Особенность урока: интеграция в уроке профессионального самоопределения по теме “Профессиограмма» тем о классах профессий, об условиях труда, профессиональных компетенциях, о оптимальных моделях взаимодействия с окружающими людьми на ряду с повышением психологической культуры.
Интеграция возможна на основе применения различных способов организации деятельности обучающихся через применение личностно-ориентированной технологии А.Якиманской как эффективного способа развития способностей обучающихся выполнять алгоритмированные тестовые материалы.
Лейтмотив урока: « Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось».
Б.Окуджава
Личностно-ориентированная технология:
Познавательный стиль ученика и обучающий стиль ребенка согласованы в процессе обучения.
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Личностно-ориентированная технология- это механизм перехода к новому техно - промышленному и социо - культурному укладу и способом формированиярезервных систем развития.
Участники урока: ученики 9 класса
Цель урока: моделирование поведения учащихся в тренинге в соответствии с персонифицированной профессиограммой.
Для развития проективно-профессинальных компетенций в тренинге создание ситуации, при которой учащиеся на практике будут использовать полученные на уроках навыки.
Задачи предметные:
Образовательная:
Создать условия для обогащения представления старшеклассников профессий
познакомить обучающихся с ресурсом личной профессиограммы;
проверить с помощью упражнений знания о составляющих профессионального успеха
2. Воспитательная:
прививать интерес к карьерному росту человека в его деятельности;
воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в группе.
развитие артистических способностей и творческого мышления;
пополнит личный опыт участников тренинга в результате ролевого проигрывания;
развивать творческое мышление при выполнении нестандартных заданий;
развивать навыки тестирования;
развивать приемы и навыки рефлексивной практики.
4. Здоровьесберегающая:
соблюдать правила и нормы САНПиН;;
выполнять в системе комплекс физических упражнений, в том числе психогимнастику и гимнастику для глаз;
контролировать временные рамки работы и чередования разных видов (разного рода) активности.
Оборудование урока:
учебники «Профессиональное самоопределение школьников Москвы»(учебное пособие для учащихся 9-11 классов)
Оборудование для тренинга:мяч,колокольчики,дискс музыкальными фразами(Аккордеон, французские напевы)
презентации детей,
игровые задания на электронном и бумажном носителях,
текстовые файлы с заданиями,
материалы Интернета
маркеры
игрушка-симваол
бумага
цветные карандаши
пастель
Технические средства обучения:
ноутбуки “Aquarius”;
ОС Windows XP;
Microsoft Office 2003;
Ход урока:
Игротренинг.
Время
Организационный момент
1 мин
Приветствие учащих-ся.Разминка
Упражнение «Имя и профессия»
Все участники представляются по имени и называют профессию, которая начинается с их имени.
3 мин
Игра«Самая-самая»
Предлагается каждому участнику по очереди выйти в центр круга и изобразить с помощью мимики и жестов те профессии, которые соответствовали бы следующим характеристикам:
Самая сладкая профессия;
Самая денежная профессия;
Самая волосатая профессия;
Самая неприличная профессия;
Самая смешная профессия;
Самая зеленая профессия;
Самая детская профессия;
Самая серьезная профессия.
Основной этап урока
7 мин
Ролевая игра«Наход-чивость»
Успех связан с нашей деятельностью, желанием реализовать себя в том или ином деле. В профессиональной деятельности бывают проколы и случайности. Специалист должен уметь выбраться из критической ситуации. Мы попробуем сейчас в игре выйти из разных ситуаций.
Вся группа делится на подгруппы по 5 человек и каждая погруппа получает задание:
У адвоката пропадает голос, а его слово сейчас решающее;
У певицы во время концерта кааб-лук попадает в щель и она падает;
У электрика во время работы вдруг исчезает изолента;
У продавца при сдаче денег вдруг оказывается лишней огромная сумма денег;
Во время спектакля у артиста отпадает приклеенный нос;
Менеджер спешит на важную деловую встречу, из-за угла на полном ходу пролетает джип и обливает его грязью с ног до головы.
Затем – представление каждой подгруппой своего решения.
1 мин
Введение правил тренинга.
(звучит музыка инструментальная)
Представление правил тренинга:
Доверительный стиль общения.
Общение по принципу «Здесь и сейчас»
Высказываться от собственного имени.
Конфиденциальность всего проис-ходящего.
Недопустимость оценок в адрес другого.
Активное участие во всех упраж-нениях.
Принцип активного слуша-ния(уважение к говорящему)
10 мин
Игра «Нужные люди»
Сегодня наш разговор о людях успешных, о нас с вами, как мы понимаем, что такое «успех» и как это понятие связано с профессиональной деятельностью. Предлагается классу рассчитаться на 1-5.
Затем все одинаковые номера объеди-няются в группы. Каждая группа полу-чает задание: составить список про-фессий в какой-то сфере деятельности.
-список профессий для фирмы,занимающейся производством хлебобулочных изделий;
- список профессий для фирмы, занимающейся строительством жилых домов;
-список профессий для фирмы, занимающейся созданием телепередач;
-список профессий для фирмы, занимающейся охраной частной собственности;
-список профессий для фирмы, занимающейся перевозкой грузов и пассажиров;
-список профессий для фирмы, занимающейся полиграфической деятельностью.
По окончанию работы выходит от каждой подгруппы один представитель
и зачитывает список тех профессий, которые были составлены ими.
10 мин
Упражнение «Символ моего дела»
Ведущий предлагает объединиться в группы по три человека и создать символ своего будущего профес-сионального дела,как если бы они были владельцами компании. Для начала необходимо выбрать геометрическую фигуру(круг,квадрат. Треугольник, прямоугольник или многоугольник), в ней и будет красоваться символ. Цветовая гамма не ограничена.Но есть одно условие: символ должен отражать содержательную сторону деятельности фирмы, то есть отвечать на вопрос, какие услуги предоставляет фирма.
Затем символы фирм собирают-ся, перемешиваются и каждому участнику предлагается высказать свои предпо-ложения относительно того, что произ-
водит фирма и чья это фирма.
7 мин
Мини-практикум: трудоустройство сказочных героев
На карточках у Вас персонажи сказок(Баба Яга,Карлсон,Змей Горынович, Алеша Попович,царевна Несмеяна,домовенок Кузя,Водяной) Ваша задача убедить всех, что этот персонаж хорошо выполнит работу в конкретном агентстве и в качестве кого.
Подведение итогов урока
2 мин
4мин
Рефлексия
Участники высказывают свои мысли, возникшие во время тренинга
Пожелания в кругу «Свеча мнения»
Участники тренинга передают по кругу горящую свечу и высказывают пожелания друг другу .
45 мин
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Профессиограмма» »
Тема: «Калейдоскоп профессий»
Продолжительность урока: 45 минут.
Особенность урока: комплексная интеграция в уроке профессионального самоопределения по теме “Калейдоскоп профессий» тем о профессиональных компетенциях, о эффективных способах взаимодействия с окружающими людьми на ряду с повышением психологической культуры.
Интеграция возможна на основе применения различных способов организации деятельности обучающихся через применение личностно-ориентированной технологии А.Якиманской как эффективного способа развития способностей обучающихся выполнять алгоритмированные тестовые материалы.
Личностно-ориентированная технология:
Познавательный стиль ученика и обучающий стиль ребенка согласованы в процессе обучения.
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Личностно-ориентированная технология- это механизм перехода к новому техно - промышленному и социо - культурному укладу и способом формированиярезервных систем развития.
ро
Участники урока: ученики 9 класса
Цель урока: сравнительная систематизация изученного материала по теме “Выбор профессии и способности”.
Создать ситуацию, при которой учащиеся на практике будут использовать полученные на уроках знания, умения и навыки, Развивать проективно-профессинальные компетенции
Задачи предметные:
1. Образовательная:
познакомить обучающихся со спецификой профессионального успеха;
проверить с помощью микро-тестов знания о составляющих профессионального успеха
2. Воспитательная:
прививать интерес к карьерному росту человека в его деятельности;
воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в группе.
пополнит личный опыт участников тренинга в результате ролевого проигрывания;
развивать творческое мышление при выполнении нестандартных заданий;
развивать навыки тестирования;
развивать приемы и навыки рефлексивной практики.
4. Здоровьесберегающая:
соблюдать правила и нормы САНПиН;;
выполнять в системе комплекс физических упражнений, в том числе гимнастику для глаз;
контролировать временные рамки работы и чередования разных видов (разного рода) активности.
Оборудование урока:
учебники «Профессиональное самоопределение школьников Москвы»(учебное пособие для учащихся 9-11 классов)
Оборудование для тренинга:мяч,колокольчики,дискс музыкальными фразами(Эквадор)
презентации детей,
игровые задания на электронном и бумажном носителях,
текстовые файлы с заданиями,
материалы Интернета
маркеры
игрушка-симваол
бумага
цветные карандаши
пастель
Технические средства обучения:
ноутбуки “Aquarius”;
ОС Windows XP;
Microsoft Office 2003;
Ход урока:
Время
Организационный момент
1 мин
Приветствие учащихся.
Упражнение»Автограф имени»
Все участники представляются ,выб-рав понравившийся цвет пастели, и обводят свои ладони на листках как приветствие ко всем участникам занятия , ставя автограф на одном из пальцев ладони.
2 мин
Упражнение«Предста-вьте себе…»
Ведущий предлагает каждому участнику представить свой успех.Что это за образ? На что он похож?Что он чувствует? О чем мечтает? Затем его нужно изобразить, чтобы ощутить его более полно, но изобразить с помощью мимики и жестов.
Основной этап урока
1 мин
Упражнение «Сила моего желания”.
Успех связан с нашей деятельностью, желанием реализовать себя в том или ином деле. Покажите рукой , насколько сейчас сильно ваше желание реализо-ваться в будущей профес-сиональной деятельности, добиться в ней успе-ха.(Каждый покажет то, что считает вариантом.)Можно представить силу вашего желания в виде образа. На что похоже ваше желание успеха? Возьмите ручку или карандаш, зарисуйте его сейчас в вашей ладошке-автографе.
Расскажите о своих ощущениях, которые вызвали у вас выполенные задания.
1 мин
Введение правил тре-нинга.
(звучит музыка инструментальная)
Представление правил тренинга:
Доверительный стиль общения.
Общение по принципу «Здесь и сейчас»
Высказываться от собственного имени.
Конфиденциальность всего проис-ходящего.
Недопустимость оценок в адрес другого.
Активное участие во всех упраж-нениях.
Принцип активного слуша-ния(уважение к говорящему)
2 мин
Введение в тренинг
Сегодня наш разговор о людях успешных, о нас с вами, как мы понимаем, что такое «успех» и как это понятие связано с профессиональной деятельностью, а также с половой принадлежностью(мужчина, женщина)
1 мин
Игра «Бегущая ассоциация»
Ведущий передает игрушку-символ по кругу с просьбой высказать свою ассоциацию на слово «успех».
Ведущий организует мозговой штурм на предмет того, какие качества личности помогают добиться человеку успеха в профессии.(Все варианты фиксируются на доске.Затем все качества зачитываются.)
3 мин
Мини-практикум
Успех в деятельности часто называют карьерным ростом. Карьера – это путь самовыражения и удовлетворения своим собственным трудом и не только…Человек успешный – это человек целеустремленный, активный, позитивно настроенный.добившийся успеха в жизни. Карьеру можно строить по-разному: для одних успех – это результат долгосрочного плана, собственных усилий а для других – это подарок фортуны, что бывает не слишком часто. А вот то, каким образом человек добивается своей цели в профессиональной деятельности, во многом зависит и от его личных качеств. Как вы думаете, а влияет ли на карьеру, успех в профессии половая принадлежность человека( опрос участников).
Обладателями перечисленных вами качеств могут быть как мужчины, так и женщины.Однако мы с вами имеем представления об успешном бизнесмене и успешной бизнесвумен.Я предлагаю вам разделиться на две команды по гендерному признаку:девушки и юноши.
10 мин
Тренинговое задание.
«Портрет успешного человека»
Команда юношей рисует портрет бизнеследи, а команда девушек – бизнесмена. По итогам идет презентация каждого портрета.
15 мин
Игра «Биржа труда»
Учащиеся рассчитываются на1;2. 1-ые номера- консультанты биржи труда,2—е номера – потенциальные работники. Консультанты получают набор вакансий, о которых говорят в общих чертах, но не называют должность, и предлагает побороться за них потенциальным работникам. Потен-цииальные работники по собственному желанию определяют, у какого кон-сультанта подходящая им вакансия, и подходят к нему на собеседование.Они должны придумать свое резюме, согласно услышанной характеристики вакансии, какое учебное заведение окончили, почему стремятся попасть в эту фирму.Консультант вправе задать во время презентации пару вопросов.
После того как прошло собеседование и консультант выбрав лучшего из лучших, он озвучивает вакансию: «укротитель домомучительниц», «поедатель пирожков»,» ловец уплывших за буйки». «чистильщик леса», «заговариватель зубной боли».
Варианты презентаций вакансий консультантами:
1.В фирму «Алле» на вакантную должность требуется человек ответственный,физически крепкий, морально устойчивый,готовый за достойную плату выполнять тяжелую, нервную работу.Полный соц.пакет,гибкий график работы,отпуск в размере 56 календарных дней.
