kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная образовательная программа для подготовки детей к школе "Первоклассная школа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Автор: Салтыкова Елена Юрьевна,

учитель начальных классов

Дополнительная образовательная программа  «Первоклассная школа»

Введение

        Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя.

Пояснительная записка

      Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети,  которые имеют недостаточный  объем знаний, умений и навыков, а те, кто проявляет интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Цель данной программы:

       Всестороннее развитие ребенка, что позволит  обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

Основные задачи программы:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

       Программа рассчитана на детей  6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

       Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Первоклассная школа» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Порядок организации работы школы будущих первоклассников:

  • группы формируются из детей 6-летнего возраста;
  • продолжительность обучения составляет 10 занятий (февраль – апрель);
  • режим занятий:  1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 25 минут

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

  •  «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями.
  • «Основы грамоты». Пропедевтическая направленность курса предполагает фонематическую основу грамматики. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
  • «Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников.        Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Цели занятий

  • Развитие слухового и зрительного восприятия
  • Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности
  • Развитие слуховой и зрительной памяти
  • Развитие мышления и речи
  • Развитие общей и мелкой моторики
  • Совершенствование коммуникативных навыков
  • Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
  • Совершенствование навыков монологической речи
  • Совершенствование навыков диалогической речи
  • Развитие мимики и пантомимики
  • Развитие фантазии и воображения
  • Развитие способностей к глубокому образному мышлению
  • Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей
  • Развитие творческих способностей
  • Формирование эмоционально-волевой сферы
  • Формирование этических представлений
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа для подготовки детей к школе "Первоклассная школа"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

«Центр образования»

г.о. Октябрьск



«Первоклассная школа»


  (Дополнительная образовательная программа

для подготовки детей к школе) 

















Автор: Салтыкова Елена Юрьевна,

учитель начальных классов

Дополнительная образовательная программа «Первоклассная школа»


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


1

Наименование программы

«Первоклассная школа»

Программа школы будущего первоклассника

2

Основание для разработки программы

Программа для подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

3

Автор программы

Салтыкова Елена Юрьевна

4

Основная цель программы

Обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

5










Задачи программы:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

6

Основные направления программы

Адаптация к школьному обучению проходит через:

  • формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;

  • расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;

  • обогащение активного словаря ребенка, связной речи;

  • логическую и символическую пропедевтику.

7

Сроки реализации программы

2015 /2016 учебный год

8

Пользователи основных мероприятий программы

Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

9

Ожидаемые результаты:

  • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников;

  • развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста;

  • формирование его готовности к систематическому обучению.







Введение

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

Пояснительная записка

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, кто проявляет интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Цель данной программы:

Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

Основные задачи программы:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

 Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Первоклассная школа» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Порядок организации работы школы будущих первоклассников:

  • группы формируются из детей 6-летнего возраста;

  • продолжительность обучения составляет 10 занятий (февраль – апрель);

  • режим занятий:  1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 25 минут

 

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

  • «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

  • «Основы грамоты». Пропедевтическая направленность курса предполагает фонематическую основу грамматики. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка. Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения.

  • «Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал (клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Цели занятий

  • Развитие слухового и зрительного восприятия

  • Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности

  • Развитие слуховой и зрительной памяти

  • Развитие мышления и речи

  • Развитие общей и мелкой моторики

  • Совершенствование коммуникативных навыков

  • Воспитание доброжелательного отношения к окружающим

  • Совершенствование навыков монологической речи

  • Совершенствование навыков диалогической речи

  • Развитие мимики и пантомимики

  • Развитие фантазии и воображения

  • Развитие способностей к глубокому образному мышлению

  • Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей

  • Развитие творческих способностей

  • Формирование эмоционально-волевой сферы

  • Формирование этических представлений

  • Повышение уверенности в себе

  • Умение принимать решения



План занятий

    1. «Занимательная математика»-10 часов

    2. «Основы грамоты»-10 часов

    3. «Умелые ручки»-10 часов







Тематический план занятий

 курса «Занимательная математика»

Тема занятия

Цель занятия

1

Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами.

В и Выражать в речи признаки сходства и различия различий отдельных предметов и частей.


2

Измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки.

Объединять группы предметов,

Выд устанавливать взаимосвязь между

частью и целым.

3

Представления об элементарных геометрических фигурах.

Знать названия геом. фигур и уметь их отличать.

4

Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).

Пространственное ориентирование по клеткам.

5

Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.

Ориентировка во времени.

6

Сра Сравнение количества предметов

на наглядной основе.

Соотношение количества предметов между двумя группами.

7

Прямой и обратный счет в пределах 10.

Порядковый счет.

8

Составление фигур из частей и деление фигур на части.

Конструирование фигур по заданному образцу.

9

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

Соотношение количества предметов между разными группами.

10

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

Сравнение предметов в группах разного количества.





Тематический план занятий

курса «Основы грамоты»

1

А у нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи).

Знакомство с правилами штриховки.

2

Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых, коротких линий. Считалки.

Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой.

3

Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками.

Развитие фонематического слуха и зоркости.

4

Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв.

Соотношение звуков и знаков.

5

Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былины (фрагменты), сказки.

Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки.

6

Знакомство с линованной бумагой, письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву».

Развитие пространственного представления на линованной бумаге.

7

Ориентировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику».

Определение правой и левой сторон предмета.

8

Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование.

Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.

9

Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные».

Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой).

10

Слово. Семья.

Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос).

Тематический план занятий

«Умелые ручки»



1

Аппликация « Павлин».

Умение правильно держать ножницы,обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении.

2

«Радуга над полянкой», «бабочка».

Использование красок, технику складывания листа пополам.

3

Оригами «Лебедь».

Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата.

4

Раскрашивание шаблона «Яйцо».

Знакомство с техникой росписи на бумаге.

5

Аппликация по шаблону «Грибок».

Работа по шаблону и образцу.

6

Конструирование «Домик у дороги».

Аппликация из геометрических фигур.

7

Рисование «Дерево».

Знакомство с техникой «по мокрому листу».

8

Рисование Медвежонка на полянке.

Развитие творческой инициативы.

9

Мозаика «Кораблик».

Техника «мозаика из рваных кусочков бумаги».

10

Коллективная работа «Панно из наших ладошек».

Умение работать в группе.









Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. « Здравствуйте, дети»! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.

  2. Бабкина Н.В. «Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе» / Начальная школа, 2010г., № 4 - с.11-19

  3. Волина В. «Праздник числа. Занимательная математика» – М.: Просвещение, 2013г. - 208с.

  4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. «Я готовлюсь к школе!» (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2012 – 33с.

  5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. «Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2011 – 187с.

  6. Гин С.И., Прокопенко И.Е. «Первые дни в школе». (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2009 – 79с.

  7. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2014




 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Салтыкова Елена Юрьевна

Дата: 14.01.2016

Номер свидетельства: 276826

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Интернет ресурсы на уроках и внеурочной деятельности для формирования межкультурной коммуникации. Образовательный потенциал социальных сетей. "
    ["seo_title"] => string(160) "intierniet-riesursy-na-urokakh-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dlia-formirovaniia-miezhkul-turnoi-kommunikatsii-obrazovatiel-nyi-potientsial-sotsial-nykh-sietiei"
    ["file_id"] => string(6) "111845"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407997578"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Формирования межкультурной коммуникации в образовательном процессе и внеурочной деятельности через использование ИКТ технологий и Интернет-ресурсов. "
    ["seo_title"] => string(170) "formirovaniia-miezhkul-turnoi-kommunikatsii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-chieriez-ispol-zovaniie-ikt-tiekhnologhii-i-intierniet-riesursov"
    ["file_id"] => string(6) "118549"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413186382"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства