kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практикум для учащихся 10-х классов «Дорога к себе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

… я весь не вмещаюсь между башмаками и шляпой.
Я гляжу на разные предметы: ни один не похож на другой, каждый хорош,
Земля хороша, и звезды хороши, и все их спутники хороши.
Я не земля и не спутник земли,
Я товарищ и собрат людей, таких же бессмертных и бездонных, как   Я…

Эти слова говорят нам о том, что человек не заканчивается внешней оболочкой, у него существует богатый, бездонный внутренний мир. В своих занятиях я попыталась соединить два подхода к самопознанию: с помощью постоянной внутренней работы, но по пути ненасильственного достижения результата. Занятия посвящены тому, чтобы старшеклассники целостно поняли свой внутренний мир, а мы, взрослые, помогли совершенствовать его.

Почему именно старшеклассники?

Выбор этого возраста обусловлен рядом причин:

- во-первых, старший школьный возраст – это время выработки собственных взглядов и убеждений, формирования мировоззрения;

- во-вторых, старший школьный возраст – это возраст поисков самоопределения;

- в-третьих, характерная особенность личности старшеклассника – рост его самосознания. Уровень самосознания определяет уровень требований старшеклассника к окружающим людям и к самому себе. Они становятся более критичными и самокритичными, предъявляют более высокие требования к нравственным качествам одноклассников и взрослых;

- в-четвертых, высокий уровень самосознания старшего школьника, в свою очередь приводит к самовоспитанию.

Формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, повышения требовательности к моральному облику человека, формирование самооценки, стремление к самовоспитанию – вот те новообразования, которые появляются в личности старшего школьника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практикум для учащихся 10-х классов «Дорога к себе» »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ижморская средняя общеобразовательная школа №1»









Практикум для учащихся 10-х классов

«Дорога к себе»















Составитель:

Аветисян Эмилия Павловна – педагог-психолог муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ижморская средняя общеобразовательная школа №1»













пгт. Ижморский

Цель: помочь подростка понять, что такое жизнь, и осуществить выбор ценностей.

Задачи:

- выяснить, что включает в себя понятие «жизнь»;

- обсудить, в чем заключается смысл жизни;

- научить анализировать свой личный духовный, нравственный, познавательный опыт, высказывать свои суждения открыто, искренне, тактично по отношению к другим;

- подготовить подростков к самопознанию и самореализации.

Материалы: жетоны четырех цветов; презентация; видеофрагменты «Притча о любви», мультфильма «Меч в камне»; маски Лягушки и Принца; маршрутные листы «Мое дерево жизни»(приложение 1).

Ход занятия

Психолог: Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о том, что волнует многих – о том, что такое жизнь каков путь к себе. Как научиться понимать самого себя? Мы не получим одинаковых ответов на эти вопросы, потому что каждый человек индивидуален и неповторим. Дорога к себе – это нелегкий, но интересный путь. Мы задержимся на главных остановках этого пути. Один выбор на сегодня вы уже сделали:

- место в одной из групп и круг людей для общения.

Каждый человек задумывается над тем, зачем он живет. В чем же смысл жизни? Для одного – в любви, для другого – в благосостоянии, для третьего – в любимой работе, для четвертого – в семье. Кто-то живет для других, кто-то думает только о себе. Давайте попробуем поразмышлять о смысле жизни.

По цвету жетона вы распределились на группы, а значит – выбрали одну из точек зрения на смысл жизни. Девизы:

1 – найти свое место в жизни, свое призвание;

2 – познать себя, окружающий мир;

3 – жить ради удовольствия;

4 – жить для людей.

Постарайтесь привести как можно больше аргументов за «свою» точку зрения. Обсуждение в группах.

Высказывания.

Психолог: А какую точку зрения выбрали бы вы сами? Пересядьте в ту группу, девиз которой вам подходит, и прокомментируйте свой выбор.

Философ и писатель М. Бахтин сказал: «Жизнь по природе своей диалогична, жить – значит участвовать в диалоге, вопрошать, ответствовать, соглашаться… В этом человек участвует весь и всей своей жизнью: глазами, губами, руками, душой, всем телом, поступками». А как бы вы ответили на вопрос: Что такое жизнь? В жизни много прекрасных вещей. За что вы любите жизнь?

Ответы.

Но жизнь – это не поле, усыпанное красивыми цветами. В жизни случается всякое. Послушайте стихотворение матери Терезы:

Жизнь – это вызов, прими его.

Жизнь – это долг, исполни его.

Жизнь – это игра, сыграй в нее.

Жизнь бесценна, береги ее.

Жизнь – это богатство, храни его.

Жизнь – это таинство, познай его.

Жизнь – это обещание, исполни его.

Жизнь – это скорбь, преодолей ее.

Жизнь – это песня, спой ее.

Жизнь – это борьба, прими ее.

Жизнь – это трагедия, перебори ее.

Жизнь – это возможность, не упусти ее.

Жизнь – это красота, восхищайся ею.

Жизнь – это блаженство, вкуси его.

Жизнь – это мечта, реализуй ее.

Жизнь – это приключение, испытай его.

Жизнь – это удача, поймай ее.

Жизнь драгоценна, не разрушай ее.

Жизнь – это борьба, борись за нее.

Я предлагаю вам сравнить жизнь с деревом, потому что в нем есть побеги -это события, которые с вами происходят.

Перед вами лежит маршрутный лист «Мое дерево жизни». Расположите на нем по степени важности, что служит для вас опорой в жизни (родители, здоровье и т.д.).

Многие не могут определить свои цели. А давайте сначала разберемся с такими понятиями как:

- жизненные цели – что это такое?

