Психология общения. Межличностные и конфликтные отношения
Психология общения. Межличностные и конфликтные отношения
Конспект практического занятия для студентов по дисциплине «Социальная психология» на тему "Психология общения. Межличностные и конфликтные отношения" Изучение данной темы позволит развить у студентов способность анализировать конфликтные ситуации; применять правила рационального поведения в ситуациях межличностного взаимодействия, освоить техники рационального поведения в конфликтных ситуациях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психология общения. Межличностные и конфликтные отношения»
Конспект практического занятия по дисциплине
«Социальная психология»
Тема: "Психология общения. Межличностные и конфликтные отношения"
Данная методическая разработка практического занятия предназначена для студентов, изучающих курс «Социальная психология».
Продолжительность: 90 минут
Тип занятия: практическое
Вид занятия: комбинированное
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Работать в коллективе, команде, уметь эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 5. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 6. Готовность и стремление к познанию и самосовершенствованию.
Изучение темы также позволит развить у студентов следующие профессиональные компетенции:
ПК 1. Способность применять знания и умения в профессиональной деятельности – анализировать конфликтные ситуации; применять правила рационального поведения в ситуациях межличностного взаимодействия, конфликтных ситуациях.
ПК 2. Умение организовать свою работу
Цели:
Обучающая:
закрепление теоретических знаний;
освоение техник рационального поведения в конфликтных ситуациях;
формирование коммуникативных компетенций личности
Студент должен знать:
понятие, виды, средства общения;
виды межличностных отношений;
специфику делового общения;
признаки, виды, динамику, стратегии конфликта;
Студент должен уметь:
анализировать конфликт;
определять позитивную стратегию в ситуациях межличностного взаимодействия.
Воспитательная: воспитывать у студентов чувство ответственности, эмпатии, терпения;
Развивающая: развивать у студентов эмоционально-волевые качества, умение анализировать слова и поступки, адекватно решать сложные ситуации межличностного взаимодействия.
Внутридисциплинарные связи: все темы курса “Социальной психологии”.
Междисциплинарные связи: общая психология, социология, педагогика, правовое обеспечение профессиональной деятельности, культура речи.
Методическое обеспечение дисциплины:
• методическая разработка практического занятия для преподавателя;
• дидактический материал по теме занятия;
• диагностическая программа по определению “Коммуникативно-организаторских способностей личности” и “Стратегий поведения в конфликтных ситуациях”;
Использованная литература:
Основная:
1. Сухов А.Н. Социальная психология. М., Академия, 2006.
2. Бодалев А.А. Психология общения: М.: Издательство «Институт
3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. С.-Пб., 2001.
4. Мириманова М.С. Конфликтология. М., Академия, 2004.
5. Горянина В.А. Психология общения. М., Академия, 2005.
6. Дубровина И.В. Психология. М., Академия, 2007.
7. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. Спб.:
Питер, 2011.
Дополнительная:
1. Крылов А.А. Психология. М., 2001.
2. Бендас Т.В. Гендерная психология. Питер, 2005.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. Питер, 2001.
4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М, 2001.
5. Психология и этика делового общения. Под ред. Лавриненко В.Н. М.:
Юнити-Дана, 2010
Актуализация темы
В современных условиях изменения социальной и политической жизни общества знания по социальной психологии становятся одним из важнейших компонентов профессиональной культуры специалиста, так как современный период отличается нарастанием проблем социального и психологического плана.
Профессиональная деятельность педагога – это отношения в системе человек-человек, где на первый план выступают особенности общения, межличностного взаимодействия, поведения в конфликтных ситуациях на различных уровнях: педагог-ребенок, между сотрудниками, работник-руководитель. Ведущими психологами замечено, что успех в профессиональной деятельности на 80% зависит от умения общаться в коллективе. Компетентностный подход в образовательной системе базируется на стремлении и готовности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области. Социальные компетенции включают умение нести ответственность, работать в команде, организовывать свою работу, показывать стойкость перед трудностями, доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений, умение находить новые решения и изучаются дисциплиной “Социальная психология”, темой “Психология общения. Межличностные и конфликтные отношения”.
