Практикум для учащихся 10-х классов «Дорога к себе»
Практикум для учащихся 10-х классов «Дорога к себе»
… я весь не вмещаюсь между башмаками и шляпой.
Я гляжу на разные предметы: ни один не похож на другой, каждый хорош,
Земля хороша, и звезды хороши, и все их спутники хороши.
Я не земля и не спутник земли,
Я товарищ и собрат людей, таких же бессмертных и бездонных, как Я…
Эти слова говорят нам о том, что человек не заканчивается внешней оболочкой, у него существует богатый, бездонный внутренний мир. В своих занятиях я попыталась соединить два подхода к самопознанию: с помощью постоянной внутренней работы, но по пути ненасильственного достижения результата. Занятия посвящены тому, чтобы старшеклассники целостно поняли свой внутренний мир, а мы, взрослые, помогли совершенствовать его.
Почему именно старшеклассники?
Выбор этого возраста обусловлен рядом причин:
- во-первых, старший школьный возраст – это время выработки собственных взглядов и убеждений, формирования мировоззрения;
- во-вторых, старший школьный возраст – это возраст поисков самоопределения;
- в-третьих, характерная особенность личности старшеклассника – рост его самосознания. Уровень самосознания определяет уровень требований старшеклассника к окружающим людям и к самому себе. Они становятся более критичными и самокритичными, предъявляют более высокие требования к нравственным качествам одноклассников и взрослых;
- в-четвертых, высокий уровень самосознания старшего школьника, в свою очередь приводит к самовоспитанию.
Формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, повышения требовательности к моральному облику человека, формирование самооценки, стремление к самовоспитанию – вот те новообразования, которые появляются в личности старшего школьника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практикум для учащихся 10-х классов «Дорога к себе» »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ижморская средняя общеобразовательная школа №1»
Практикум для учащихся 10-х классов
«Дорога к себе»
Составитель:
Аветисян Эмилия Павловна – педагог-психолог муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ижморская средняя общеобразовательная школа №1»
пгт. Ижморский
Цель: помочь подростка понять, что такое жизнь, и осуществить выбор ценностей.
Задачи:
- выяснить, что включает в себя понятие «жизнь»;
- обсудить, в чем заключается смысл жизни;
- научить анализировать свой личный духовный, нравственный, познавательный опыт, высказывать свои суждения открыто, искренне, тактично по отношению к другим;
- подготовить подростков к самопознанию и самореализации.
Материалы: жетоны четырех цветов; презентация; видеофрагменты «Притча о любви», мультфильма «Меч в камне»; маски Лягушки и Принца; маршрутные листы «Мое дерево жизни»(приложение 1).
Ход занятия
Психолог: Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о том, что волнует многих – о том, что такое жизнь каков путь к себе. Как научиться понимать самого себя? Мы не получим одинаковых ответов на эти вопросы, потому что каждый человек индивидуален и неповторим. Дорога к себе – это нелегкий, но интересный путь. Мы задержимся на главных остановках этого пути. Один выбор на сегодня вы уже сделали:
- место в одной из групп и круг людей для общения.
Каждый человек задумывается над тем, зачем он живет. В чем же смысл жизни? Для одного – в любви, для другого – в благосостоянии, для третьего – в любимой работе, для четвертого – в семье. Кто-то живет для других, кто-то думает только о себе. Давайте попробуем поразмышлять о смысле жизни.
По цвету жетона вы распределились на группы, а значит – выбрали одну из точек зрения на смысл жизни. Девизы:
1 – найти свое место в жизни, свое призвание;
2 – познать себя, окружающий мир;
3 – жить ради удовольствия;
4 – жить для людей.
Постарайтесь привести как можно больше аргументов за «свою» точку зрения. Обсуждение в группах.
Высказывания.
Психолог: А какую точку зрения выбрали бы вы сами? Пересядьте в ту группу, девиз которой вам подходит, и прокомментируйте свой выбор.
Философ и писатель М. Бахтин сказал: «Жизнь по природе своей диалогична, жить – значит участвовать в диалоге, вопрошать, ответствовать, соглашаться… В этом человек участвует весь и всей своей жизнью: глазами, губами, руками, душой, всем телом, поступками». А как бы вы ответили на вопрос: Что такое жизнь? В жизни много прекрасных вещей. За что вы любите жизнь?
Ответы.
Но жизнь – это не поле, усыпанное красивыми цветами. В жизни случается всякое. Послушайте стихотворение матери Терезы:
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это долг, исполни его.
Жизнь – это игра, сыграй в нее.
Жизнь бесценна, береги ее.
Жизнь – это богатство, храни его.
Жизнь – это таинство, познай его.
Жизнь – это обещание, исполни его.
Жизнь – это скорбь, преодолей ее.
Жизнь – это песня, спой ее.
Жизнь – это борьба, прими ее.
Жизнь – это трагедия, перебори ее.
Жизнь – это возможность, не упусти ее.
Жизнь – это красота, восхищайся ею.
Жизнь – это блаженство, вкуси его.
Жизнь – это мечта, реализуй ее.
Жизнь – это приключение, испытай его.
Жизнь – это удача, поймай ее.
Жизнь драгоценна, не разрушай ее.
Жизнь – это борьба, борись за нее.
Я предлагаю вам сравнить жизнь с деревом, потому что в нем есть побеги -это события, которые с вами происходят.
Перед вами лежит маршрутный лист «Мое дерево жизни». Расположите на нем по степени важности, что служит для вас опорой в жизни (родители, здоровье и т.д.).
Многие не могут определить свои цели. А давайте сначала разберемся с такими понятиями как:
- жизненные цели – что это такое?
- зачем нужно ставить перед собой цели?
Видеофрагмент мультфильма «Меч в камне».
- какие бывают цели в жизни?
Ответы.
Запишите свою жизненную цель на «Дереве жизни».
Случается так, что жизненная цель может быть отвергнута человеком, если для ее достижения нужно поступиться принципами. Жизненные принципы – это убеждения, взгляд на вещи, правила жизни. Есть люди, которые руководствуются жизненными принципами на основе христианских заповедей. А есть такие, которые руководствуются другими принципами: Человек человеку – волк; После нас – хоть потоп и т.п.
Можете ли вы привести примеры своих жизненных принципов? Запишите их на корнях деревьев.
Как вы думаете, важно ли познание человеком самого себя? Ответы.
Дорога к самому себе – это дорога в целую жизнь. Предлагаю вам ответить на вопрос – кто вы?
(Два участника говорят свои монологи в образах Принца и Лягушки).
Принц – Мы, принцы, не считаем себя лучше или хуже других. Мы независимы и самостоятельны. Принцы никогда не притворяются, что знают все. Мы можем чего-то не знать, не уметь, но это не принижает нас в собственных глазах. Мы можем ошибаться, терпеть поражения, но не теряем самоуважения и уверенности в себе. Мы уважаем чувства других, но не позволяем манипулировать собой, не решаем за других их проблемы. Мы наслаждаемся своими успехами, но не чувствуем при этом вины и не завидуем другим.
Лягушка – Мы, лягушки, беспомощны и зависимы от окружающих. Мы непрестанно жалуемся. В отличие от Принца, мы не живем в настоящем, а убиваем время, ожидая будущее и вспоминая прошлое. Мы не умеем анализировать, плохо ориентируемся в происходящем, придумываем мир и пытаемся манипулировать людьми, обвиняем их. Лягушки во всем сомневаются – в своем праве на жизнь, в праве дышать, есть, пить, любить, быть любимыми. Мы чрезмерно зависим от мнения других людей, не доверяем себе. В наших бедах виноваты окружающие, условия жизни, мы разочарованы в других людях, в себе, мы не ищем выхода…
Обозначьте свой выбор на маршрутных листах.
Что такое ценность? На маршрутных листах написано слово ценность по буквам, попробуйте истолковать его с помощью слов или словосочетаний, разъясняющих его значение с той буквы, с которой начинается каждая строчка.
Ветви дерева – это ваши ценности. Запишите их.
А теперь слушайте внимательно – Нельзя человеку без этого жить. Она всегда сама в нем просыпается и им овладевает. Нам не дано произвольно распоряжаться в нашем внутреннем мире, удалять одни душевные силы, заменять их другими… Можно воспитывать себя, но нельзя сломать себя и построить заново по своему усмотрению. Нам не дано с ней справиться, но жить без нее тоже не дано. О чем я говорю?
Ответы.
(Просмотр «Притчи о любви»).
Почему я заговорила о любви, когда тема нашей встречи – дорога к себе? Ответы.
Вы правы, главным законом человеческой жизни была и остается любовь. Наша жизнь невозможна без эмоций и чувств. Запишите на лепестках цветка, какие эмоции и чувства сопровождают вас по дороге вашей жизни.
На протяжении всей жизни мы являемся носителями разных социальных ролей. Листья на дереве – это ваши социальные роли, напишите их.
Плоды на дереве – это поступки. Желательные поступки напишите на целом яблоке, а нежелательные – на испорченном яблоке.
Вот и получилось у каждого свое неповторимое «Дерево жизни».
В жизни и общении есть две столбовые дороги. Одна широкая, но неосвещенная. На ней то и дело встречаются булыжники страха и отчаяния, иногда дорогу преграждают завалы зависимости, озлобленности. Пешеходов на ней много, но ты все время спотыкаешься о камни отчужденности и одиночества. Прорываясь через заросли обид, вины, ты устало сталкиваешь с дороги того, кто слабее. В конце концов и тебя эта дорога вымотает и разрушит. Вторая дорога – длинная, светлая, на ней горят фонари веры и уверенности. Прохожие слышат не только то, что ты говоришь, но и то, что чувствуешь. По сторонам красиво подстриженные газоны поддержки и взаимовыручки, а на клумбах ярко пламенеют цветы любви, доверия и прощения. Уютную тень усталому путнику дают деревья взаимопонимания и душевного спокойствия. Возможно, дорога эта тоже утомит, но не разрушит.
Выбор дороги зависит от нас!
(Составлено на основе материалов педагога-психолога С. Толстик в методической газете педагогов-психологов «Школьный психолог», издат. дом «Первое сентября», 2011, № 5)