kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 6 классе "Много ли человеку надо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Много ли человеку надо?

Каждый человек и своей жизни должен

постро­ить лом, посалить дерево, вырастить сына.

Народная молва

Итак, ваши потребности определяют, что вам нужно: здесь и теперь, а также во всём вашем окружении и на всю последующую жизнь. Много это или мало? Судите сами.

Сферы самоутверждения

Самоутвердиться, т.е. получить в жизни и от неё то, чего вы считаете се­бя достойным, надо, по крайней мере, в следующих четырёх сферах.

Социальное самоутверждение. Надо занять в обществе то положение, ту профессионально-ролевую ступень­ку, место, должность, которые бы соот­ветствовали вашим способностям, удовлетворяли (устраивали) бы вас, и чтобы вас уважали, ценили окружаю­щие. Надо построить (получить, заслу­жить) себе жилище, обеспечить безбед­ное существование себе и своей семье. А для этого сначала надо получить об­разование, развить свои способности, научиться создавать что-то полезное и ценное для общества и, наконец, до­стичь вершины человеческого труда — творчества (творческое самоут­верждение).

Личностное самоутверждение выражается в том, что человеку надо найти и завоевать свою любовь, создать крепкую и счастливую семью. Эту ли­нию жизни называют ещё полоролевым самоутверждением.

Нравственно-духовное самоут­верждение. Самое главное во всех сферах вашей жизни — найти и сохра­нить нравственную основу, веру, смысл жизни. Ведь есть два пути самоутверж­дения:

Перед вами всегда будет выбор: или соблазн лёгкого пути, или труд­ный, но благородный путь нравствен­ного самоутверждения. Вот как этот выбор описывает И.А. Некрасов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 6 классе "Много ли человеку надо"»


Много ли человеку надо?


Каждый человек и своей жизни должен

постро­ить лом, посалить дерево, вырастить сына...

Народная молва

Итак, ваши потребности определяют, что вам нужно: здесь и теперь, а также во всём вашем окружении и на всю последующую жизнь. Много это или мало? Судите сами.

Сферы самоутверждения

Самоутвердиться, т.е. получить в жизни и от неё то, чего вы считаете се­бя достойным, надо, по крайней мере, в следующих четырёх сферах.

Социальное самоутверждение. Надо занять в обществе то положение, ту профессионально-ролевую ступень­ку, место, должность, которые бы соот­ветствовали вашим способностям, удовлетворяли (устраивали) бы вас, и чтобы вас уважали, ценили окружаю­щие. Надо построить (получить, заслу­жить) себе жилище, обеспечить безбед­ное существование себе и своей семье. А для этого сначала надо получить об­разование, развить свои способности, научиться создавать что-то полезное и ценное для общества и, наконец, до­стичь вершины человеческого труда — творчества (творческое самоут­верждение).

Личностное самоутверждение выражается в том, что человеку надо найти и завоевать свою любовь, создать крепкую и счастливую семью. Эту ли­нию жизни называют ещё полоролевым самоутверждением.

Нравственно-духовное самоут­верждение. Самое главное во всех сферах вашей жизни — найти и сохра­нить нравственную основу, веру, смысл жизни. Ведь есть два пути самоутверж­дения:

  • положительный — одобряемая людь­ми деятельность, поведение (это путь к чести, достоинству, благодарности);

  • негативный — проявление агрессии, обман, хитрость (этот путь ведёт к кон­фликту с самим собой, формированию чувства вины, тревожности, страха пе­ред наказанием и т.д.).

Перед вами всегда будет выбор: или соблазн лёгкого пути, или труд­ный, но благородный путь нравствен­ного самоутверждения. Вот как этот выбор описывает И.А. Некрасов.

Средь мира дольнего

Для сердца вольного

Есть два пути.

Взвесь силу гордую,

Взвесь волю твёрдую. —

Каким идти?

Одна просторная

Дорога торная,

Страстей раба.

