Программа «Личность и профессия» позволяет углубить и расширить знания учащихся о своих индивидуальных особенностях, привить интерес и желание больше узнать самого себя. Программа способствует формированию здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека. Она способствует профессиональной ориентации школьников, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает учащихся практическими умениями и навыками. Обучение в старших классах предваряет подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п.
Цель курса: формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.
Задачи курса:
Углубление и расширение знаний учащихся об их личностных индивидуальных особенностях.
Ознакомление учащихся с миром профессий.
Формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий.
Ознакомление со спецификой современного рынка.
Помощь учащимся в осознанном выбор профессии с опорой на знание своих индивидуальных особенностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа "Личность и профессия" 9 класс »
МБОУ «Софринская СОШ №1»
УТВЕРЖДАЮ
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ_____________Е.И.ФИЛАТОВА
ПРИКАЗ №_________ОТ 01.09.2015Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ 9 КЛАССА
"ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИЯ"
Составитель:
Педагог-психолог
Мухина Мария Сергеевна
2015 год
Пояснительная записка
Программа профессионального самоопределения «Личность и профессия» знакомит учащихся с технологиями выбора профессий, рассказывает об ответственности, которую человек несет за свой выбор. Она разработана на основе программы предпрофильной подготовки для 9-х классов «Психология и выбор профессии» Г.В. Резапкиной.
Программа «Личность и профессия» позволяет углубить и расширить знания учащихся о своих индивидуальных особенностях, привить интерес и желание больше узнать самого себя. Программа способствует формированию здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека. Она способствует профессиональной ориентации школьников, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает учащихся практическими умениями и навыками. Обучение в старших классах предваряет подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п.
Цель курса: формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.
Задачи курса:
Углубление и расширение знаний учащихся об их личностных индивидуальных особенностях.
Ознакомление учащихся с миром профессий.
Формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий.
Ознакомление со спецификой современного рынка.
Помощь учащимся в осознанном выбор профессии с опорой на знание своих индивидуальных особенностей.
Основная идея курса: профессионал — это человек, которому профессиональная деятельность позволяет удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями.
Общая характеристика программы
В программе использованы различные типы занятий, в состав которых входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно- поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания. Большинство методик дано в модификации Г.В. Резапкиной . Они адаптированы с учетом психофизиологических особенностей современных подростков и прошли апробацию в образовательных учреждениях Москвы и Московской области. Занятия разработаны с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Занятия сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модулей) по принципу один модуль — одна четверть.
На занятиях школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами создаётся поле выбора профиля обучения и формируется психологическая готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.
Место программы в учебном плане
Программа «Личность и профессия» изучается во 9 классе в рамках кружковой деятельности. Программа рассчитана на 35 часов в год, на один час в неделю. В соответствии с годовым календарным графиком школы на 2015-2016 учебный год на изучение программы отводится часов. Выполнение программы обеспечивается за счет обобщающих занятий.
Результаты освоения программы
Учащиеся получат представления:
- о своих возможностях;
- о своём характере, своих достоинствах и недостатках;
- об особенностях своего мышления, внимания и памяти;
- об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас;
- о различных профессиях, относящихся к определённому типу;
- привлекательных и непривлекательных сторонах любой профессии;
- «о профессиональной пригодности»;
- «о личном профессиональном плане».
Учащиеся получат опыт:
- самопознания;
- принятия решений;
- преодоления поведенческих стереотипов;
- работы с тестовым материалом;
- межличностного общения в группе;
- выявления направленности профессиональных интересов;
- знакомства с правилами грамотного выбора профессии;
- проведения интервью.
Учащиеся научатся:
- адекватно оценивать себя;
- адекватно реагировать на собственные эмоции;
- навыкам социально приемлемого поведения;
- примерять к своим интересам и склонностям отрасли промышленности;
- избегать ошибки в выборе профессии и их последствие;
- осмысливать характеристики некоторых профессий и соотносить
их со своими возможностями;
- правильно составлять личный профессиональный план;
- выбирать адекватные целям методы сбора первичной информации.
