефлексии и самопознания школьников. Их социальная дезадаптация часто связана со снижением темпов реализации интеллектуальных и эмоционально-волевых способностей, вплоть до блокирования значительной части их задатков и возможностей самореализации в полезной для общества деятельности. Повышение коммуникативной культуры учащихся – одно из необходимых условий социальной адаптации.
Основной целью программы является повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, которое способствует стимулированию социального развития и личностного роста.
Программа позволяет решать следующие задачи:
Формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии.
Развитие навыков конструктивного общения.
Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.
Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития учащихся.
Формирование интереса к прикладным психологическим знаниям.
Сплочение ребят, создание атмосферы взаимного доверия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа "Психология общения" для 8 класса »
«Утверждено»
Директор школы Филатова Е.И.
___________________________
«___»_________________2015г.
МБОУ "Софринская СОШ №1" Пушкинского муниципального района
Программа по психологии общения
8 класс
Составлена педагогом – психологом
Мухиной М. С.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Актуальностьданного психологического курса обусловлена тем, что возраст 12 -14 лет является сензитивным для развития рефлексии и самопознания школьников. Их социальная дезадаптация часто связана со снижением темпов реализации интеллектуальных и эмоционально-волевых способностей, вплоть до блокирования значительной части их задатков и возможностей самореализации в полезной для общества деятельности. Повышение коммуникативной культуры учащихся – одно из необходимых условий социальной адаптации.
Основной цельюпрограммы являетсяповышение уровня коммуникативной компетентности подростков, которое способствует стимулированию социального развития и личностного роста.
Программа позволяет решать следующие задачи:
Формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии.
Развитие навыков конструктивного общения.
Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.
Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития учащихся.
Формирование интереса к прикладным психологическим знаниям.
Сплочение ребят, создание атмосферы взаимного доверия.
Программа рассчитана на 34 часа (1 занятие в неделю).
Основными целями образовательного процесса в современной школе являются максимальное раскрытие потенциальных способностей каждого учащегося, обеспечение самореализации личности в процессе конструктивной деятельности.
Разработанная программа исходит из известных концепций о наличии у каждого человека потенциальных способностей, раскрывающихся в его социальной деятельности. Поэтому одним из основных условий самореализации каждого индивида является его социальная адаптация, которая в значительной степени зависит от уровня развития поведенческой и социальной структур интеллекта.
Развитие поведенческой структуры интеллекта характеризует способность человека правильно понимать потребности других людей, понимать их вербальные и невербальные сообщения и соответственно строить свое поведение.
Развитие социальной структуры интеллекта характеризует умение индивида конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми.
Одна из основных задач подростков — поиск новых форм поведения и взаимодействия с окружающими. Данный процесс инициируется возрастными психофизическими изменениями учащихся, изменениями их статуса в обществе, их потребностей. Новые формы поведения подростки обычно ищут методом проб и ошибок.
Недостаток знаний о принципах и приемах конструктивного общения и взаимодействия часто приводит подростков к конфликтам с родителями, педагогами. Обострены отношения и в среде самих подростков
Программа занятий построена таким образом, что у учащихся по мере усвоения курса складывается целостное восприятие закономерностей общения и взаимодействия с окружающими. Значительная часть занятий отведена формированию у учащихся навыков вербального и невербального общения, освоению школьниками приемов конструктивного общения, навыков активного слушания, уверенному поведению в конфликтных ситуациях.
Знания и умения, приобретенные учащимися в процессе занятий, являются базой для их успешной социальной адаптации в настоящем и будущем.
Литература
1. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер,2006
2. Дружинин Н.К. Психология общения. – М.,2008
3. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Издательство «Речь»,2007
Тематическое планирование по программе «Психология общения»
№
Тема урока
Требования к знаниям, умениям, навыкам
Дата проведения
8А
8Б
1
Введение
2-3
Мы – команда
Сплочение класса, повышение заинтересованности подростков в посещении занятий.
4
Наши сходства и различия
Знать понятие «психологическая информация».
5
Зачем нужна психология общения
Знать понятие «общения» как единства процессов обмена информацией, взаимодействия и восприятия друг друга; функции общения.
6-7
Успешность в общении
Знать факторы, определяющие успешность общения. Уметь использовать их в конкретных ситуациях.
8-9
Обратная связь
Знать виды обратной связи. Уметь организовать обратную связь в ситуации общения.
10
Непосредственное общение
Уметь психологически грамотно вести себя в различных ситуациях общения.
11
Опосредованное общение
Знать возможности и ограничения общения, опосредованного техническими средствами. Уметь дозированно пользоваться компьютером, телефоном и др.
12-14
Наша речь
Иметь представление о речи как о средстве общения между людьми; намеренные речевые искажения как средство общения. Уметь использовать паралингвистические средства общения.
15-16
Средства общения
Знать экстралингвистические средства общения. Уметь использовать движения, жесты, экстралингвистические средства общения.
17-18
Общение без слов
Уметь «расшифровывать» невербальные сигналы участников общения. Развитие навыков невербальной коммуникации.
19-20
Умение слушать и слышать
Знать понятие «активного слушания». Уметь использовать приемы активного слушания; выстраивать «Я – сообщения».
21-22
Человек и общество
Интегрирование полученных навыков вербального и невербального общения.
23
Наши эмоции и чувства
Знать определения понятий «чувства», «эмоции»; их функции. Уметь отличать чувства от эмоций. Совершенствовать умения конструктивно выражать чувства и эмоции.
24
Проявления эмоций и чувств
Уметь «расшифровывать» внешние проявления основных эмоций и чувств у других людей; развивать собственную эмоциональную экспрессивность.
25-26
Конфликты и причины их возникновения
Знать определение «конфликта» в психологии. Учиться анализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения.
27-28
Пути решения конфликтов
Знать стили конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Уметь применять разные стили поведения в конфликтах.
29-32
Манипуляции и защита от них
Знать понятие «манипуляции» в общении; основные способы психологических манипуляций и пути защиты от них.
33
Портрет нашего класса
Осознание личных успехов в повышении уровня коммуникативной культуры.