Технологическая карта практического занятия
Этапы
Содержание этапов
Время
Методическое обоснование
1. Организационный момент
Преподаватель приветствует студентов, проверяет готовность к занятию, отмечает отсутствующих.
3 мин.
Активизировать внимание на предстоящую работу, подготовить к восприятию данной темы.
2. Актуализация темы
Преподаватель сообщает тему, цель, актуализацию, ход занятия.
2 мин.
Заинтересовать студентов в важности полученной информации, ориентировать на выполнение необходимых требований и объема работы.
3. Контроль исходного уровня знаний
Преподаватель проводит устный фронтальный опрос основных понятий темы (Приложение 1).
8 мин.
Выяснить исходный уровень знаний по теме, побудить к осознанию изучаемого материала.
4. Упражнение «Ассоциация»
Преподаватель пишет на доске слово КОНФЛИКТ. Предлагает группе по одному перечислить слова, приходящие в голову при мыслях о конфликте – такие как, например, "боль, борьба, энергия, изменение". Когда больше идей нет, преподаватель просматривает вместе с группой составленный список слов. Обращение к группе: "Какие слова являются положительными, какие отрицательными, какие нейтральные?" (используются знаки "+" и "-").
10 мин.
Активизировать внимание, мыслительную активность.
Создать положительный эмоциональный фон и задействовать всех участников группы.
5. Упражнение «Стратегия поведения в конфликте»
Этап 1. "В чем заключается проблема (конфликтная ситуация)?"
Этап 2. Возможные варианты
Этап 3. Выбор.
Этап 4. Трудности.
Этап 5. Решение.
Член группы N добровольно предлагает свою проблему (возможную конфликтную ситуацию) для обсуждения. Объяснить группе: "Эта проблема принадлежит N и никто, кроме него самого, не может ее решить. Ceйчас мы проведем упражнение, чтобы помочь N выработать различные шаги, которые он мог бы предпринять, но только он может решить, какой вариант выбрать".
Попросить N рассказать группе своими словами, в чем заключается проблема. Если необходимо, задать ему вопросы, чтобы выяснить детали.
Напомнить группе о технике мозгового штурма – предлагается все, смешное и серьезное; предложения не обсуждаются и не критикуются. Предложения, выработанные путем мозгового, штурма, должны касаться того, что N мог бы сделать. Записать тезисно каждое предложение на доске или стенде.
Предложить N просмотреть список и выбрать два или три предложенных варианта, которые он считает возможным попробовать; попросить его назвать одну причину, почему каждый из них может быть полезным, и одну проблему, которую вариант может повлечь за собой.
По каждому из предложений в последовательности попросить группу методом мозгового штурма разработать пути преодоления трудностей.
Спросить N, чувствует ли он, что сможет попытаться воспользоваться выбранными им одним или двумя предложениями; обсуждение.
15 мин.
Развитие навыков коллективной деятельности, вербального и невербального общения.
Активизация творческой активности.
Генерация и анализ идей и предложений, рассмотрение различных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
6. Проверка домашнего задания
Преподаватель проверяет подготовку домашнего задания: работу 1 микрогруппы по теме “Общение. Специфика делового общения”; работу 2 группы “Особенности межличностных отношений в коллективе”, и 3 микрогруппы: “Пути разрешения конфликтных ситуаций” (Приложение 2).
20 мин.
Определить уровень теоретической подготовки студентов, развить навыки делового общения, сотрудничества, работы в команде. Получить информацию по изучаемой теме.
7. Подведение итогов работы микрогрупп
Преподаватель отмечает подготовленность студентов, анализирует и оценивает работу каждого и всей группы.
5 мин.
Систематизировать знания студентов по теме. Развить чувство ответственность за себя и за других. Создать благоприятный фон для совместной деятельности преподавателя и студентов.
6. Диагностика
Преподаватель следит за ходом диагностики “Коммуникативно- организаторских способностей
10 мин.
Развить стремление к познанию и самосовершенствованию, умение применять компьютерные технологии.