Порой громадная,

К соблазну жадная

Идёт толпа.


О жизни искренней,

О цели выспренней

Там мысль смешна.

Кипит там вечная,

Бесчеловечная

Вражда — война


За блага бренные...

Там души пленные

Полны греха.

На вид блестящая,

Там жизнь мертвящая

К добру глуха.


Другая тесная

Дорога честная,

По ней идут

Лишь души сильные,

Любвеобильные,

На бой, на труд.


За обойдённого,

За угнетённого.

Встань в их ряды.

Иди к униженным.

Иди к обиженным, —

Там нужен ты.


Вы получите удовлетворение в высшей сфере самоутверждения - нравственно-духовной, если будете придерживаться следующих принци­пиальных позиций.

Позиции самоутверждения

1. Верность своим принципам, несмотря на противоположные мнения других (в сочетании с достаточной гиб­костью и умением изменить своё мне­ние, если оно ошибочно).

  1. Сохранение уверенности в своих способностях, несмотря на вре­менные неудачи и трудности.

3. Понимание своих и чужих чувств, умение подавлять свои эгоис­тические порывы.

  1. Соблюдение принятых соци­альных норм, чуткое отношение к нуждам других.

  1. Уважение в каждом человеке личности, как бы он ни отличался уровнем своих способностей и занима­емым общественным положением.

  2. Нахождение в окружающих людях хорошего, вера в них, несмотря на их недостатки.

  3. Сопротивление отрицатель­ным явлениям (лени, несправедливос­ти, агрессии и др.).

  4. Нахождение удовлетворения, удовольствия в самой разнообразной деятельности, включая работу, игру, об­щение с друзьями, творческое самовы­ражение или отдых.

Упражнение «Формирование позиций»

Оцените уровень освоения вами перечисленных позиций, «расставьте их по порядку» — от тех, которыми вы пользуетесь постоянно, владеете, до тех, которыми вы не руководствуетесь, не владеете. Следующий этап: выбери­те позиции, которыми вы не владеете, и сознательно вырабатывайте их в своём повседневном поведении, каждый день давая себе отчёт, как у вас это получа­ется. И делайте так до тех пор, пока вы не почувствуете, что пользуетесь ими почти автоматически.

Стремление к самоутверждению осуществляется в деятельности и не исключает (а даже предполагает) ошибки, неудачи и даже поражения. Альберт Швейцер, австрийский учё­ный-гуманист, писал: «Даже если вы делаете самое лучшее, вы должны ис­ходить не из того, что окружающие убирают камни с вашего пути, а из то­го, что окружающие то и дело наклады­вают новые камни вам на пути».

Это означает, что всю вашу жизнь, двигаясь к цели, самоутверждаясь, вы должны будете преодолевать трудности, сами убирать со своего пути «камни». Вы должны подготовиться к этому, чтобы хватило сил и способностей.

Упражнение «Самооценка умений самоутверждения»

7 класс. Умеете ли вы утверждать себя?

  1. Я умею общаться с людьми

5 4 3 2 1

не умею

  1. Я не конфликтный человек

5 4 3 2 1

конфликтный

  1. Я пользуюсь авторитетом

5 4 3 2 1

не пользуюсь

  1. У меня есть собственное мнение

5 4 3 2 1

нет

5. Я могу идти против общего мнения

5 4 3 2 1

не могу

6. Я занимаюсь творчеством

5 4 3 2 1

не занимаюсь

  1. Я не позволяю унижать меня

5 4 3 2 1

позволяю

  1. Я добиваюсь своего

5 4 3 2 1

не добиваюсь

9. Я не чувствую стеснения в общении с другим полом

5 4 3 2 1

чувствую

10. У меня есть нравственные принципы

5 4 3 2 1

нет

Ситуация-проба «Вы продавец»

Вы продавец очень известного магазина. Вы всегда помните о респектабель­ности вашей фирмы и должны обслуживать покупателей на высоком уровне. Ваш профессионализм — ваше самоутверждение.

Задание. Капризный покупатель (покупательница), который (ая) примери­вает уже десятую куртку (платье). Продолжите уважительный диалог в течение ещё нескольких примерок, добейтесь покупки (вашей победы).

Социально-приемлемые позиции:

  • покупатель всегда прав

  • терпение, вы­держка и такт

  • вежливость, уважение клиента

  • внимательность к людям, пони­мание их

  • достоинство.

Ваше место в обществе


Стремление к собственной значительности является одной

из главных черт, отличающих человека от животного.

Д. Карнеги

В сообществах большинства животных существует иерархия, позво­ляющая каждому члену группы знать своё «социальное» положение, ранг. Например, у кур ранг особи определя­ется числом сородичей, которых она может клевать. Доминантная курица может клевать всех остальных кур, а особь, находящаяся в самом низу ие­рархического ряда, не может клевать никого, ест в последнюю очередь и ис­пытывает значительные трудности в спаривании.

У большинства млекопитающих доминирует самое старое или самое сильное животное или же особь, имею­щая наиболее многочисленное потом­ство (так обстоит дело, например, в со­обществах многих обезьян).

Люди, как правило, входят в со­став нескольких разных социальных групп. Человек одновременно может заниматься определённой работой, со­стоять членом спортивного клуба, вы­полнять общественные функции, уча­ствовать в политической жизни и ещё выполнять при этом обязанности мате­ри или отца семейства.

В каждой группе, куда входит че­ловек, он занимает определённое соци­альное положение (статус), соответ­ствующее той роли, которой, по расчё­там других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать от него соответствующего поведения. Официальное социальное положение связано с правами и обязан­ностями.

Разновидности социальных положений

В обществе: герои, кумиры, пре­успевающие (дельцы), политические, научные, общественные деятели, обык­новенные люди (обыватели), отвер­женные (неудачники).

В рабочем (служебном) коллек­тиве: официальные роли — начальник, соподчинённые, руководители, рядовые работники; неофициальные роли — ис­точник идей, создатель психологическо­го климата, оппозиционер и др.

В семье: отец, мать, старшее поколе­ние, дети; неофициальные глава семьи, кумир, тиран, жертва, защитник и др.

В уличной (дворовой) компании: лидер (вожак), подхалимы, изгои, «козлы отпущения» и др.

Упражнение «Общество и личность»

Разделим пространство на три круга. В каждом круге будет находить­ся группа со своим заданием. Задание выполняется 20 минут.

1-й круг: «Герои, кумиры, преус­певающие». Создайте приблизитель­ный портрет человека — «героя нашего времени», достигшего, на ваш взгляд, того социального ранга, который наи­более престижен сегодня в обществе, — Я-престижпый (крутой, богатый, из­вестный). Какие притязания присущи этому социальному образу?

2-й круг: «Обыкновенные». Со­здайте коллективный портрет челове­ка, соответствующего наиболее распро­странённым общим социальным при­тязаниям обыкновенного среднего, - обыватель.

3-й круг: «Отверженные». Со­здайте коллективный портрет челове­ка, социальное положение которого всех вас бы не устраивало, Я-отверженпый, неудачник. Каковы его

социальные притязания?

Нарисуйте ваши социальные об­разы на плакатах и «оживите» их в не­большой театрализации.

Коллективное обсуждение: какие причины приводят человека к той или иной социальной группе?

Социальные притязания

Стремление к самоутверждению проявляется в притязании (желании, заявке) на определённую роль в окру­жающем обществе.

Социальные притязания — это стремление достигнуть определённого социального положения, выполнение социальной роли, которую человек считает более соответствующей своим способностям. Стремление к достиже­нию своих притязаний и есть процесс самоутверждения.

Социальные притязания личнос­ти определяются: влиянием семьи, то­варищей; характером образования; общекультурным уровнем личности; сте­чением жизненных обстоятельств.

Уровень притязаний личности может быть, как и уровень самооценки, завышенным, адекватным и зани­женным.

Мысли мудрых

  • Наше самоощущение в этом мире за­висит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознаме­рились совершить (У. Джеймс).

  • Не строить на Земле рая, а хотя бы не допустить на ней ада (В. Соловьёв).

Упражнение «Прикидка индивидуальных притязаний»

1. Определите для себя, какого по­ложения (статуса) вы хотите до­стичь, какой образ будет вашим этало­ном (в различных аферах).

  1. Чётко сформулируйте ваши це­ли (идеальный, образ желаемого),

  2. Наметьте последовательность действий, ведущих к успеху.

  3. Проанализируйте, какими сред­ствами вы располагаете;

  • физические качества (здоровье, вы­носливость, внешность);

  • способности в пауке, труде, спорте;

  • ваши умения общаться с людьми;

  • социальные факторы (условия).

5. Обсудите ваши притязания с родителями, друзьями.

Словарик

Социальное положение - та роль, позиция, которую исполняет че­ловек в официальной или неофициаль­ной иерархии группы.

Социальные притязанията роль и тот статус, к которым человек стремится, считая их более соответст­вующими своим способностям.

Ситуация-проба «Вас не выбрали»

На классном собрании выбирали волейбольную команду. Вы считали се­бя одним из лучших игроков класса и очень хотели стать членом команды. И вдруг вас не выбрали...

Задание. Что вы чувствуете? Кто виноват в этой ситуации? Почему? Что изменилось бы в ваших притяза­ниях, если бы команда была назначена «сверху»?

Социально-приемлемые пози­ции: • критическое и требовательное отношение к себе (ищите причину в се­бе самом) • умение поставить свой лич­ный интерес на ступеньку ниже общего интереса класса • ориентировка на бес­конфликтность • стремление разо­браться в ситуации и в себе самом.

Ситуация-проба «Угроза»

Группа ребят подготовила школь­ное мероприятие, потратила па это много сил и времени. Все ждали этого вечера. Два одноклассника А и Б были ответственными за него. А сорвал вечер (обещал и не принёс микрофон). Он сказал Б, что, если Б скажет всем, кто виноват, то у него будут неприятно­сти — А для этого постарается. На собрании класса Б защищал его, говорил, что вся группа виновата и не предусмо­трела ситуацию. Через несколько дней Б написал письмо: «Моя совесть не позволяет больше молчать. Виноват А». Тогда А снова угрожал Б, Б опять публично заявил, что вообще виноват во всём он сам.

Задание. Разберитесь, кто и как утверждал себя в :-тои истории.

Социально-приемлемые пози­ции: • принципиальность • честность • чувство долга п чести • ответствен­ность за свои действия и поступки пе­ред товарищами • смелость * способ­ность к волевым поступкам • отпор аг­рессии и угрозам.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока в 6 классе "Много ли человеку надо"

Автор: Моисеева Людмила Александровна

Дата: 20.02.2016

Номер свидетельства: 296148

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по окружающему миру "Животноводство" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-zhivotnovodstvo"
    ["file_id"] => string(6) "241745"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445294651"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока по литературному чтению «Тот счастлив, у кого совесть чиста» (рассказ А.Гайдара «Совесть»)"
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiutotschastlivukoghosoviestchistarasskazagaidarasoviest"
    ["file_id"] => string(6) "290312"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454943022"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка  3 класс  по теме «Правописание парных согласных»"
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokarusskoghoiazyka3klasspotiemiepravopisaniieparnykhsoghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "266856"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450263539"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока по теме "Кто такие насекомые?" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-po-tiemie-kto-takiie-nasiekomyie"
    ["file_id"] => string(6) "110616"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406302172"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект метапредметного  урока музыки "Когда человек счастлив""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-mietapriedmietnogho-uroka-muzyki-koghda-chieloviek-schastliv"
    ["file_id"] => string(6) "314545"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459705556"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства