Математический поединок, посвященный жизнедеятельности великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова
«Биография Ломоносова в цифрах и фактах»
Ход поединка.
Вступительное слово ведущего.
Ведущий: «Здравствуйте, уважаемые пятиклассники!
Наше факультативное занятие посвящено великому ученому, имя которого вам известно. Знаменитая фраза, которую произнес этот великий ученый: «Через учение счастливы будете!» - послужит девизом нашего занятия. О каком ученом идет речь? (о Михаиле Васильевиче Ломоносове) (слайд 1).
Наше занятие будет проходить в форме математического поединка. В ходе поединка мы повторим действия с натуральными числами, проверим знание математических терминов и умение решать уравнения. Но главное – мы познакомимся с интересными биографическими фактами из жизни великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова.
Сегодня оценивать вашу деятельность на протяжении всего занятия будет строгое и компетентное жюри, в составе которого – ученики 8А класса».
Правила поединка.
Класс делится на команды (4-6 человек). Каждая команда получает задание, выполняет его за отведенное время и предоставляет решение жюри. Каждое задание оценивается в баллах. Баллы заносятся в оценочный лист (Приложение: оценочный лист)
Ведущий: «С жюри мы познакомились, правила игры знаем. Пришло время
познакомиться с командами»
(Представление команд)
Вспомним правила работы в команде:
1. Доброжелательная и открытая атмосфера в команде.
2. Участвуя в работе команды, мы можем свободно проявлять свои эмоции, но не причинять вреда другим участникам.
3. Мы выслушиваем и уважаем чужие мысли, идеи, чувства.
4. Мы начинаем речь словом "Я считаю…", "Я думаю…".
5. Мы избегаем оценочных суждений в отношении всех участников
команды.
6. Мы внимательно слушаем, когда говорят другие.
7. Мы не перебиваем собеседника, дослушиваем его до конца.
8. Мы строго следим за временем выполнения задания.
Итак, начинаем поединок!
1 конкурс "Отгадайте кроссворд". (Максимальная оценка - 9 баллов, время на выполнение задания - 4 минуты).
Кроссворд (Приложение 1, слайды 2,3)
1. Единица измерения длины.
2. Часть прямой, соединяющая две точки.
3. Знак математического действия.
4. Арифметическое действие
5. Наименьшее натуральное число
6. Число, которое делится без остатка на данное число.
7. Результат вычитания.
8. Геометрическая фигура.
9. Греческий математик.
2 конкурс "Вычислите". (Максимальная оценка - 3 балла, время на выполнение задания - 3 минуты).
Цепочки (Приложение 2, слайд 4)
Решить цепочки и найти сумму ответов. Что означает это число? (за правильный ответ – дополнительный балл)
303 года – столько лет исполнилось в 2014 году Ломоносову со дня его рождения
3 конкурс "Решите уравнения". (Максимальная оценка – 5 баллов, время на выполнение задания – 5 минут).
Уравнения (Приложение 3, слайд 5)
Из получившихся ответов необходимо сложить некоторое число. Что оно означает? (за правильный ответ – дополнительный балл)
1; 9; 11; 17; 11 19.11.1711 – дата рождения Ломоносова
Ведущий (историческая справка): «Действительно, Ломоносов родился в с. Мишанинском Архангельской губернии в крестьянской довольно зажиточной семье 19 ноября 1711 года (слайд 6)
Уже с детства М. В. Ломоносов начал тяжёлую трудовую жизнь. Десятилетним мальчиком он сопровождал отца в его далёких и опасных путешествиях. На отцовском Галиоте «Чайка» побывал маленький Ломоносов на Двине, в Белом море, в Северном Ледовитом океане. Всё увиденное мальчиком вызывало необычную в ребёнке его лет жажду знаний. Возвращаясь из плавания, Ломоносов брался за книги. Рано научившись читать, он вскоре знал наизусть те немногие книги, которые смог достать. Такие книги, как «Славянская грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого открыли мальчику неизвестный до тех пор мир-мир знаний. Большое влияние на юного Ломоносова оказала «Арифметика», которая являлась энциклопедией тех времен».
4 конкурс "Вставьте пропущенные цифры". (Максимальная оценка –3балла, время на выполнение задания - 2 минуты).
Арифметический ребус (Приложение 4, слайд 7)
Каждая команда получает арифметический ребус - пример, в котором некоторые цифры пропущены. Поставлена задача – их восстановить.
Возьмите две первые цифры первого числа и две последние цифры последнего числа. Что означает дата, составленная из этих цифр?
1730 год – в этом году Ломоносов отправляется пешком в Москву (слайд 8).
Ведущий (историческая справка): «1730 год - в этом году Ломоносов пешком вместе с рыбным обозом отправляется в Москву. Страсть к знаниям и тяжелая обстановка в семье (отец к тому времени дважды овдовел, и третья жена враждебно относилась к пасынку) заставили Ломоносова оставить родной дом и отправиться учиться.
Из деревни в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда все в доме спали, Ломоносов, надев на себя две рубахи, тулуп и, взяв подаренные книги «Грамматику» и «Арифметику», отправился вдогонку за караваном».
5 конкурс «Решите задачу»
Как учился Ломоносов? Ответить на этот вопрос нам поможет задача:
(Максимальная оценка –3 балла, время на выполнение задания - 3 минуты).
Задача (Приложение 5, слайды 9,10):
«Во время учёбы в университете М.В.Ломоносов половину времени каждых суток учился, третью часть работал, шестую часть спал. А остальное время он посвящал отдыху. Сколько часов в сутки отдыхал Ломоносов? (кроме сна)»
Ответ: Ломоносов не отдыхал.
(слайд 11) Ведущий (историческая справка): «Усложнялась студенческая жизнь ещё и мизерной стипендией, которую платили в то время. О чём он писал позже:
«Имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь, и на другие нужды. Таким образом я жил пять лет, но наук не оставил».
6 конкурс "Составление мозаичных полотен" (Максимальная оценка – 2 балла за каждый собранный рисунок, время на выполнение задания 3 минуты).
(слайд 12) Ведущий (историческая справка): «В середине 40-х годов внимание учёного привлекло древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов картины и портреты. В 1753 году была построена первая фабрика для производства мозаик из стекла. Таким образом Ломоносов возродил утраченное древнерусское искусство мозаики и одновременно создал собственную технику мозаичного набора. К сожалению, из 60-ти мозаик, созданных Ломоносовым, до наших времён дошли лишь 24.
В 2011 году состоялось празднование 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова. В честь этого события и был создан единственный мозаичный портрет великого русского художника и просветителя. При создании этого портрета были использованы эмалевые пластины, покрытые цветной горячей ювелирной эмалью. Каждая пластина подвергалась обжигу, как отдельное ювелирное изделие».
Всем известно, что наш земляк является основателем мозаичного искусства в России. Перед нами мозаичный портрет Петра Ι работы мастерской М.В. Ломоносова.
И мы предлагаем командам выполнить мозаичные полотна. Обучающиеся в парах собирают из геометрических фигур различные творческие рисунки.
(Можно использовать игру ТАНГРАМ, либо разрезные пазлы)
7 конкурс "Стихотворный" (Максимальная оценка - 5 баллов, время на выполнение задания - 3 минуты).
Ведущий (историческая справка): «Михаил Васильевич Ломоносов - не только основатель мозаичного искусства в России, но и поэт. Он писал стихи и оды.
Вот одна из них (слайд 13).
"О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать".
Может быть, и среди членов наших команд есть поэты? Следующий конкурс для вас. Командам предстоит сочинить математические стихи, используя предложенные рифмы.
Рифмы (Приложение 6, слайд 14) :
Поэты - секреты,
Цифры - ответы,
Математика - акробатика,
Урок – впрок.
