Психологического сопровождения
программы экспериментальной площадки «Исследовательская деятельность детей дошкольного и младщего школьного возраста».
Цель участия педагога-психолога в экспериментальной работе - проведение психодиагностического обследования детей, оказание психологической и консультационной помощи педагогам и родителям, развитие поисково-исследовательской деятельности учащихся.
Диагностическая работа.
В течение учебного года проводится диагностика познавательной и креативной сферы.
Цель диагностики – изучение уровня познавательных процессов (мотивация, мышление, память, социальный интеллект) и уровня креативности.
Для проведения психологического обследования можно использовать следующий диагностический инструментарий:
Познавательная сфера:
-методика «Корректурная проба»;
-методика «Заучивание 10 слов»;
-методика «Исключение слов»;
-методика «Распознавание эмоций».
Креативность:
-методика «Эскизы»;
-методика «Использования предметов»;
-методика «Интерпретация рисунка».
Диагностика, проведенная во втором классе, показала, что уровень развития мотивации к исследовательской деятельности на высоком уровне у 23%, средний уровень у 63%, у остальных детей мотивация соответствует низкому уровню.
Диагностика креативности показала, что высокий и выше среднего уровень наблюдается у 26% учащихся, средний уровень у 22%, ниже среднего и низкий уровень показало 52% учащихся.
Данные диагностики вызывают необходимость проведения занятий с элементами тренинга по развитию исследовательских способностей.
Занятия по развитию
исследовательских способностей учащихся 2-х классов.
Цель занятий – развитие у второклассников исследовательских способностей.
Под исследовательскими способностями понимаются специальные знания школьников, а также специальные умения и навыки, необходимые для исследовательского поиска.
Задачи
В рамках данных занятий предлагается решение следующих задач:
- развивать у школьников мотивацию к исследовательской деятельности;
- развивать у школьников умения видеть проблемы, способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон, видеть ситуацию глазами собеседника.
- развивать умения выдвигать гипотезы;
- развивать умение классифицировать предметы.
Занятие 1
Задачи:
-развивать у учащихся умение видеть проблемы;
-дать учащимся опыт исследования и решения проблемы данного типа;
-развивать навыки коммуникации: взаимопонимание, умения задавать уточняющие вопросы.
1 Упражнение « Притча о слоне».
Четверо слепых впервые в жизни встретились со слоном. Один из них дотронулся до хобота и сказал : «Слон похож на толстый канат». «Слон похож на столб»,- сказал другой, ощупав ногу слона. Третий коснулся слоновьего живота и заявил: «Слон похож на огромную бочку». «Он похож на циновку», - потрогав слона за ухо сказал четвертый.
А) Коллективное обсуждение: в чем особенность данной проблемы, похожей на притчу о слепых и слоне.
Б) Рисунок данной проблемы. Каждый ребенок придумывает его сам и демонстрирует комментируя остальным.
2 Упражнение «Ноль или буква «О»?
Взрослый рисует на доске фигуру, похожую на овал: о. И задает детям вопрос: «Как вы думаете, что это?» Дети предлагают разные варианты ответа, на все они без оценки принимаются взрослым. Затем ведущий справа от овала пишет «А», а слева «Б». Снова предлагает ответить на вопрос, что это за фигура стоит между буквами. Теперь практически все дети говорят, что это буква «О». Взрослый принимает ответ, а затем над овалом рисует цифру «1», а под ним – цифру «2». Он повторяет свой вопрос, и теперь большая часть детей говорит, что эта фигура – цифра «0».
Взрослый предлагает детям подумать и ответить на вопрос: какой вывод они могут сделать из этого примера?
3 Упражнение «Составь рассказ от имени другого».
Представьте, что вы на какое-то время стали школьной партой, лужей после дождя, зубной щеткой, человеком определенной профессии.
Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.
Хороший эффект дает письменное выполнение этого задания. Важно при выполнении данного упражнения, поощрять самые интересные, изобретательные ответы детей.
4 Упражнение «Несостоявшееся свидание».
Педагог зачитывает учащимся следующий текст.
Две подруги договорились в выходной день встретиться и сходить на каток. Их встреча должна была состояться в определенном месте в девять часов. Одна из них пришла на место встречи в девять часов утра и ждала свою подругу целый час. Озадаченная она позвонила своей подруге и… разбудила своим звонком! Проснувшись, подруга сказала: «Я думала, что мы встретимся в …».
Педагог спрашивает: « Как вы думаете, что ответила подруга и по какой причине подруги не встретились?».
Важно подвести детей к выводу о том, что подруги по по-разному поняли слова «девять часов» и не уточнили их друг у друга.
5 упражнение « Когда начинается зима?»
Дети сидят за своими партами. Педагог задает вопрос: « Как вы думаете, когда начинается зима?» Дети высказывают свое мнение, педагог фиксирует их ответы на доске. Варианты могут быть самыми разными.
Например:
Когда выпадает снег.
Когда на улице становится холодно.
Когда кончается осень.
Когда надеваем шубу и меховую шапку.
Когда варианты исчерпаны, педагог просит еще раз прочитать все записанные варианты и выбрать для себя тот, который кажется самым верным.
Затем дети делятся на группы в соответствии с выбранным вариантом ответа. Каждая группа должна продумать аргументы в защиту своей позиции. На это группам дается 5 минут.
Далее педагог просит детей сесть в круг и провести групповое обсуждение проблемы.
Занятие 2
Задачи:
-Развивать у учащихся умения выдвигать гипотезы;
-формирование у детей оригинальности, гибкости и продуктивности мышления;
-развивать у учащихся такие личностные качества как решительность и смелость в отстаивании собственной точки зрения.
1 упражнение «Ситуация».
Задается определенная ситуация, участники игры должны придумать причины ее возникновения, а также развивать ситуацию дальше, чтобы показать ее последствия.
Например: «Вернувшись из магазина, ты обнаружил, что дверь твоей квартиры распахнута…»
«Я проснулся среди ночи и заметил какое-то существо в углу комнаты…»
«Катя не успела выучить домашнее задание…»
2 упражнение «Назови последствия события…»
Что может произойти в следующих ситуациях?
Например: Дворник взял метлу и …
Варианты: Разбил окно
Поднял пыль столбом
Подмел так, что вокруг стало чисто.
Выпал первый снег и …
Ученик второго класса получил двойку и …
3 упражнение «Полезные предметы».
Ответьте на вопрос, при каких условиях каждый из этих предметов будет полезным? Можете ли вы придумать условия,при которых будут полезными два или более из этих предметов:
Газета Стул
Трава Пень
Кукла Букет цветов
4упражнение «Найди объяснение».
Учащимся дается какая-либо ситуация.
Например: на детской игровой площадке лежат несколько кусочков угля, одна морковь и шарф. Никто ни клал их туда, и тем не менее имеется логическое объяснение, почему они там лежат. Учащимся необходимо объяснить данную ситуацию.
( Дети использовали эти предметы, когда лепили снеговика зимой. С приходом весны снеговик растаял, а уголь, морковка, шарф остались лежать).
Занятие 3
Задачи:
-развивать у детей умения классифицировать;
-изучить понятия «классификация», «систематизация», а также дать возможность различать их в конкретной проблемной ситуации;
-развивать навыки поведения в групповой дискуссии.
1 упражнение «Исключение лишнего слова».
Предлагается три слова, выбранных наугад. Необходимо оставить два слова для которых можно выделить общий признак. «Лишнее» слово надо исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения «лишнего» слова.
Например: «собака», «блин», «тарелка».
«дождь», «ветер», «стекло».
«стул», «пень», «квартира».
2 упражнение «Поиск аналогов».
Называется какой-либо предмет. Необходимо найти как можно больше предметов, сходных с ним по различным признакам. Можно систематизировать признаки на основе общего применения: материала, из которого изготовлены предметы, отнесение предметов к одному классу.
Например: «вертолет»
«кукла»
«земля»
«арбуз»
Пример по варианту «кукла» - мяч, мягкая игрушка (игрушки).
«кукла»- тарелка,чашка (фарфор).
«кукла»- телефон, футляр (пластмасса).
3 упражнение « Закончи ряды»
Канцелярские товары – тетрадь, ручка, ластик, карандаш и др.
Мебель –
Транспорт-
Профессии-
Литература-
4 упражнение «Найди ошибку».
Предлагаем детям такую классификацию помещений:
Жилые, нежилыые, большие, маленькие, деревянные, каменные, строящиеся, разрушающиеся, нарисованные, показываемые по телевизору.
Спросим у детей: не вызывает ли у них возражений данная классификация. Учащимся необходимо аргументировать свой ответ.
5 упражнение «Поиск противоположных предметов».
Предлагается слово, обозначающее предмет. Необходимо назвать как можно больше предметов, противоположных первому по назначению, внешнему виду, материалу.
Например: «школа»
«собака»
«дрова»
«город»
К слову «собака» подбираются такие слова как «человек» (противоположность по уровню интеллектуального развития»), «камень» (противоположность по критерию «живой -не живой» природы), «щенок»(противоположность по возрасту) и др.
Ответы детей должны быть обязательно дополнены обоснованием и аргументацией, почему они ответили так, а не иначе.