- зачем нужно ставить перед собой цели?

Видеофрагмент мультфильма «Меч в камне».

- какие бывают цели в жизни?

Ответы.

Запишите свою жизненную цель на «Дереве жизни».

Случается так, что жизненная цель может быть отвергнута человеком, если для ее достижения нужно поступиться принципами. Жизненные принципы – это убеждения, взгляд на вещи, правила жизни. Есть люди, которые руководствуются жизненными принципами на основе христианских заповедей. А есть такие, которые руководствуются другими принципами: Человек человеку – волк; После нас – хоть потоп и т.п.

Можете ли вы привести примеры своих жизненных принципов? Запишите их на корнях деревьев.

Как вы думаете, важно ли познание человеком самого себя? Ответы.

Дорога к самому себе – это дорога в целую жизнь. Предлагаю вам ответить на вопрос – кто вы?

(Два участника говорят свои монологи в образах Принца и Лягушки).

Принц – Мы, принцы, не считаем себя лучше или хуже других. Мы независимы и самостоятельны. Принцы никогда не притворяются, что знают все. Мы можем чего-то не знать, не уметь, но это не принижает нас в собственных глазах. Мы можем ошибаться, терпеть поражения, но не теряем самоуважения и уверенности в себе. Мы уважаем чувства других, но не позволяем манипулировать собой, не решаем за других их проблемы. Мы наслаждаемся своими успехами, но не чувствуем при этом вины и не завидуем другим.

Лягушка – Мы, лягушки, беспомощны и зависимы от окружающих. Мы непрестанно жалуемся. В отличие от Принца, мы не живем в настоящем, а убиваем время, ожидая будущее и вспоминая прошлое. Мы не умеем анализировать, плохо ориентируемся в происходящем, придумываем мир и пытаемся манипулировать людьми, обвиняем их. Лягушки во всем сомневаются – в своем праве на жизнь, в праве дышать, есть, пить, любить, быть любимыми. Мы чрезмерно зависим от мнения других людей, не доверяем себе. В наших бедах виноваты окружающие, условия жизни, мы разочарованы в других людях, в себе, мы не ищем выхода…

Обозначьте свой выбор на маршрутных листах.

Что такое ценность? На маршрутных листах написано слово ценность по буквам, попробуйте истолковать его с помощью слов или словосочетаний, разъясняющих его значение с той буквы, с которой начинается каждая строчка.

Ветви дерева – это ваши ценности. Запишите их.

А теперь слушайте внимательно – Нельзя человеку без этого жить. Она всегда сама в нем просыпается и им овладевает. Нам не дано произвольно распоряжаться в нашем внутреннем мире, удалять одни душевные силы, заменять их другими… Можно воспитывать себя, но нельзя сломать себя и построить заново по своему усмотрению. Нам не дано с ней справиться, но жить без нее тоже не дано. О чем я говорю?

Ответы.

(Просмотр «Притчи о любви»).

Почему я заговорила о любви, когда тема нашей встречи – дорога к себе? Ответы.

Вы правы, главным законом человеческой жизни была и остается любовь. Наша жизнь невозможна без эмоций и чувств. Запишите на лепестках цветка, какие эмоции и чувства сопровождают вас по дороге вашей жизни.

На протяжении всей жизни мы являемся носителями разных социальных ролей. Листья на дереве – это ваши социальные роли, напишите их.

Плоды на дереве – это поступки. Желательные поступки напишите на целом яблоке, а нежелательные – на испорченном яблоке.

Вот и получилось у каждого свое неповторимое «Дерево жизни».

В жизни и общении есть две столбовые дороги. Одна широкая, но неосвещенная. На ней то и дело встречаются булыжники страха и отчаяния, иногда дорогу преграждают завалы зависимости, озлобленности. Пешеходов на ней много, но ты все время спотыкаешься о камни отчужденности и одиночества. Прорываясь через заросли обид, вины, ты устало сталкиваешь с дороги того, кто слабее. В конце концов и тебя эта дорога вымотает и разрушит. Вторая дорога – длинная, светлая, на ней горят фонари веры и уверенности. Прохожие слышат не только то, что ты говоришь, но и то, что чувствуешь. По сторонам красиво подстриженные газоны поддержки и взаимовыручки, а на клумбах ярко пламенеют цветы любви, доверия и прощения. Уютную тень усталому путнику дают деревья взаимопонимания и душевного спокойствия. Возможно, дорога эта тоже утомит, но не разрушит.

Выбор дороги зависит от нас!

(Составлено на основе материалов педагога-психолога С. Толстик в методической газете педагогов-психологов «Школьный психолог», издат. дом «Первое сентября», 2011, № 5)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Практикум для учащихся 10-х классов «Дорога к себе»

Автор: Аветисян Эмилия Павловна

Дата: 25.11.2014

Номер свидетельства: 135404

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Подготовка к сжатому изложению. Урок-практикум в 9 классе"
    ["seo_title"] => string(62) "podghotovka-k-szhatomu-izlozhieniiu-urok-praktikum-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "273901"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452285757"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока по русскому языку для 9 класса по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины» "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-9-klassa-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "237501"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444323346"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "план воспитательной работы во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(40) "plan-vospitatiel-noi-raboty-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "152059"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420800939"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Отчет о профилактике ДТП "
    ["seo_title"] => string(27) "otchiet-o-profilaktikie-dtp"
    ["file_id"] => string(6) "107613"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403350935"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Особенности проведения родительских собраний  в старших классах "
    ["seo_title"] => string(71) "osobiennosti-proviedieniia-roditiel-skikh-sobranii-v-starshikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "180680"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425226034"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства