Просмотр содержимого документа
«Программа занятий по подготовке детей к обучению в 1-м классе»
Программа занятий по подготовке детей к обучению в 1-м классе
Цель программы: подготовить к обучению в первом классе общеобразовательной школы детей 6-7 лет.
Задачи программы:
развитие эмоционально-волевой сферы: умение осуществлять самоконтроль за поведением, навыки общения со взрослыми;
развитие слухового и зрительного внимания;
развитие долговременной памяти;
развитие мышления: операции синтеза, анализа, обобщения, сравнения;
развитие устной речи.
Методические рекомендации:
Программа включает в себя 8 занятий. Занятия проводятся групповым способом 1 раз в неделю. Длительность занятия не превышает 30 мин.
ПРОГРАММА КУРСА ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
№ п/п
Время
Цели занятия
Упражнения
1
30 мин
Знакомство с группой, первичная диагностика
Тест Керна-Йерасека
2
30 мин
Развитие слухового внимания и речи
Акустики, запрещенная буква
3
30 мин
Развитие зрительного внимания и памяти
Что изменилось, цифровая таблица
4
30 мин
Развитие мышления – анализ и синтез
Лишняя игрушка
5
30 мин
Развитие мышления и воображения
Определения
6
30 мин
Развитие коммуникативных навыков
Согласованные действия, кораблекрушение
7
30 мин
Развитие волевой сферы – навыки самоконтроля за поведением
Волшебный лес, найди предмет
8
30 мин
Развитие эмоциональной сферы – навыки самоконтроля за поведением
Знакомство с закрытыми глазами
План занятий курса подготовки к обучению в школе “Школа шпионов”.
Занятие №1.
Цель занятия: знакомство с группой, первичная диагностика развития внимания, памяти, мышления.
В самом начале занятия психолог говорит детям, что они попали в очень интересное место – школу шпионов. Психолог рассказывает, какие качества необходимы шпиону: наблюдательность, крепкая память, сообразительность, хитрость.
Игра “Давайте познакомимся”
Дети садятся в круг. Ведущий передает соседу справа мяч и говорит: “Меня зовут... А как зовут тебя?” Когда ребенок называет свое имя, ведущий предлагает ему узнать имя соседа справа. Таким образом, каждый, сидящий в кругу, называет себя.
После этого все встают и хором говорят: “Здравствуйте!”. Ведущий говорит о том, что каждое занятие они будут приветствовать друг друга.
Игра “Дракон, кусающий свой хвост”
Дети встают в цепочку. Держат друг друга за пояс. Ведущий показывает кто “голова”, а кто “хвост”. Задача “хвоста” убежать от “головы” и не порвать цепочку. Через 2 мин. голова и хвост меняются ролями. Игра проходит под музыку.
Первичная диагностика.
Используется тест Керна-Йерасека, который включает в себя три задания:
Рисование мужской фигуры.
Подражание письменным буквам.
Срисовывание группы точек.
Выполнение этого теста позволяет установить уровень общего психического развития ребенка, уровень развития моторики, уровень произвольности психической деятельности.
В конце занятия психолог благодарит всех детей за хорошую работу.
Занятие №2.
Цель занятия: развитие слухового внимания и речи.
Приветствие.
Упражнение “Акустики”
Дети сидят в кругу. Ведущий предлагает на 1 мин. закрыть глаза и внимательно послушать, что происходит за окном, потом послушать, что происходит в классе, потом – за дверью. После выполнения каждого задания, дети открывают глаза и рассказывают, что слышали.
Перед началом выполнения упражнения рассказывается сказка: “На далекой планете живут очень интересные существа – Ухастики. Тело их похоже на одно большое ухо. У них нет глаз и обо всем происходящем они узнают через слух”.
Игра “запрещенная буква”
В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться.
А проговориться не мудрено, как мы в этом сейчас убедимся.
Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь на парте?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной Предположим, что запрещенной объявлена буква "А". Разумеется, водящий постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы "А" было бы затруднительно. "Как тебя зовут?" — спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется ему отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!" — ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры.
Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.
Занятие № 3.
Цель занятия: развитие зрительного внимания и памяти.
Приветствие.
Игра “что изменилось?”
Игра проводится так. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?
Не думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.
Перемешаем свою "коллекцию", разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого участника игры. Так один за другим пройдут испытание все участники команды.
Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же.
В этом случае лучший результат — 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре.
Упражнение “Цифровая таблица”
Детям предъявляется таблица, в которой в произвольном порядке написаны цифры от 1 до 25. Детям предлагается найти и написать цифры по порядку - от большего к меньшему. Фиксируется время выполнения задания и допущенные ошибки.
В конце занятия дается задание: принести на следующие занятие одну игрушку!
Занятие № 4.
Цель занятия: развитие мышления – операции синтеза и анализа.
Приветствие.
Игра “лишняя игрушка”
Дети приносят с собой игрушки из дома. Группа ребят делится на две подгруппы. Первая подгруппа на 2—3 минуты выходит из комнаты. Вторая подгруппа отбирает 3 игрушки из тех, что принесены. При этом две игрушки должны быть “из одного класса”, а третья — из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик. Входит первая группа и, посовещавшись, берет “лишнюю игрушку” — ту, которая, по их мнению, “не подходит”. Так, в данном примере “лишняя игрушка” — это мячик (кукла и зайка — живые, а мячик — нет). Если ребята легко справляются с тремя игрушками, их число можно увеличить до 4—5, но не более 7-ми.
Занятие № 5.
Цель занятия: развитие мышления и воображения.
Приветствие.
Игра “Определения”
Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы “переходным мостиком” между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован. Например, даются два слова: “гусь” и “дерево”. “Переходными мостиками” могут быть следующие слова: “лететь” (гусь взлетел на дерево), “вырезать” (из дерева вырезали гуся), “спрятаться” (гусь спрятался за дерево) и т. п.
Занятие № 6.
Цель занятия: развитие коммуникативных навыков.
Приветствие.
Игра “согласованные действия”
Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные действия:
пилка дров;
гребля в лодке;
перемотка ниток;
перетягивание каната;
передача хрустального стакана;
парный танец.
Игра “кораблекрушение”
Дети делятся на две группы. Каждая группа получает лист бумаги формата А4. психолог рассказывает историю: “Вы плыли на корабле по Тихому океану. Вдруг случился шторм, и корабль ваш затонул. Вы сумели доплыть до маленького острова. Ваша задача разместиться на этом клочке земли так, чтобы никто не был в воде”.
Занятие № 7.
Цель занятия: развитие навыков самоконтроля.
Приветствие.
Этюд “волшебный лес”
Ведущий: "В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваше растение реагирует:
на тихий, нежный ветерок;
на сильный холодный ветер;
на ураган;
на мелкий грибной дождик;
на ливень;
на сильную жару;
на ласковое солнце;
на ночь;
на град;
на заморозки".
Игра “найди предмет”
Выбирают ведущего. Показывают ему предмет. Он на 2 мин. выходит из комнаты. Предмет прячут. Задача ведущего, задавая вопросы, найти предмет. Но вопросы он должен задавать особым образом: “Здравствуйте, скажите, пожалуйста, уважаемый, где лежит..?” Если вопрос задается другим способом, ему не отвечают.
Занятие № 8.
Цель занятия: развитие навыков самоконтроля.
Приветствие.
Упражнение “знакомство с закрытыми глазами”
Дети делятся на пары. Садятся друг напротив друга. Психолог дает команду закрыть глаза. Детей перемещают из пары в пару. Затем, не открывая глаз, предлагается протянуть руки вперед и найти руки собеседника. Задания:
- познакомиться руками,
- подружиться руками,
- поссориться руками,
- помириться руками.
На выполнение каждого задания отводится 2 мин.
После выполнения этого упражнения проводится обсуждение. Что понравилось, а что оказалось сложным.