Занятие проведено в рамках программы "Дошкольник" по предмету "Ступеньки успеха". Основная цель встречи с детьми - формирование базового соматического пространственно-временного эталона.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Место проведения: г.Анива, Дом детского творчества, кабинет № 31.
Тема «Образ тела»
Тип занятия: изучение нового материала.
Цель занятия: формирование базового соматического пространственно-временного эталона детей.
Задачи: 1.познакомить с понятиями «силуэт», «контур»;
2.формировать компетентности детей в процессе исследовательской работы (когнитивные: знание алгоритма поиска; деятельностно-практические: навыки монологической речи; мотивационно-личностные: интерес к делу и партнерам; коммуникативные - умение отстаивать свою точку зрения); развивать структурное звено самосознания: осознание имени и своей физической сущности;
3.воспитывать положительное отношение детей к себе и окружающим.
Учебно-методические пособия: детские папки, таблицы «Все обо мне», альбом «Узнай свое тело», «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Атлас для самых маленьких», схемы алгоритма поиска информации, лист «Мое настроение», раздаточный материал (листы эмоционального состояния, разрезные картинки, контурные картинки), цветные карандаши.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Ритуал встречи. Формирование мотивации.
Мультимедийное сопровождение. Слайд№1 Двойное изображение.« Утенок и зайчик». - Добрый день! Продолжаем наши встречи с новым, неожиданным и интересным. Вам задание на внимание: рассмотрите и расскажите, кого видят глаза на экране?
(Проверка с использованием приема «Скажи на ушко». Каждый ребенок на ушко сообщает педагогу о результатах наблюдения).
– Очень здорово глаза разглядели утенка: покажите его указкой. А теперь покажите зайчика. Вот мы и готовы к дальнейшей деятельности, сконцентрировали свое внимание и включили в работу мышление.
2.Изучение нового материала.
Мультимедийное сопровождение. Слайд№2 «Контур и силуэт человека». – Что вы можете рассказать об объектах, изображенных экране? (Ответы детей: человек, взрослый, картинка, силуэт, тень)
- Докажите, что это человек. ( Ответы детей с использованием названий частей тела человека и показ их на экране).
Повторение алгоритма поиска информации.
-Откуда мы берем информацию, если нам что-то неизвестно, непонятно? (Ответы детей с использованием алгоритмов – картинок по поиску информации, расположенных на доске.
Работа со справочной литературой. Пополнение информационной выставки.
-Мы с вами часто говорим и слышим слова контур, силуэт, а где мы можем узнать точное значение данных слов? Сегодня наша выставка используемых таблиц, схем и книг о человеке пополнилась. Это книга-словарь русского языка С. И.Ожегова. В ней можно узнать о словах, которые вызвали наш спор: контур и силуэт. (Работа со словарем С.И.Ожегова стр.251, 623)
3.Закрепление знаний.
А) Выполнение упражнений.
«Контур» (Раздаточный материал на каждого ребенка).
- Рассмотрите, какое изображение перед вами: контуры предметов или силуэты? (Ответы детей с использованием новых понятий).
-Каким общим словом можно назвать предметы, контуры которых перепутались? (Ответы детей с использованием обобщающих слов).
-Найдите контуры чашек, обведите сначала пальчиком, затем карандашом. (Самостоятельная работа детей. Педагог наблюдает, сколько контуров обвел каждый ребенок. Стимулирует на поисковую активность).
«Силуэт» (Раздаточный материал на каждого ребенка).
– Выбери силуэт, который подходит к данному рыцарю. (Самостоятельная работа детей: сравнение силуэтов по одежде, головному убору, оружию; выбор и показ правильного варианта. Педагог проводит индивидуальную проверку и коррекцию результатов выборов детей).
Б) Диагностика эмоционального мира детей. (Раздаточный материал на каждого ребенка «Карта страны…» с изображением контура человека.
Карта страны_____________________
-Контур нашего тела – это граница, которая отделяет каждого из нас от других людей. Как на карте – сколько стран, столько и границ. Посмотрите, как изображена на карте наша страна Россия. (Показ педагогом границ России по «Атласу для самых маленьких»). А вот – наш любимый Сахалин. (Показ педагогом границ острова Сахалин по «Атласу для самых маленьких»). Нарушать границу между странами нельзя, может начаться война. Нарушать границу человека тоже нельзя ни грубым словом, ни ударом по телу – можно обидеть человека и разрушить хорошие отношения.
-Используя цветные карандаши, раскрасьте контур человека, создайте карту вашего личного государства, в котором есть король - это ваш мозг, есть слуги – это ваши чувства, есть жители – ваши части и органы тела. Убедимся еще раз, что карты получатся очень разными, потому что каждый из вас неповторим. (Самостоятельная работа детей. Педагог проводит индивидуальную проверку и коррекцию результатов работы; раздает дополнительное задание тем, кто справляется быстро. Музыкальный фон – песня в исполнении Н.Королевой «Маленькая страна». Рисунки детей вывешиваются на доску, дети знакомятся с полученными результатами, высказывают свое мнение, почему работы получились разными).
В) Игры-упражнения, направленные на гармонизацию осознания имени.
- Пришло время придумать название каждой страны. А помогут нам в этом игры:
«Ласковое имя».
-Вспомните, как вас ласково зовут дома. Стоя в кругу, передаем игрушку-ласковушку друг другу, называем свое ласковое имя. (Выслушиваем каждого ребенка, помогая по необходимости подобрать варианты ласкового имени). - А теперь сосед придумает вам ласковое имя.(Выслушиваем каждого ребенка, помогая по необходимости подобрать варианты ласкового имени).
«Взрослое имя» - Сядьте удобно. Закройте глаза. Попробуйте увидеть себя взрослыми. Как вы будете сидеть? Во что будете одеты? Сядьте сейчас так, как будто вы стали взрослыми. Как вы будете представляться, разговаривать? Как к вам будут обращаться? Наверно, по имени-отчеству? Откройте глаза, давайте поиграем. Я буду называть вас по имени и отчеству, а вы встанете и подойдете ко мне или к любому ребенку, подадите руку и представитесь, например: «Я - Владислав Валерьевич». Вам ответят: «Очень приятно». (Представляются все дети по очереди. Педагог по мере необходимости помогает ребенку вспомнить отчество). - Понравилось вам быть в роли взрослых и почему? (Выслушиваем всех детей)
-Выбирайте имя-название для своей карты (Педагог вписывает название простым карандашом рядом с раскрашенным контуром). Добавляйте еще одну страничку в свой личный дневник. (Дети вкладывают листы в личные папки-портфолио).
4. Итоговый этап. Рефлексия.
-Давайте вспомним, чем сегодня занимались на занятии (Вспоминаем основные этапы занятия). - Чему сегодня научились? (Выслушиваем каждого ребенка).
Интеграция высказываний педагогом: - Каждый день неповторим, потому что узнаем много интересного об окружающем мире и о себе в первую очередь. Желаю, чтобы эти знания помогали вам беречь себя, свой мир и мир каждого человека рядом с вами.
Ритуал прощания ладоней «До завтра!»
Использованная литература:
1.Атлас для самых маленьких: - «Белфаксиздатгрупп», 1992.