Факультативное занятие на тему "Эмоции и чувства" для учащихся 10 класса знакомит с понятиями "эмоции", "чувства", способствует расширению знаний подростков об эмоциональной сфере, особенностях переживания и проявления эмоций
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Факультативное занятие "Эмоции и чувства"»
Тема: ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА
Цель: расширение знаний подростков об эмоциональной сфере, особенностях переживания и проявления эмоций
Задачи:
ознакомить учащихся с понятиями «эмоции» и «чувства», привести их классификацию;
способствовать формированию у учащихся эмоциональной компетентности;
научить учащихся навыкам самоанализа, самопонимания и понимания чувств других людей;
развивать психологическую культуру
Оборудование: проектор, презентация, бланки с тестом, набор карточек «Креатив -2: настроения, состояния, эмоции, чувства», видеоролики, ножницы, клей, бумага формата А3, журналы.
Ход урока
1. Организационный момент. Здравствуйте! Я рада сегодня видеть всех вас на факультативном занятии по психологии. Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Но я прошу вас не робеть, не стесняться и проявлять активность.
Итак, начнем! Прежде, чем озвучить тему занятия, я предлагаю вашему просмотру видеофрагмент.
Видеофрагмент «Головоломка» (1,10 мин). Я думаю, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня. Да? Какая у нас сегодня тема? (Учащиеся называют тему). Да все верно. Тема нашего занятия «Эмоции и Чувства» (СЛАЙД 1). Ну что же попробуем разобраться в океане эмоций и чувст.
2. Основная часть. Человек не может оставаться равнодушным к окружающему миру. Предметы и люди, с которыми он сталкивается, события, свидетелем или участником которых он становится, вызывает у человека различные чувства: радость, печаль, хорошее или плохое настроение, испуг, возмущение, гнев. Они выражают отношение человека к действительности.
Характер переживаний зависит от того, какое значение имеют различные объекты для человека, насколько они удовлетворяют его потребности. Чувства играют в жизни человека роль внутренних регуляторов поведения, они сигнализируют о том, как протекает деятельность, все ли обстоит в жизни благополучно.
Например: испортилось у человека настроение. Иногда сам человек не знает, отчего это произошло. Но причина все-таки обязательно есть. И чувства, сигнализируя человеку о том, что что-то случилось, заставляют искать причину испортившегося настроения, анализировать свои и чужие поступки. В конце концов, причина обнаруживается: несправедливо упрекнул близкий человек, товарищ совершил плохой поступок, работа выполнена хуже, чем хотелось бы.
Собственное поведение тоже вызывает у человека определенные чувства, и не всегда приятные. Бывает, что начинают терзать угрызения совести, - значит, какие-то поступки заслуживают осуждения. И мучительное, не проходящее чувство заставляет искать ошибку, призывает исправить сделанное (СЛАЙД 2)
Таким образом, чувства - это переживаемые внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает (нравственные – патриотизм, нежность, жалость, дружба, любовь, коллективизм; интеллектуальные – чувство юмора, сомнения, догадки; эстетические – прекрасного, возвышенного, низменного) СЛАЙД 3
Одной из форм переживания чувств являются эмоции. Нередко слова «эмоции» и «чувство» употребляют как синонимы. Как вы думаете это правильно? (Учащиеся высказывают свое мнение). Но это не верно. Эмоция – это временное переживание постоянного чувства; реакция человека на различные воздействия. Поэтому понятие «эмоция» уже, чем понятие «чувство». Эмоцией называется, например, не само чувство любви к музыке, а состояние наслаждения, восхищения, которые переживает, испытывает человек, слушая на концерте хорошую музыку в хорошем исполнении, то же чувство переживается в форме отрицательной эмоции возмущения при слушании музыкального произведения в плохом настроении. Эмоции всегда субъективны и отражают значимость для человека объекта, события, его ожиданий. Например – отсутствие учителя по болезни у одного ученика вызовет бурную радость («Ура! Значит, не спросят»), а у другого – огорчение («Зря вчера старался, целый вечер потратил, чтобы выучить заданный материал»), возможно и проявление сочувствия (СЛАЙД 4,5,6,7).
По мнению психолога Кэррола Изарда (автора дифференциальной теории человеческих эмоций), существует 10 базовых эмоций, каждая из которых обладает уникальными признаками:
Из соединения основных эмоций возникают комплексные эмоциональные состояния (тревожность – страх, гнев, вина, интерес) СЛАЙД 8.
Человек испытывает гамму эмоций. Я предлагаю вам поработать с тестом «Мои привычные эмоции»(5 мин). Бланки лежат перед вами. Этот тест пригоден для оценки своего привычного эмоционального реагирования по мере того, как вы будете овладевать навыками культуры эмоций (СЛАЙД 9).
Владение собой, своими эмоциями - важная составляющая эмоциональной культуры личности. Управление эмоциями и чувствами включает следующие составляющие: контроль за своими эмоциональными реакциями, осмысление их, регулирование этих реакций, т. е. нахождение адекватного способа выражения чувств и эмоций, замена негативных эмоций позитивными.
Скажите, пожалуйста, с помощью чего человек выражает свои эмоции и чувства. Да именно с помощью мимики и жестов (СЛАЙД 10).
Об искренности человеческих эмоций обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице. Чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины.
Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение).
Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно: например, усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, а скривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке.
Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:
чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;
кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;
улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;
улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства;
улыбка без подъема нижних век — неискренность;
улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза (СЛАЙД 11-12).
Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:
радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;
интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;
счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;
удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;
отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;
презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова поднята словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;
страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции…); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;
гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;
стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;
скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены (СЛАЙД 13-20).
Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности.
Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида.
«Жест есть не движение тела, а движение души». Он сообщает о желании человека и о том, что тот в этот момент испытывает, а привычный для кого-то жест свидетельствует о черте его характера. Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и тождественные моменты:
активная жестикуляция — частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;
чрезмерная жестикуляция — признак беспокойства или неуверенности.
Сейчас я предлагаю вам работу в группах с карточками (5 мин) (СЛАЙД 21)
1 группа: Что чувствует человек (люди), который изображен на карточке. В каком состоянии он (они) находится, о чем думает? Какая ситуация могла быть причиной такого эмоционального состояния? Как будут развиваться события в будущем?
2 группа: Выбрать 2 карточки и связать их в единый сюжет. Как эти люди могут влиять друг на друга? Бывает ли так в жизни? К чему приводят такие встречи?
3 группа: Опишите человека, который мог бы сделать это фото. Какой он?
4 группа: Опишите, какие эмоции, и чувства вы видите на карточках?
Эмоции бывают позитивные и негативные. Мы не всегда проявляем только позитивные эмоции и это нормально. Но что же делать, когда нас захлестывают негативные эмоции, как справиться с ними. У вас на столах есть памятки «Как управлять своими эмоциями» (СЛАЙД 22). Я прошу вас зачитать их. (5 мин).
Эмоции плохие или хорошие – часть нашей жизни, нашего внутреннего эмоционального мира. Поэтому с эмоциями надо дружить.
Видеоролик «Дружи с эмоциями» (4 мин).
3. Итоги урока (СЛАЙД 23).
Сейчас я предлагаю вам закрепить полученные сегодня знания. Каждой группе предлагаю сделать коллаж на тему выбранной эмоции и презентовать его (10 мин).