«ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
«ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
«ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ
К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
В.Л. Лосихина, учитель начальных классов
Н.И. Чеглова, зам. директора по УВР
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 города Тамбова
Отличительной чертой развития образовательного процесса в современных условиях является создание системы непрерывного образования. Одним из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования является осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственности дошкольного и начального образования. Выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста в качестве необходимого условия их успешного обучения в начальной школе является одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. В связи с этим организация и осуществление методического сопровождения подготовки детей к школе является актуальной проблемой школьного образовательного процесса.
Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием. Подготовка детей к обучению в школе базируется на следующих принципах:
непрерывности развития ребенка;
развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
развития и укрепления здоровья личности;
развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования.
Все это предъявляет повышенные требования к организации предшкольной подготовки будущих первоклассников. К моменту поступления в школу, к завершению дошкольного детства дети должны достичь определенного уровня развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, у них необходимо сформировать соответствующие личностные качества. Приоритетной целью на этом возрастном этапе должно стать реальное развитие и социализация ребенка, формирование возрастной культуры и эрудиции, психических и личностных новообразований. Основным результатом этого процесса должно стать формирование у детей интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной готовности к школе.
Именно поэтому в нормативных документах Министерства образования и науки РФ, в научной литературе, в выступлениях педагогов и психологов предшкольная подготовка рассматривается в логике обеспечения непрерывности образования и поступательного развития ребенка. А отсюда понятна необходимость формирования самостоятельного предшкольного образовательного пространства, которое наиболее эффективно сопрягается с образовательным пространством начальной школы.
Анализ научной литературы и педагогической практики показывает, что в настоящее время подготовка детей к обучению в школе осуществляется на основе следующих организационных форм:
дошкольные образовательные учреждения в их традиционных для России формах (детские сады);
новые формы дошкольного образования на базе групп кратковременного пребывания ребенка в детском саду;
педагогические комплексы "Школа - Детский сад";
введение так называемых "нулевых" классов в школе;
семейные формы подготовки ребенка к школе;
другие формы подготовки, в основном, кружковые, ориентированные на оказание платных услуг населению.
В настоящее время в педагогической практике реализуются различные варианты организации индивидуальной работы по подготовке к школе. Наиболее распространенными являются следующие:
1-й вариант - занятия (2-3 раза в неделю) в учреждениях образования (детские сады, группы временного пребывания детей в детских садах, школы, дома творчества, центры дополнительного образования, клубы, студии и т.п.). При этом подготовительные занятия могут проводиться в 2 формах: 1) в подготовительной группе детского сада и 2) на базе школы (для детей, не посещающих детский сад). В этом случае родители могут выбрать для своего ребенка основной курс (математика, логические игры, письмо, чтение). Кроме этого существует дополнительный курс, включающий художественное творчество, иностранный язык, ритмику, музыку, развивающие компьютерные игры. Сочетание обоих направлений позволяет не только подготовиться к школе, но и с пользой, интересно провести время.
2-й вариант - занятия, которые ведут родители (гувернеры, няни). Эта система работы предусматривает предварительное обучение взрослых на краткосрочных курсах и возможность систематических консультаций. Такие курсы целесообразно организовать на базе центров развития, психолого-медико-социальных центров, где различные специалисты способны оказать родителям необходимую помощь. Работа с родителями особенно эффективна в тех случаях, когда пребывание ребенка в коллективе затруднено из-за болезни или каких-либо других причин. Занятия дома имеют свои преимущества: их можно проводить ежедневно (2-3 занятия по 20 минут), за исключением периодов, когда ребенок плохо себя чувствует, во время или после болезни.
3-й вариант - группы (5-7 детей) по подготовке к школе для детей с выраженной несформированностью школьно-значимых функций (но интеллектуально сохранных, не подлежащих специальному обучению) при психолого-медико-социальных, психологических центрах.
Фундаментальные методологические и психологические положения создают основу для разработки программно-методического обеспечения образовательного процесса, направленного на выравнивание стартовых возможностей детей, приходящих в школу. Исследования, проведенные в Институте возрастной физиологии РАО, показывают, что работа по подготовке ребенка к школе должна строиться с учетом психофизиологических закономерностей развития детей 6-7 лет. В противном случае мы можем не стимулировать развитие, а затормозить его. Важно помнить тезис Л.С. Выготского о том, что "только то - обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка, возможно только тому, чем он уже способен обучаться".
Однако на вопрос, чему и как учить до школы, пока нет четкого и однозначного ответа, да и вряд ли он возможен. Различия в функциональном и психическом развитии детей, поступающих в школу, столь велики, что наиболее реальными и эффективными, по-видимому, могут быть только индивидуальные программы подготовки. В них должны учитываться функциональные возможности и возрастные особенности ребенка, его адаптивные ресурсы, ограничения, которые связаны со здоровьем, спецификой раннего развития, и многое другое. Важно подчеркнуть, что такая система должна быть многоплановой, а занятия с ребенком - ступеньками к школе, а не обучением его письму, чтению, математике. От того, как будут выстроены эти ступеньки, во многом зависят успешность последующей адаптации, эффективность обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»»
«ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ
К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
В.Л. Лосихина, учитель начальных классов
Н.И. Чеглова, зам. директора по УВР
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 города Тамбова
Отличительной чертой развития образовательного процесса в современных условиях является создание системы непрерывного образования. Одним из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования является осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственности дошкольного и начального образования. Выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста в качестве необходимого условия их успешного обучения в начальной школе является одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. В связи с этим организация и осуществление методического сопровождения подготовки детей к школе является актуальной проблемой школьного образовательного процесса.
Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием. Подготовка детей к обучению в школе базируется на следующих принципах:
непрерывности развития ребенка;
развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
развития и укрепления здоровья личности;
развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования.
Все это предъявляет повышенные требования к организации предшкольной подготовки будущих первоклассников. К моменту поступления в школу, к завершению дошкольного детства дети должны достичь определенного уровня развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, у них необходимо сформировать соответствующие личностные качества. Приоритетной целью на этом возрастном этапе должно стать реальное развитие и социализация ребенка, формирование возрастной культуры и эрудиции, психических и личностных новообразований. Основным результатом этого процесса должно стать формирование у детей интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной готовности к школе.
Именно поэтому в нормативных документах Министерства образования и науки РФ, в научной литературе, в выступлениях педагогов и психологов предшкольная подготовка рассматривается в логике обеспечения непрерывности образования и поступательного развития ребенка. А отсюда понятна необходимость формирования самостоятельного предшкольного образовательного пространства, которое наиболее эффективно сопрягается с образовательным пространством начальной школы.
Анализ научной литературы и педагогической практики показывает, что в настоящее время подготовка детей к обучению в школе осуществляется на основе следующих организационных форм:
дошкольные образовательные учреждения в их традиционных для России формах (детские сады);
новые формы дошкольного образования на базе групп кратковременного пребывания ребенка в детском саду;
педагогические комплексы "Школа - Детский сад";
введение так называемых "нулевых" классов в школе;
семейные формы подготовки ребенка к школе;
другие формы подготовки, в основном, кружковые, ориентированные на оказание платных услуг населению.
В настоящее время в педагогической практике реализуются различные варианты организации индивидуальной работы по подготовке к школе. Наиболее распространенными являются следующие:
1-й вариант - занятия (2-3 раза в неделю) в учреждениях образования (детские сады, группы временного пребывания детей в детских садах, школы, дома творчества, центры дополнительного образования, клубы, студии и т.п.). При этом подготовительные занятия могут проводиться в 2 формах: 1) в подготовительной группе детского сада и 2) на базе школы (для детей, не посещающих детский сад). В этом случае родители могут выбрать для своего ребенка основной курс (математика, логические игры, письмо, чтение). Кроме этого существует дополнительный курс, включающий художественное творчество, иностранный язык, ритмику, музыку, развивающие компьютерные игры. Сочетание обоих направлений позволяет не только подготовиться к школе, но и с пользой, интересно провести время.
2-й вариант - занятия, которые ведут родители (гувернеры, няни). Эта система работы предусматривает предварительное обучение взрослых на краткосрочных курсах и возможность систематических консультаций. Такие курсы целесообразно организовать на базе центров развития, психолого-медико-социальных центров, где различные специалисты способны оказать родителям необходимую помощь. Работа с родителями особенно эффективна в тех случаях, когда пребывание ребенка в коллективе затруднено из-за болезни или каких-либо других причин. Занятия дома имеют свои преимущества: их можно проводить ежедневно (2-3 занятия по 20 минут), за исключением периодов, когда ребенок плохо себя чувствует, во время или после болезни.
3-й вариант - группы (5-7 детей) по подготовке к школе для детей с выраженной несформированностью школьно-значимых функций (но интеллектуально сохранных, не подлежащих специальному обучению) при психолого-медико-социальных, психологических центрах.
Фундаментальные методологические и психологические положения создают основу для разработки программно-методического обеспечения образовательного процесса, направленного на выравнивание стартовых возможностей детей, приходящих в школу. Исследования, проведенные в Институте возрастной физиологии РАО, показывают, что работа по подготовке ребенка к школе должна строиться с учетом психофизиологических закономерностей развития детей 6-7 лет. В противном случае мы можем не стимулировать развитие, а затормозить его. Важно помнить тезис Л.С. Выготского о том, что "только то - обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка, возможно только тому, чем он уже способен обучаться".
Однако на вопрос, чему и как учить до школы, пока нет четкого и однозначного ответа, да и вряд ли он возможен. Различия в функциональном и психическом развитии детей, поступающих в школу, столь велики, что наиболее реальными и эффективными, по-видимому, могут быть только индивидуальные программы подготовки. В них должны учитываться функциональные возможности и возрастные особенности ребенка, его адаптивные ресурсы, ограничения, которые связаны со здоровьем, спецификой раннего развития, и многое другое. Важно подчеркнуть, что такая система должна быть многоплановой, а занятия с ребенком - ступеньками к школе, а не обучением его письму, чтению, математике. От того, как будут выстроены эти ступеньки, во многом зависят успешность последующей адаптации, эффективность обучения.