Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме "Охрана животных"»
Тема: «Охрана животных».
Цель:
1. Формирование представления о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных.
2. Познакомить учащихся с представителями животных Красной книги.
3. Расширить и углубить знания детей о животном мире, встречающемся в нашем крае.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, животному миру.
5. Развивать речь учащихся, умение делать выводы, анализировать свои ответы и ответы товарищей.
Ход урока.
Организационный момент.
Снег всю землю покрывает
И деревья одевает Что- то он сказать хотел, К нам к окошку подлетел. Он решил нам подсказать, Что урок пора начать.
2. Повторение изученного материала.
Ребята, на предыдущих уроках вы изучали темы о животных. Для проверки ваших знаний о животных, я предлагаю выполнить задания на экране:
-На какие группы можно разделить всех животных?
(На экране с помощью анимации появляется только слово животные, дети по желанию в порядке очереди выходят к доске, касаются ручкой (пальцем) Интерактивной доски, появляется название группы животных, дети рассказывают об этой группе. Это мотивирует их к активной учебной деятельности, ведь для того, чтобы поработать с Интерактивной доской нужно владеть знаниями, а ребятам начальной школы очень интересны уроки с применением Интерактивной доски.)
- Назови группу животных по описанию?
(Дети выходят к доске с помощью анимации появляется описание животного, с помощью следующей анимации ребёнок проверяет свой ответ и определяет к какой группе это животное относится)
-Какие животные откладывают яйца?
(птицы, пресмыкающиеся, насекомые)
-Кто мечет икру?
(земноводные, рыбы)
-Похожи ли детеныши животных млекопитающих на своих родителей?
-- Кто и как развивается? Ответь устно, какие слова пропущены.
Яйцо - … - взрослая птица.
Икринка - … - взрослая лягушка.
… - малёк – взрослая рыба.
Яйцо – личинка - … - бабочка.
(В каждой строке имеется пропущенное звено, которое ребёнок должен назвать. Дети по очереди выходят к доске называют это слово и следом проверяют свой ответ. При применении заданий такого характера у детей проявляется повышенный интерес и желание к активной деятельности на протяжении всего учебного процесса )
3. Сообщение темы и целей урока.
- А теперь давайте переместимся в сказочный лес наполненный звуками природы ( слайд 5)
Как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы. Ими бы только восхищаться, удивляться выдумками природы, если бы не одно тягостное обстоятельство: многим из животных угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Чтобы узнать тему урока, прослушайте стих-е.
( стих-е о природе читает учитель)
Звери, рыбы, пауки и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни. Кто догадался о чем мы будем говорить?
(Варианты ответов детей.)
Тема нашего урока «Охрана животных».( слайд 6)
- На этом уроке вы вспомните, какое значение имеют животные в жизни человека и растений, почему нужно охранять животных, как надо относиться к окружающему миру.
4. Изучение нового материала.
Значение животных в природе и в жизни людей
Пища (молоко, мясо, яйца, мед)
Одежда (шерсть, кожа, замша)
Обувь (кожа, замша, валяная шерсть)
Лекарства (яд змей, пчелиные продукты)
Помощники (собака, лошадь, кошка, верблюд)
Предметы домашней обстановки (ковры, подушки)
Красота природы
Помощь растениям
-Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле? (высказывания детей)
Вырубка лесов.
Уничтожение растений.
Загрязнение воды.
Охота.
Разрушение и загрязнение почв.
-С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить Красную книгу.
- Для чего нужна Красная книга? (слайд 7)
(Варианты ответов детей)
(Она нас информирует- какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу.)
- Хотите узнать, откуда к нам пришла Красная книга?
В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло во Франции на международной конференции был основан Международный союз охраны природы. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений . И ученые решили назвать этот список Красной книгой.
Послушайте стихотворение о книге: (ученик читает стих)
Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!
А как вы думаете, почему назвали книгу именно Красной, а не желтой, синей?
( Красный цвет- это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения)
Красная книга- это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.
Составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет.
В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому. На страницах Красной книги имеется список исчезнувших животных (Слайд 8)
Это - морская корова, пингвин-дронт, странствующие голуби.)
К сожалению, этих прекрасных по-своему животных, можно увидеть только на рисунках.
6. Знакомство с животными Красной книги.