Содержание внеурочной деятельности
Самооценка и уровень притязаний – 1ч.Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по выбору профессий. Составление личного профессионального плана и защита проекта «Моя будущая профессия» как итог работы. Самопрезентация, самооценка в профессиональной деятельности. Формула самооценки, уровень притязаний, успех.
Темперамент и профессия. Определение темперамента- 1ч.Темперамент и свойства нервной системы. Стабильность - чувствительность, интроверсия - экстраверсия. Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности проявления в профессиональной деятельности.
Практическая работа. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры.Модификация личностного опросника Г. Айзенка «Определение темперамента».
Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций-1ч.Чувства и эмоции, их роль в профессиональной деятельности. Способы выражения. Регуляция эмоционального состояния.
Стресс и тревожность- 1ч.Тревожность. Эустресс и дистресс. Реакция на стресс. Связь с темпераментом, личностными качествами, самооценкой, уровнем притязаний, самочувствием.
Диагностические процедуры.Методика «Определение уровня тревожности». Тест «Оценка школьных ситуаций».
Определение типа мышления - 1ч.Мышление как средство познания. Продуктивность, оригинальность, любознательность, мужество. Ведущий тип мышления как индивидуальный способ преобразования информации. Типы мышления: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное. Тип мышления и успешность в определенных видах профессиональной деятельности. Креативность.
Практическая работа.Анализ основных характеристик мышления. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры.Методика «Определение ведущего типа мышления».
Внимание и память - 1ч.Общее представление о внимании и памяти. Основные свойства внимания: устойчивость, объем, переключаемость, распределение, концентрация. Основные функции памяти. Слуховая, зрительная, моторная, эмоциональная, логическая память. Условия развития внимания и памяти. Роль в профессиональной деятельности.
Практическая работа.Упражнения «Двойной счет», «Муха». Работа со «словарем профессий».
Уровень внутренней свободы - 1ч.Уровень внутренней свободы как субъективное ощущение человека. Влияние на отношение к событиям своей жизни и принятие решений. Зависимость от внешних от обстоятельств, мнения окружающих, средств массовой информации.
Практическая работа.Анализ ситуаций.
Диагностические процедуры:методика «Уровень внутренней свободы».
Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях» - 1ч.Психологический портрет и психологические особенности. Соответствие представлениям о себе.
Практическая работа. Самоанализ по результатам тестов «Мой психологический портрет», работа с психологическим кроссвордом.
Семинар "Влияние психологических характеристик на выбор профессии" – 1ч.Практическая деятельность учащихся:
Выступление участников, обсуждение темы семинара.
Что я знаю о профессиях - 8ч.
Классификации профессий. Признаки профессии-1ч.Четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова. Предмет, цели, средства, условия труда. Профессии типа «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа» «человек - знаковая система» «человек-художественный образ».
Практическая работа.Упражнения «По горячим следам», «Назови профессию». Работа со «словарем профессий».
Определение типа будущей профессии - 1ч.Характеристика профессий по признакам профессиональной деятельности.
Практическая работа.Игры «Аукцион»,«По горячим следам». Работа со словарем профессий.
Диагностические процедуры. Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии».
Профессия, специальность, должность. Формула профессий - 1ч.Виды трудовой деятельности. Отличия профессии от других видов трудовой деятельности. Профессия, специальность, должность. Формула профессий. Понятие о профессиограмме.
Практическая работа.Упражнения «Найди профессии», «По горячим следам». Работа со «словарем профессий».
Интересы и склонности в выборе профессии - 1ч.Склонности, желания, интересы личности. Содержание, глубина, длительность интересов. Формирование интересов и склонностей. Связь интересов с особенностями темперамента.
Практическая работа.Анализ возможных направлений профессиональной деятельности.
Диагностические процедуры. Модификация методики А. Голомштока «Карта интересов».
Определение профессионального типа личности - 1ч.Связь между психологическим типом человека и его профессией. Типы личности (по Дж. Голланду): реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный, предпринимательский, артистический. Приспособленность различных типов к профессиональным областям.
Практическая работа.Анализ профессионального типа личности. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Модификация методики Дж. Голланда «Определение профессионального типа личности».
