Дополнительная образовательная программа для подготовки детей к школе "Первоклассная школа"
Дополнительная образовательная программа для подготовки детей к школе "Первоклассная школа"
Автор: Салтыкова Елена Юрьевна,
учитель начальных классов
Дополнительная образовательная программа «Первоклассная школа»
Введение
Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя.
Пояснительная записка
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, кто проявляет интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Цель данной программы:
Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Основные задачи программы:
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Первоклассная школа» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся ксистематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Порядок организации работы школы будущих первоклассников:
группы формируются из детей 6-летнего возраста;
продолжительность обучения составляет 10 занятий (февраль – апрель);
режим занятий: 1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 25 минут
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
«Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями.
«Основы грамоты». Пропедевтическая направленность курса предполагает фонематическую основу грамматики. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
«Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.
Цели занятий
Развитие слухового и зрительного восприятия
Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности
Развитие слуховой и зрительной памяти
Развитие мышления и речи
Развитие общей и мелкой моторики
Совершенствование коммуникативных навыков
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
Совершенствование навыков монологической речи
Совершенствование навыков диалогической речи
Развитие мимики и пантомимики
Развитие фантазии и воображения
Развитие способностей к глубокому образному мышлению
Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей
Развитие творческих способностей
Формирование эмоционально-волевой сферы
Формирование этических представлений
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Дополнительная образовательная программа «Первоклассная школа»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1
Наименование программы
«Первоклассная школа»
Программа школы будущего первоклассника
2
Основание для разработки программы
Программа для подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
3
Автор программы
Салтыкова Елена Юрьевна
4
Основная цель программы
Обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
5
Задачи программы:
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
6
Основные направления программы
Адаптация к школьному обучению проходит через:
формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс
9
Ожидаемые результаты:
обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников;
развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста;
формирование его готовности к систематическому обучению.
Введение
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Пояснительная записка
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, кто проявляет интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Цель данной программы:
Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Основные задачи программы:
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Первоклассная школа» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся ксистематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Порядок организации работы школы будущих первоклассников:
группы формируются из детей 6-летнего возраста;
продолжительность обучения составляет 10 занятий (февраль – апрель);
режим занятий: 1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 25 минут
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
«Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
«Основы грамоты». Пропедевтическая направленность курса предполагает фонематическую основу грамматики.Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка. Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения.
«Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал (клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.
Цели занятий
Развитие слухового и зрительного восприятия
Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности
Развитие слуховой и зрительной памяти
Развитие мышления и речи
Развитие общей и мелкой моторики
Совершенствование коммуникативных навыков
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
Совершенствование навыков монологической речи
Совершенствование навыков диалогической речи
Развитие мимики и пантомимики
Развитие фантазии и воображения
Развитие способностей к глубокому образному мышлению
Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей
Развитие творческих способностей
Формирование эмоционально-волевой сферы
Формирование этических представлений
Повышение уверенности в себе
Умение принимать решения
План занятий
«Занимательная математика»-10 часов
«Основы грамоты»-10 часов
«Умелые ручки»-10 часов
Тематический план занятий
курса «Занимательная математика»
№
Тема занятия
Цель занятия
1
Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами.
В и Выражать в речи признаки сходства и различия различий отдельных предметов и частей.
2
Измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки.
Объединять группы предметов,
Выд устанавливать взаимосвязь между
частью и целым.
3
Представления об элементарных геометрических фигурах.
Знать названия геом. фигур и уметь их отличать.
4
Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).
Пространственное ориентирование по клеткам.
5
Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.
Ориентировка во времени.
6
Сра Сравнение количества предметов
на наглядной основе.
Соотношение количества предметов между двумя группами.
7
Прямой и обратный счет в пределах 10.
Порядковый счет.
8
Составление фигур из частей и деление фигур на части.
Конструирование фигур по заданному образцу.
9
Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.
Соотношение количества предметов между разными группами.
10
Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).
Сравнение предметов в группах разного количества.
Тематический план занятий
курса «Основы грамоты»
1
А у нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи).
Знакомство с правилами штриховки.
2
Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых, коротких линий. Считалки.
Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой.
3
Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками.
Развитие фонематического слуха и зоркости.
4
Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв.
Соотношение звуков и знаков.
5
Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былины (фрагменты), сказки.
Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки.
6
Знакомство с линованной бумагой, письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву».
Развитие пространственного представления на линованной бумаге.
7
Ориентировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику».
Определение правой и левой сторон предмета.
8
Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование.
Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
9
Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные».
Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой).
10
Слово. Семья.
Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос).
Тематический план занятий
«Умелые ручки»
1
Аппликация « Павлин».
Умение правильно держать ножницы,обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении.
2
«Радуга над полянкой», «бабочка».
Использование красок, технику складывания листа пополам.
3
Оригами «Лебедь».
Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата.
Бабкина Н.В. «Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе» / Начальная школа, 2010г., № 4 - с.11-19
Волина В. «Праздник числа. Занимательная математика» – М.: Просвещение, 2013г. - 208с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. «Я готовлюсь к школе!» (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2012 – 33с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. «Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2011 – 187с.
Гин С.И., Прокопенко И.Е. «Первые дни в школе». (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2009 – 79с.
Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2014