Животные играют огромную роль в природе.
-Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране и все они занесены в Красную книгу. (Рассказы учащихся о животных)
(Дети выходят к доске выбирают название животного, о котором готовили сообщение, картинка животного появляется на экране, остальные слушают и рассматривают этого животного на слайде)
Жук-красотел
Жук-красотел особенно известен. Он красивого темно-синего цвета с золотисто-зелеными, имеющими обычно красный отлив надкрыльями, длина 24—32 мм. Этот вид очень полезен, так как истребляет вредных гусениц и других лесных вредителей. Активный хищник охотится днем. Один жук может уничтожить за время своей жизни до 900 больших гусениц вредителей. В последние годы численность резко сократилась. Красотел относится к исчезающим видам и занесен в Красную Книгу России.
Тигр.
Тигр- прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая его добыча- олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей, саранчу. Когда-то их было много, а теперь тигры стали редкими животными, потому что их уничтожали из-за красивого ценного меха. Оказался на грани вымирания амурский тигр- самый крупный подвид тигра в мире. Его длина более 3–х метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке нашей страны.Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире.
Фламинго.
Фламинго встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке .Они населяют мелководные солёные озёра и морские отмели. Эта птица обладает самой длинной шеей и самыми длинными ногами .Оперение у фламинго рыхлое, ярко- розовое. Крылья- короткие и широкие. Изогнутый коленообразный клюв имеет своеобразный цедильный аппарат. С его помощью фламинго отцеживают из ила мелких рачков, моллюсков и водоросли, которыми питаются. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым клювом и ходят 2 года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд .
Беркут.)
Беркут- очень крупная хищная птица. Это очень осторожная птица .Гнездо устраивает на крупных боковых ветвях в верхней части кроны старых сосен или осин на высоте 12-20 метров. Гнёзда беркутов представляют массивные многолетние сооружения из сучьев. Кормится беркут крупными птицами (глухарями, журавлями) и млекопитающими (лисицами, енотовидными собаками), но основным его питанием становятся тетерева, утки, зайцы. Причины резкого уменьшения численности беркута различны, но основная- преследование и беспокойство на гнездовьях.
Морж.
Морж - самое крупное ластоногое животное северного полушария. Длина его тела достигает 4 метров, а масса около двух тонны. Живут моржи только на мелководных участках морей. Питаются они моллюсками, червями, ракообразными, которых достают со дна. Когда-то моржи водились во всех арктических морях, их насчитывали сотни и даже тысячи зверей. Теперь эти звери уцелели в считанных местах. Но современные условия обитания не дают гарантии того, что эти животные сохранятся на долгие годы.
Белый медведь.
Владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Весит медвежонок 800 грамм, а длина туловища – 30 см. подошвы лапок голые, коготки прозрачные. А нос розовый. Питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей.
- Большое спасибо!
5. Физминутка.
- Красная книга России не может охватить все проблемы регионов и поэтому во многих областях стали составлять собственные Красные книги. В нашем регионе была создана Красная книга Красноярского края.
Учитель показывает книгу
(На этом слайде ребята с учителем рассматривают и обсуждают данные показатели Красной книги Красноярского края)
7. Работа по учебнику.
(Ребята работают в парах по учебнику на данных страницах)
- Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо вам известные белки, бурундучки, синицы, галки, лягушки, жабы.
- Каких животных удалось спасти?
(Бобра, соболя)
- Ребята, как вы думаете, где смогут звери найти защиту и понимание?
( в зоопарке , заповеднике, национальных парках)
- Для чего нужны заповедники? ( слайд 22)
- Что такое заказники? ( слайд 23)
- Для чего нужны зоопарки? ( слайд 24)
8. Закрепление
Вспомните, о каких животных мы говорили.
А что мы с вами можем сделать для охраны животных?
Берегите и охраняйте природу!
Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.
9. Итог урока.
Чтение стихотворения……………………. .(слайд 25)
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!
Бабочку не трогай!
Будем помнить мы всегда –
Их не так уж много!
(Если время позволяет можно выполнить задание на 5 - интерактивный тест, если нет, учитель выставляет оценки и благодарит за урок).
11. Оценки.
12. Домашнее задание. Нарисовать одного животного из Красной книги Красноярского края и приготовить сообщение.