Профессионально важные качества личности - 1ч.Качества личности, необходимые для успешности профессиональной деятельности. Требования профессии к человеку. Черты характера, отличающие успешного специалиста в любой области.
Практическая работа.Анализ профессиональных типов личности и черт характера, особенностей мышления, свойств нервной системы. Игра «Профессионально важные качества».
Профессия и здоровье - 1ч.Учет состояния здоровья при выборе профессии. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Требования к здоровью человека. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Условия и режим труда.
Практическая работа.Анализ медицинских ограничений профессиональной пригодности. Работа со «словарем профессий».
Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях» - 1ч.Модель будущей профессии. Самоанализ.
Практическая работа.Анализ профессий, соответствующих интересам и склонностям, состоянию здоровья. Работа с психологическим кроссвордом.
Семинар «Профессиональное самоопределение личности» – 1 ч.Практическая деятельность учащихся:
Выступление участников, обсуждение темы семинара.
Способности и профессиональная пригодность- 8ч.
Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. - 1ч.Задатки, общие и специальные способности. Условия развития способностей. Способности к практическим видам деятельности: к зрительному, слуховому и осязательному восприятию информации, формированию двигательных навыков.
Практическая работа.Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».
Способности к интеллектуальным видам деятельности - 1ч.Уровень общего умственного развития как условие успешной профессиональной деятельности. Условия развития интеллектуальной активности.
Практическая работа. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Методика «Тест умственного развития» (Школьный Тест Умственного Развития в модификации Г. Резапкиной).
Способности к профессиям социального типа - 1ч.Личностные особенности человека, обеспечивающие успешность профессий социального типа: эмоциональная устойчивость, умение общаться, тип темперамента, поведение в конфликтных ситуациях. Взаимодействие в профессиях социального типа. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Практическая работа.Анализ предрасположенности к конфликтному поведению, ролевая игра «Конфликт». Практическая работа.Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Методика «Особенности поведения в конфликтных ситуациях».
Способности к офисным видам деятельности - 1ч.Интеллектуальные и личностные особенности, определяющие успешность профессиональной деятельности людей, относящихся к офисному типу. Профессионально важные качества: аккуратность, потребность систематизировать и классифицировать информацию.
Практическая работа.Работа со словарем профессий.Анализ предрасположенности к конфликтному поведению, ролевая игра «Конфликт». Практическая работа.Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».
Способности к предпринимательской деятельности - 1ч.Профессионально важные качества руководителя и предпринимателя: интеллект, общительность, ответственность, организаторские способности, настойчивость.
Практическая работа.Анализ профессионально важные качества руководителя и предпринимателя, степени развития этих качеств.Практическая работа.Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Методика «Стратегия разрешения конфликтных ситуаций».
Эстетические способности - 1ч.Специальные способности: артистические, литературные, музыкальные, способности к изобразительному искусству. Функциональная асимметрия.
Практическая работа.Анализ принадлежности к «мыслителям» или «художникам», определение активности и доминирования правого или левого полушария. Практическая работа.Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Методика «Мыслитель или художник».
Уровни профессиональной пригодности - 1ч.Степени профессиональной пригодности человека: профессиональная непригодность к конкретной профессии, профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий, соответствие конкретной профессиональной деятельности, призвание. Призвание - высший уровень профессиональной пригодности. Истоки отношения человека к труду. Классификация типов личности Э. Фромма: рецептивный, эксплуататорский, стяжательский, рыночный, творческий.
Практическая работа. Анализ продуктивности типов личности (по Э. Фромму).
Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность - 1ч.Степень сформированности способностей к практической работе, к интеллектуальной работе, к профессиям социального типа, к офисной работе, к предпринимательству, эстетических способностей.
Практическая работа. Самоанализ «Мои способности», работа с психологическим кроссвордом.
Мотивы и потребности - 1ч.Мотивы трудовой деятельности. Уровень профессионализма, мотивация, система ценностей человека. Мотивация как важнейшее условие профессиональной самореализации личности. Пирамида человеческих потребностей Маслоу.
Практическая работа. Анализ профессиональной и внепрофессиональной мотивации, анализ жизненно важных ценностей.
Ошибки в выборе профессии - 1ч.Основные ошибки в выборе профессии: выбор из соображений «престижа», выбор профессии «за компанию», отождествление интереса к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией, влияние других лиц. Причины ошибок в выборе профессии.
Практическая работа. Анализ возможных причин ошибок выбора профессии, анализ достоинств и недостатков профессий, работа со словарем профессий, игра «Оптимисты» и «Скептики».
Современный рынок труда - 1ч.Рынок труда как система социально-экономических взаимоотношений. Закон спроса и предложения. Трудовое соглашение или контракт. Заработная плата и квалификация специалиста, уровень профессиональной подготовки, опыт работы, личностные и профессионально важные качества человека.
Практическая работа. Анализ современного рынка труда и потребности в специалистах, анализ «мышеловок» (вариантов заманчивых предложений), работа со «словарем профессий».
Пути получения профессии - 1ч.Способы получения профессии. Среднее специальное образование. Система высшего профессионального образования. Очная и заочная форма обучения, дистанционная форма обучения, экстернат. «Горизонтальная» и «вертикальная» карьера.
Практическая работа. Анализ направлений и специальностей (работа с «Матрицей профессионального выбора»). Работа со «словарем профессий».
Навыки самопрезентации - 1ч.Самопрезентация. Структура «Образа – Я» как система представлений о себе: знание о себе, оценка себя, умение управлять собой. Внутреннее состояние человека и его внешние проявления. Внешний вид, грамотная речь.
Практическая работа. Упражнения «Личное пространство», «Работа над ошибками», «Резюме», «Анкета кандидата на должность».
Стратегия выбора профессии - 1ч.Правильный выбор профессии: «хочу» - склонности, желания, интересы личности; «могу» - человеческие возможности, ресурсы личности; «надо» - потребности рынка труда в кадрах. Целеполагание в профессиональной деятельности. Условия достижения целей.
Практическая работа. Анализ профессионального будущего, составление личного профессионального плана. Упражнение «Машина времени».
Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры» - 1 ч.Обобщение и анализ полученной информации для планирования профессиональной карьеры. Достоинства и недостатки, возможности и препятствия в профессиональной карьере.
Практическая работа. Упражнение «За» и «Против», анализ сильных и слабых качеств личности.
Защита проекта «Моя будущая профессия» - 2ч.Конкурс творческих работ на тему «Моя будущая профессия». В работе должна быть отражена информация, полученная в ходе занятий (знания о себе и профессии, о рынке труда и образовательных услуг), намечен и обоснован личный профессиональный план. Конкурс может проходить в форме устных выступлений (защита проекта) с участием оппонентов и членов жюри из числа родителей, одноклассников, учителей.
Календарно-тематическое планирование курса "Личность и профессия"
№
Тема занятия
Сроки прохождения
по плану
по факту
Что я знаю о своих возможностях
1
Самооценка и уровень притязаний.
2
Темперамент и профессия. Определение темперамента.
3
Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.
4
Что такое стресс.
5
Моя стрессоустойчивость.
6
Определение типа мышления.
7
Внимание, особенности развития моего внимания.
8
Память, особенности развития моей памяти.
9
Психологические особенности моей личности
10
Уровень внутренней свободы.
11
Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях».
Что я знаю о профессиях
12
Классификации профессий по . Признаки профессии.
13
Формула профессии. Профессия, специальность, должность.
14
Определение типа будущей профессии.
15
Интересы и склонности в выборе профессии.
16
Определение профессионального типа личности.
17
Профессионально важные качества.
18
Профессия и здоровье.
19
Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях».
Способности и профессиональная пригодность.
20
Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.
21
Способности к интеллектуальным видам деятельности.
22
Способности к профессиям социального типа.
23
Способности к офисным видам деятельности.
24
Способность к предпринимательской деятельности.
25
Эстетические способности.
26
Уровни профессиональной пригодности.
27
Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность».
Планирование профессиональной карьеры
28
Мотивы и потребности.
29
Ошибки в выборе профессии.
30
Современный рынок труда.
31
Пути получения профессии.
32
Навыки самопрезентации.
33
Стратегия выбора профессии.
34
Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры».