ПРОГРАММА ТРЕНИНГА «КАК ВЫБРАТЬ СЕБЕ ПРОФЕССИЮ».
Санаева Дилбар Икрамовна.
Психолог –педагог,Узбекистан, Гиждуванского
профессионального колледжа бытовых услуг.
Сегодня в школах и колледжах для проведения профориентационной работы с учащимся применяются инновационные формы, методы, средства профессиональной ориентации учащихся. Например: беседы на уроке, классном часе; обучающие занятия и тренинги; мастер-классы; индивидуальные и групповые профконсультации; кружки по интересам; экскурсии на предприятия, в колледжи, лицеи; встречи с людьми разных профессий; просмотр учебных фильмов, телепередач о профессиях, предприятиях, новых технологиях; реклама рабочих мест с описанием требований профессий к работникам в газетах. Однако все эти формы недостаточно реализуются в современной образовательной и социальной практике. Поэтому цель - данного методического пособия дать ответы на основной вопрос: как правильно и качественно организовать эффективную работу по профориентации с учащимися. Профориентационная работа с учащимися должна быть направлена на формирование знаний о различных профессиях, специальностях, их значении для человека и общества; познавательных интересов к учебным предметам, наукам; к общественным явлениям и событиям; интереса к определенным профессиям; усвоение понятий об образовании и образовательных учреждениях в Узбекистане.
Цель тренинга: формирование осознанного отношения к выбору будущей профессии.
Задачи.
1) Осознать особенности специфики и типичности любой профессии.
2) Повысить уровень понимания типического и специфического в профессиональной деятельности специалиста.
3) Получить обобщенные представления о будущей профессии и профессиональном пути.
Методы: игры, работа в группах, мозговой штурм, дискуссии, заполнение таблицы.
Целевая группа: учащиеся 8-9-х классов.
Время проведения: 1ч. 30мин.
План
№
Содержание тренинга
Время
Цель занятия, упражнения
Вступительная часть
1
Знакомство.
Упражнение “В детстве я хотел быть."
10мин.
Формирование доверительных отношений
2
Правила работы на тренинге
5мин.
Для обеспечения психологической безопасности участников тренинга
Основная часть
1
Мозговой штурм «С чем у Вас ассоциируется слово «профессия»
15мин.
Узнать у учащихся как они понимают понятия: «профессия» и «профориентация»
2
Упражнение "Один день из жизни…"
15мин.
Повысить уровень осознания профессиональной деятельности того или иного специалиста
3
Упражнение "Подарок с намеком"
15мин.
Лучше осознать особенности той или иной профессиональной деятельности
4
Упражнение "Советчик"
15мин.
Получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников
Заключительная часть
1
Опрос и определение мнений участников о тренинге
15мин.
Подведение итогов
Ход тренинга
Вступительная часть
1. Знакомство. Упражнение "В детстве я хотел быть."
Цель и задача: формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.
Каждому участнику в течение трех минут предлагается написать на карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем анонимные карточки сдаются тренеру, который их перемешивает и вновь раздает участникам в случайном порядке. Каждый участник должен "вжиться" в полученный образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли его мнение сейчас, когда он встал взрослее. Если изменилось, то почему? Остальные участники внимательно слушают, задают вопросы.
2. Мозговой штурм «Заключение контракта».
Цель и задача: для психологической безопасности участников тренинга.
Инструкция. Тренер вместе с группой при помощи мозгового штурма определяет правила работы в группе. Все предложения записываются на доске, флиппе (ватмане формат А3). Флипп с правилами вешается так, чтобы участники во время тренинга могли его видеть, и тренер в случаи необходимости мог о них напомнить.
Основные и необходимые правила.
1. Закон «ноль-ноль» (о пунктуальности).
2. Правило поднятой руки: высказываются по очереди, когда один говорит, остальные молча, слушают и прежде чем взять слово, поднимают руку.
3. Без оценок: принимаются различные точки зрения, никто друг друга не оценивает, обсуждает только действия: критика должна быть конструктивной.
4. Конфиденциальность: то, что происходит на занятии, остается между участниками.
5. Правило «Стоп»: если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «Стоп».
6. Добровольная активность: чаще всего, те, кто проявляют активность на занятиях, приобретают по окончании курса больше, чем те, кто был пассивен на занятиях. И другие правила, по желанию группы.
Основная часть.
1. Мозговой штурм «С чем у Вас ассоциируется слово «профессия».
Цель и задача: узнать у учащихся как они понимают понятия «профессия» и «профориентация»?
Ожидаемый результат: учащиеся должны больше узнать о профессиях, их классификации и мотивировать свой выбор.
Тренер задает вопрос, с чем у учащихся ассоциируется слово «профессия». Выслушав все ответы на заданный вопрос, тренер задает следующий вопрос: «Как вы представляете человека, который правильно выбрал себе профессию, по своим интересам, способностям»? Тренер записывает все сказанное на доске или листе ватмана (флиппе).
Варианты могут быть следующие:
- хороший внешний вид;
- уверенный в себе;
- целеустремленный;
- жизнерадостный;
- деловой человек и др.
«А теперь: как Вы представляете человека, который не доволен своей работой, так, как вовремя не определился, в какой сфере деятельности он хотел бы работать»? Тренер так же записывает все варианты ответов на ватмане (флиппе).
Возможные варианты ответов:
- человек нервный;
- раздражительный;
- человек часто бывает, недоволен собой.
Тренерский итог: заслушав ответы учащихся, тренер говорит о том, как важно в жизни определиться с выбором будущей профессии, как важно знать в какой сфере деятельности он хотел бы работать? Подводя итоги, он разъясняет: что такое «профессия» и «профессиональная ориентация» (см. Приложение №1).
2. Упражнение «Один день из жизни…».
Цель и задача: повысить уровень знания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.
Упражнение проводится в кругу. Количество играющих — от 6 до 20 чел.
Ожидаемый результат: опыт показывает, что игра обычно проходит достаточно интересно. Участники нередко находятся в творческом напряжении и могут даже немало уставать, поэтому больше двух раз проводить данное игровое упражнение не следует.
Тренер определяет вместе с участниками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, группа захотела рассмотреть профессию «учителя».
Общая инструкция: - «Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне — учителя.
Это будет рассказ только из имен существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким:
звонок — завтрак — звонок — урок — классный час— вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — собрание — урок — отличники — звонок —дом — постель.
В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу учителя, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность, каким-то неудачно подобранным существительным можно испортить весь рассказ.
Прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком».
Тренер может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Если игроков 6-8 человек, то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.
Тренерский итог: при подведении итога игры можно спросить у участников, получился ли интересным и целостным рассказ или нет? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рассказать, о чем же был составленный рассказ, что там происходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день учителя.
Не менее интересно может быть проведено аналогичное упражнение, но уже на тему: «Сон из жизни режиссёра или художника». В этом случае возможно творческое, и бурное фантазирование участников, поскольку речь идет о необычной профессии, связанной с загадочным миром искусства.
Данные упражнения оказываются интересными, полезными и познавательными для учащихся, они повышают уровень знаний о специфических особенностях той или иной профессии, обогащают их словарный запас понятиями характерными для данной профессии.
Особенно полезными для учащихся были бы игровые упражнения на темы: «День из жизни не работающего человека».