7. Анализ результатов диагностики
Преподаватель анализирует и обобщает результаты диагностической работы студентов.
5 мин.
Развить мыслительную деятельность, способность самостоятельно принимать решения, навыки самоконтроля и самоанализа.
10. Домашнее задание
Преподаватель даёт методические рекомендации по выполнению домашнего задания (Приложение 3).
5 мин.
Мотивировать к предстоящей работе. Развить интерес и творческую активность, психологическое мышление.
11. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Преподаватель помогает осмыслить результаты проделанной работы. Оценивает работу каждого студента. Студенты делятся впечатлениями.
5 мин.
Активизировать самоподготовку, развить навыки самоконтроля и самооценки, пути улучшения результаты деятельности. Получение информации о результативности процесса обучения на практическом занятии, обратной связи.
12. Заключительная часть.
Систематизация и обобщение итогов занятия, выявление достижения целей и компетенций.
2 мин.
Развить ответственность, умение договариваться, готовность к познанию и самосовершенствованию.
Приложение 1
Перечень вопросов для фронтального опроса по теме практического занятия
«Межличностные и конфликтные отношения».
1. Дать определение общению, перечислить основные функции общения.
2. Перечислите основные компоненты коммуникативной модели К. Лассуэлла.
3. Дать определение деловому общению.
4. Что такое деловой этикет?
5. Охарактеризуйте горизонтальные и вертикальные нормы делового этикета.
6. Перечислите основные виды взаимоотношений в малой группе.
7. Назовите принципы взаимоотношений в малой группе.
8. Перечислите основные признаки конфликта.
9. Назовите педагогические меры разрешения конфликтов.
10. Назовите директивные меры разрешения конфликтов.
11. Перечислить основные стратегии поведения в конфликте.
12. Что такое конкурентное поведение?
13. Охарактеризуйте кооперативное поведение.
14. Дать характеристику переговорному процессу.
Перечень ответов при фронтальном опросе студентов по теме практического занятия “Психология общения. Межличностные и конфликтные отношения”.
1. Дать определение общению, перечислить основные функции общения.
Ответ: Общение – процесс установления, развития и сохранения контактов между людьми. Основные функции общения – информационно- коммуникативная, регулятивно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.
2. Перечислите компоненты модели коммуникативного процесса К. Лассуэлла.
Ответ: Основные компоненты коммуникативного процесса: коммуникатор, сообщение, канал, аудитория, эффективность.
3. Дать определение деловому общению.
Ответ: Деловое общение – процесс развития контактов в служебной сфере.
4. Что такое деловой этикет?
Ответ: Деловой этикет – процесс развития контактов в служебной сфере.
5. Охарактеризуйте горизонтальные и вертикальные нормы делового этикета.
Ответ: Горизонтальные нормы – между равными по статусу участниками делового общения; вертикальные нормы – контакт руководителя и подчинённого.
6. Перечислите основные виды взаимоотношений в малой группе.
Ответ: Основные виды взаимоотношений в малой группе – общественно-политические, служебные, внеслужебные.
7. Назовите принципы взаимоотношений в малой группе.
Ответ: принцип уважения и субординации, принцип сплочённости, принцип гуманизма.
8. Перечислите основные признаки конфликта.
Ответ: основные признаки конфликта – наличие противоречия, нанесение различного рода ущерба, разрешение конфликта.
9. Назовите педагогические меры разрешения конфликтов.
Ответ: К педагогическим мерам разрешения конфликтов относятся беседа, просьба, устное предупреждение, устный приказ, объяснение и т.д.
10. Назовите директивные меры разрешения конфликтов.
Ответ: К директивным мерам разрешения конфликтов относятся выговор, докладная, приказ, увольнение, снятие с должности и.т.д.
11. Перечислите основные стратегии поведения в конфликте.
Ответ: К основным стратегиям поведения личности в конфликте относят: принуждение, уступку, компромисс, уход, сотрудничество.
12. Что такое конкурентное поведение?
Ответ: Конкурентное поведение – ориентирует на борьбу, свою победу, жесткое противостояние.
13. Охарактеризуйте кооперативное поведении?
Ответ: Кооперативное поведение – учёт интересов обеих сторон, поиск взаимоприемлимых решений.
14. Дать характеристику переговорному процессу.
Ответ: переговорный процесс – процесс, направленый на выработку компромиссных решений.
Приложение 2
Памятка студентам по организации работы микрогруппами по теме «Психология общения. Межличностные и конфликтные отношения».
Задание 1. Подготовить освещение следующих теоретических вопросов:
1.1. Актуальность темы в профессиональной деятельности фельдшера.
1.2. Общая характеристика общения: понятие, виды, функции.
1.3. Особенности и виды делового общения.
1.4. Особенности общения в профессиональной деятельности фельдшера.
1.5. Факторы неуспешности общения.
1.6. Пути оптимизации общения.
1.7. Основные выводы по теме.
Задание 2. Подготовить интересный факт, сценку, эксперимент, статистику, анализ результаты анкетирования по теме сообщения.
Задание 3. Подготовить раздаточный материал по теме сообщения.
Задание 4. Составить перечень вопросов по закреплению материала у студентов.
Тема 2 микрогруппы – «Особенности и виды межличностных отношений».
Задание 1. Подготовить освещение следующих теоретических вопросов:
1.1 Актуальность темы в профессиональной деятельности фельдшера.
1.2. Общая характеристика межличностных отношений: понятие, виды.
1.3. Критерии межличностных отношений в группе.
1.4. Специфика межличностных отношений в профессиональном коллективе.
1.5. Основные выводы по теме.
Задание 2. Подготовить интересный факт, сценку, эксперимент, статистику, анализ результаты анкетирования по теме сообщения.
Задание 3. Подготовить раздаточный материал по теме сообщения.
Задание 4. Составить перечень вопросов по закреплению материала у студентов.
Тема 3 микрогруппы: «Пути разрешения конфликтных ситуаций»
Задание 1. Подготовить освещение следующих теоретических вопросов:
1.1. Роль конфликта в межличностном взаимодействии.
1.2. Общая характеристика конфликта: признаки, виды.
1.2. Специфика конфликтов в профессиональной деятельности фельдшера.
1.3. Пути разрешения конфликтов.
1.4. Правила рационального поведения личности в конфликте.
1.5. Основные выводы по теме.
Задание 2. Подготовить интересный факт, сценку, эксперимент, статистику, анализ результаты анкетирования по теме сообщения.
Задание 3. Подготовить раздаточный материал по теме сообщения.
Задание 4. Составить перечень вопросов по закреплению материала у студентов.
Приложение 3
Домашнее задание к практическому занятию по теме «Психология общения.
Межличностные и конфликтные отношения».
1. Подготовится к тесту-контролю по теме «Психология общения. Межличностные и конфликтные отношения».
2. Подготовить в письменном виде анализ ситуационных задач.
3. Подготовить доклады на темы:
1.«Причины конфликтов в профессиональной деятельности фельдшера».
2.Психологические особенности общения медицинского работника в сложных ситуациях.
3.Профилактика конфликтов.
4. Выполнить упражнение на развитие эмпатии.
Ситуационные задачи по теме: «Психология общения. Межличностные и конфликтные отношения».
Задача № 1
Между двумя сотрудниками возник конфликт, который мешает успешно работать. Каждый из них в отдельности обращается к непосредственному начальнику с просьбой разобраться и поддержать её позицию.
Как наиболее эффективно разрешить данную ситуацию?
Ответ: Для наиболее эффективного взаимодействия необходимо разрешать конфликт в кабинете старшего по должности, с чёткой ориентацией на пресечение конфликта на работе, найдя приемлемый для обеих сторон способ примирения.
Задача № 2
Вам предоставлена возможность выбрать себе заместителя.
Имеется несколько кандидатур.
Какие профессиональные и личностные качества, прежде всего Вы примите во внимание?
Ответ: Выбрать, прежде всего, того, кто способен наладить доброжелательные товарищеские отношения в