Конспект урока в 6 классе "Много ли человеку надо"
Конспект урока в 6 классе "Много ли человеку надо"
Много ли человеку надо?
Каждый человек и своей жизни должен
построить лом, посалить дерево, вырастить сына.
Народная молва
Итак, ваши потребности определяют, что вам нужно: здесь и теперь, а также во всём вашем окружении и на всю последующую жизнь. Много это или мало? Судите сами.
Сферы самоутверждения
Самоутвердиться, т.е. получить в жизни и от неё то, чего вы считаете себя достойным, надо, по крайней мере, в следующих четырёх сферах.
Социальное самоутверждение. Надо занять в обществе то положение, ту профессионально-ролевую ступеньку, место, должность, которые бы соответствовали вашим способностям, удовлетворяли (устраивали) бы вас, и чтобы вас уважали, ценили окружающие. Надо построить (получить, заслужить) себе жилище, обеспечить безбедное существование себе и своей семье. А для этого сначала надо получить образование, развить свои способности, научиться создавать что-то полезное и ценное для общества и, наконец, достичь вершины человеческого труда — творчества (творческое самоутверждение).
Личностное самоутверждение выражается в том, что человеку надо найти и завоевать свою любовь, создать крепкую и счастливую семью. Эту линию жизни называют ещё полоролевым самоутверждением.
Нравственно-духовное самоутверждение. Самое главное во всех сферах вашей жизни — найти и сохранить нравственную основу, веру, смысл жизни. Ведь есть два пути самоутверждения:
—
—
Перед вами всегда будет выбор: или соблазн лёгкого пути, или трудный, но благородный путь нравственного самоутверждения. Вот как этот выбор описывает И.А. Некрасов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Итак, ваши потребности определяют, что вам нужно: здесь и теперь, а также во всём вашем окружении и на всю последующую жизнь. Много это или мало? Судите сами.
Сферы самоутверждения
Самоутвердиться, т.е. получить в жизни и от неё то, чего вы считаете себя достойным, надо, по крайней мере, в следующих четырёх сферах.
Социальное самоутверждение.Надо занять в обществе то положение, ту профессионально-ролевую ступеньку, место, должность, которые бы соответствовали вашим способностям, удовлетворяли (устраивали) бы вас, и чтобы вас уважали, ценили окружающие. Надо построить (получить, заслужить) себе жилище, обеспечить безбедное существование себе и своей семье. А для этого сначала надо получить образование, развить свои способности, научиться создавать что-то полезное и ценное для общества и, наконец, достичь вершины человеческого труда — творчества (творческое самоутверждение).
Личностное самоутверждениевыражается в том, что человеку надо найти и завоевать свою любовь, создать крепкую и счастливую семью. Эту линию жизни называют ещё полоролевымсамоутверждением.
Нравственно-духовное самоутверждение.Самое главное во всех сферах вашей жизни — найти и сохранить нравственную основу, веру, смысл жизни. Ведь есть два пути самоутверждения:
положительный — одобряемая людьми деятельность, поведение (это путь к чести, достоинству, благодарности);
негативный — проявление агрессии, обман, хитрость (этот путь ведёт к конфликту с самим собой, формированию чувства вины, тревожности, страха перед наказанием и т.д.).
Перед вами всегда будет выбор: или соблазн лёгкого пути, или трудный, но благородный путь нравственного самоутверждения. Вот как этот выбор описывает И.А. Некрасов.
Средь мира дольнего
Для сердца вольного
Есть два пути.
Взвесь силу гордую,
Взвесь волю твёрдую. —
Каким идти?
Одна— просторная
Дорога торная,
Страстей раба.
Порой громадная,
К соблазну жадная
Идёт толпа.
О жизни искренней,
О цели выспренней
Там мысль смешна.
Кипит там вечная,
Бесчеловечная
Вражда — война
За блага бренные...
Там души пленные
Полны греха.
На вид блестящая,
Там жизнь мертвящая
К добру глуха.
Другая— тесная
Дорога честная,
По ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд.
За обойдённого,
За угнетённого.
Встань в их ряды.
Иди к униженным.
Иди к обиженным, —
Там нужен ты.
Вы получите удовлетворение в высшей сфере самоутверждения - нравственно-духовной, если будете придерживаться следующих принципиальных позиций.
Позиции самоутверждения
1. Верность своим принципам, несмотря на противоположные мнения других (в сочетании с достаточной гибкостью и умением изменить своё мнение, если оно ошибочно).
Сохранение уверенностив своих способностях, несмотря на временные неудачи и трудности.
3. Понимание своих и чужих чувств, умение подавлять свои эгоистические порывы.
Соблюдение принятых социальных норм, чуткое отношение к нуждам других.
Уважение в каждом человекеличности, как бы он ни отличался уровнем своих способностей и занимаемым общественным положением.
Нахождение в окружающих людях хорошего, вера в них, несмотря на их недостатки.
Сопротивление отрицательным явлениям (лени, несправедливости, агрессии и др.).
Нахождение удовлетворения, удовольствия в самой разнообразной деятельности, включая работу, игру, общение с друзьями, творческое самовыражение или отдых.
Упражнение «Формирование позиций»
Оцените уровень освоения вами перечисленных позиций, «расставьте их по порядку» — от тех, которыми вы пользуетесь постоянно, владеете, до тех, которыми вы не руководствуетесь, не владеете. Следующий этап: выберите позиции, которыми вы не владеете, и сознательно вырабатывайте их в своём повседневном поведении, каждый день давая себе отчёт, как у вас это получается. И делайте так до тех пор, пока вы не почувствуете, что пользуетесь ими почти автоматически.
Стремление к самоутверждению осуществляется в деятельности и не исключает (а даже предполагает) ошибки, неудачи и даже поражения. Альберт Швейцер, австрийский учёный-гуманист, писал: «Даже если вы делаете самое лучшее, вы должны исходить не из того, что окружающие убирают камни с вашего пути, а из того, что окружающие то и дело накладывают новые камни вам на пути».
Это означает, что всю вашу жизнь, двигаясь к цели, самоутверждаясь, вы должны будете преодолевать трудности, сами убирать со своего пути «камни». Вы должны подготовиться к этому, чтобы хватило сил и способностей.
Упражнение «Самооценка умений самоутверждения»
7 класс. Умеете ли вы утверждать себя?
Я умею общаться с людьми
5 4 3 2 1
не умею
Я не конфликтный человек
5 4 3 2 1
конфликтный
Я пользуюсь авторитетом
5 4 3 2 1
не пользуюсь
У меня есть собственное мнение
5 4 3 2 1
нет
5. Я могу идти против общего мнения
5 4 3 2 1
не могу
6. Я занимаюсь творчеством
5 4 3 2 1
не занимаюсь
Я не позволяю унижать меня
5 4 3 2 1
позволяю
Я добиваюсь своего
5 4 3 2 1
не добиваюсь
9. Я не чувствую стеснения в общении с другим полом
5 4 3 2 1
чувствую
10. У меня есть нравственные принципы
5 4 3 2 1
нет
Ситуация-проба «Вы продавец»
Вы продавец очень известного магазина. Вы всегда помните о респектабельности вашей фирмы и должны обслуживать покупателей на высоком уровне. Ваш профессионализм — ваше самоутверждение.
Задание.Капризный покупатель (покупательница), который (ая) примеривает уже десятую куртку (платье). Продолжите уважительный диалог в течение ещё нескольких примерок, добейтесь покупки (вашей победы).
Социально-приемлемые позиции:
покупатель всегда прав
терпение, выдержка и такт
вежливость, уважение клиента
внимательность к людям, понимание их
достоинство.
Ваше место в обществе
Стремление к собственной значительности является одной
из главных черт, отличающих человека от животного.
Д. Карнеги
В сообществах большинства животных существует иерархия, позволяющая каждому члену группы знать своё «социальное» положение, ранг. Например, у кур ранг особи определяется числом сородичей, которых она может клевать. Доминантная курица может клевать всех остальных кур, а особь, находящаяся в самом низу иерархического ряда, не может клевать никого, ест в последнюю очередь и испытывает значительные трудности в спаривании.
У большинства млекопитающих доминирует самое старое или самое сильное животное или же особь, имеющая наиболее многочисленное потомство (так обстоит дело, например, в сообществах многих обезьян).
Люди, как правило, входят в состав нескольких разных социальных групп. Человек одновременно может заниматься определённой работой, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической жизни и ещё выполнять при этом обязанности матери или отца семейства.
В каждой группе, куда входит человек, он занимает определённое социальное положение (статус),соответствующее той роли, которой, по расчётам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать от него соответствующего поведения. Официальное социальное положение связано с правами и обязанностями.
Разновидности социальных положений
В обществе:герои, кумиры, преуспевающие (дельцы), политические, научные, общественные деятели, обыкновенные люди (обыватели), отверженные (неудачники).
В рабочем (служебном) коллективе:официальные роли — начальник, соподчинённые, руководители, рядовые работники; неофициальные роли — источник идей, создатель психологического климата, оппозиционер и др.
В семье: отец, мать, старшее поколение, дети; неофициальные — глава семьи, кумир, тиран, жертва, защитник и др.
В уличной (дворовой) компании: лидер (вожак), подхалимы, изгои, «козлы отпущения» и др.
Упражнение «Общество и личность»
Разделим пространство на три круга. В каждом круге будет находиться группа со своим заданием. Задание выполняется 20 минут.
1-й круг: «Герои, кумиры, преуспевающие».Создайте приблизительный портрет человека — «героя нашего времени», достигшего, на ваш взгляд, того социального ранга, который наиболее престижен сегодня в обществе, — Я-престижпый(крутой, богатый, известный). Какие притязания присущи этому социальному образу?
2-й круг: «Обыкновенные».Создайте коллективный портрет человека, соответствующего наиболее распространённым общим социальным притязаниям обыкновенного среднего, - обыватель.
3-й круг: «Отверженные».Создайте коллективный портрет человека, социальное положение которого всех вас бы не устраивало, — Я-отверженпый, неудачник. Каковы его
социальные притязания?
Нарисуйте ваши социальные образы на плакатах и «оживите» их в небольшой театрализации.
Коллективное обсуждение: какие причины приводят человека к той или иной социальной группе?
Социальные притязания
Стремление к самоутверждению проявляется в притязании (желании, заявке) на определённую роль в окружающем обществе.
Социальные притязания— это стремление достигнуть определённого социального положения, выполнение социальной роли, которую человек считает более соответствующей своим способностям. Стремление к достижению своих притязаний и есть процесс самоутверждения.
Социальные притязания личности определяются: влиянием семьи, товарищей; характером образования; общекультурным уровнем личности; стечением жизненных обстоятельств.
Уровень притязаний личности может быть, как и уровень самооценки, завышенным, адекватным и заниженным.
Мысли мудрых
Наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить (У. Джеймс).
Не строить на Земле рая, а хотя бы не допустить на ней ада (В. Соловьёв).
Упражнение«Прикидка индивидуальныхпритязаний»
1. Определите для себя, какого положения (статуса) вы хотите достичь, какой образ будет вашим эталоном (в различных аферах).
Чётко сформулируйте ваши цели (идеальный, образ желаемого),
Наметьте последовательность действий, ведущих к успеху.
Проанализируйте, какими средствами вы располагаете;
физические качества (здоровье, выносливость, внешность);
способности в пауке, труде, спорте;
ваши умения общаться с людьми;
социальные факторы (условия).
5. Обсудите ваши притязания с родителями, друзьями.
Словарик
Социальное положение - та роль, позиция, которую исполняет человек в официальной или неофициальной иерархии группы.
Социальные притязания — та роль и тот статус, к которым человек стремится, считая их более соответствующими своим способностям.
Ситуация-проба «Вас не выбрали»
На классном собрании выбирали волейбольную команду. Вы считали себя одним из лучших игроков класса и очень хотели стать членом команды. И вдруг вас не выбрали...
Задание.Что вы чувствуете? Кто виноват в этой ситуации? Почему? Что изменилось бы в ваших притязаниях, если бы команда была назначена «сверху»?
Социально-приемлемые позиции:• критическое и требовательное отношение к себе (ищите причину в себе самом) • умение поставить свой личный интерес на ступеньку ниже общего интереса класса • ориентировка на бесконфликтность • стремление разобраться в ситуации и в себе самом.
Ситуация-проба «Угроза»
Группа ребят подготовила школьное мероприятие, потратила па это много сил и времени. Все ждали этого вечера. Два одноклассника А и Б были ответственными за него. А сорвал вечер (обещал и не принёс микрофон). Он сказал Б, что, если Б скажет всем, кто виноват, то у него будут неприятности — А для этого постарается. На собрании класса Б защищал его, говорил, что вся группа виновата и не предусмотрела ситуацию. Через несколько дней Б написал письмо: «Моя совесть не позволяет больше молчать. Виноват А». Тогда А снова угрожал Б, Б опять публично заявил, что вообще виноват во всём он сам.
Задание.Разберитесь, кто и как утверждал себя в :-тои истории.
Социально-приемлемые позиции: • принципиальность • честность • чувство долга п чести • ответственность за свои действия и поступки перед товарищами • смелость * способность к волевым поступкам • отпор агрессии и угрозам.