2.ОО»Пирогов» осуществляет набор лиц, обладающих изысканным вкусом, умеющих творчески организовать свою
Гарантируем своевременную выплату заработной платы и 10% от общего объема выполненной работы.
3.туристическая фирма» В гармонии с природой» приглашает на высмокооплачиваемую работу энергичных, общительных,уравнове-шенных людей, готовых совмещать при
ятное с полезным,любящих природу ,воду, солнце,риск.Фирма гарантирует мед.страховку и обеспечение произ-водственным транспортом.
4.В редакцию газеты «Сны лукоморья»
Приглашается грамотный, креативный, имеющий высшее филологическое обюразование внештатный сотрудник.Редакция гарантирует, что каждый номер будет верстаться с учетом авторских пожеланий, реко-мендаций.Оплата производится из расчета тысяча рублей за каждую умную мысль.
5.ООО «За чистку рядов» требуется на сезонную работу ответственный,физии-чески крепкий,трудолюбивый работник, строго выполняющий предписания с хорошей координацией и развитым глазомером.обеспечивается жильем в экологически чистом месте, сухим пайком и прочим инвентарем.Оплата понедельная.
6.Клиника «Азиямед» приглашает на работу специалиста в области нетрадиционных методов лечения.Требования к кандидатуре: голливудская улыбка, знание языков,владение нетрадиционными методами лечения.Обеспечиваются спецодеждой,дополнительными днями к отпуску из-за сложных условий работы.
1мин
Рефлексия
Что чувствую потенциальные работники и консультанты
3 мин
Упражнение «Мы творим мир профессий»
Под музыку на листе ватмана все участники тренингав рисуют символически свои фигуры( обводят пор шаблону) и подписывают их.Как только музыка закончилась раскрашивают ту фигуру, которая оказалась ближе.Затем опять двигаются под музыку и по окончании звучания подписывают качества успешности на той фигуре,которая ближе, потом крутят лист ватмана и после остановки подписывают профессию, подходящую человеку, чья фигурка ближе.Затем лист вывешивается,все знакомятся с ним.
Подведение итогов урока
1 мин
4мин
Рефлексия
Участники высказывают свои мысли, возникшие во время тренинга
Пожелания в кругу
Все высказывают пожелания друг другу .
45 мин
ЕрогинаН.В.
педагог-психолог,
высшая квалификационная категория,
Почетный работник общего образования
Методическая разработка
урока профессионального самоопределения
Тема: «Профессиограмма»
Продолжительность урока: 45 минут.
Особенность урока: интеграция в уроке профессионального самоопределения по теме “Профессиограмма» тем о классах профессий, об условиях труда, профессиональных компетенциях, о оптимальных моделях взаимодействия с окружающими людьми на ряду с повышением психологической культуры.
Интеграция возможна на основе применения различных способов организации деятельности обучающихся через применение личностно-ориентированной технологии А.Якиманской как эффективного способа развития способностей обучающихся выполнять алгоритмированные тестовые материалы.
Лейтмотив урока: « Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось».
Б.Окуджава
Личностно-ориентированная технология:
Познавательный стиль ученика и обучающий стиль ребенка согласованы в процессе обучения.
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Личностно-ориентированная технология- это механизм перехода к новому техно - промышленному и социо - культурному укладу и способом формированиярезервных систем развития.
Участники урока: ученики 9 класса
Цель урока: моделирование поведения учащихся в тренинге в соответствии с персонифицированной профессиограммой.
Для развития проективно-профессинальных компетенций в тренинге создание ситуации, при которой учащиеся на практике будут использовать полученные на уроках навыки.
Задачи предметные:
Образовательная:
Создать условия для обогащения представления старшеклассников профессий
познакомить обучающихся с ресурсом личной профессиограммы;
проверить с помощью упражнений знания о составляющих профессионального успеха
2. Воспитательная:
прививать интерес к карьерному росту человека в его деятельности;
воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в группе.
развитие артистических способностей и творческого мышления;
пополнит личный опыт участников тренинга в результате ролевого проигрывания;
развивать творческое мышление при выполнении нестандартных заданий;
развивать навыки тестирования;
развивать приемы и навыки рефлексивной практики.
4. Здоровьесберегающая:
соблюдать правила и нормы САНПиН;;
выполнять в системе комплекс физических упражнений, в том числе психогимнастику и гимнастику для глаз;
контролировать временные рамки работы и чередования разных видов (разного рода) активности.
Оборудование урока:
учебники «Профессиональное самоопределение школьников Москвы»(учебное пособие для учащихся 9-11 классов)
Оборудование для тренинга:мяч,колокольчики,дискс музыкальными фразами(Аккордеон, французские напевы)
презентации детей,
игровые задания на электронном и бумажном носителях,
текстовые файлы с заданиями,
материалы Интернета
маркеры
игрушка-симваол
бумага
цветные карандаши
пастель
Технические средства обучения:
ноутбуки “Aquarius”;
ОС Windows XP;
Microsoft Office 2003;
Ход урока:
Игротренинг.
Время
Организационный момент
1 мин
Приветствие учащих-ся.Разминка
Упражнение «Имя и профессия»
Все участники представляются по имени и называют профессию, которая начинается с их имени.
3 мин
Игра«Самая-самая»
Предлагается каждому участнику по очереди выйти в центр круга и изобразить с помощью мимики и жестов те профессии, которые соответствовали бы следующим характеристикам:
Самая сладкая профессия;
Самая денежная профессия;
Самая волосатая профессия;
Самая неприличная профессия;
Самая смешная профессия;
Самая зеленая профессия;
Самая детская профессия;
Самая серьезная профессия.
Основной этап урока
7 мин
Ролевая игра«Наход-чивость»
Успех связан с нашей деятельностью, желанием реализовать себя в том или ином деле. В профессиональной деятельности бывают проколы и случайности. Специалист должен уметь выбраться из критической ситуации. Мы попробуем сейчас в игре выйти из разных ситуаций.
Вся группа делится на подгруппы по 5 человек и каждая погруппа получает задание:
У адвоката пропадает голос, а его слово сейчас решающее;
У певицы во время концерта кааб-лук попадает в щель и она падает;
У электрика во время работы вдруг исчезает изолента;
У продавца при сдаче денег вдруг оказывается лишней огромная сумма денег;
Во время спектакля у артиста отпадает приклеенный нос;
Менеджер спешит на важную деловую встречу, из-за угла на полном ходу пролетает джип и обливает его грязью с ног до головы.
Затем – представление каждой подгруппой своего решения.
1 мин
Введение правил тренинга.
(звучит музыка инструментальная)
Представление правил тренинга:
Доверительный стиль общения.
Общение по принципу «Здесь и сейчас»
Высказываться от собственного имени.
Конфиденциальность всего проис-ходящего.
Недопустимость оценок в адрес другого.
Активное участие во всех упраж-нениях.
Принцип активного слуша-ния(уважение к говорящему)
10 мин
Игра «Нужные люди»
Сегодня наш разговор о людях успешных, о нас с вами, как мы понимаем, что такое «успех» и как это понятие связано с профессиональной деятельностью. Предлагается классу рассчитаться на 1-5.
Затем все одинаковые номера объеди-няются в группы. Каждая группа полу-чает задание: составить список про-фессий в какой-то сфере деятельности.
-список профессий для фирмы,занимающейся производством хлебобулочных изделий;
- список профессий для фирмы, занимающейся строительством жилых домов;
-список профессий для фирмы, занимающейся созданием телепередач;
-список профессий для фирмы, занимающейся охраной частной собственности;
-список профессий для фирмы, занимающейся перевозкой грузов и пассажиров;
-список профессий для фирмы, занимающейся полиграфической деятельностью.
По окончанию работы выходит от каждой подгруппы один представитель
и зачитывает список тех профессий, которые были составлены ими.
10 мин
Упражнение «Символ моего дела»
Ведущий предлагает объединиться в группы по три человека и создать символ своего будущего профес-сионального дела,как если бы они были владельцами компании. Для начала необходимо выбрать геометрическую фигуру(круг,квадрат. Треугольник, прямоугольник или многоугольник), в ней и будет красоваться символ. Цветовая гамма не ограничена.Но есть одно условие: символ должен отражать содержательную сторону деятельности фирмы, то есть отвечать на вопрос, какие услуги предоставляет фирма.
Затем символы фирм собирают-ся, перемешиваются и каждому участнику предлагается высказать свои предпо-ложения относительно того, что произ-
водит фирма и чья это фирма.
7 мин
Мини-практикум: трудоустройство сказочных героев
На карточках у Вас персонажи сказок(Баба Яга,Карлсон,Змей Горынович, Алеша Попович,царевна Несмеяна,домовенок Кузя,Водяной) Ваша задача убедить всех, что этот персонаж хорошо выполнит работу в конкретном агентстве и в качестве кого.
Подведение итогов урока
2 мин
4мин
Рефлексия
Участники высказывают свои мысли, возникшие во время тренинга
Пожелания в кругу «Свеча мнения»
Участники тренинга передают по кругу горящую свечу и высказывают пожелания друг другу .