kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект факультативного занятия "Биография Ломоносова в цифрах и фактах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математический поединок, посвященный жизнедеятельности великого ученого  Михаила Васильевича Ломоносова

«Биография Ломоносова в цифрах и фактах»

Ход поединка.

Вступительное слово ведущего.

Ведущий: «Здравствуйте, уважаемые пятиклассники!

Наше факультативное занятие посвящено великому ученому, имя которого вам известно. Знаменитая фраза, которую произнес этот великий ученый: «Через учение счастливы будете!» - послужит девизом нашего занятия.   О каком ученом идет речь? (о Михаиле Васильевиче Ломоносове) (слайд 1).

Наше занятие будет проходить в форме математического поединка. В ходе поединка мы повторим действия с натуральными числами, проверим знание математических терминов и умение решать уравнения. Но главное – мы познакомимся с интересными биографическими фактами из жизни великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова.

Сегодня оценивать вашу деятельность на протяжении всего занятия будет строгое и компетентное жюри, в составе которого – ученики 8А класса».

Правила поединка.

Класс делится на команды (4-6 человек). Каждая команда получает задание, выполняет его за отведенное время и предоставляет решение жюри. Каждое задание оценивается в баллах. Баллы заносятся в оценочный лист (Приложение: оценочный лист)

Ведущий: «С жюри мы познакомились, правила игры знаем. Пришло время

познакомиться с командами»

(Представление команд)

Вспомним правила работы в команде:

1. Доброжелательная и открытая атмосфера в команде.

2. Участвуя в работе команды, мы можем свободно проявлять свои    эмоции, но не причинять вреда другим участникам.

3. Мы выслушиваем и уважаем чужие мысли, идеи, чувства.

4. Мы начинаем речь словом "Я считаю…", "Я думаю…".

5. Мы избегаем оценочных суждений в отношении всех участников

команды.

6. Мы внимательно слушаем, когда говорят другие.

7. Мы не перебиваем собеседника, дослушиваем его до конца.

8. Мы строго следим за временем выполнения задания.

Итак, начинаем поединок!

1 конкурс "Отгадайте кроссворд". (Максимальная оценка - 9 баллов, время на выполнение задания - 4 минуты).

Кроссворд  (Приложение 1, слайды 2,3)

1.     Единица измерения длины.

2.     Часть прямой, соединяющая две точки.

3.     Знак математического действия.

4.     Арифметическое действие

5.     Наименьшее натуральное число

6.     Число, которое делится без остатка на данное число.

7.     Результат вычитания.

8.     Геометрическая фигура.

9.     Греческий математик.

2 конкурс "Вычислите". (Максимальная оценка - 3 балла, время на выполнение задания - 3 минуты).

Цепочки (Приложение 2, слайд 4)

Решить цепочки и найти сумму ответов. Что означает это число? (за правильный ответ – дополнительный балл)

303 года – столько лет исполнилось в 2014 году Ломоносову со дня его рождения

3  конкурс "Решите  уравнения". (Максимальная оценка – 5 баллов, время на выполнение задания – 5 минут).

Уравнения  (Приложение 3, слайд 5)

Из получившихся ответов необходимо сложить некоторое число. Что оно означает? (за правильный ответ – дополнительный балл)

1; 9; 11; 17; 11    19.11.1711 – дата рождения Ломоносова

Ведущий (историческая справка): «Действительно, Ломоносов родился в с. Мишанинском  Архангельской губернии в крестьянской довольно зажиточной семье 19 ноября 1711 года (слайд 6)

Уже с детства М. В. Ломоносов начал тяжёлую трудовую жизнь. Десятилетним мальчиком он сопровождал отца в его далёких и опасных путешествиях. На отцовском Галиоте   «Чайка» побывал маленький Ломоносов на Двине, в Белом море, в Северном Ледовитом океане. Всё увиденное мальчиком вызывало необычную в ребёнке его лет жажду знаний. Возвращаясь из плавания, Ломоносов брался за книги. Рано научившись читать, он вскоре знал наизусть те немногие книги, которые смог достать. Такие книги, как «Славянская грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого открыли мальчику неизвестный до тех пор мир-мир знаний. Большое влияние на юного Ломоносова оказала «Арифметика», которая являлась энциклопедией тех времен».

4  конкурс "Вставьте пропущенные цифры". (Максимальная оценка  –3балла, время на выполнение задания - 2 минуты).

Арифметический ребус (Приложение 4, слайд 7)

Каждая команда получает арифметический ребус - пример, в котором некоторые цифры пропущены. Поставлена задача – их восстановить.

Возьмите две первые цифры первого числа и две последние цифры последнего числа. Что означает дата, составленная из этих цифр?

1730 год – в этом году Ломоносов отправляется пешком в Москву (слайд 8).

Ведущий (историческая справка): «1730 год - в этом году Ломоносов пешком вместе с рыбным обозом отправляется в Москву. Страсть к знаниям и тяжелая обстановка в семье (отец к тому времени дважды овдовел, и третья жена враждебно относилась к пасынку) заставили Ломоносова оставить родной дом и отправиться учиться.

Из деревни в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда все в доме спали, Ломоносов, надев на себя две рубахи, тулуп  и,  взяв подаренные книги «Грамматику» и «Арифметику»,  отправился вдогонку за караваном».

5 конкурс «Решите задачу»

Как учился Ломоносов? Ответить на этот вопрос нам поможет задача:

(Максимальная оценка  –3 балла, время на выполнение задания - 3 минуты).

Задача (Приложение 5, слайды 9,10):

«Во время учёбы в университете М.В.Ломоносов половину времени каждых суток учился, третью часть работал, шестую часть спал. А остальное время он посвящал отдыху. Сколько часов в сутки отдыхал Ломоносов? (кроме сна)»

Ответ: Ломоносов не отдыхал.

(слайд 11) Ведущий (историческая справка): «Усложнялась студенческая жизнь ещё и мизерной стипендией, которую платили в то время.  О чём он писал позже:

«Имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь, и на другие нужды. Таким образом я жил пять лет, но наук не оставил».

6 конкурс "Составление мозаичных полотен" (Максимальная оценка – 2 балла за каждый собранный рисунок, время на выполнение задания 3 минуты).

(слайд 12) Ведущий (историческая справка): «В середине 40-х годов внимание учёного привлекло древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов картины и портреты. В 1753 году была построена первая фабрика для производства мозаик из стекла. Таким образом Ломоносов возродил утраченное древнерусское искусство мозаики и одновременно создал собственную технику мозаичного набора. К сожалению, из 60-ти мозаик, созданных Ломоносовым, до наших времён дошли лишь 24.

В 2011 году состоялось празднование 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова. В честь этого события и был создан единственный мозаичный портрет великого русского художника и просветителя. При создании этого портрета были использованы эмалевые пластины, покрытые цветной горячей ювелирной эмалью. Каждая пластина подвергалась обжигу, как отдельное ювелирное изделие».

Всем известно, что наш земляк является основателем мозаичного искусства в России. Перед нами мозаичный портрет Петра Ι работы мастерской М.В. Ломоносова.

И мы предлагаем командам выполнить мозаичные полотна. Обучающиеся в парах собирают из геометрических фигур различные творческие рисунки.

(Можно использовать игру ТАНГРАМ, либо разрезные пазлы)

7  конкурс "Стихотворный"  (Максимальная оценка - 5 баллов, время на выполнение задания - 3 минуты).

Ведущий (историческая справка): «Михаил Васильевич Ломоносов - не только основатель мозаичного искусства в России, но и поэт. Он писал стихи и оды.

Вот одна из них (слайд 13).

"О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать".

Может быть, и среди членов наших команд есть поэты? Следующий конкурс для вас. Командам предстоит сочинить математические стихи, используя предложенные рифмы.

Рифмы (Приложение 6, слайд 14) :

Поэты - секреты,

Цифры - ответы,

Математика - акробатика,

Урок – впрок.

8 конкурс "Шифровка" (Максимальная оценка - 5 баллов, время на выполнение задания - 3 минуты).

Каждой команде предстоит расшифровать послание. Если командам удастся это сделать, то мы узнаем, что сказал великий русский ученый М.В.Ломоносов о математике.

Шифровка (Приложение 7, слайды 15, 16)

Прочтите при помощи ключа зашифрованный текст.

Итак, что же что сказал великий русский ученый М.В.Ломоносов о математике? (ответы детей).

А сказал он следующее: «Химия – правая рука физики, математика – ее глаз…».

9 конкурс "Науки юношей питают…".

(слайд 17). Ведущий: Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии.

Перечислите науки, в становление и развитие которых внес свой вклад М.В.Ломоносов (Максимальная оценка - 5 баллов, время на выполнение задания - 3 минуты).

Описание наук (Приложение 8, слайды 18,19)

Ведущий (историческая справка): «Итак, Ломоносов внес огромный вклад в становление и развитие следующих наук:

·        химия

·        физика

·        астрономия

·        литература

·        геология

·        история

·        экономика

·        метеорология

·        минералогия

·        мозаичное искусство»

Рефлексия (слайд 20). Наш математический поединок, посвященный М.В.Ломоносову, подошел к концу. Давайте попробуем продолжить фразы:

Мы узнали….

Нам показалось интересным…

Нам захотелось…

Мы испытали трудности….

Мы не знали, а теперь знаем…

Слово для подведения итогов и награждения предоставляется жюри.

Подведение итогов и награждение победителей.

Грамота (Приложение 9).

Ведущий: «Мы поздравляем всех участников игры и желаем вам успехов в изучении различных наук. Будьте любознательными, умными, талантливыми и жизнерадостными, как наш великий земляк Михаил Васильевич Ломоносов. Будьте лучшими!»

Домашнее задание:

Предлагаю ответить на вопросы викторины «Творец отечественной науки» (Приложение 10)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Математический поединок (конспект занятия)»

Математический поединок, посвященный жизнедеятельности великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова

«Биография Ломоносова в цифрах и фактах»


Пояснительная записка к факультативному занятию


Автор:

Менгазиева Людмила Николаевна, учитель математики

Направление:

Естественно-научное

Тема, класс:

Биография Ломоносова в цифрах и фактах, 5 класс

Тип занятия (урока):

Форма занятия:

Урок обобщения и систематизации знаний



Математический поединок

Характеристика класса

Общеобразовательный класс со средним или выше среднего уровнем обученности

Цель: формирование у подрастающего поколения социально-значимых ценностей, взглядов и убеждений; воспитание уважительного отношения у обучающихся к своей малой родине, ее истории и культуре; развитие креативности обучающихся, познавательного интереса к предмету.

Задачи:

  • систематизировать умения учебно-познавательной деятельности;

  • показать взаимосвязь математики с другими предметами;

  • воспитывать активность, любознательность, внимание;

  • повторить действия с натуральными числами, закрепить знание математических терминов, умение решать уравнения;

  • развивать навыки сотрудничества в команде, используя групповые и парные формы работы;

  • обобщить знания о М.В. Ломоносове, великом ученом, открыть для себя новые факты из биографии ученого


Методы:

Проблемно - поисковый

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран; презентация; карточки с заданиями

Формы работы:

самостоятельная, индивидуальная, работа в парах, фронтальная работа, групповая работа


Организация учебной деятельности в современной школе в рамках внедрения новых государственных стандартов предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся. Реализация такого подхода возможна при внедрении в учебный процесс альтернативных форм обучения.

Одна из таких форм легла в основу представленного занятия факультатива «Математическая мозаика», который ведется в 5 классе в рамках внеурочной деятельности по предмету «Математика». Тема занятия «Биография Ломоносова в цифрах и фактах». Занятие проходит в форме математического поединка.

Представленное занятие состоит из девяти основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс. Обучающиеся на протяжении занятия включаются в активный поиск, обобщают знания о М.В. Ломоносове, великом ученом, и открывают новые факты из его биографии.

Данное занятие способствует формированию следующих результатов обучения:

личностных: готовность и способность обучающегося вести диалог с другими учениками, умение продуктивно взаимодействовать в процессе совместной деятельности в группе, в паре; развитие чувства ответственности за полученный результат;

метапредметных: умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации;

предметных: приобретение навыка решения нестандартных задач по теме «Действия с натуральными числами».


Ход поединка.


Вступительное слово ведущего.

Ведущий: «Здравствуйте, уважаемые пятиклассники!

Наше факультативное занятие посвящено великому ученому, имя которого вам известно. Знаменитая фраза, которую произнес этот великий ученый: «Через учение счастливы будете!» - послужит девизом нашего занятия. О каком ученом идет речь? (о Михаиле Васильевиче Ломоносове) (слайд 1).

Наше занятие будет проходить в форме математического поединка. В ходе поединка мы повторим действия с натуральными числами, проверим знание математических терминов и умение решать уравнения. Но главное – мы познакомимся с интересными биографическими фактами из жизни великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова.

Сегодня оценивать вашу деятельность на протяжении всего занятия будет строгое и компетентное жюри, в составе которого – ученики 8А класса».


Правила поединка.

Класс делится на команды (4-6 человек). Каждая команда получает задание, выполняет его за отведенное время и предоставляет решение жюри. Каждое задание оценивается в баллах. Баллы заносятся в оценочный лист (Приложение: оценочный лист)


Ведущий: «С жюри мы познакомились, правила игры знаем. Пришло время

познакомиться с командами»

(Представление команд)


Вспомним правила работы в команде:

1. Доброжелательная и открытая атмосфера в команде.

2. Участвуя в работе команды, мы можем свободно проявлять свои эмоции, но не причинять вреда другим участникам.

3. Мы выслушиваем и уважаем чужие мысли, идеи, чувства.

4. Мы начинаем речь словом "Я считаю…", "Я думаю…".

5. Мы избегаем оценочных суждений в отношении всех участников

команды.

6. Мы внимательно слушаем, когда говорят другие.

7. Мы не перебиваем собеседника, дослушиваем его до конца.

8. Мы строго следим за временем выполнения задания.


Итак, начинаем поединок!


1 конкурс "Отгадайте кроссворд". (Максимальная оценка - 9 баллов, время на выполнение задания - 4 минуты).


Кроссворд (Приложение 1, слайды 2,3)




1.

м

и

л

л

и

м

е

т

р









2.

о

т

р

е

з

о

к








3.

м

и

н

у

с








4.

с

л

о

ж

е

н

и

е






5.

е

д

и

н

и

ц

а






6.

д

е

л

и

м

о

е








7.

р

а

з

н

о

с

т

ь







8.

т

р

е

у

г

о

л

ь

н

и

к








9.

е

в

к

л

и

д






  1. Единица измерения длины.

  2. Часть прямой, соединяющая две точки.

  3. Знак математического действия.

  4. Арифметическое действие

  5. Наименьшее натуральное число

  6. Число, которое делится без остатка на данное число.

  7. Результат вычитания.

  8. Геометрическая фигура.

  9. Греческий математик.


2 конкурс "Вычислите". (Максимальная оценка - 3 балла, время на выполнение задания - 3 минуты).


Цепочки (Приложение 2, слайд 4)

Решить цепочки и найти сумму ответов. Что означает это число? (за правильный ответ – дополнительный балл)

303 года – столько лет исполнилось в 2014 году Ломоносову со дня его рождения


3 конкурс "Решите уравнения". (Максимальная оценка – 5 баллов, время на выполнение задания – 5 минут).


Уравнения (Приложение 3, слайд 5)

Из получившихся ответов необходимо сложить некоторое число. Что оно означает? (за правильный ответ – дополнительный балл)


1; 9; 11; 17; 11 19.11.1711 – дата рождения Ломоносова


Ведущий (историческая справка): «Действительно, Ломоносов родился в с. Мишанинском Архангельской губернии в крестьянской довольно зажиточной семье 19 ноября 1711 года (слайд 6)

Уже с детства М. В. Ломоносов начал тяжёлую трудовую жизнь. Десятилетним мальчиком он сопровождал отца в его далёких и опасных путешествиях. На отцовском Галиоте «Чайка» побывал маленький Ломоносов на Двине, в Белом море, в Северном Ледовитом океане. Всё увиденное мальчиком вызывало необычную в ребёнке его лет жажду знаний. Возвращаясь из плавания, Ломоносов брался за книги. Рано научившись читать, он вскоре знал наизусть те немногие книги, которые смог достать. Такие книги, как «Славянская грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого открыли мальчику неизвестный до тех пор мир-мир знаний. Большое влияние на юного Ломоносова оказала «Арифметика», которая являлась энциклопедией тех времен».


4 конкурс "Вставьте пропущенные цифры". (Максимальная оценка –3балла, время на выполнение задания - 2 минуты).


Арифметический ребус (Приложение 4, слайд 7)


Каждая команда получает арифметический ребус - пример, в котором некоторые цифры пропущены. Поставлена задача – их восстановить.


**98 1798

*5 85

–––– _______

89** 8990

**3*4 14384

–––––– ______

***8** 152830


Возьмите две первые цифры первого числа и две последние цифры последнего числа. Что означает дата, составленная из этих цифр?

1730 год – в этом году Ломоносов отправляется пешком в Москву (слайд 8).

Ведущий (историческая справка): «1730 год - в этом году Ломоносов пешком вместе с рыбным обозом отправляется в Москву. Страсть к знаниям и тяжелая обстановка в семье (отец к тому времени дважды овдовел, и третья жена враждебно относилась к пасынку) заставили Ломоносова оставить родной дом и отправиться учиться.

Из деревни в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда все в доме спали, Ломоносов, надев на себя две рубахи, тулуп и, взяв подаренные книги «Грамматику» и «Арифметику», отправился вдогонку за караваном».


5 конкурс «Решите задачу»

Как учился Ломоносов? Ответить на этот вопрос нам поможет задача:

(Максимальная оценка –3 балла, время на выполнение задания - 3 минуты).


Задача (Приложение 5, слайды 9,10):

«Во время учёбы в университете М.В.Ломоносов половину времени каждых суток учился, третью часть работал, шестую часть спал. А остальное время он посвящал отдыху. Сколько часов в сутки отдыхал Ломоносов? (кроме сна)»

Ответ: Ломоносов не отдыхал.


(слайд 11) Ведущий (историческая справка): «Усложнялась студенческая жизнь ещё и мизерной стипендией, которую платили в то время. О чём он писал позже:

«Имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь, и на другие нужды. Таким образом я жил пять лет, но наук не оставил».


6 конкурс "Составление мозаичных полотен" (Максимальная оценка – 2 балла за каждый собранный рисунок, время на выполнение задания 3 минуты).

(слайд 12) Ведущий (историческая справка): «В середине 40-х годов внимание учёного привлекло древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов картины и портреты. В 1753 году была построена первая фабрика для производства мозаик из стекла. Таким образом Ломоносов возродил утраченное древнерусское искусство мозаики и одновременно создал собственную технику мозаичного набора. К сожалению, из 60-ти мозаик, созданных Ломоносовым, до наших времён дошли лишь 24.

В 2011 году состоялось празднование 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова. В честь этого события и был создан единственный мозаичный портрет великого русского художника и просветителя. При создании этого портрета были использованы эмалевые пластины, покрытые цветной горячей ювелирной эмалью. Каждая пластина подвергалась обжигу, как отдельное ювелирное изделие».

Всем известно, что наш земляк является основателем мозаичного искусства в России. Перед нами мозаичный портрет Петра Ι работы мастерской М.В. Ломоносова.

И мы предлагаем командам выполнить мозаичные полотна. Обучающиеся в парах собирают из геометрических фигур различные творческие рисунки.

(Можно использовать игру ТАНГРАМ, либо разрезные пазлы)


7 конкурс "Стихотворный" (Максимальная оценка - 5 баллов, время на выполнение задания - 3 минуты).

Ведущий (историческая справка): «Михаил Васильевич Ломоносов - не только основатель мозаичного искусства в России, но и поэт. Он писал стихи и оды.

Вот одна из них (слайд 13).

"О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать".

Может быть, и среди членов наших команд есть поэты? Следующий конкурс для вас. Командам предстоит сочинить математические стихи, используя предложенные рифмы.


Рифмы (Приложение 6, слайд 14) :

Поэты - секреты,

Цифры - ответы,

Математика - акробатика,

Урок – впрок.


8 конкурс "Шифровка" (Максимальная оценка - 5 баллов, время на выполнение задания - 3 минуты).

Каждой команде предстоит расшифровать послание. Если командам удастся это сделать, то мы узнаем, что сказал великий русский ученый М.В.Ломоносов о математике.


Шифровка (Приложение 7, слайды 15, 16)

Прочтите при помощи ключа зашифрованный текст.

1

а

в

г

е

з


2

и

к

л

м

п

р

3

т

у

ф

х

я



1

2

3

4

5

6


3-4

2-1

2-4

2-1

3-5






2-5

2-6

1-1

1-2

1-1

3-5





2-6

3-2

2-2

1-1







3-3

2-1

1-5

2-1

2-2

2-1





2-4

3-1

3-1

1-4

2-4

1-1

3-1

2-1

2-2

1-1

1-4

1-4









1-3

2-3

1-1

1-5








Итак, что же что сказал великий русский ученый М.В.Ломоносов о математике? (ответы детей).

А сказал он следующее: «Химия – правая рука физики, математика – ее глаз…».


9 конкурс "Науки юношей питают…".

(слайд 17). Ведущий: Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии.

Перечислите науки, в становление и развитие которых внес свой вклад М.В.Ломоносов (Максимальная оценка - 5 баллов, время на выполнение задания - 3 минуты).


Описание наук (Приложение 8, слайды 18,19)

Ведущий (историческая справка): «Итак, Ломоносов внес огромный вклад в становление и развитие следующих наук:

  • химия

  • физика

  • астрономия

  • литература

  • геология

  • история

  • экономика

  • метеорология

  • минералогия

  • мозаичное искусство»



Рефлексия (слайд 20). Наш математический поединок, посвященный М.В.Ломоносову, подошел к концу. Давайте попробуем продолжить фразы:



Мы узнали….

Нам показалось интересным…

Нам захотелось…

Мы испытали трудности….

Мы не знали, а теперь знаем…


Слово для подведения итогов и награждения предоставляется жюри.

Подведение итогов и награждение победителей.

Грамота (Приложение 9).


Ведущий: «Мы поздравляем всех участников игры и желаем вам успехов в изучении различных наук. Будьте любознательными, умными, талантливыми и жизнерадостными, как наш великий земляк Михаил Васильевич Ломоносов. Будьте лучшими!»


Домашнее задание:

Предлагаю ответить на вопросы викторины «Творец отечественной науки» (Приложение 10)


10


Просмотр содержимого документа
«Оценочный лист»

Оценочный лист

Название команды_________________________________________

Название этапа

Максимальное количество баллов

Фактическое количество баллов

Дополнительные баллы

Отгадайте кроссворд

9



Вычислите

3



Решите уравнения

5



Вставьте пропущенные цифры

3



Решите задачу

3



Составление мозаичных полотен

2 балла за 1 собранный рисунок



Стихотворный

5



Шифровка

5



Науки юношей питают…

5



ИТОГО

40





Просмотр содержимого документа
«Приложение 1 кроссворд»



1.


















2.















3.













4.














5.













6.















7.















8.



















9.











Приложение 1







  1. Единица измерения длины

  2. Часть прямой, соединяющая две точки.

  3. Знак математического действия.

  4. Арифметическое действие

  5. Наименьшее натуральное число

  6. Число, которое делится без остатка на данное число.

  7. Результат вычитания

  8. Геометрическая фигура

  9. Греческий математик.







Просмотр содержимого документа
«Приложение 10 Викторина»

Викторина «Творец отечественной науки»

  1. Отец Ломоносова

  • Петр I

  • Офицер кавалерии

  • Крестьянин-помор

  1. За кого выдал себя Михаил Ломоносов, что бы поступить в Московскую славяно-греко-латинскую академию?

  • За другого человека

  • За иностранца

  • За дворянского сына

  1. Где родился Ломоносов?

  • Санкт-Петербург

  • Казань

  • Архангельская область

  1. Чему обучался Ломоносов в Марбургском университете?

  • Естественным и гуманитарным наукам

  • Мозаичному искусству

  • Музыке

  1. Какой из многочисленных талантов Ломоносова был особо ценим его современниками?

  • Поэтический

  • Музыкальный

  • Спортивный

  1. Какой из Московских университетов носит имя Ломоносова?

  • МГУ

  • РГГУ

  • РУДН

  1. Кто по предложению Ломоносова мог учиться в университете?

  • Только дворяне

  • Только крестьяне-поморы

  • Все лица, способные к наукам

  1. Главное сочинение Ломоносова по языку:

  • Письмо о правилах российского стихотворства

  • Российская грамматика

  • Краткое руководство к красноречию

  1. Кому принадлежат эти слова о Ломоносове: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник»?

  • Пушкину

  • Дантесу

  • Ленину

  1. Какая характеристика Ломоносова как ученого наиболее точно отражает его научную деятельность?

  • Физик-ядерщик

  • Методолог науки

  • Ученый-энциклопедист

  1. Место рождения Ломоносова находится примерно в 140 км от этого моря.

  • Баренцево

  • Белое

  • Черное

  1. Каким видом транспорта, согласно сложившейся легенде, юный Ломоносов добирался в Москву из своей родной деревни?

  • Пешком

  • На воздушном шаре

  • Верхом

  1. Как называется советский художественный фильм о Ломоносове?

  • Товарищ Ломоносов

  • Михайло Ломоносов

  • Холмогорский вундеркинд

  1. Что такое «Хребет Ломоносова»?

  • Подводный хребет в Северном Ледовитом океане

  • Фрагмент скелета Ломоносова

  • Горная вершина на Кавказе

  1. Где находится «кратер Ломоносова»?

  • В районе вулкана Этна

  • На Луне

  • На дне Индийского океана

Просмотр содержимого документа
«Приложение 2 цепочки»

Приложение 2




: 8 + 13 : 4 · 8

60

42

56



: 7 · 9 + 6 +103




+9 : 3 - 13 · 10





: 8 + 13 : 4 · 8

60

42

56



: 7 · 9 + 6 +103




+9 : 3 - 13 · 10





: 8 + 13 : 4 · 8

60

42

56



: 7 · 9 + 6 +103




+9 : 3 - 13 · 10


Просмотр содержимого документа
«Приложение 3 уравнения»

Приложение 3



Решите уравнения

  1. (х + 29) : 3 = 10

  2. 28 · х = 252

  3. 3а +4а = 77

  4. 8 · (х – 12) = 40

  5. 12m – 8m + 5 = 49

Решите уравнения

  1. (х + 29) : 3 = 10

  2. 28 · х = 252

  3. 3а +4а = 77

  4. 8 · (х – 12) = 40

  5. 12m – 8m + 5 = 49

Решите уравнения

  1. (х + 29) : 3 = 10

  2. 28 · х = 252

  3. 3а +4а = 77

  4. 8 · (х – 12) = 40

  5. 12m – 8m + 5 = 49

Решите уравнения

  1. (х + 29) : 3 = 10

  2. 28 · х = 252

  3. 3а +4а = 77

  4. 8 · (х – 12) = 40

  5. 12m – 8m + 5 = 49

Решите уравнения

  1. (х + 29) : 3 = 10

  2. 28 · х = 252

  3. 3а +4а = 77

  4. 8 · (х – 12) = 40

  5. 12m – 8m + 5 = 49



Просмотр содержимого документа
«Приложение 4 арифм. ребус»

Приложение 4


**98 Возьмите две первые цифры первого числа

*5 и две последние цифры последнего числа.

–––– Что означает дата,

89** составленная из этих цифр?

**3*4

––––––

***8**


**98 Возьмите две первые цифры первого числа

*5 и две последние цифры последнего числа.

–––– Что означает дата,

89** составленная из этих цифр?

**3*4

––––––

***8**


**98 Возьмите две первые цифры первого числа

*5 и две последние цифры последнего числа.

–––– Что означает дата,

89** составленная из этих цифр?

**3*4

––––––

***8**



**98 Возьмите две первые цифры первого числа

*5 и две последние цифры последнего числа.

–––– Что означает дата,

89** составленная из этих цифр?

**3*4

––––––

***8**


Просмотр содержимого документа
«Приложение 5 задача»


Приложение 5


«Во время учёбы в университете М.В.Ломоносов половину времени каждых суток учился, третью часть работал, шестую часть спал. А остальное время он посвящал отдыху. Сколько часов в сутки отдыхал Ломоносов? (кроме сна)»



«Во время учёбы в университете М.В.Ломоносов половину времени каждых суток учился, третью часть работал, шестую часть спал. А остальное время он посвящал отдыху. Сколько часов в сутки отдыхал Ломоносов? (кроме сна)»



«Во время учёбы в университете М.В.Ломоносов половину времени каждых суток учился, третью часть работал, шестую часть спал. А остальное время он посвящал отдыху. Сколько часов в сутки отдыхал Ломоносов? (кроме сна)»



«Во время учёбы в университете М.В.Ломоносов половину времени каждых суток учился, третью часть работал, шестую часть спал. А остальное время он посвящал отдыху. Сколько часов в сутки отдыхал Ломоносов? (кроме сна)»



«Во время учёбы в университете М.В.Ломоносов половину времени каждых суток учился, третью часть работал, шестую часть спал. А остальное время он посвящал отдыху. Сколько часов в сутки отдыхал Ломоносов? (кроме сна)»



«Во время учёбы в университете М.В.Ломоносов половину времени каждых суток учился, третью часть работал, шестую часть спал. А остальное время он посвящал отдыху. Сколько часов в сутки отдыхал Ломоносов? (кроме сна)»



Просмотр содержимого документа
«Приложение 6 рифмы»

Приложение 6


Поэты - секреты,

Цифры - ответы,

Математика - акробатика,

Урок – впрок.




Поэты - секреты,

Цифры - ответы,

Математика - акробатика,

Урок – впрок.





Поэты - секреты,

Цифры - ответы,

Математика - акробатика,

Урок – впрок.




Поэты - секреты,

Цифры - ответы,

Математика - акробатика,

Урок – впрок.




Поэты - секреты,

Цифры - ответы,

Математика - акробатика,

Урок – впрок.




Поэты - секреты,

Цифры - ответы,

Математика - акробатика,

Урок – впрок.


Просмотр содержимого презентации
«Презентация к занятию»

Математический поединок Биография Ломоносова в цифрах и фактах «Через учение счастливы будете…»

Математический поединок

Биография Ломоносова в цифрах и фактах

«Через учение счастливы будете…»

Кроссворд Единица измерения длины  Часть прямой, соединяющая две точки.  Знак математического действия .  Арифметическое действие .  Наименьшее натуральное число  Число, которое делится без остатка на данное число.  Результат вычитания.  Геометрическая фигура .  Греческий математик. 1           6   4     7 2 5   8           3                                                             9                                                                             Ответ

Кроссворд

  • Единица измерения длины
  • Часть прямой, соединяющая две точки.
  • Знак математического действия .
  • Арифметическое действие .
  • Наименьшее натуральное число
  • Число, которое делится без остатка на данное число.
  • Результат вычитания.
  • Геометрическая фигура .
  • Греческий математик.

1

 

 

 

 

 

6

 

4

 

 

7

2

5

 

8

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ

Ответы на кроссворд       1           м       и           6 л   д л 7 5 2 4 8 с р е е 3 о и д а т м   т л м л е р о з и и   и р м н е н   н ж е т   о о у и у е з р ц н 9 е г с   о с   т о е а и   к л   ь в   е   к   ь       л н       и и     к   д      

Ответы на кроссворд

 

 

 

1

 

 

 

 

 

м

 

 

 

и

 

 

 

 

 

6

л

 

д

л

7

5

2

4

8

с

р

е

е

3

о

и

д

а

т

м

 

т

л

м

л

е

р

о

з

и

и

 

и

р

м

н

е

н

 

н

ж

е

т

 

о

о

у

и

у

е

з

р

ц

н

9

е

г

с

 

о

с

 

т

о

е

а

и

 

к

л

 

ь

в

 

е

 

к

 

ь

 

 

 

л

н

 

 

 

и

и

 

 

к

 

д

 

 

 

Решите числовые цепочки +13 :8 · 8 :4 56 7 40 5 20 :7 +103 · 9 +6 42 163 6 54 60 · 10 -13 :3 +9 60 69 23 10 100 303 40+163+100=

Решите числовые цепочки

+13

:8

· 8

:4

56

7

40

5

20

:7

+103

· 9

+6

42

163

6

54

60

· 10

-13

:3

+9

60

69

23

10

100

303

40+163+100=

Уравнения 1. (х + 29) : 3 = 10 X= 1 X= 9 2. 28 · х = 252 3. 3а +4а = 77 а = 11 4. 8 · (х – 12) = 40 X= 17 5. 12 m – 8 m + 5 = 49 m= 11

Уравнения

1. (х + 29) : 3 = 10

X= 1

X= 9

2. 28 · х = 252

3. 3а +4а = 77

а = 11

4. 8 · (х – 12) = 40

X= 17

5. 12 m – 8 m + 5 = 49

m= 11

Детство Ломоносова (19.11.1711) Карта островов реки Северная Двина в районе Холмогор Место родины Ломоносова (с литографии середины 19 века) Вид города Архангельска

Детство Ломоносова (19.11.1711)

Карта островов реки Северная Двина в районе Холмогор

Место родины Ломоносова (с литографии середины 19 века)

Вид города Архангельска

Вставьте пропущенные цифры 7 1     * 1  *     * * 9 8 9 * * * 8 5 8 * * * * 8 * * * 8 9 0 3 4 4 0 3 5 2 1

Вставьте пропущенные цифры

7

1

 

 

*

*

 

 

*

*

9

8

9

*

*

*

8

5

8

*

*

*

*

8

*

*

*

8

9

0

3

4

4

0

3

5

2

1

Церковь славяно-греко-латинской Академии

Церковь славяно-греко-латинской Академии

Задача  Во время учёбы в университете М.В.Ломоносов половину(1/2) времени каждых суток учился, третью(1/3) часть работал, шестую(1/6) часть спал. А остальное время он посвящал отдыху. Сколько часов в сутки отдыхал Ломоносов(кроме сна)? Ответ

Задача

Во время учёбы в университете М.В.Ломоносов половину(1/2) времени каждых суток учился, третью(1/3) часть работал, шестую(1/6) часть спал. А остальное время он посвящал отдыху. Сколько часов в сутки отдыхал Ломоносов(кроме сна)?

Ответ

Ответ на задачу

Ответ на задачу

  • Михаил Васильевич Ломоносов вообще не отдыхал
Учеба Ломоносова в университете Московский университет (вид через реку Неглинку) Первое здание Московского университета у Воскресенских ворот

Учеба Ломоносова в университете

Московский университет (вид через реку Неглинку)

Первое здание Московского университета у Воскресенских ворот

Мозаичный портрет Петра Ι работы мастерской М.В. Ломоносова

Мозаичный портрет Петра Ι работы мастерской М.В. Ломоносова

Стихотворный конкурс О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободрены Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать

Стихотворный конкурс

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать".

М.В.Ломоносов

Поэт М.В.Ломоносов   Рифмы: Поэты - секреты, Цифры - ответы, Математика - акробатика, Урок – впрок.  «Полтавская баталия» Фрагмент. «Русский гренадер»

Поэт М.В.Ломоносов

Рифмы:

Поэты - секреты,

Цифры - ответы,

Математика - акробатика,

Урок – впрок.

«Полтавская баталия»

Фрагмент. «Русский гренадер»

Шифровка А а В С в и г т к   у е л 1 ф з м 2 х 3 п   я 4 р 5   6 С4 В5 В1 В6 В6 В4 А1 В1 С2 С3 В2 А2 В4 С5 В1 А4 А1 А1   С1 А5 А3   А4 С5 С1 В1 В2   А4   В3 А1 В4   В1 А5 А1   С1     В1 В2   А1

Шифровка

А

а

В

С

в

и

г

т

к

 

у

е

л

1

ф

з

м

2

х

3

п

 

я

4

р

5

 

6

С4

В5

В1

В6

В6

В4

А1

В1

С2

С3

В2

А2

В4

С5

В1

А4

А1

А1

 

С1

А5

А3

 

А4

С5

С1

В1

В2

 

А4

 

В3

А1

В4

 

В1

А5

А1

 

С1

 

 

В1

В2

 

А1

«Химия – правая рука физики, математика – ее глаз…»
  • «Химия – правая рука физики, математика – ее глаз…»
Науки юношей питают…

Науки юношей питают…

О какой науке идет речь?

О какой науке идет речь?

  • Наука о веществах, их свойствах, строении и превращениях
  • Наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем
  • Это наука о природе в самом общем смысле. Она изучает вещество (материю) и энергию, а также фундаментальные взаимодействия природы, управляющие движением материи
  • Землеописание. Ломоносов составил первый кадастр землепользования.
  • Наука, устанавливающая подлинность, истинность событий и фактов
  • В широком смысле совокупность любых словесных текстов
  • Изображение или узоры, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка, стекло, кость и др. материалы)
  • Наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов
М. В. Ломоносов Астрономия Математика Химия Физика История Мозаичное искусство Литература География

М. В.

Ломоносов

Астрономия

Математика

Химия

Физика

История

Мозаичное искусство

Литература

География

Рефлексия Мы узнали…. Нам показалось интересным… Нам захотелось… Мы испытали трудности…. Мы не знали, а теперь знаем…

Рефлексия

Мы узнали….

Нам показалось интересным…

Нам захотелось…

Мы испытали трудности….

Мы не знали, а теперь знаем…

Спасибо за участие!

Спасибо за участие!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект факультативного занятия "Биография Ломоносова в цифрах и фактах"

Автор: Менгазиева Людмила Николаевна

Дата: 29.03.2015

Номер свидетельства: 193400


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства