2. Мотвационный | Словесный, наглядный; беседа, постановка темы и целей урока; | 5 мин | - Ребята, послушайте, какой случай произошел однажды в лесу… Как – то раз пошли мальчишки в лес по ягоды. И вдруг увидели ежа. Они решили его взять домой. А у ежихи были маленькие ежата. Мама-ежиха только на минуту оставила своих ежат, чтобы добыть им корм. Так маленькие ежата остались одни без матери. - Ребята, как вы думаете, что случится с ежатами без мамы? ( Они погибнут.) - Пострадает ли природа, если погибнут маленькие ежата? (Да, пострадают) - Правильно, ребята. Как Вы думаете это - маленькая рана или большая? (Маленькая) - Это - маленькая рана. Но для природы нет разницы, маленькая это рана или большая. Природа страдает от нанесенных ран, как от больших, так и самых маленьких. - Как же разрешить эту проблему и исправить ошибку мальчиков? (Нужно отпустить ежиху, она сама найдет дорогу домой) - К чему может привести такое отношение людей к природе? ( Некоторые животные становятся редкими, а некоторые совсем исчезают) - Как вы думаете, это - положительное отношение человека к природе или отрицательное? (отрицательное) - Чтобы животные не исчезли надо их…? - Кто догадался, как называется тема урока? б) Формулирование темы и задачи урока - Правильно, ребята, тема нашего урока: «Охрана животных». Эпиграфом нашего урока я взяла слова Р. Рождественского: « Если завтра погибнет мир, он погибнет по вашей вине, равнодушные». К этим словам мы еще с Вами вернемся. А еще на уроке мы познакомимся Красной книгой, с животными, которые находятся под угрозой исчезновения и сформулируем экологические правила. | Вступать в диалог с учителем. Отвечать на вопросы формулировать тему и цели урока; | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
4. Усвоение новых знаний | Словесный, наглядный, практический; Беседа, ответы на вопросы, работа с иллюстрацией; Словесный метод Практический метод. Индивидуальная работа Групповая работа | 15 мин | 1.Беседа «Как прекрасен этот мир!» (показ слайда с изображением животных) Звучит тихая музыка. - Посмотрите на эти фотографии. Как прекрасны эти создания природы!!! Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица земли. По вине людей стали редкими многие виды животных. В последние годы на Земле ежегодно исчезает от одного до десяти видов животных. Это больше, чем появляется новых видов. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения и составила мировой список, в который вошли все животные, находящиеся на грани исчезновения. А затем ученые решили назвать этот список «Красной книгой» (показать Красную книгу) Для чего нужна эта книга? ( Красная книга предупреждает, что растение или животное находится в опасности, в беде и нуждается в охране.) - Как вы думаете, почему книгу назвали Красной, а не синей или зеленой? (ответы детей) - Красная книга – это сигнал опасности. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она еще раз переиздавалась. - Ваше мнение, почему Красная книга переиздавалась? (Появились новые виды животных, которые находились на грани исчезновения.) Вместе с тем меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые листы Красной книги, где представлены уже спасенные животные и растения, например бобр и соболь. -А теперь докажите, что животных необходимо охранять, для этого откройте учебник на стр 106 и прочитайте. Открываем рабочую тетрадь на стр 63 задание№1. Прочитайте. - Расскажите, что значат для вас животные? - Назовите своих любимых животных. Напишите. - Рассмотрите рисунки в рабочей тетради на стр.63. Какое воздействие человека на мир, изображено на рисунках? ( Отрицательное) -Что изображено на 1 рисунке? ( Шум, беспокойство) - Поставьте цифру 6 рядом с первым рисунком. - Выполните остальное самостоятельно. Пронумеруйте все рисунки.( Взаимопроверка) Следующее задание потребует от вас слаженной работы в группе. На карточках дано описание животного и 3 картинки с изображениями разных животных. Вам нужно прочитать информацию и сопоставить ее с иллюстрацией и назвать это животное.( соболь, белый медведь, журавль, лебедь, тигр, фламинго, морж, орел-беркут) на слайде описание. Итак, проверим выполнение работы. Посмотрите, на слайде дано такое же описание, что и на карточках некоторых пар. Если вы увидели свое описание - поднимаете руку и отвечаете, какое животное подходит под это описание? - Все эти животные занесены в Красную книгу. -Молодцы справились с заданиями. | Слушать музыку Вступать в беседу. отвечать на вопросы; Аргументировать свой ответ Отвечать на вопросы Рассуждение детей Выполнять задание самостоятельно Взаимопроверка Работать в группах Отвечать на вопросы | К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; К.:задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия. Л.: владеть общим приёмом решения задач. П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
6. Закрепление полученных знаний | Практический метод; Чтение жалоб | 10-12 мин | -Ребята, к нам в класс поступили жалобы от животных. Жалоба 1. «Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня не красивые, большие, страшные. А так ли это? Если б не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба». - Кто это? (сова) - Сова с 1964 года, находится под охраной государства. Одна сова за лето уничтожает 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. Жалоба 2 «Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая». -Кто это? (жаба). Одна жаба охраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут. - Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, еж, синица, дятел, жаба и др. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения по отношению к природе. -Давайте вспомним экологические правила. Для этого рассмотрим рисунки на стр 109. -Давайте сравним их с правилами в учебнике. -А какие правила Вы можете сами предложить? - Правильно, ребята. Т.е. если мы вернемся к словам Р. Рождественского, то мы не должны быть….(равнодушными) Открываем рабочую тетрадь на стр 65 задание№5. - Прочитайте задание и выполните его. -Молодцы!! Давайте запомним эти правила. | Слушать учителя, отвечать на поставленные вопросы. Отвечать на вопросы Высказывание детей. Отвечать на вопросы Выполнять самостоятельно | П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; К: слушать и понимать речь своих товарищей, вести диалог П: наблюдать и делать выводы. |
7. Подведение итогов. | Практический: кроссворд | 5 мин | -Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили, и разгадайте кроссворд. Ответы: 1)соболь, 2) белый медведь, 3) журавль, 4)лебедь, 5) тигр, 6) фламинго. - Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце. ( БЕРЕГИ) -К чему оно призывает? - Берегите природу: животных, растения, воздух, воду, почву! | Выполнять самостоятельную работу. | П.: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; |