8 конкурс "Шифровка" (Максимальная оценка - 5 баллов, время на выполнение задания - 3 минуты).
Каждой команде предстоит расшифровать послание. Если командам удастся это сделать, то мы узнаем, что сказал великий русский ученый М.В.Ломоносов о математике.
Шифровка (Приложение 7, слайды 15, 16)
Прочтите при помощи ключа зашифрованный текст.
Итак, что же что сказал великий русский ученый М.В.Ломоносов о математике? (ответы детей).
А сказал он следующее: «Химия – правая рука физики, математика – ее глаз…».
9 конкурс "Науки юношей питают…".
(слайд 17). Ведущий: Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии.
Перечислите науки, в становление и развитие которых внес свой вклад М.В.Ломоносов (Максимальная оценка - 5 баллов, время на выполнение задания - 3 минуты).
Описание наук (Приложение 8, слайды 18,19)
Ведущий (историческая справка): «Итак, Ломоносов внес огромный вклад в становление и развитие следующих наук:
· химия
· физика
· астрономия
· литература
· геология
· история
· экономика
· метеорология
· минералогия
· мозаичное искусство»
Рефлексия (слайд 20). Наш математический поединок, посвященный М.В.Ломоносову, подошел к концу. Давайте попробуем продолжить фразы:
Мы узнали….
Нам показалось интересным…
Нам захотелось…
Мы испытали трудности….
Мы не знали, а теперь знаем…
Слово для подведения итогов и награждения предоставляется жюри.
Подведение итогов и награждение победителей.
Грамота (Приложение 9).
Ведущий: «Мы поздравляем всех участников игры и желаем вам успехов в изучении различных наук. Будьте любознательными, умными, талантливыми и жизнерадостными, как наш великий земляк Михаил Васильевич Ломоносов. Будьте лучшими!»
Домашнее задание:
Предлагаю ответить на вопросы викторины «Творец отечественной науки» (Приложение 10)
Просмотр содержимого документа
«Математический поединок (конспект занятия)»
Математический поединок, посвященный жизнедеятельности великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова
«Биография Ломоносова в цифрах и фактах»
Пояснительная записка к факультативному занятию |
Автор: | Менгазиева Людмила Николаевна, учитель математики |
Направление: | Естественно-научное |
Тема, класс: | Биография Ломоносова в цифрах и фактах, 5 класс |
Тип занятия (урока): Форма занятия: | Урок обобщения и систематизации знаний
Математический поединок |
Характеристика класса | Общеобразовательный класс со средним или выше среднего уровнем обученности |
Цель: формирование у подрастающего поколения социально-значимых ценностей, взглядов и убеждений; воспитание уважительного отношения у обучающихся к своей малой родине, ее истории и культуре; развитие креативности обучающихся, познавательного интереса к предмету. Задачи: систематизировать умения учебно-познавательной деятельности; показать взаимосвязь математики с другими предметами; воспитывать активность, любознательность, внимание; повторить действия с натуральными числами, закрепить знание математических терминов, умение решать уравнения; развивать навыки сотрудничества в команде, используя групповые и парные формы работы; обобщить знания о М.В. Ломоносове, великом ученом, открыть для себя новые факты из биографии ученого |
Методы: | Проблемно - поисковый |
Оборудование: | Мультимедийный проектор, экран; презентация; карточки с заданиями |
Формы работы: | самостоятельная, индивидуальная, работа в парах, фронтальная работа, групповая работа |
Организация учебной деятельности в современной школе в рамках внедрения новых государственных стандартов предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся. Реализация такого подхода возможна при внедрении в учебный процесс альтернативных форм обучения.
Одна из таких форм легла в основу представленного занятия факультатива «Математическая мозаика», который ведется в 5 классе в рамках внеурочной деятельности по предмету «Математика». Тема занятия «Биография Ломоносова в цифрах и фактах». Занятие проходит в форме математического поединка.
Представленное занятие состоит из девяти основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс. Обучающиеся на протяжении занятия включаются в активный поиск, обобщают знания о М.В. Ломоносове, великом ученом, и открывают новые факты из его биографии.
Данное занятие способствует формированию следующих результатов обучения:
личностных: готовность и способность обучающегося вести диалог с другими учениками, умение продуктивно взаимодействовать в процессе совместной деятельности в группе, в паре; развитие чувства ответственности за полученный результат;
метапредметных: умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации;
предметных: приобретение навыка решения нестандартных задач по теме «Действия с натуральными числами».
Ход поединка.
Вступительное слово ведущего.
Ведущий: «Здравствуйте, уважаемые пятиклассники!
Наше факультативное занятие посвящено великому ученому, имя которого вам известно. Знаменитая фраза, которую произнес этот великий ученый: «Через учение счастливы будете!» - послужит девизом нашего занятия. О каком ученом идет речь? (о Михаиле Васильевиче Ломоносове) (слайд 1).
Наше занятие будет проходить в форме математического поединка. В ходе поединка мы повторим действия с натуральными числами, проверим знание математических терминов и умение решать уравнения. Но главное – мы познакомимся с интересными биографическими фактами из жизни великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова.
Сегодня оценивать вашу деятельность на протяжении всего занятия будет строгое и компетентное жюри, в составе которого – ученики 8А класса».
Правила поединка.
Класс делится на команды (4-6 человек). Каждая команда получает задание, выполняет его за отведенное время и предоставляет решение жюри. Каждое задание оценивается в баллах. Баллы заносятся в оценочный лист (Приложение: оценочный лист)
Ведущий: «С жюри мы познакомились, правила игры знаем. Пришло время
познакомиться с командами»
(Представление команд)
Вспомним правила работы в команде:
1. Доброжелательная и открытая атмосфера в команде.
2. Участвуя в работе команды, мы можем свободно проявлять свои эмоции, но не причинять вреда другим участникам.
3. Мы выслушиваем и уважаем чужие мысли, идеи, чувства.
4. Мы начинаем речь словом "Я считаю…", "Я думаю…".
5. Мы избегаем оценочных суждений в отношении всех участников
команды.
6. Мы внимательно слушаем, когда говорят другие.
7. Мы не перебиваем собеседника, дослушиваем его до конца.
8. Мы строго следим за временем выполнения задания.
Итак, начинаем поединок!
1 конкурс "Отгадайте кроссворд". (Максимальная оценка - 9 баллов, время на выполнение задания - 4 минуты).
Кроссворд (Приложение 1, слайды 2,3)
| | 1. | м | и | л | л | и | м | е | т | р | | | |
| | | | | 2. | о | т | р | е | з | о | к | | |
| | | | | 3. | м | и | н | у | с | | | | |
| | | 4. | с | л | о | ж | е | н | и | е | | | |
| | 5. | е | д | и | н | и | ц | а | | | | | |
6. | д | е | л | и | м | о | е | | | | | | | |
7. | р | а | з | н | о | с | т | ь | | | | | | |
8. | т | р | е | у | г | о | л | ь | н | и | к | | | |
| | | | 9. | е | в | к | л | и | д | | | | |
Единица измерения длины.
Часть прямой, соединяющая две точки.
Знак математического действия.
Арифметическое действие
Наименьшее натуральное число
Число, которое делится без остатка на данное число.
Результат вычитания.
Геометрическая фигура.
Греческий математик.
2 конкурс "Вычислите". (Максимальная оценка - 3 балла, время на выполнение задания - 3 минуты).
Цепочки (Приложение 2, слайд 4)
Решить цепочки и найти сумму ответов. Что означает это число? (за правильный ответ – дополнительный балл)
303 года – столько лет исполнилось в 2014 году Ломоносову со дня его рождения
3 конкурс "Решите уравнения". (Максимальная оценка – 5 баллов, время на выполнение задания – 5 минут).
Уравнения (Приложение 3, слайд 5)
Из получившихся ответов необходимо сложить некоторое число. Что оно означает? (за правильный ответ – дополнительный балл)
1; 9; 11; 17; 11 19.11.1711 – дата рождения Ломоносова
Ведущий (историческая справка): «Действительно, Ломоносов родился в с. Мишанинском Архангельской губернии в крестьянской довольно зажиточной семье 19 ноября 1711 года (слайд 6)
Уже с детства М. В. Ломоносов начал тяжёлую трудовую жизнь. Десятилетним мальчиком он сопровождал отца в его далёких и опасных путешествиях. На отцовском Галиоте «Чайка» побывал маленький Ломоносов на Двине, в Белом море, в Северном Ледовитом океане. Всё увиденное мальчиком вызывало необычную в ребёнке его лет жажду знаний. Возвращаясь из плавания, Ломоносов брался за книги. Рано научившись читать, он вскоре знал наизусть те немногие книги, которые смог достать. Такие книги, как «Славянская грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого открыли мальчику неизвестный до тех пор мир-мир знаний. Большое влияние на юного Ломоносова оказала «Арифметика», которая являлась энциклопедией тех времен».
4 конкурс "Вставьте пропущенные цифры". (Максимальная оценка –3балла, время на выполнение задания - 2 минуты).
Арифметический ребус (Приложение 4, слайд 7)
Каждая команда получает арифметический ребус - пример, в котором некоторые цифры пропущены. Поставлена задача – их восстановить.
**98 1798
*5 85
–––– _______
89** 8990
**3*4 14384
–––––– ______
***8** 152830
Возьмите две первые цифры первого числа и две последние цифры последнего числа. Что означает дата, составленная из этих цифр?
1730 год – в этом году Ломоносов отправляется пешком в Москву (слайд 8).
Ведущий (историческая справка): «1730 год - в этом году Ломоносов пешком вместе с рыбным обозом отправляется в Москву. Страсть к знаниям и тяжелая обстановка в семье (отец к тому времени дважды овдовел, и третья жена враждебно относилась к пасынку) заставили Ломоносова оставить родной дом и отправиться учиться.
Из деревни в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда все в доме спали, Ломоносов, надев на себя две рубахи, тулуп и, взяв подаренные книги «Грамматику» и «Арифметику», отправился вдогонку за караваном».
5 конкурс «Решите задачу»
Как учился Ломоносов? Ответить на этот вопрос нам поможет задача:
(Максимальная оценка –3 балла, время на выполнение задания - 3 минуты).
Задача (Приложение 5, слайды 9,10):
«Во время учёбы в университете М.В.Ломоносов половину времени каждых суток учился, третью часть работал, шестую часть спал. А остальное время он посвящал отдыху. Сколько часов в сутки отдыхал Ломоносов? (кроме сна)»
Ответ: Ломоносов не отдыхал.
(слайд 11) Ведущий (историческая справка): «Усложнялась студенческая жизнь ещё и мизерной стипендией, которую платили в то время. О чём он писал позже:
«Имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь, и на другие нужды. Таким образом я жил пять лет, но наук не оставил».
6 конкурс "Составление мозаичных полотен" (Максимальная оценка – 2 балла за каждый собранный рисунок, время на выполнение задания 3 минуты).
(слайд 12) Ведущий (историческая справка): «В середине 40-х годов внимание учёного привлекло древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов картины и портреты. В 1753 году была построена первая фабрика для производства мозаик из стекла. Таким образом Ломоносов возродил утраченное древнерусское искусство мозаики и одновременно создал собственную технику мозаичного набора. К сожалению, из 60-ти мозаик, созданных Ломоносовым, до наших времён дошли лишь 24.
В 2011 году состоялось празднование 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова. В честь этого события и был создан единственный мозаичный портрет великого русского художника и просветителя. При создании этого портрета были использованы эмалевые пластины, покрытые цветной горячей ювелирной эмалью. Каждая пластина подвергалась обжигу, как отдельное ювелирное изделие».
Всем известно, что наш земляк является основателем мозаичного искусства в России. Перед нами мозаичный портрет Петра Ι работы мастерской М.В. Ломоносова.
И мы предлагаем командам выполнить мозаичные полотна. Обучающиеся в парах собирают из геометрических фигур различные творческие рисунки.
(Можно использовать игру ТАНГРАМ, либо разрезные пазлы)
7 конкурс "Стихотворный" (Максимальная оценка - 5 баллов, время на выполнение задания - 3 минуты).
Ведущий (историческая справка): «Михаил Васильевич Ломоносов - не только основатель мозаичного искусства в России, но и поэт. Он писал стихи и оды.
Вот одна из них (слайд 13).
"О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать".
Может быть, и среди членов наших команд есть поэты? Следующий конкурс для вас. Командам предстоит сочинить математические стихи, используя предложенные рифмы.
Рифмы (Приложение 6, слайд 14) :
Поэты - секреты,
Цифры - ответы,
Математика - акробатика,
Урок – впрок.
8 конкурс "Шифровка" (Максимальная оценка - 5 баллов, время на выполнение задания - 3 минуты).
Каждой команде предстоит расшифровать послание. Если командам удастся это сделать, то мы узнаем, что сказал великий русский ученый М.В.Ломоносов о математике.
Шифровка (Приложение 7, слайды 15, 16)
Прочтите при помощи ключа зашифрованный текст.
1 | а | в | г | е | з | |
2 | и | к | л | м | п | р |
3 | т | у | ф | х | я | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3-4 | 2-1 | 2-4 | 2-1 | 3-5 | | | | | |
2-5 | 2-6 | 1-1 | 1-2 | 1-1 | 3-5 | | | | |
2-6 | 3-2 | 2-2 | 1-1 | | | | | | |
3-3 | 2-1 | 1-5 | 2-1 | 2-2 | 2-1 | | | | |
2-4 | 3-1 | 3-1 | 1-4 | 2-4 | 1-1 | 3-1 | 2-1 | 2-2 | 1-1 |
1-4 | 1-4 | | | | | | | | |
1-3 | 2-3 | 1-1 | 1-5 | | | | | | |
Итак, что же что сказал великий русский ученый М.В.Ломоносов о математике? (ответы детей).
А сказал он следующее: «Химия – правая рука физики, математика – ее глаз…».
9 конкурс "Науки юношей питают…".
(слайд 17). Ведущий: Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии.
Перечислите науки, в становление и развитие которых внес свой вклад М.В.Ломоносов (Максимальная оценка - 5 баллов, время на выполнение задания - 3 минуты).
Описание наук (Приложение 8, слайды 18,19)
Ведущий (историческая справка): «Итак, Ломоносов внес огромный вклад в становление и развитие следующих наук:
химия
физика
астрономия
литература
геология
история
экономика
метеорология
минералогия
мозаичное искусство»
Рефлексия (слайд 20). Наш математический поединок, посвященный М.В.Ломоносову, подошел к концу. Давайте попробуем продолжить фразы:
Мы узнали….
Нам показалось интересным…
Нам захотелось…
Мы испытали трудности….
Мы не знали, а теперь знаем…
Слово для подведения итогов и награждения предоставляется жюри.
Подведение итогов и награждение победителей.
Грамота (Приложение 9).
Ведущий: «Мы поздравляем всех участников игры и желаем вам успехов в изучении различных наук. Будьте любознательными, умными, талантливыми и жизнерадостными, как наш великий земляк Михаил Васильевич Ломоносов. Будьте лучшими!»
Домашнее задание:
Предлагаю ответить на вопросы викторины «Творец отечественной науки» (Приложение 10)
10